Квартет. Часть 1. Lockheed Big Dipper и Douglas Cloudster II
Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
Четыре "летающих автомобиля" из второй половины 40х, которые объединяет кроме не самой удачной судьбы нормальная аэродинамическая схема и наличие толкающего винта в хвостовой части самолета.
Смог вспомнить/найти четыре самолета, удовлетворяющих условию. Желающие могут назвать оставшиеся два (один из них не североамериканский). Вполне возможно, что таких на самом деле больше.
Как уже говорилось, у Локхид перед окончанием войны был свой план на послевоенное развитие гражданской авиации и ряд воздушных средств транспорта для военных начиная с индивидуального. "Воздушным мотоциклом" — миниатюрным самолетом на одного человека — был Lockheed Model 33 Little Dipper, совершивший первый полет в августе 44го. Разработка следующего в ряду самолета — "воздушного джипа", была поручена тому же конструктору John'у Thorp'у что работал над Little Dipper. "Воздушный джип" был рассчитан и на гражданский рынок, где стал бы уже "воздушным автомобилем". Строительство прототипа нового самолета, получившего обозначение Lockheed Model 34 Big Dipper ("Большая медведица"), было начато в июле 45го в Бербанке, в дочерней компании Vega Airplane, поэтому самолет получил и "веговский" индекс V-306. После постройки самолет переправили в Палмдейл, откуда он совершил полет 10 декабря 1945 года. Первые полеты прошли отлично, летные данные и управляемость превзошли ожидания. Была замечена лишь тенденция к срыву потока на больших углах атаки на низких скоростях. По каким то причинам вся программа Модели 33 проходили в большой секретности. После примерно 40 часов налета Big Dipper перегнали обратно в Бербанк, где должны были для компенсации срыва потока ввести наплывы крыла, однако модификацию отложили и было дано указание возвращаться в Палмдейл. 6 февраля 1946 года из соображений секретности, дабы не светить самолет на рулежке, решили взлетать с неосновной короткой полосы. При наборе высоты с самолетом случилось именно то, от чего его хотели лечить, но решили отложить — машина рухнула на землю, разбившись вдребезги. При этом, как ни странно, экипаж "Медведицы" — летчик-испытатель Prentice Cleaves и инженер Frank Johnson, который сменил Thorp'а в качестве главного конструктора самолета, не пострадали в аварии.
После этого досадного происшествия на Локхиде решили, что перспектив у программы нет из-за того, что рынок частных самолетов уже перенасыщен.
Lockheed Big Dipper оснащался четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения, располагался он за кабиной и через длинный вал приводил во вращение двухлопастный винт. Воздухозаборник охлаждения стосильного мотора находился над фюзеляжем. Оба члена экипажа сидели рядом друг с другом, стойки шасси были неубираемыми. John W Thorp чуть ли не изобрел цельноповоротное горизонтальное оперение (патент US 2563757), внедрил он его и на Big Dipper.
ТТХ
Длина, м 6,76
Размах крыла, м 9,45
Высота, м 2,69
Двигатель Continental C100-12, четырехцилиндровый, мощностью 100 л.с.
Вес пустого, кг 424
взлетный, кг 658
Скорость максимальная, км/ч 219
крейсерская, км/ч 191
Потолок, м 4875
Скороподъемность, м/с 4,27
Кроме V-306 на бумаге были нарисованы его версии: V-309 — милитаризованная версия Big Dipper; V-311 — вариант с тянущим винтом; V-313 — трехместный связной самолет. Так же на бумаге остался четырехместный Model 44(?) (V-314) "Super Dipper". В отличие от Big Dipper он был высокопланом и оснащался 145-сильным двигателем.
6 мая 1944 года впервые взлетел бомбардировщик оригинальной конструкции Douglas XB-42 Mixmaster: два двигателя у этого самолета были упрятаны в фюзеляж и через отдельные валы приводили во вращение соосные винты. В мае 1945 на Дуглас решили перенести опыт создания самолета с такой компоновкой на частную авиацию, была организована группа под управлением Charles S. Glascow для проектирования Model 1015, получившего позже именование Cloudster II. Идеей новой летающей машины было создать передовой цельнометаллический моноплан, обладающий скоростью, дальностью и надежностью современного авиалайнера, но при этом достаточно простой в управлении для пилота-любителя.
Кстати, видимо в это же время начались работы над DC-8 Skybus, конверсией XB-42 под перевозку 48и пассажиров.
Прототип Cloudster II (s/n 43113. NX8000H) взлетел в первый раз 12 марта 47го года. Последующие испытания проходили вполне удовлетворительно, мешали только два недостатка: сильные вибрации и отвратительное охлаждение двигателей на земле. Весь 1947 год пытались решить эти две проблемы, но ничего не вышло. В конце года проект был заморожен. Причины этого такие: послевоенное сокращение расходов, сомнения, что рынок нуждается в самолете такого класса, конструкция самолета включала множество технических инноваций, которые требовали дальнейших обширных вливаний сил и средств. К этому времени стоимость самолета выросла с первоначальных 30 000 долларов до 68 тысяч, самолет превратился в настоящий летающий Роллс-Ройс. Итак, после двух полетов самолет был законсервирован на долгие годы, пока не был отдан в местный отряд скаутов в качестве учебного пособия, а позже сдан в металлолом.
Cloudster II оснащался парой двигателей Continental воздушного охлаждения мощностью по 200 л.с., работающих через на один длинный вал, в дальнейшем предполагалось заменить их на 250сильные Continental E-250. Каждый мотор находился в отдельном отсеке из стали с собственной системой сигнализации и пожаротушения, охлаждался через свой боковой воздухозаборник. В случае выхода из строя одного мотора коробка передач отключала его, и полет продолжался на оставшемся. Винт двухлопастный диаметром 2,43 м. Двигатели стояли за кабиной за звукоизолирующей перегородкой, кабина рассчитана на перевозку пяти человек. Впереди сидели пилот и второй пилот (или просто пассажир), сзади стоял диван еще на троих пассажиров, за диваном — немного места для ручной клади и верхней одежды. Багажное отделение рассчитано на 113 кг клади и находилось за моторным отсеком. Кабина располагалась очень низко от земли (38 см), что в сочетании с автомобильными дверями было комфортно для посадки-высадки пассажиров. Особо отмечалось, что благодаря нестандартному размещению двигателей задним пассажирам обеспечивался отличный обзор. Крыло с ламинарным профилем, все стойки шасси полностью убираемые. Основные стойки шасси были далеко разнесены по крылу для большей устойчивости на взлете и посадке при сильном боковом ветре.
ТТХ
Длина, м 12,13
Размах крыла, м 10,78
Высота, м 3,66
Двигатель
Вес пустого, кг 1451
взлетный, кг 2307
Скорость максимальная, км/ч 369
на высоте, м 365
крейсерская, км/ч 322
Дальность, км 1529
перегоночная, км 1891
Потолок, м 6767
Скороподъемность, м/с 7,6
1. Lockheed Model 34 Big Dipper выглядит очень ладным.
2. На удивление нет ни одной фотографии летящего самолета.
3.
4.
5. Просторной кабину не назовешь.
6. Рядом со старшим братом.
7.
8. Эскиз этапа выбора схемы будущей "Большой Медведицы".
9. На рисунке четырехместный Model 44 "Super Dipper".
1. Douglas Cloudster II. Судя по обшарпанности последние годы жизни самолета.
2. Основатель компании "Дуглас" Donald Wills Douglas, Sr.
3. Хорошо видны выходные отверстия для охлаждающего двигатели воздуха.
4. Роскошный!
5.
6.
источник: http://p-d-m.livejournal.com/469606.html