22
Легкий крейсер «Мурманск»

Легкий крейсер «Мурманск»

Первым крейсером советского Северного флота стал американский «Milwaukee», временно переданный в его состав в 1944 году в счет причитавшейся СССР доли итальянских трофейных кораблей. Ввиду невозможности передачи итальянского легкого крейсера «Emanuele Filiberto duca d’Aosta» во время еще не закончившейся войны и с учетом настоятельных просьб советского правительства, союзники приняли решение о передаче во временное пользование ВМФ СССР ряда своих устаревших и малобоеспособных кораблей и в их числе американского легкого крейсера «Milwaukee».

Этот корабль, получивший у нас наименование «Мурманск», к моменту передачи уже более 20 лет находился в строю ВМС США и, естественно, в значительной мере морально и физически устарел, хотя был ничем не хуже, например, входившего в ту пору в состав Черноморского флота крейсера «Красный Крым», проект которого разработали на пять лет раньше.

Легкий крейсер «Мурманск»

Тем не менее, весь акт приема в 1944 году от союзников английского линкора «Royal Sovereign» и американского крейсера носил скорее политический, нежели военный характер.

Крупные артиллерийские корабли на тот период войны в операционной зоне советского Северного флота мало соответствовали характеру решаемых задач. Кроме того, полноценно освоить и использовать столь сложные в боевой и технической эксплуатации, устаревшие и изношенные корабли нашему флоту, в особенности на этом театре, в ту пору было чрезвычайно трудно. В Ставке Верховного Главнокомандования, прекрасно отдавая себе в этом отчет, продержали оба этих корабля вплоть до окончания войны на якорных стоянках Кольского залива, хотя при ином положении дел несомненно использовали бы их для огневой поддержки десантов, для усиления групп прикрытия конвоев и других целей. Но даже и в этих условиях «Мурманск» сыграл немаловажную роль в качестве учебного корабля, а установленные на нем образцы вооружения (в особенности радиотехнического) и технических средств стали объектом пристального изучения нашими специалистами.

История создания серии из десяти легких крейсеров типа «Omaha», к которым принадлежал и «Milwaukee», восходит к 1917 году. С 1905 по 1917 год в США не было заложено ни одного крейсера – в руководстве американского флота не существовало единого мнения относительно облика корабля этого класса, необходимого ВМС. Начавшаяся в 1914 году в Европе Первая мировая война дала возможность опереться на опыт боевых действий на море. В период с 1914 по 1918 год в центральном аппарате ВМС США рассматривалось много вариантов предэскизных проектов кораблей данного класса водоизмещением от 6500 до 55 000 т, вооруженных орудиями калибром от 152 до 406 мм. Прорабатывался широкий спектр подклассов от крейсера-разведчика (так называемого «скаута») до линейного крейсера. В итоге одобрение получили два проекта: «скаут» водоизмещением 7000 т и линейный крейсер – 46 000 т. Первый из них воплотился в жизнь в виде десяти кораблей типа «Omaha», второму этого было не суждено – помешал Вашингтонский договор 1923 года, после заключения которого лишь два линейных крейсера, «Lexington» и «Saratoga», достроили, но уже в качестве авианосцев.

Легкий крейсер «Мурманск»

29 августа 1916 года Конгресс США своим актом утвердил постройку серии из десяти новых турбинных легких крейсеров.

Первоначально тактико-техническое задание на проектирование «скаута 1917 года» предусматривало достижение кораблем скорости не ниже 35 уз, дальности плавания 10 000 миль 10-узловым ходом и вооружение не менее чем из шести 152-мм орудий при водоизмещении не превышавшем 7000 т. Вскоре задание подверглось корректировке: вооружение усиливалось до десяти 152-мм и четырех 76-мм зенитных орудий, двух двухтрубных торпедных аппаратов и не менее четырех гидросамолетов-разведчиков. Также требовалось разместить оборудование для приема на корабль и постановки мин заграждения.

В период проектирования корабль фактически определялся как большой эсминец (увеличенный «Flushdecker», большой серией строившийся в ту пору для американского флота), что обусловило большинство характерных технических решений, принятых в его проекте. В частности, основные архитектурно-компоновочные принципы, общая и местная прочность, обитаемость, оснащение вспомогательными механизмами, приспособлениями и бытовыми устройствами соответствовали нормам, принятым в ВМС США для эсминцев. Этим объяснялись и легкость конструкций, и недостаток теплоизоляции, и недостаточная мощность систем вентиляции и отопления, и отсутствие деревянного палубного настила, и скученное размещение личного состава (особенно заметное при существенном наращивании его численности в военное время). Приходилось слышать мнение, что эти корабли предназначались для использования в тропиках, а не на суровом Севере, однако, по оценкам самих американцев, на их борту было

«не жарко в Заполярье и не холодно в тропиках»,

словом, они одинаково «подходили» для плавания в тех и других районах. Кроме того, выдвигалось требование о схожести силуэтов проектировавшихся крейсеров и современных им стандартных эсминцев ВМС США.

Одним из основополагающих требований для крейсеров этого проекта стало всемерное усиление мощи носового и кормового артиллерийского огня. Это первоначально привело к размещению четырех 152-мм орудий в носовой, такого же количества в кормовой надстройках и еще двух побортно на шкафуте в легких палубных артустановках. Бак и ют оставлялись свободными для размещения фиксированных авиакатапульт и оборудования для постановки мин заграждения. Уже после закладки кораблей начальник управления кораблестроения ВМС США адмирал Д. В. Тейлор, ответственный за их проектирование и постройку, предложил отказаться от двух шкафутовых орудий ввиду их недостаточных углов обстрела и ограниченной скорострельности из-за трудностей подачи боезапаса из погребов, расположенных в оконечностях. За счет экономии на этой статье нагрузки предлагалось бронировать румпельное отделение. Предложение прошло без возражений.

Легкий крейсер «Мурманск»

Однако вскоре возник вопрос о существенном огневом превосходстве легких крейсеров типов «С» и «D», серийно строившихся в Англии в это время. Английские корабли обладали при почти на треть меньшем водоизмещении бортовым залпом большим на одно-два 152-мм орудия. При этом почему-то «в тени» оставлялись и на 5-6 уз более высокая скорость и в два раза более мощный продольный огонь американских кораблей. Тем не менее Тейлору предложили срочно усилить артиллерию уже полным ходом строившихся крейсеров, вступления в строй которых с нетерпением ожидали на флоте. Кстати оказалось известие о возможности замены громоздких фиксированных катапульт для запуска гидросамолетов более компактными и легкими поворотными, которые могли быть размещены побортно на шкафуте.

Теперь оконечности освобождались, но для размещения там 152-мм орудий требовались башенные установки с круговой защитой от дульных газов таких же пушек, размещенных в надстройках (с той же целью последние пришлось установить в двухъярусных казематах, что уже к 1918 году являлось полным анахронизмом). Возникло предложение всю 152-мм артиллерию установить в четырех двухорудийных башнях с линейно-возвышенным расположением, однако от него отказались из-за невозможности дальнейшей задержки сдачи кораблей флоту, которая уже и без того откладывалась почти на два года относительно первоначально запланированных сроков. Таким образом, в окончательном проекте артиллерию главного калибра составили двенадцать 152-мм орудий, размещенных в двух двухорудийных башенных установках в носовой и кормовой оконечностях и в восьми одинарных казематных артиллерийских установках в носовой и кормовой надстройках. По шесть стволов могло вести огонь в носовых и кормовых секторах и по восемь на траверзных. 152-мм орудия модели Мк 12 обладали весьма мощной баллистикой и при ручной подаче, картузном заряжании и поршневом затворе, не очень высокой скорострельностью.

Легкий крейсер «Мурманск»

Легкий крейсер «Мурманск»

Система приборов управления стрельбой (ПУС) артиллерии главного калибра включала в свой состав два комплекта приборов Мк 34 с двумя стереодальномерами с базой в 1,83 м и один Мк 16/0.

Легкий крейсер «Мурманск»

Первоначально зенитное вооружение состояло из двух, а затем четырех открытых палубных одноорудийных 76-мм установок, размещенных побортно на шкафуте в нос от катапульт. В начале 1930-х годов корабли получили еще по три такие же установки; две установили на шкафуте, а третью разместили в диаметральной плоскости на кормовой надстройке. Стрельба из 76-мм орудий могла осуществляться как табличным способом, так и от установленных по одной на каждый 40-мм автомат систем ПУС Мк 51с визирной колонкой дистанционного управления.

Легкий крейсер «Мурманск»

Торпедное вооружение по сравнению с первоначально планировавшимся претерпело в процессе постройки кораблей существенное усиление: к моменту сдачи флоту крейсеры располагали десятью 533-мм торпедными трубами. Шесть из них в двух трехтрубных торпедных аппаратах располагались побортно на палубе полубака сразу же за авиакатапультами, остальные – в двух двухтрубных аппаратах палубой ниже, стрелявших через специальные лацпорты. По соображениям прочности корпуса и из-за большой подверженности заливанию волной нижние аппараты вскоре после вступления кораблей в строй демонтировали, а лацпорты наглухо заделали. В основном по тем же причинам к концу 1930-х годов на всей крейсерах этого типа сняли по две кормовые казематные 152-мм артиллерийские установки нижнего яруса.

Легкий крейсер «Мурманск»

Две катапульты с двумя хранившимися на них же гидросамолетами (первоначально – модели «Vought» VE-9), как уже отмечалось выше, занимали шкафут. Ангаров для гидросамолетов на крейсере не предусматривалось.

В состав технических средств кораблевождения входили: один комплект гирокомпаса Mk.VIII, два 7,5-дюймовых магнитных компаса и лаг типа «Питометр».

Корпус клепаной конструкции с протяженным (около 70% длины) полубаком набирался по продольной системе со шпацией 1220 мм. Как на эсминцах, имелась только одна сплошная верхняя палуба и поперечные топливные цистерны. Двойное дно имелось лишь в районе котельных отделений. Обычные для крейсеров продольные водонепроницаемые переборки у бортов отсутствовали. Главные поперечные водонепроницаемые переборки доводились лишь до верхней палубы, причем в кормовой части в них имелись двери для прохода личного состава. Американские специалисты оценивали в годы войны запас плавучести крейсера этого типа равным не более половины его водоизмещения.

Легкий крейсер «Мурманск»

Остойчивость корабля при нормальном водоизмещении 8810 т характеризовалась начальной поперечной метацентрической высотой 90 см и периодом свободных колебаний 13,8 с.

Система бронирования из судостроительной стали состояла из 76-мм (51-мм лист стали STS, наложенный на 25-мм лист стали HTS) бортового броневого пояса шириной 5,9 м, а также 37-мм броневой верхней палубы (22 мм STS и 15 мм NS). Броневые траверзы – носовой на 47 и кормовой на 93 шпангоутах – имели толщину 37 и 76 мм соответственно. Таким образом, цитадель защищала лишь главную энергетическую установку. Артиллерийские погреба располагались в оконечностях ниже ватерлинии и обеспечивались только легким местным бронированием толщиною 12-25 мм. Орудийные же башни и казематы имели только 6-мм круговую защиту. Общая масса бронирования корабля достигала всего лишь 8% от его стандартного водоизмещения.

Легкий крейсер «Мурманск»

При относительно небольшом водоизмещении крейсеры получили довольно мощные главные механизмы, которые, в сочетании с весьма совершенными обводами корпуса, обеспечили им высокую максимальную скорость.

Впервые энергетическая установка по своему составу и размещению в корпусе корабля приводилась к эшелонной схеме – образцу, который копировался на почти всех последующих проектах американских крейсеров.

Двенадцать трехколлекторных водотрубных котлов производительностью пара по 47,5 т/ч (18 кгс/см², 290° С) располагались в четырех котельных отделениях, носовые котельные отделения отделялись от кормовых носовым машинным отделением; котлы принадлежали к типу «Yarrow», кроме кораблей, построенных фирмой Wm. Cramp & Sons, которые имели котлы типа «White-Forsters».

Высокооборотные главные турбины типа «Westinghouse» располагались в двух машинных отделениях и работали через одноступенчатые редукторы на четыре вала. Четыре бронзовых трехлопастных гребных винта диаметром 3,43 м имели шаг 3,61 м.

Легкий крейсер «Мурманск»

Учитывая достаточно большие нефтяные запасы США, мазут принимался в качестве единственного типа топлива. Несмотря на довольно значительный наибольший запас топлива (1970 т), проектная дальность плавания –10000 миль при скорости 10 уз – так никогда и не была достигнута, составив фактически 6700 миль при скорости 12 уз.

Электроэнергетическая установка включала четыре турбогенератора мощностью по 150 кВт каждый и один дизель-генератор на 60 кВт, вырабатывавших постоянный ток напряжением 120 В. Электроэнергия распределялась по фидерной схеме через два главных распределительных щита (ГРЩ). Турбогенераторы с ГРЩ располагались по два в носовом и кормовом машинных отделениях, дизель-генератор – в румпельном отделении.

В 1940 году последовало предложение переоборудовать корабли типа «Omaha» в крейсеры ПВО с главным вооружением, сокращенным до четырех 152-мм орудий (две двухорудийные башни), и батареей из семи 127 -мм универсальных и шести четырехорудийных 28-мм зенитных установок, однако этот проект осуществлен не был.

Чтобы сократить массу высоко расположенных грузов в 1941-1942 годах со всех крейсеров этого типа сняли бронированные боевые рубки и модернизировали конструкцию ходовых мостиков. Тогда же корабли оснастили радиолокационным вооружением: РЛС обнаружения воздушных целей типа SK (ее антенна на «Milwaukee» размещалась на марсе грот-мачты), две РЛС обнаружения надводных целей SG (антенны на топах фок- и грот-мачт) и два комплекта артиллерийской РЛС Мк-3 (антенны на марсе фок-мачты и на специальной штанге на кормовой надстройке).

В марте 1942 года зенитное вооружение усилили двумя четырехорудийными 28-мм автоматическими установками, располагавшимися по одной в носовой и кормовой частях на надстройках в диаметральной плоскости (подлежали замене в 1943 году по мере поступления на вооружение спаренными 40-мм автоматами «Bofors» Mk I), и восемью 20-мм автоматами «Erlikon»: по четыре на крыльях ходовых мостиков, остальные – побортно на шкафуте за носовой надстройкой. 76-мм орудия сохранили, а число 20-мм автоматов позднее увеличили до двенадцати. В 1935 году артиллерию главного калибра крейсера «Milwaukee» сократили до десяти 152-мм орудий, а седьмую 76-мм пушку в 1943 году заменили третьей спаренной 40-мм артустановкой.

Легкий крейсер «Мурманск»

Легкий крейсер «Мурманск»

Легкий крейсер «Мурманск»

Гидросамолеты Curtiss Right «Seagull» заменялись с 1940 года на Vought OS2U «Kingfisher», сохранявшихся в течение всей войны, вероятно, с учетом их использования в обширных открытых водах Атлантики. Экипаж корабля составлял 64 офицера и 750 старшин и матросов.

27 августа 1917 года ВМС США заключили контракт на постройку крейсера «Milwaukee» с фирмой «Todd Dry Dock & Construction Company», на верфи которой в городе Такома, штат Вашингтон, 13 декабря 1918 года и заложили этот корабль. Первоначально сдача «Milwaukee» флоту предусматривалась 1 декабря 1921 года, однако вследствие изменений в проекте и последовавшего 21 февраля 1919 года подписания дополнительного контракта, сдача переносилась на 20 июня 1923 года. Спуск крейсера на воду прошел 24 марта 1921 года.

В ходе сдаточных испытаний крейсер при водоизмещении 7105 т развил скорость 34,64 уз. Отвлекаясь немного в сторону, заметим, что на ходовых испытаниях в 1945 году на Северном флоте корабль при водоизмещении 9240 т и с подводной частью, не чистившейся в доке примерно полтора года, смог развить только 28,76 уз.

Легкий крейсер «Мурманск»

«Milwaukee» служил главным образом на Тихом океане: с 1928 года во 2-й дивизии крейсеров Азиатского флота, с 1933 года – в составе 5-й дивизии крейсеров. В конце 1940 года его передали во 2-ю дивизию крейсеров на Атлантику.

С начала Второй мировой войны корабль использовался в патрульных силах по поддержанию нейтралитета США, а после нападения японцев на Перл-Харбор и вступления США в войну он был назначен для несения службы в составе океанских патрульных сил – первоначально в Карибском море. Затем, после краткого боевого выхода в Тихий океан для прикрытия конвоя в начале 1942 года, крейсер базировался на Ресифе, входя в состав оперативного соединения TF41, и на протяжении последующих двух лет патрулировал Южную Атлантику.

Легкий крейсер «Мурманск»

В феврале 1944 года «Milwaukee» возвратился в Нью-Йорк и в тот период использовался на Северной Атлантике. В марте он сопровождал конвой JW58 в СССР и по прибытии в Мурманск 20 апреля 1944 года был передан Советскому Союзу, после чего переименован в «Мурманск».

Легкий крейсер «Мурманск»

Легкий крейсер «Мурманск»

Под этим именем он почти пять лет нес службу в составе эскадры Северного флота, большую часть времени проводя на бочке на рейде Ваенги (Североморск). В боевых действиях участия «Мурманск» не принимал, совершая редкие и непродолжительные выходы в море для отработки задач боевой подготовки. После войны крейсер стал совершать более продолжительные и частые выходы и участвовал в итоговых учениях эскадры в Белом море в августе 1948 года.

Легкий крейсер «Мурманск»

Легкий крейсер «Мурманск»

Легкий крейсер «Мурманск»

Легкий крейсер «Мурманск»

Легкий крейсер «Мурманск»

16 марта 1949 года в Филадельфии он был возвращен США и продан на слом 10 декабря того же года судоразделочной компании в городе Вилмингтон, штат Дэлавер. К тому времени все остальные крейсеры типа «Omaha» уже были разделаны на металлолом. Ни один крейсер этого типа не погиб во время войны, хотя некоторым из них довелось изрядно повоевать и получить серьезные боевые повреждения.

Интересно отметить, что унаследовавший наименование «Мурманск» крейсер проекта 68бис оказался последним по времени вступления в строй (1955 год) советским артиллерийским крейсером и последним артиллерийским крейсером Северного флота, который пошел на слом в 1993 году.

Легкий крейсер «Мурманск»

Литература и источники:

  • ЦВМА. Ф13. 0п.035530. Д.369, 370, 371.
  • Dictionary of American Naval Fighting ships. Vol. 1-8. Superintendent of Documents US Government Printing Office Washington, DC 20402, 1968-1982.
  • Friedman N. US Cruisers. An Mustrited Desighn History. Annapolis: USNI Press, 1985.
  • Raven A, Roberts J. British Cruisers of Worls War II. London: Arms & Armor Press, 1976.
  • Whittley M.J. Cruisers of World War Two. An International Encyclopedia. Arms & Armour Press, 1995.

источники:

С. И. Титушкин «Легкий крейсер «Мурманск»» сборник «Гангут» вып.31
С. И. Титушкин «Легкий крейсер «Мурманск»» альманах «Тайфун» №1 / 1998 г.

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account