Легкие бомбардировщики Hawker Hector. Великобритания

14

Легкие бомбардировщики Hawker Hector. Великобритания

В мае 1940 года, когда во Франции наступление немецких войск достигло своего апогея, командование Королевских ВВС стремились усилить британские экспедиционные силы и французскую армию всеми своими скудными средствами. Во Францию были отправлены все имевшиеся в резерве самолеты. 26 мая 1940 года в бой пошли даже такие устаревшие машины, как бипланы Hawker Hector. Шесть машин вылетели с базы 613-й вспомогательной эскадрильи Королевских ВВС Рингвей (Ringway) и прибыли в район Кале, где они пытались замедлить наступление немцев, направленное на окружение города. На следующий день «Гекторы» вместе с «Лизандрами» 4-й эскадрильи Королевских ВВС они сбросили контейнеры с припасами уже окруженным частям союзников. С боевого задания не вернулись два из шести «Гекторов». Затем 613-я эскадрилья была перевооружена на «Лизандры», боевая эффективность которых, однако, вызвала обоснованную критику. Но где Королевские ВВС могли немедленно получить машины получше?

Hawker Hector представлял собой вершину конструкторской школ, созданной в компании Сидни Кэммом в 1925 году после его назначения на должность главного конструктора. Он был бескомпромиссным сторонником как изящных форм, так и цельнометаллической конструкции силового набора из стальных и дюралюминиевых элементов. Вскоре после вступления в должность главного конструктора Сидни Кэмм перепроектировал легкий бомбардировщик Hawker Horsley, имевший цельнодеревянный силовой набор, в самолет с цельнометаллическим каркасом и затем продолжил работы в данном направлении. В 1928 году большую известность Сидни Кэмму принес двухместный дневной бомбардировщик Hawker Hart с двигателем Rolls-Royce Kestrel. В ходе учений он без проблем справился со всеми истребителями Королевских ВВС того времени. Затем все пошло как по маслу – дневные бомбардировщики, многоцелевые самолеты, одноместные и двухместные истребители, самолеты непосредственной поддержки сухопутных сил, учебные самолеты и самолеты палубной авиации. Все эти машины имели заимствованный у «Харта» схожий внешний вид и все они оснащались двигателями Rolls-Royce Kestrel. Должно быть, придумать всем им названия было непросто, а отличить их от земли по типу, наверное, было совершенно невозможно.

Как это не однократно бывало в истории авиации того времени, одна очень удачная конструкция полностью устраивала как производителя, так и заказчика, который приобретал все новые и новые не очень отличающиеся друг от друга варианты. К таким типам привыкали экипажи самолетов и наземные службы, производство было налажено, и поэтому заказы на новые типы выдавались уже в то время, когда велись действия по модернизации и повышению боевой эффективности Королевских ВВС. При этом заказываемые бипланы предназначались не для колоний, где их характеристики были достаточными для борьбы с такими же устаревшими потенциальными противниками, а для подразделений в метрополии. Поэтому в 1935 году, когда была запланирована замена самолетов-бипланов непосредственной поддержки Hawker Audax снова был выбран потомок «Харта». Требования спецификации 14/35 звучали стереотипно: самолет должен был выполнять задачи легкого бомбардировщика, тактического разведчика, выполнять обстрел наземных целей и собирать наземные донесения с помощью крюка, находящегося на малой высоте над землей: сообщение висело на тросе, который на двух винтовках было поднято над землей.

Требования спецификации вызвали реакцию со стороны компании Rolls-Royce. Эта компания уже поставила двигатели Kestrel для трех тысяч самолетов компании Hawker всех типов и у нее больше не было мощностей для поставки еще двухсот авиамоторов – кеомпания готовилась к запуску в серию знаменитого двигателя Merlin. Из-за этого Сидни Кэмм остановил свой выбор на другом двигателе – 24-цилиндровом авиамоторе Napier Dagger с воздушным охлаждением и Н-образным размещением блоков цилиндров. Уже в 1933 году в качесвте эксперимента двигатель Dagger I был установлен на одном из бипланов Hart, но результаты испытаний были разоаровывающими из-за частых поломок авиамотора. Теперь в наличии имелся вариант Dagger IIIMS мощностью 805 л.с. (592 кВт), который вместе с деревянным пропеллером Watts достиг приличного уровня пригодности к эксплуатации. Вооружение «Гектора» состояло из одного синхронизированного 7,7-мм пулемета Vickers с боезапасом 600 патронов и расположенного в задней кабине подвижного 7,7-мм пулемета Lewis с шестью барабанными магазинами на 97 патронов. Сбрасываемая нагрузка состояла из подвешиваемых под нижним крылом двух 50-кг бомб или двух контейнеров снабжения.

Министерство авиации, руководствуясь правительственными программами вооружения, согласовало и заказало серийное производство «Гекторов» – такое название было присвоено военными – еще до того, как в 1935 году прототип поднялся в воздух. Впервые в воздух прототип Hawker Hector (военный номер K3719) поднял летчик-испытатель Булман (Bulman), который совершал полеты на этой машине до 14 февраля 1936 года. В отличие от обычных машин конструкции Сидни Кэмма Hector должен был иметь верхнее крыло без стреловидности консолей; сделано это было для решения проблемы балансировки более тяжелых двигателя и бомбовой нагрузки. В остальном все осталось прежним, включая основные стойки шасси с межколесной осью (в 1936 году!). Компания Hawker не могла запустить Hector в производство на своих мощностях, и о лицензионном производстве велись переговоры с компанией Avro. Однако последняя получила крупный заказ на производство двухмоторных монопланов Anson, и в конечном итоге «Гекторы» стала выпускать компания Westland. Первый «Гектор» (военный номер К8090) поднялся в воздух только в феврале 1937 года (опять восклицательный знак). Ежемесячно поставлялось двадцать машин, и к концу года заказ был выполнен.

схема легкого бомбардировщика Hawker Hector

схема легкого бомбардировщика Hawker Hector

Первые «Гекторы» были переданы 50-му звену 4-й эскадрильи Королевских ВВС, авиабаза Одихем (Odiham); еще один самолет был передан 13-й эскадрилье, базировавшейся на том же аэродроме. К 1938 году на «Гекторы» были перевооружены семь эскадрилий, но год спустя эти машины были переведены в 602-ю, 612-ю, 613-ю, 614-ю и 615-ю вспомогательные эскадрильи. Первоначально эти подразделения должны были перелететь во Францию в составе 22-й авиагруппы взаимодействия с сухопутными силами, но в конечном итоге на континент были отправлены шесть машин. В середине 1940 года в составе Королевских ВВС было всего 72 самолета Hector, которые использовались для связи между аэродромами, а также для буксировки мишеней и затем для буксировки десантных планеров. Эту задачу «Гекторы» получили в 1941 году, когда началось обучение использованию планеров Hotspur. В 1942 году «Гекторы», часть которых имела налет до 1500 часов, были выведены из состава Королевских ВВС. Небольшое количество машин было передано Великобританией Ирландии, где они дожили до окончания войны.

легкий бомбардировщик Hawker Hector в довоенной окраске. Снимок airwar.ru

легкий бомбардировщик Hawker Hector в довоенной окраске. Снимок airwar.ru

легкий бомбардировщик Hawker Hector с нанесенным камуфляжем. Снимок airwar.ru

легкий бомбардировщик Hawker Hector с нанесенным камуфляжем. Снимок airwar.ru

до войны алюминиевая и полотняная обшивка легких бомбардировщиков Hawker Hector была полностью выкрашена алюминиевой краской. После начала войны получили камуфляж того же типа, который наносился на истребители. Верхняя и боковые поверхности были покрыты неровными полями темно-зеленого и землисто-коричневого цветов, в то время как нижние поверхности крыльев были выкрашены в два контрастных цвета: левая половина была выкрашена в черный цвет, а правая половина – в белый. Окраска нижних поверхностей элеронов была противоположной: правый элерон был выкрашен в белый цвет, а левый элерон – в черный. Нижние поверхности фюзеляжа и горизонтального оперения сохранили алюминиевую окраску. Представленный на рисунке Hawker Hector (военный номер K9691) нес серый бортовой номер PJ-M, указывавший на принадлежность 59-й эскадрильи (код PJ). Опознавательные знаки Королевских ВВС– круглые сине-красные кокарды – были лишены белого кольца. Красно-бело-синий прямоугольник на киле отсутствовал

до войны алюминиевая и полотняная обшивка легких бомбардировщиков Hawker Hector была полностью выкрашена алюминиевой краской. После начала войны получили камуфляж того же типа, который наносился на истребители. Верхняя и боковые поверхности были покрыты неровными полями темно-зеленого и землисто-коричневого цветов, в то время как нижние поверхности крыльев были выкрашены в два контрастных цвета: левая половина была выкрашена в черный цвет, а правая половина – в белый. Окраска нижних поверхностей элеронов была противоположной: правый элерон был выкрашен в белый цвет, а левый элерон – в черный. Нижние поверхности фюзеляжа и горизонтального оперения сохранили алюминиевую окраску. Представленный на рисунке Hawker Hector (военный номер K9691) нес серый бортовой номер PJ-M, указывавший на принадлежность 59-й эскадрильи (код PJ). Опознавательные знаки Королевских ВВС– круглые сине-красные кокарды – были лишены белого кольца. Красно-бело-синий прямоугольник на киле отсутствовал

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Hawker Hector

Назначение: легкий бомбардировщик

Статус: серийное производство

Компания-производитель:

• прототип – заводе Hawker Aircraft Ltd, Кингстон, Суррей
• серийные – Westland Aircraft Ltd, Йовил, Сомерсет

Силовая установка: один 24-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Dagger IIIMS мощностью 805 л.с. (592 кВт), который вращал деревянный воздушный винт Watts

Размеры:

размах крыльев 11,27 м
длина 9,09 м
высота 3,18 м
площадь крыльев 32,19 м²

Масса:

пустого 1538 кг
взлетная 2230 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте
• 1990 метров – 300 км/ч
• 5000 метров – 275 км/ч
время набора высоты 6000 метров 17,2 мин
практический потолок 7320 м
продолжительность полета 2,4 часа

источник: Václav Němeček, Výkres Martin Salajka «Letadla 39-45: Hawker Hector» «Letectví + kosmonautika» 23/98, str.40/1836; 25-26/98, str.102-103/2034-2035

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-legkie-bombardirovschiki-hawker-hector-velikobritaniya

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account