Альтернативный тяжелый истребитель Morane-Saulnier MS.420. Франция

1

Еще одна статья из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.

В 1934 году Armee de l'Air (ВВС Франции) выпустила требования на: C1 – одноместный истребитель, C3 – лидер, воздушный командный пункт, тяжелый истребитель, и C2 – на двухместный двухмоторный скоростной истребитель, "самолет усиления эскадрилий одномоторных истребителей", с дополнительными функциями разведчика и перехватчика. Одним из претендентов на победу в конкурсе по C2 был Morane-Saulnier M.S.380; если точнее, то наверняка был бы, если бы требование не отменили, решив что создание самолетов по первым двум программам – задача более насущная. Однако об интересной конструкции, предложенной фирмой, не забыли. В том же 1934 году двигателестроительная фирма Hispano-Suiza предложила создать на основе своего мотора 12Y спарку с общей системой нагнетания воздуха, которой было присвоено обозначение 24Y. Неплохим вариантом носителя такого мотора как по мнению ALA, так и по мнению HS, и, естественно, по мнению MS, стал бы переработанный M.S.380. Традиционная для галлов неспешность, отягощенная к тому же многими техническими проблемами, привела к результату только в самом конце 37го. К этому времени M.S.380 превратился в M.S.420, из истребителя двухместного в одноместный тяжелый пушечный высотный истребитель/истребитель-перехватчик. Смена концепции была вызвана появлением в Германии истребителей-zerstörer'ов и тяжелых бомбардировщиков – "уралбомберы" (к сожалению французов) могли летать не только на восток, но и на запад. 

1. Morane-Saulnier M.S.380 
Morane-Saulnier MS.420

2. Прототипы Morane-Saulnier MS.420.01

Morane-Saulnier MS.420.02

и Morane-Saulnier MS.420.05

Поздняя серия

Morane-Saulnier MS.421

3. Morane-Saulnier MS.420 и конкуренты

Latecoere Late 299A

Morane-Saulnier MS.406

Итак, в 1937 на MS 420.01 был установлен прошедший 50-часовые испытания HS 24Y, и 20 декабря 1937 самолет совершил свой первый полет. Испытания первого 420го проходили с большими перерывами из-за поломок моторов, поэтому для ускорения работ на второй прототип поставили один обычный 12Y, для чего пришлось изменить носовую часть фюзеляжа и ввести форкиль для компенсации отсутствующего при соосной схеме гироскопического эффекта. Третий прототип опять с 12Y потерпел катастрофу в первых полетах, четвертый вполне успешно летал с 24Y, отличался убираемым шасси, а M.S.520.05 оснастили полным комплектом для боевого самолета: пушками, радиостанцией и т.д. Пятый прототип стал эталоном для серии.

4. Первый прототип Morane-Saulnier MS.420.01. 1938

Серийный выпуск M.S.420 начался в феврале 1939, до начала войны успели сделать 55 самолетов, за оставшиеся до капитуляции 10 месяцев произвели еще 102, при Виши в 1941–1942 гг. из готовых комплектов собрали 16 машин.

Долгая история конструкции 380/420го стала причиной архаичности конструкции, схожей в общем с MS.405/406. Набор фюзеляжа – стальные и алюминиевые трубы, обшивка крыла и передней части фюзеляжа – "плимакс", фанера склеенная с алюминиевым листом, задней части фюзеляжа – полотно. Шасси гидравлическое, механика выпуска-уборки аналогична по схеме 406му. Самый объемный фюзеляжный бензобак находился позади мотоустановки, перед пилотом, еще два бензобака сложной формы в центроплане между лонжеронами крыла, а два дополнительных в консолях крыла. Воздухозаборники маслорадиатора и нагнетателя внизу фюзеляжа перед крылом, водорадиаторы – вынесены далеко назад и расположены на больших корневых наплывах, левый охлаждал гликоль передней половины мотора, правый – задней. Вооружение состояло из четырех 20мм пушек Hispano-Suiza HS.404 с боезапасом 60 снарядов на каждый ствол.

Первой эскадрильей. на вооружении которой начал поступать новый самолет, стала 1 Esc. GC I/4. Затем к ней присоединились 5 Esc. GC III/5 и 2 Esc. GC I/4, уже в годы войны перевооружена 5/6 Esc. GC II/3. Боевое применение M.S.420 в первые месяцы войны французами было весьма ограничено. Сказывалась неосвоенность самолета летным и техническим составом, технические проблемы, стремление "сберечь" уникальные истребители, отсутствие ситуаций, когда возможности самолета раскрылись бы полностью и т.п. 

5. Morane-Saulnier MS.420

1 Esc. GC I/4, 1940 
5 Esc. GC III/5, 1940

Тем не менее к Перемирию на общем счету самой результативной группы, вооруженной MS-420 – Groupe de chasse I/4 – было 35 сбитых немецких самолетов, в основном бомбардировщиков. Высокая скорость на больших и средних высотах, неплохая скороподъемность, мощное вооружение были сильными сторонами M.S.420 и давали определенные преимущества перед немецкими Bf 109E. Среди недостатков отмечались: плохая маневренность на малых высотах, ограниченный обзор, низкая живучесть, сложность и ненадежность двигателя в бою, небольшая дальность, слабое шасси, сложность обслуживания.

6. Morane-Saulnier MS.420 Esc. GC I/4, 1940

Правительству Виши досталось меньше сотни пригодных M.S.420. В боях против недавних союзников англичан им не удалось поучаствовать, в колониях эскадрилий 420ых не было.

7. Франция Виши
5/6 Esc. GC II/3, 1941
2 Esc. GC I/4, 1941 

Несколько единиц M.S.420 попало в Люфтваффе, где после испытаний использовались как учебные. После фактической ликвидации остатков Франции вишистские истребители передали итальянцам, которые приняли их с удовольствием, ибо у них самих ничего более подходящего для борьбы с бомбардировщиками союзников не было. В 1943 около 20 этих истребителей защищали Неаполь от налетов американских B-24, общее количество этих самолетов в начале этого года – четыре десятка или около того. Ни Республике Сало, ни Республике Италия ни один исправный самолет не достался.

8. Morane-Saulnier MS.420
Regia Aeronautica, Март 1943
M.S.420 на испытаниях Luftwaffe

Morane-Saulnier M.S.420 последних серий отличался возможностью подвески дополнительных подкрыльевых топливных баков на 100 литров каждый, на некоторые, предназначенные для ночных полетов, ставили пламегасители. 

Три Morane-Saulnier MS.421 были построены последними, уже при Виши. На улучшенных самолетах изменена конструкция маслорадиатора, выхлопные патрубки стали реактивными, установлена новая радиостанция и новые антенны, появилось неубираемое хвостовое колесо вместо консервативного костыля. Предполагалось при этом установить новый двигатель HS 24Y-10 с увеличенной степенью сжатия (перешли на высокооктановое топливо). 

Остались на бумаге следующие проекты:

Morane-Saulnier M.S.422. Вариант разрабатывался с 1938 года и имел высокий приоритет, но так и не успел воплотится "в металле". Вместо двигателя 24Y спарка обычных HS 12Y-30/31 (30 и 31 отличаются разным направлением вращения винтов). Новое крыло, новое шасси. Назначение: истребитель, истребитель-бомбардировщик.

После падения Франции работы над различными вариантами 420го продолжались, хотя, конечно темпы разработок существенно снизились, а вероятность воплощения их в жизнь приближалась к нулю.

Morane-Saulnier M.S.423. Цельнометаллической конструкции, крыло и шасси по образцу 422го, двигатель – HS.24Y-10.
Morane-Saulnier M.S.440. Дальний высотный разведчик.
Morane-Saulnier M.S.424. Вариант 423го с двигателем HS.12Z

На этапе предварительных эскизов остались модификации с проектируемыми французскими мощными моторами: с Mathis Vega, Voisin 42.

Последний проект 420го появился уже после освобождения Франции. Это был Morane-Saulnier M.S.425, вариант 423 с американским P&W R-2800.

9. Нереализованные проекты
Morane-Saulnier M.S.422
Morane-Saulnier M.S.440
Morane-Saulnier M.S.425

ТТХ Morane-Saulnier M.S.420:

Длина, м – 11,7
Размах крыла, м – 15,86
Площадь крыла, м – 31,4
Двигатель Hispano-Suiza 24Y мощностью 1600л.с. на высоте 7000м
Вес пустого, кг – 3200
Взлетный вес, кг – 4000
Максимальная скорость, км/ч – 625
Потолок, м – 10 000
Дальность полета максимальная, км – 700

ПРИЛОЖЕНИЕ Авиационный двигатель Hispano-Suiza 24Y

На рисунке первой изображена классическая схема двух спаренных последовательно установленных авиадвигателей (условно нарисован мотор французского семейства HS 12X/Y/Z). Полый вал редуктора позволял установить не только мотор-пушку, но и "прокинуть" вал заднего двигателя через передний. Такая схема часто использовалась. Примеры: Болховитнов "С" (СССР), Latecoere 299A и Arsenal VB-10 (Франция) и т.д.

Вторая схема — это схема, применяемая на Fiat AS.6 с поправкой, что базовые моторы не нижневальные AS.5, а HS12Y, и что карбюраторов у нас не два, а как положено для французского семейства – двенадцать, по шесть на каждый двигатель.

Третья схема – виртуальноальтернативный супермотор для MS.420 – Hispano-Suiza 24Y (реально существовала X-образная спарка двух HS 12Z – Hispano-Suiza 24Z). Двигатели расположены "зад к заду", от каждого вала идет отбор мощности на общий для обоих половин 24Z двухступенчатый двухскоростной нагнетатель (а почему бы нет?), попутно решается задача синхронизации вращения винтов.

10. Красный цвет – нагнетатель и его системы, зеленый – вал заднего двигателя, синий – трансмиссия.

Условно обозначены условные: 1 и 2 – зубчатые колеса переднего и заднего двигателей, 3 – система отбора мощности от валов и их синхронизации; 4 – две "улитки" двухскоростного нагнетателя.

Примерные ТТХ:

Длина, м: 3,8–-4
Вес, кг: 1000–1100
Объем, л: 72
Мощность взлетная, л.с.: 1850
Мощность на высоте 3300 м, л.с.: 1900
Мощность на высоте 7000 м, л.с.: 1600 

Начало проектирования – 1934 год, этак к середине 1939 года должны появится работающие серийные образцы. При этом, конечно же, французам придется попотеть над двухступенчатым нагнетателем, возможно придется просить помощи у англичан.


источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account