В мае 1940 года, когда во Франции наступление немецких войск достигло своего апогея, командование Королевских ВВС стремились усилить британские экспедиционные силы и французскую армию всеми своими скудными средствами. Во Францию были отправлены все имевшиеся в резерве самолеты. 26 мая 1940 года в бой пошли даже такие устаревшие машины, как бипланы Hawker Hector. Шесть машин вылетели с базы 613-й вспомогательной эскадрильи Королевских ВВС Рингвей (Ringway) и прибыли в район Кале, где они пытались замедлить наступление немцев, направленное на окружение города. На следующий день «Гекторы» вместе с «Лизандрами» 4-й эскадрильи Королевских ВВС они сбросили контейнеры с припасами уже окруженным частям союзников. С боевого задания не вернулись два из шести «Гекторов». Затем 613-я эскадрилья была перевооружена на «Лизандры», боевая эффективность которых, однако, вызвала обоснованную критику. Но где Королевские ВВС могли немедленно получить машины получше?
Hawker Hector представлял собой вершину конструкторской школ, созданной в компании Сидни Кэммом в 1925 году после его назначения на должность главного конструктора. Он был бескомпромиссным сторонником как изящных форм, так и цельнометаллической конструкции силового набора из стальных и дюралюминиевых элементов. Вскоре после вступления в должность главного конструктора Сидни Кэмм перепроектировал легкий бомбардировщик Hawker Horsley, имевший цельнодеревянный силовой набор, в самолет с цельнометаллическим каркасом и затем продолжил работы в данном направлении. В 1928 году большую известность Сидни Кэмму принес двухместный дневной бомбардировщик Hawker Hart с двигателем Rolls-Royce Kestrel. В ходе учений он без проблем справился со всеми истребителями Королевских ВВС того времени. Затем все пошло как по маслу – дневные бомбардировщики, многоцелевые самолеты, одноместные и двухместные истребители, самолеты непосредственной поддержки сухопутных сил, учебные самолеты и самолеты палубной авиации. Все эти машины имели заимствованный у «Харта» схожий внешний вид и все они оснащались двигателями Rolls-Royce Kestrel. Должно быть, придумать всем им названия было непросто, а отличить их от земли по типу, наверное, было совершенно невозможно.
Как это не однократно бывало в истории авиации того времени, одна очень удачная конструкция полностью устраивала как производителя, так и заказчика, который приобретал все новые и новые не очень отличающиеся друг от друга варианты. К таким типам привыкали экипажи самолетов и наземные службы, производство было налажено, и поэтому заказы на новые типы выдавались уже в то время, когда велись действия по модернизации и повышению боевой эффективности Королевских ВВС. При этом заказываемые бипланы предназначались не для колоний, где их характеристики были достаточными для борьбы с такими же устаревшими потенциальными противниками, а для подразделений в метрополии. Поэтому в 1935 году, когда была запланирована замена самолетов-бипланов непосредственной поддержки Hawker Audax снова был выбран потомок «Харта». Требования спецификации 14/35 звучали стереотипно: самолет должен был выполнять задачи легкого бомбардировщика, тактического разведчика, выполнять обстрел наземных целей и собирать наземные донесения с помощью крюка, находящегося на малой высоте над землей: сообщение висело на тросе, который на двух винтовках было поднято над землей.
Требования спецификации вызвали реакцию со стороны компании Rolls-Royce. Эта компания уже поставила двигатели Kestrel для трех тысяч самолетов компании Hawker всех типов и у нее больше не было мощностей для поставки еще двухсот авиамоторов – кеомпания готовилась к запуску в серию знаменитого двигателя Merlin. Из-за этого Сидни Кэмм остановил свой выбор на другом двигателе – 24-цилиндровом авиамоторе Napier Dagger с воздушным охлаждением и Н-образным размещением блоков цилиндров. Уже в 1933 году в качесвте эксперимента двигатель Dagger I был установлен на одном из бипланов Hart, но результаты испытаний были разоаровывающими из-за частых поломок авиамотора. Теперь в наличии имелся вариант Dagger IIIMS мощностью 805 л.с. (592 кВт), который вместе с деревянным пропеллером Watts достиг приличного уровня пригодности к эксплуатации. Вооружение «Гектора» состояло из одного синхронизированного 7,7-мм пулемета Vickers с боезапасом 600 патронов и расположенного в задней кабине подвижного 7,7-мм пулемета Lewis с шестью барабанными магазинами на 97 патронов. Сбрасываемая нагрузка состояла из подвешиваемых под нижним крылом двух 50-кг бомб или двух контейнеров снабжения.
Министерство авиации, руководствуясь правительственными программами вооружения, согласовало и заказало серийное производство «Гекторов» – такое название было присвоено военными – еще до того, как в 1935 году прототип поднялся в воздух. Впервые в воздух прототип Hawker Hector (военный номер K3719) поднял летчик-испытатель Булман (Bulman), который совершал полеты на этой машине до 14 февраля 1936 года. В отличие от обычных машин конструкции Сидни Кэмма Hector должен был иметь верхнее крыло без стреловидности консолей; сделано это было для решения проблемы балансировки более тяжелых двигателя и бомбовой нагрузки. В остальном все осталось прежним, включая основные стойки шасси с межколесной осью (в 1936 году!). Компания Hawker не могла запустить Hector в производство на своих мощностях, и о лицензионном производстве велись переговоры с компанией Avro. Однако последняя получила крупный заказ на производство двухмоторных монопланов Anson, и в конечном итоге «Гекторы» стала выпускать компания Westland. Первый «Гектор» (военный номер К8090) поднялся в воздух только в феврале 1937 года (опять восклицательный знак). Ежемесячно поставлялось двадцать машин, и к концу года заказ был выполнен.
Первые «Гекторы» были переданы 50-му звену 4-й эскадрильи Королевских ВВС, авиабаза Одихем (Odiham); еще один самолет был передан 13-й эскадрилье, базировавшейся на том же аэродроме. К 1938 году на «Гекторы» были перевооружены семь эскадрилий, но год спустя эти машины были переведены в 602-ю, 612-ю, 613-ю, 614-ю и 615-ю вспомогательные эскадрильи. Первоначально эти подразделения должны были перелететь во Францию в составе 22-й авиагруппы взаимодействия с сухопутными силами, но в конечном итоге на континент были отправлены шесть машин. В середине 1940 года в составе Королевских ВВС было всего 72 самолета Hector, которые использовались для связи между аэродромами, а также для буксировки мишеней и затем для буксировки десантных планеров. Эту задачу «Гекторы» получили в 1941 году, когда началось обучение использованию планеров Hotspur. В 1942 году «Гекторы», часть которых имела налет до 1500 часов, были выведены из состава Королевских ВВС. Небольшое количество машин было передано Великобританией Ирландии, где они дожили до окончания войны.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Hawker Hector
Назначение: легкий бомбардировщик
Статус: серийное производство
Компания-производитель:
• прототип – заводе Hawker Aircraft Ltd, Кингстон, Суррей
• серийные – Westland Aircraft Ltd, Йовил, Сомерсет
Силовая установка: один 24-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Dagger IIIMS мощностью 805 л.с. (592 кВт), который вращал деревянный воздушный винт Watts
Размеры:
размах крыльев 11,27 м
длина 9,09 м
высота 3,18 м
площадь крыльев 32,19 м²
Масса:
пустого 1538 кг
взлетная 2230 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте
• 1990 метров – 300 км/ч
• 5000 метров – 275 км/ч
время набора высоты 6000 метров 17,2 мин
практический потолок 7320 м
продолжительность полета 2,4 часа
источник: Václav Němeček, Výkres Martin Salajka «Letadla 39-45: Hawker Hector» «Letectví + kosmonautika» 23/98, str.40/1836; 25-26/98, str.102-103/2034-2035
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-legkie-bombardirovschiki-hawker-hector-velikobritaniya