Личный Его Императорского Величества Принца Кирну четырех Золотых Знамен именной бомбовоз «Горный Орел»

12

— Самолет? — быстро спросил Максим, с надеждой глядя на принца-герцога.
— Да. «Горный Орел». Вам говорит что-нибудь это название? Нет, конечно… А вам, молодой человек? Тоже нет… Знаменитейший некогда бомбовоз, господа. Личный Его Императорского Высочества Принца Кирну Четырех Золотых Знамен Именной Бомбовоз «Горный Орел»… Солдат, помнится, наизусть заставляли зубрить… Рядовой такой-то! Проименуй личный бомбовоз его императорского высочества! И тот, бывало, именует…»

Личный Его Императорского Величества Принца Кирну четырех Золотых Знамен именной бомбовоз "Горный Орел"

Расставлю сразу все точки над «i» — меня совершенно не устраивает т.н. «энциклопедия Саракша», за авторством Лукьянова, широко известная в сети. С моей точки зрения, автор совершенно неверно понял описываемую в романе эпоху, вместо эстетики 1950-ых, попытавшись приблизить ее к Первой Мировой. Результат получился удручающим: факты совершенно не вяжутся у автора друг с другом, а развитие техники он, по незнанию, построил абсолютно неестественно.

Поэтому я решил написать собственные статьи о Саракше. Без «стальных королевств Улумберов» и прочих нелепиц.

Представляю статью о, наверное, самом известном (и спорном!) образчике технологий Саракша: ЕИВ личном бомбовозе «Горный Орел».

Содержание:

Е.И.В. ”Горный Орел”

Личный Его Императорского Величества Принца Кирну четырех Золотых Знамен именной бомбовоз "Горный Орел"

 

 

 

Разработка серии бомбовозов ”Горный Орел” (в системе обозначений Островной Империи – ”Птица Смерти”, в системе обозначения Национальной Республики Пандея – “дальний морской бомбовоз ТД-019”) была начата Континентальной Империей незадолго до мировой войны. Имперское военное ведомство желало создать дальний бомбардировщик, способный непосредственно с территории Материка наносить атомные и биологические удары по территории архипелагов Островной Империи.

Для реализации этой цели требовался бомбардировщик, с боевым радиусом действия не менее 8000 километров. Ничего подобного индустрия Саракша никогда еще не создавала: требования военных действий в пределах Материка были гораздо более скромными. Морская же авиация в первую очередь ассоциировалась с самолетами корабельного базирования. Идея трансокеанского тяжелого бомбардировщика была принципиально новой как в авиации так и в военном искусстве, и многие инженеры не без оснований сомневались в том, что подобный самолет вообще можно создать.

Разработка дальнего бомбовоза была начата на заводе Императорского Авиационного Концерна в Пандее. Ход работ по проекту курировался лично принцем Кирну, известным поклонником авиации.

Первый прототип самолета (под обозначением 00X) выкатили из сборочного ангара спустя четыре года после начала разработки. Эта машина была еще четырехмоторной. На испытаниях, прототип продемонстрировал впечатляющую дальность, но скоростные и высотные характеристики были сочтены неудовлетворительными. Только личная поддержка принца Кирну спасла проект от лишения статуса ”приоритетного”.

Лихорадочно пытаясь решить проблему, ИАК предложила установить на самолет два дополнительных двигателя. Чтобы не переделывать капитально конструкцию крыла, двигатели были смонтированы на подвесных пилонах под крылом. Самолет стал шестимоторным, общая мощность возросла почти на 40%. Правда, уменьшилась дальность (что в итоге удалось, впрочем, компенсировать применением подвесных топливных баков) и боевая нагрузка – но в условиях намечающейся атомной войны, последнее было сочтено неактуальным, и шестимоторному прототипу (обозначение 00Y) был дан в итоге ”зеленый свет”.

Первый серийный бомбардировщик, под заводским номером 01, покинул ворота сборочного ангара ровно за год до начала мировой войны. Грандиозная машина (к тому же активно ”раскручиваемая” имперской пропагандой) стала, своего рода, символом предвоенного могущества Континентальной Империи. После облетных и сдаточных испытаний, машина была официально принята в состав Личного Е.И.В. принца Кирну дальнебомбардировочного эскадрона – на тот момент, собственно, из нее же и состоявшего – и торжественно названа ”Горный Орел”. Традиция присваивать собственные, ”птичьи” имена дальним бомбовозам была установлена именно тогда и продолжалась вплоть до распада Континентальной Империи.

Конструкция

Личный Его Императорского Величества Принца Кирну четырех Золотых Знамен именной бомбовоз "Горный Орел"

Бомбовозы серии ”Горный Орел” были действительно эпохальным достижением авиационных технологий Материка. Предшествующее развитие военной авиации Саракша никогда не акцентировало внимание на дальности полета (исключая отдельные, рекордные самолеты), и машина, специально созданная для преодоления огромных расстояний с бомбовой нагрузкой была впечатляющим шагом вперед.

Корпус самолета был выполнен по схеме полумонококк из алюминиевых листов (покрытых серебристой краской, для защиты от вспышек ядерных взрывов). Фюзеляж имел сигарообразную форму с резким сужением к хвостовой части. Толщина обшивки колебалась от 0,8 до 1,8 мм.

В носовой части самолета располагалась двухъярусная герметичная кабина эллиптической формы, оснащенная системой подкачки забортного воздуха и отопления. Весь экипаж бомбовоза – нормативно, семь человек – размещался в носовой кабине. Для доступа в полете к бомболюку и хвостовым отсекам служил длинный негерметичный тоннель с перемещающейся в нем по полозьям тележкой.

В движение бомбовоз приводили шесть турбовинтовых двигателей DV-14, каждый мощностью около 5000 лошадиных сил. Четыре двигателя размещались в конструкции крыла, два – на пилонах под крылом. Турбовинтовые двигатели были выбраны из-за их высокой экономичности и хорошей освоенности промышленностью.

Необычное размещение моторов привело к необходимости создания очень высокого шасси. Носовая часть опиралась на две тележки, кормовая – на одну. Стойки шасси были гидравлическими, дважды складывающимися для лучшей уборки в фюзеляж. Интересной особенностью системы шасси были шины переменного диаметра: размер шин мог регулироваться накачкой воздуха от пневматической системы самолета. Такая система была установлена исходя из требования обеспечить возможность взлета/посадки с полевых аэродромов.

Максимальная скорость бомбардировщика составляла 510 километров в час, практический потолок – 8200 метров (до 10000 — баллистический). Скороподъемность составляла порядка 15 метров в секунду.

Полная боевая нагрузка равнялась 31000 кг (только на небольшую дальность). Нормативная бомбовая нагрузка на максимальную, впрочем, не превышала 5000 кг, или веса одной термоядерной бомбы высокой мощности.

В комплектации морского патрульного самолета, бомболюк обычно занимался сбрасываемым топливным баком на 20000 кг топлива, а вооружение и гидроакустические буи подвешивались на специально оборудованных пилонах под крыльями.

Для прицельного бомбометания был установлен радиолокационный прицел, спаренный с автопилотом.

Оборонительного вооружения серийные бомбовозы не несли (хотя на прототипах оно устанавливалось): считалось, что выбраный стиль действий – сверхдальние налеты на стратегические тылы противника – практически исключает вероятность встречи с вражескими истребителями.

Навигационная система представляла собой предмет особой гордости разработчиков. Чрезвычайно совершенная гироскопическая инерциальная система была связана с автопилотом самолета, и могла вывести его на цель – даже на максимальной дальности – с точностью до 25 километров. Дополнительно, в составе навигационного комплекса была смонтирована аппаратура радиоориентирования по гиперболическим маякам.

При скорости в 384 км/ч, и высоте полета – 5000 метров, полного запаса горючего хватало на 18000 километров. Нормативным боевым радиусом было 8200 километров, с одной атомной бомбой в внутреннем бомбовом отсеке. Этого вполне хватало, чтобы с территории Материка поразить любую точку Островной Империи. 

Боевая служба

 

Личный Его Императорского Величества Принца Кирну четырех Золотых Знамен именной бомбовоз "Горный Орел"

 

К началу мировой войны, Континентальной Империей было изготовлено 8 дальних бомбовозов, составлявших Личный Его Императорского Высочества принца Кирну дальнебомбардировочный эскадрон. Начало боевых действий застало их в процессе боевой подготовки. До вступления Островной Империи в войну, бомбовозы использовались довольно неактивно, в основном – в патрульных и демонстрационных операциях.

Час ”Горных Орлов” настал, когда Островная Империя, давно вынашивающая колониальные амбиции в отношении Материка, ввязалась в мировой конфликт. Дальние бомбовозы были единственным оружием в арсенале Континентальной Империи, способным действовать, не взирая на превосходство островитян на море.

Первый удар по территории Островной Империи был нанесен спустя четыре месяца после вступления таковой в войну. В операции участвовали восемь бомбовозов Е.И.В. эскадрона, возглавляемые лично принцем Кирну на ”Горном Орле”. Операция увенчалась полным успехом – Островная Империя, никогда даже не рассматривавшая всерьез возможность воздушной атаки с Материка, оказалась совершенно не готова к обороне.

Генералы островитян в своих расчетах исходили из того, что любой воздушный удар по их территории может быть нанесен либо корабельной авиацией, либо с авиабазы на каком-то из промежуточных островов, и считали, что превосходство имперского подводного флота позволяет парировать эту угрозу. Противовоздушная оборона как таковая практически отсутствовала, не было предусмотрено ни системы раннего предупреждения ни сколь-нибудь рационального расположения аэродромов.

В результате, три стратегических порта Островной Империи подверглись разрушительной и внезапной атомной бомбардировке: пересекшие океан бомбовозы практически без помех сбросили свой груз на военно-морские базы и вернулись на родину без потерь. ВМБ Саххад, один из стратегических портов военно-морского флота Островной Империи, была полностью разрушена. Эффект от этого удара был столь силен, что в Островной Империи даже всерьез обсуждался вопрос о прекращении выпуска всех видов вооружений, не связанных с противовоздушной обороной.

Бомбардировочные операции против Островной Империи предпринимались на протяжении всей первой стадии войны. Первоначально, воздушные налеты не представляли какой-либо сложности: противодействие островитян было эпизодическим и неэффективным. Обычными целями бомбардировщиков были крупные заводы, военно-морские базы, столицы провинций.

Тем не менее, по мере развития военных действий, положение дел начало ухудшаться. Островная Империя все же не вышла из войны (на что, в частности, надеялись на Материке, начиная программу стратегических бомбардировок) и ее противовоздушная оборона, поначалу неэффективная, постепенно усиливалась. Вскоре начались потери: первым сбитым в бою бомбардировщиком стал бомбовоз ”Птицезмей”, с бортовым номером 18. Во время налета на ВМБ Кхедшен, бомбовоз был перехвачен пилотируемым ракетным перехватчиком островитян, получил тяжелые повреждения, и упал в океан на обратном пути.

Начало активного противодействия островитян существенно ограничило возможности дальних бомбовозов. Будучи машинами ”открытого неба”, они не были рассчитаны на противодействие авиации либо зенитным средствам неприятеля. Ответными мерами стала тщательная предварительная разведка, и нанесение отвлекающих ударов, но это лишь частично исправляло ситуацию. Была начата разработка баллистических снарядов авиационного базирования, которые позволили бы бомбовозам не приближаться к атакуемой цели, но до конца войны было лишь несколько успешных случаев применения.

Помимо стратегических ударов, дальние бомбовозы также использовались для морского патрулирования. В этом их огромный радиус действия оказался чрезвычайно полезен: бомбовозы могли покрывать огромные дистанции, осматривая просторы океана и обнаруживая военные корабли и подводные лодки. К концу войны, все больше и больше машин передавалось в морские патрульные части.

 В связи с ухудшением военной обстановки, Личный Его Императорского Высочества принца Кирну дальнебомбардировочный эскадрон был переброшен на южный фронт. В воздушных боях над материком, привлеченные к тактическим операциям бомбовозы, показали себя неудовлетворительно: сказывалась низкая скорость и недостаточная высотность, делавшая ”Горные Орлы” легкой жертвой скоростных перехватчиков и зенитных ракет.

 За четыре месяца боевых операций на континентальном фронте, из двенадцати бомбовозов эскадрона пять машин было сбито, две уничтожены на аэродромах — при весьма незначительной боевой эффективности. Вскоре после этого фиаско эскадрон расформировали, передав исправные бомбовозы морским патрульным частям. Исключением являлся бомбовоз номер 01, собственно, ”Горный Орел”, личная машина принца Кирну. По прямому приказу принца, именной бомбовоз был оставлен в его личном распоряжении, как вспомогательная и санитарная машина. Тем не менее, до падения Южной Крепости бомбовоз вылетов более не совершал и простоял последующие четверть века, всеми заброшенный, в ангаре на аэродроме рассредоточения.

Всего за время войны было выпущено 48 дальних бомбовозов, из которых в строю к концу ее оставалось 26 (не считая, собственно, ”Горного Орла”, утерянного в хаосе отступления под Южной Крепостью). 20 машин были так или иначе потеряны в боях, и 2 разбились по небоевым причинам.

Поражение и крах Континентальной Империи привели к закату ее дальних бомбардировочных частей. Бомбардировщики оказались разделены между осколками распадающейся державы. Восемь бомбовозов, базировавшихся на территории Хонти, во время восстания были уничтожены своими же экипажами, фанатично преданными императорской династии.

Гораздо больше повезло двенадцати машинам, стоявшим на аэродромах Пандеи: во время национально-освободительной Пандейской Революции, персонал аэродромов морской авиации разоружил экипажи бомбовозов и не допустил саботажа. Для развитой индустрии Пандеи не составило особого труда поддерживать в строю тяжелые дальние бомбардировщики. На республиканской службе, бомбовозы лишились личных имен (сохранив только заводские номера) и были перекрашены в темно-синий цвет новообразованных Национальных Сил Самообороны Пандеи. Республиканцы планировали использовать эти бомбовозы в случае, если их бывший сюзерен попытается взять реванш, но восстание в Хонти и последовавший переворот Неизвестных Отцов, покончивший с императорской династией, эффективно и надолго поставили точку в имперских амбициях остатков былой Континентальной Империи. В дальнейшем, пандейские ”Горные Орлы” действовали в составе морских воздушных патрулей, противостоящих в океане Белым Субмаринам. По мере износа, бомбовозы постепенно списывались в резерв и заменялись более совершенными патрульными машинами послевоенной постройки.

Таким образом, из двадцати четырех машин, имевшихся на вооружении к моменту переворота, в распоряжении Неизвестных Отцов осталось только шесть бомбовозов – в большинстве своем сильно изношенных, принадлежавших учебным либо карательным частям. Два самолета ограниченно использовались в первые годы режима Неизвестных Отцов как транспортные и вспомогательные машины, но отсутствие на территории Страны Отцов авиационных заводов делало практически невозможным поддержание в строю этих тяжелых бомбардировщиков. Кроме того, для большинства населения, эти самолеты были мрачным символом свергнутого режима: в последние годы, императорская династия активно применяла ”Горные Орлы” для подавления атомными бомбардировками народных восстаний. В результате, спустя четыре года после переворота, все оставшиеся в Стране Отцов “Горные Орлы” были поставлены в резерв и вскоре демонтированы.

По иронии судьбы, единственным бомбовозом, оставшимся на ”действительной службе” был бомбовоз-01 – собственно, ”Горный Орел”. Забытый и заброшенный в хаосе последних лет войны, самолет стоял более четверти века в ангаре вспомогательного аэродрома Южной Крепости. Главный хирург гарнизона (впоследствии, известный как ”Принц-Герцог”) сохранил и поддерживал самолет в рабочем состоянии по личным мотивам. В 24 году после переворота, машина была использована небезызвестным Мак Симом в попытке добраться до Островной Империи. В связи с поломкой транспондера, во время полета над внешним укрепрайоном Южной Крепости, самолет был обстрелян автоматическими зенитными ракетами, и сбит. Обломки машины рухнули в океан, поставив тем самым точку в истории дальних континентальных бомбовозов серии ”Горный Орел”

В настоящее время, единственными уцелевшими машинами этого класса на Саракше являются два пандейских морских патрульных самолета (бортовые номера 08 и 34), сохраненные как музейные экспонаты.

Личный Его Императорского Величества Принца Кирну четырех Золотых Знамен именной бомбовоз "Горный Орел"

 

Подписаться
Уведомить о
guest

52 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account