"70% ЗАСЛУГ, 30% ОШИБОК". "КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" МАО
Советский и российский синолог. Доктор исторических наук. Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ (1978). Основные научные интересы: история революционного движения в Китае и России, троцкизм. Автор более 100 научных работ, изданных в 16 странах.
25 июля… В этот день в 1966 году в Китае на полгода закрылись учебные заведения для мобилизации школьников и студентов на «культурную революцию». События, которые разворачивались в Китайской Народной Республике с ноября 1965 по октябрь 1976 года, мало с чем сопоставимы по количеству жертв политического режима и жестокости методов расправы с «культурно иными».
О том, что заставило руководителя Китая Мао Цзэдуна решиться на активные действия по уничтожению противников, об отношениях с Хрущевым и современном китайском восприятии тех событий «Дилетанту» рассказал доктор исторических наук, профессор, китаист Александр Вадимович Панцов.
Diletant.ru Александр Вадимович, расскажите, пожалуйста, о предпосылках «культурной революции» в Китае.
Для того чтобы понять культурную революцию, надо прежде всего иметь в виду, что за несколько лет до культурной революции в Китае произошёл большой скачок. Это была попытка Мао Цзэдуна (поддержанная практически всем руководством китайской компартии) осуществить колоссальный прорыв в экономическом развитии страны, для того чтобы догнать передовые страны, прежде всего Англию, также Советский Союз и Соединённые Штаты. Мао Цзэдун хотел за год увеличить в два раза производство стали и зерна.
В итоге, как известно, большой скачок закончился колоссальным поражением и полным развалом экономики, что привело к голоду. По последним данным, 45 миллионов человек погибло от голода за 3. Естественно, это был шок, колоссальный шок для всего руководства. И Мао Цзэдуна впервые подвергли критике. Сначала в 1959 году в июле, а потом гораздо более существенной критике его подвергли в 1961 и в самом начале 1962 года. Он впервые вынужден был признать ошибки и заняться самокритикой. Для него это было страшное поражение.
Но это ещё полбеды.
После этого страшного поражения он ушёл, как бы он сам сказал, на вторую линию. То есть уехал в длительный отпуск из Пекина на несколько месяцев, сидел за несколько сот километров у себя на даче, и до него стали доходить слухи, что повсеместно в Китае крестьяне, чтобы спастись от голода, стали переходить на так называемый семейный подряд. Во время большого скачка в 1958 году создавались колоссальные агропромышленные комплексы в Китае, называемые «народными коммунами», где люди объединялись в народные коммуны и вели совместное хозяйство на уровне бригад.
Никакого капитализма, конечно, в этом не было абсолютно, это полнейший социализм, но Мао Цзэдун почувствовал, что здесь может возникнуть неравенство — те, кто будут аккумулировать какие-то излишки, будут эксплуатировать других, и это есть дорога к капитализму.
Самое жуткое для Мао Цзэдуна заключалось в том, что руководство, оставленное им на первой линии — Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чэнь Юнь и другие ничего плохого в этой подрядной системе не обнаружили. И они её даже поддержали. Для него всё это означало, что высшее руководство партии приветствует переход не просто к подрядной системе, а приветствует расслоение. Это была одна из отправных точек, которая стала стимулировать развитие его мысли относительно того, что нужно что-то предпринимать в стране, что недостаточно осуществить социалистическую революцию, обобществить средства производства.
Мао Цзэдун начинает задумываться над тем, что даже после того, что официально объявляется строительство социализма, всё, обобществление производства, люди всё равно остаются те же самые. Люди остаются со своими амбициями.Каждый эгоист…
Diletant.ru Здесь мы уже, как я понимаю, подходим близко к самому термину — «культурная революция». «Культурность» ее обусловлена желанием Мао Цзэдуна изменить в корне эту психологию людей?
Да, вы правы. Мао имел в виду, что нужно перестроить культуру в плане сознания человека, нужно перестроить мозги человека. Он считал, что нужно создать идеального борца за коммунизм, которому партия даст задание, он пойдёт и не будет думать о себе, будет думать только о великом.
В этом, кстати говоря, логичное развитие самого марксизма. Потому что марксизм-то именно в этом утопичен. Уже сам Маркс недооценил природу человеческую. И весь марксизм борется с человеческой природой.
Diletant.ru А какова была роль отношений Китая и СССР в возникновении у Мао идеи «культурной революции»?
Мао просто терпеть не мог Хрущёва, Хрущёв — Мао. Но, в отличие от многих представлений, Мао, когда Хрущёв осудил Сталина, поддержал Никиту Сергеевича.
Он не осуждал хрущёвский доклад до событий в Польше и Венгрии.
На XX съезде Хрущёв в политическом докладе сказал о том, что будущие революции в западных странах могут произойти и мирным путём, без вооружённого восстания и предложил идею мирного существования. Для Мао это начало ревизионистского перерождения Советского Союза. Хрущёв, который идёт на дружбу с Соединёнными Штатами, ездит и к Эйзенхауэру, это всё был для него пример предательства дела социализма.
Вообще, Мао Цзэдун искал потенциального предателя, который после его смерти его так же обвинит, как Хрущёв Сталина. Он сам писал, что культурная революция направлена против каппутистов внутри партии и прежде всего против «китайского Хрущёва», чёрным по белому было написано, но тогда никто не понял, кого имел в виду Мао Цзэдун под «китайским Хрущёвым», а он имел в виду Лю Шаоци, второго человека в партии.
К культурной революции привело соединение внутренних и внешних факторов. И главная идея Мао была предотвращение капиталистической реставрации в Китае, потому что именно это больше всего его волновало.
Diletant.ru С каких действий началась сама эта «перестройка культуры» людей?
Фактически культурная революция начинается в ноябре 1965 года (официально — 16 мая 1966 года).
Что делает Мао Цзэдун?
25 мая 1966 года он посылает одного из своих доверенных людей в Пекинский университет. В Пекинском университете она находит секретаря парткома философского факультета, требует, чтобы она со студентами опубликовала, написала большой постер с критикой администрации университета.
Мао Цзэдун не знает, сколько людей в партии поддерживают Лю Шаоци, сколько из них идут по капиталистическому пути и так далее. Поэтому он не может обратиться к партии, сказать — поддержите меня, давайте бороться против каппутистов. Он выбирает людей, которые бы его безусловно поддержали.
Он хочет развить массовое движение против этих бюрократов в партии.
К кому же ему обратиться? Он обращается к молодёжи.
Она с его точки зрения ещё не была скована старыми традициями. Он обращаелся к молодёжи, к студентам — помогите мне, давайте бороться против этих чёрных бандитов, давайте перестраивать сознание старых людей, потому что все старые люди — потенциально консервативные контрреволюционеры.
И здесь разговор заходит уже о хунвэйбинах.
Причем, авангардом хунвэйбиновского движения были даже не студенты университета — самые ярые и активные силы там были учащиеся начальных и средних школ, дети, подростки. Они не понимали, что такое боль, и именно они убивали, именно они терроризировали.
На это делалась основная ставка, это было самое главное преступление Мао Цзэдуна, потому что он развратил малолетних.
В основном культурная революция проходила в форме митингов. Хунвэйбины арестовывали профессоров или каких-нибудь партийных бюрократов, вытаскивали на митинги, надевали дурацкий какой-нибудь колпак бумажный и плакатик на верёвке на грудь, где было написано, что ты контрреволюционер, мерзавец, негодяй. Они выворачивали руки, делали так называемый «аэроплан» — руки поднимали к голове, к затылку, да, и ты склонялся перед массами.
Diletant.ru Насколько корректно сравнивать сталинские репрессии 1937-1938 годов и эти события в Китае?
Корректно сравнивать в том смысле, что это террор одной и той же системы античеловеческой коммунистической. Мао действовал в рамках китайской традиции. Его политика заключалась в том, чтобы провести человека через все круги ада, через испытания, через серию покаяний, самобичеваний и разоблачений, то есть заставить человека потерять лицо.
В этом политическая культура китайского коммунизма. Это происходило сплошь и рядом.
Ни в 1940-ые, ни в 1950-ые Мао не убивал, если он, конечно, не считал, что это человек классовый враг, там, белогвардеец, гоминьдановец и так далее, то есть с ним и без лица ничего не сделаешь. Конечно, они убивали. А Сталин 46 000 людей лично отправил на казнь. У Мао этого абсолютно нет. Есть некоторые официальные данные только о числе жертв в сельских районах. По разным данным, погибло от 700 000 до 1 500 000 человек, то замученные, убитые, самоубийцы и так далее. Но это только в деревне.
А культурная революция в основном не шла в деревне, культурная революция в основном шла в городе. Я бы говорил так — 3, 4, 5 миллионов будет тоже соответствовать действительности. Но у нас данных нет никаких. Этого не знает никто.
Китайцы говорят сами, что в целом в период культурной революции пострадало 100 000 000 человек. Но пострадало — это не значит погибло.
Diletant.ru Александр Вадимович, давайте поговорим о том, что было с властью и обществом после этого ужасного глобального потрясения под названием «культурная революция»…
Главными виновниками культурной революции объявлена так называемая «группа четырёх». Во главе её стояла жена Мао Цзэдуна Цзян Цин. Она была руководителем группы по делам культурной революции при постоянном комитете политбюро ЦК КПК.
В июне 1981 года, новое китайское руководство во главе с Дэн Сяопином приняло специальный документ — «Решение по некоторым вопросам истории КПК после образования КНР», так оно называется. Там давалась развёрнутая оценка культурной революции и лично Мао Цзэдуна.
Там говорилось, что до 1958 года (до большого скачка) Мао Цзэдун был хороший. После 1958 года Мао Цзэдун стал делать ошибки, и главная ошибка его была культурная революция. Но эти ошибки были ошибками великого человека.
Основная ответственность за культурную революцию была с Мао снята. Было сказано, что да, Мао Цзэдун несёт ответственность за ошибки, но он, конечно, совершал эти ошибки, желая сделать хорошее.
Хотя в самом том решении («по некоторым вопросам истории КПК после образования КНР») нет такого термина, как «военно-фашистская диктатура», в публикациях, в том числе официальных, так и говорят — «10 лет военно-фашистской диктатуры».
Над «Группой четырёх» был суд. Их приговорили к смертной казни. Потом заменили на пожизненное заключение.
Diletant.ru А что можно сказать об отношении к «культурной революции» современного китайского общества?
Большинство совершенно равнодушны к тому, что был период культурной революции. Я много раз проверял это на обычных простых китайцах.
Например, стоит женщина, торгует портретами Мао Цзэдуна. Я говорю — а что торгуете? А как же культурная революция? Она говорит — да, ну, культурная революция — это так, ну ошибка, а Мао Цзэдун великий человек, поскольку национальная революция и вообще создал великий Китай и так далее.
Вообще в Китае сейчас оценивают Мао Цзэдуна так — 70% заслуги, 30% ошибки.
У китайцев нет такого чувства, как покаяние. Оно абсолютно чуждо китайской культуре. Китайцы не христиане. Для нас это великое христианское таинство, и без покаяния не может быть прощения.
А в Китае это совершенно не так. Для китайца наоборот, самое страшное — это потерять лицо.
Diletant.ru То есть, можно сказать, что признание Мао Цзэдуна государственным преступником для китайской нации было бы несносным унижением, самым страшным, что может быть? Поэтому этого не происходит…
Абсолютно. Это всё равно что выйти на площадь и сказать: «Я дурак!». Они не могут этого сделать…
Александр Панцов
Советский и российский синолог. Доктор исторических наук. Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ (1978). Основные научные интересы: история революционного движения в Китае и России, троцкизм. Автор более 100 научных работ, изданных в 16 странах.
АФОРИЗМЫ МАО ЦЗЭ ДУНА,
«ОТНЫНЕ И НАВСЕГДА КИТАЙСКИЙ НАРОД ПОДНЯЛСЯ С КОЛЕН И РАСПРЯМИЛ ПЛЕЧИ!».
1 октября 1949 года, в день Провозглашения Китайской Народной Республики
Американский империализм кажется громадой, но фактически является бумажным тигром и делает предсмертные потуги.
Народы всего мира, сплачивайтесь и громите американских агрессоров и всех их приспешников! (20 мая 1970 г.)
Американский империализм убивает людей чужих стран, он убивает также белых и негров собственной страны.
Народы всего мира, сплачивайтесь и громите американских агрессоров и всех их приспешников! (20 мая 1970 г.)
Атомная бомба — это бумажный тигр, которым американские реакционеры запугивают людей, с виду он кажется страшным, а на самом деле вовсе не страшен. Конечно, атомная бомба — это оружие массового истребления, однако исход войны решает народ, а не один-два новых вида оружия.
Беседа с американской журналисткой Анной Луизой Стронг (6 августа 1946 г.)
Без разрушения нет созидания. Разрушение — это критика, это революция. Разрушение требует выяснения истины, а выяснение истины и есть созидание. Прежде всего разрушение, а в самом разрушении заложено созидание.
Редакционная статья журнала «Хунци» и газеты «Жэньминь жибао» «Великий исторический документ» (16 мая 1966 г.).
В 1946 году, когда Чан Кай-ши начал наступление против нас, многие наши товарищи и весь наш народ беспокоились о том, сможем ли мы выиграть войну. Меня тоже волновало это. Но у нас была уверенность. В то время приехала в Яньань одна американская журналистка по фамилии Анна Луиза Стронг. В беседе с ней я затронул много вопросов: и о Чан Кай-ши, и о Гитлере, и о Японии, и о США, и об атомной бомбе и т. д. Я тогда сказал, что все так называемые могучие реакционные силы на самом деле представляют собой всего лишь бумажных тигров, ибо они оторваны от народа. Посмотрите, разве Гитлер не был бумажным тигром? Разве с ним не было покончено? Я тоже говорил, что русский царь был бумажным тигром, китайский император был бумажным тигром, японский империализм был бумажным тигром. Ведь со всеми ими было покончено. С американским империализмом ещё не покончено, у него есть и атомные бомбы. Но я думаю, что с ним также будет покончено, он тоже является бумажным тигром. Чан Кай-ши был в свое время очень сильным, его регулярная армия насчитывала более 4 миллионов человек. Тогда мы находились в Яньане. А сколько было в то время в Яньане населения? 7 тысяч человек. А сколько у нас было войск? Всего 900 тысяч партизан, причём они были полностью разбросаны в нескольких десятках опорных баз, отрезанных друг от друга Чан Кай-ши. Однако мы говорили, что Чан Кай-ши является не чем иным, как бумажным тигром, и мы непременно победим его. Во имя борьбы с врагом, в течение длительного времени у нас складывалось такое понятие, что в стратегическом отношении мы должны презирать всех врагов, а в тактическом отношении должны уделять всем врагам серьёзное внимание, то есть в целом мы непременно должны презирать врагов, а в каждом конкретном случае мы непременно должны уделять им серьёзное внимание. Если в целом не презирать врагов, то мы можем совершить оппортунистические ошибки. Когда жили Маркс и Энгельс и их всего было двое, они тогда уже заявили, что капитализм во всем мире будет свергнут. Однако в конкретном случае, в отношении каждого врага в отдельности, если ему не уделять серьёзного внимания, то мы совершим авантюристические ошибки. Войну можно вести лишь отдельными операциями, врага можно уничтожать лишь по частям, заводы можно строить лишь по объектам, землю крестьянин может вспахивать лишь по участкам. То же самое можно сказать и о еде. С точки зрения стратегии нам еда нипочем: мы готовы поесть всю пищу. Но в конкретном случае, когда кушаешь, то глотаешь пищу частями и не можешь проглотить сразу все явства со стола. Вот это и называется решать каждый вопрос в отдельности, а в военной литературе это называется разгромить врага по частям.
Выступление на Московском совещании представителей коммунистических и рабочих партий (18 ноября 1957 г.)
В мире происходит прогресс, перспективы светлые, и этот общий ход развития истории никто не в силах изменить. Мы должны постоянно вести среди народа пропаганду, рассказывая ему о происходящем в мире прогрессе и о светлых перспективах, с тем чтобы он проникся верой в победу. Вместе с тем мы должны также сказать народу, сказать товарищам, что путь извилист.
О переговорах в Чунцине (17 октября 1945 г.). Кроме того, Мао писал в письме к Цзян Цин 8 июля 1966 г.: «В конце привожу всё те же два старых высказывания: перспектива светлая, путь извилистый».
В многолюдстве — сила.
Возможно, этот лозунг был выдвинут Мао 26 сентября 1956 г.
В настоящее время люди во всех странах мира рассуждают о возможности возникновения третьей мировой войны. По этому вопросу мы должны быть в состоянии моральной готовности и подходить к делу аналитически. Мы твёрдо стоим за мир и выступаем против войны. Однако если империалисты всё же развяжут войну, то и в этом случае нам не надо бояться. Наш подход к этому вопросу такой же, как ко всяким «беспорядкам»: во-первых, мы против, во-вторых, мы не боимся. После первой мировой войны появился Советский Союз с населением в 200 миллионов человек; после второй мировой войны появился социалистический лагерь, охватывающий 900 миллионов человек. Можно утверждать, что если, несмотря ни на что, империалисты развяжут третью мировую войну, то в результате войны ещё сотни миллионов человек непременно перейдут на сторону социализма и под властью империализма останется лишь небольшая территория; возможен также полный развал всей империалистической системы.
К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа (27 февраля 1957 г)
В ходе нашей борьбы мы раз и навсегда покончим с феодальным гнётом, существовавшим тысячелетиями, и с империалистическим гнётом, длившимся свыше ста лет.
Довести революцию до конца (30 декабря 1948 г.)
Великий бунт в Поднебесной достигает великого упорядочения в Поднебесной. Так происходит каждые семь-восемьлет. Рогатые черти и змеиные духи выскакивают сами. Это определяется самой их классовой природой, они непременно выскакивают.
Письмо Мао Цзэдуна к Цзян Цин от 8 июля 1966 г. Пер. с кит.
Враг сам по себе не исчезнет.
Довести революцию до конца (30 декабря 1948 г.)
Все реакционеры — это бумажные тигры. С виду реакционеры страшны, но в действительности они не так уж сильны. Если рассматривать вопрос с точки зрения длительного периода времени, то подлинно могучей силой обладают не реакционеры, а народ. На чьей же стороне была подлинная сила в России до Февральской революции 1917 года? Внешне казалось, что сила была на стороне царя, однако одного порыва ветра Февральской революции было достаточно, чтобы смести его. В конце концов, сила в России оказалась на стороне Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Царь оказался всего-навсего бумажным тигром. Разве в своё время Гитлера не считали очень сильным? Но история показала, что он был бумажным тигром. Так обстояло дело с Муссолини, так обстояло дело и с японским империализмом. И наоборот, силы Советского Союза и любящих демократию и свободу народов различных стран оказались значительно более могучими, чем люди предполагали.
Беседа с американской журналисткой Анной Луизой Стронг (6 августа 1946 г.)
Всё на свете боится серьёзного подхода, а коммунистам больше всех присущ такой подход.
Речь на встрече с китайскими студентами и практикантами в Москве (17 ноября 1957 г.)
Всё то, против чего враг борется, мы должны поддерживать, а против всего того, что враг поддерживает, мы должны бороться.
Беседа с корреспондентами телеграфного агентства «Чжунъяншэ» и газет «Саодан бао» и «Синьяминь бао» (16 сентября 1939 г.)
Всякий, кто стремится поживиться на чужой счёт, обязательно кончает плохо!
За новодемократическое конституционное правление в нынешней политике партии (20 февраля 1940 г.)
Вы ведите свою войну, а я буду вести свою.
Эта цитата, из-за которой Анита Данн потеряла должность главы департамента по внешним связям Белого дома, была приведена ею по памяти из какой-то книги республиканца Ли Атуотера.
Выражение «сюцай, не переступая порога своего дома, может знать о всех делах Поднебесной» было пустой фразой в древние времена, когда техника была неразвита, а в наш век развитой техники это осуществимо, хотя подлинным знанием, приобретенным личным опытом, обладают только люди, связанные с практикой в «Поднебесной»; эти люди в своей практике приобретают «знание», которое через посредство письменности и техники попадает в руки «сюцая» и даёт ему возможность косвенно узнать «о всех делах Поднебесной».
Относительно практики. О связи познания и практики — связи знания и действия (июль 1937 г.).
Готовиться к голоду, готовиться к войне, всюду запасать зерно, никогда не претендовать на гегемонию.
До сих пор у нас ещё немало таких людей, которые рассматривают отдельные формулировки, взятые из марксистско-ленинской литературы, как готовую чудодейственную панацею, полагая, что достаточно её приобрести, чтобы без всякого труда излечивать все болезни. Это — невежество людей незрелых. Среди таких людей мы должны вести просветительную работу. Всякий, кто рассматривает марксизм-ленинизм как религиозную догму, является именно таким невежественным человеком. Такому нужно прямо сказать — твоя догма ни на что не годится. Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин неоднократно повторяли, что их учение не догма, а руководство к действию. Догматики же как нарочно забывают это важнейшее положение. Китайские коммунисты лишь в том случае смогут считать, что они осуществляют соединение теории с практикой, если они сумеют, исходя из марксистско-ленинских позиций и применяя марксистско-ленинский подход и метод, умело пользуясь учением Ленина — Сталина о китайской революции, сделать шаг вперёд и на основе серьёзного изучения истории и революционной действительности Китая создать во всех областях теоретические труды, отвечающие потребностям Китая. Можно хоть сто лет на словах проповедовать соединение теории с практикой, но если не связывать теорию с практикой на деле, то от такой проповеди никакой пользы не будет. Ведя борьбу против субъективного, однобокого подхода, мы должны разбить догматизм с его субъективностью и однобокостью.
За правильный стиль в работе партии (1 февраля 1942 г.)
Если взять последовательность движения человеческого познания, то оно всегда постепенно расширяется от познания единичного и специфического к познанию общего. Люди всегда познают прежде всего специфическую сущность многих различных явлений и только затем могут переходить к обобщению, познавать общую сущность явлений. Лишь познав данную общую сущность, руководствуясь этим общим знанием и в дальнейшем исследуя различные конкретные вещи, которые ещё не исследованы или исследованы неглубоко, и найдя их специфическую сущность, можно пополнить, обогатить и развить знание данной общей сущности, не допуская, чтобы это знание общей сущности превратилось в нечто окостенелое и мёртвое.
Относительно противоречия (август 1937 г.)
Если говорить о нашем желании, то мы не хотим воевать ни одного дня. Однако если обстоятельства вынудят нас воевать, то мы в состоянии вести войну до конца.
Беседа с американской журналисткой Анной Луизой Стронг (6 августа 1946 г.)
Если нужно насрать — насрите, если хочется пердеть — пердите! После этого вам станет лучше.
Если только империалисты развяжут агрессивную войну, мы вместе с народами всего мира непременно сметем их с лица земли!
Выступление на приёме в посольстве Советского Союза в Китае по случаю 5-й годовщины подписания Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между Китаем и Советским Союзом (14 февраля 1955 г.)
Если человек в своей работе будет руководствоваться лишь побуждениями и не будет интересоваться вопросом о результатах, то он уподобится врачу, который только выписывает рецепты, но которому нет никакого дела до того, сколько людей погибло в результате его лечения…
Заключительное слово на Совещании по вопросам литературы и искусства в Яньани (23 мая 1942 г.)
Жизнь империалистов не может быть очень продолжительной, так как они занимаются лишь плохими делами, только поддерживают антинародную реакцию в различных странах, захватили большое число колоний, полуколоний и военных баз и угрожают миру атомной войной. Таким образом, они вынуждают более 90 процентов населения всего мира в настоящее время или в будущем подняться на общую борьбу с ними. Однако в настоящее время империалисты пока ещё здравствуют. Они по-прежнему бесчинствуют в Азии, Африке и Латинской Америке. В западном мире они по-прежнему угнетают народные массы своих стран. Необходимо изменить такую обстановку. Покончить с агрессией и гнётом империалистов, главным образом американских империалистов,— это задача народов всего мира.
Интервью корреспонденту агентства «Синьхуа» (29 сентября 1958 г.)
Империализм имеет видимость мощи, но под ней скрывается прогнившее нутро, так как он не пользуется поддержкой народа. Народ всей страны и народы всего мира, сплотившись воедино и проведя полную подготовку, разгромят любые провокации американского империализма.
Речь на 8-м заседании Центрального правительственного совета (28 июня 1950 г.)
Империалисты, помимо стремления найти спасение своей судьбы в репрессиях в отношении народов своих стран и народов колоний и полуколоний, возлагают ещё надежды на войну. Однако на что они могут рассчитывать в войне? За последние полвека мы уже дважды пережили мировую войну. После первой мировой войны произошла Великая Октябрьская социалистическая революция в России. После второй мировой войны в Восточной Европе и на Востоке возникло ещё большее число революций. Если империалистические молодчики решатся развязать третью мировую войну, то они не добьются никаких других результатов, кроме ускорения полной гибели мировой капиталистической системы.
Речь на юбилейной сессии Верховного Совета СССР в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (6 ноября 1957 г.)
Интеллигенты должны быть сразу красными и обученными. Чтобы быть красными, они должны полностью перестроить свои умы, преобразовав своё буржуазное мировоззрение. Им не нужно читать много книг, что они должны сделать, так это усвоить правильное понимание следующих вопросов. Что такое пролетариат? Что такое диктатура пролетариата?…
Выступление на Верховном государственном совещании (13 октября 1957 г.). Пер. с англ.
Интеллигенция — самая необразованная часть общества.
Каждый коммунист должен усвоить ту истину, что «винтовка рождает власть». Наш принцип — партия командует винтовкой; совершенно недопустимо, чтобы винтовка командовала партией.
Выступление на VI пленуме ЦК КПК 6-го созыва «Война и вопросы стратегии» (6 ноября 1938 г.)
Как только человечество уничтожит капитализм, оно вступит в эпоху вечного мира, и тогда войны ему уже не будут нужны. Тогда не нужны будут армии, военные корабли, боевые самолеты и отравляющие вещества. Тогда человечество уже во веки веков не увидит войны.
О затяжной войне (май 1938 г.)
Коммунизм — это цельная идеология пролетариата и вместе с тем — это новый общественный строй. Эта идеология и этот общественный строй отличны от всякой другой идеологии и от всякого другого общественного строя и являются наиболее совершенными, наиболее прогрессивными, наиболее революционными, наиболее разумными во всей истории человечества.
Феодальная идеология и общественный строй уже сданы в музей истории. Идеология и общественный строй капитализма в одной части мира (в СССР) уже тоже сданы в музей, а в остальных странах еле дышат, доживают последние дни и скоро попадут в музей. И только идеология и общественный строй коммунизма, не зная преград, с неодолимой силой распространяются по всему миру, переживая свою прекрасную весну.
О новой демократии (январь 1940 г.)
Коммунист должен быть искренним, преданным и активным, интересы революции должны быть для него дороже жизни, он должен подчинять личные интересы интересам революции; всегда и везде он должен отстаивать правильные принципы, вести неустанную борьбу против всяких неправильных взглядов и поступков и тем самым крепить коллективизм в жизни партии и связь партии с массами; он должен заботиться об интересах партии и масс больше, чем о своих собственных интересах, заботиться о других больше, чем о себе. Только такой человек достоин называться коммунистом.
Против либерализма (7 сентября 1937 г.)
Любой договор — это всего лишь клочок бумажки.
Процитировано главным научным сотрудником КИСИ, синологом Константином Сыроежкиным в интервью 23 декабря 2009 г.
Малым числом мы побеждаем большое — так заявляем мы силам, господствующим над всем Китаем. Вместе с тем большим числом мы побеждаем малое — так заявляем мы отдельной части противника, с которой сталкиваемся на поле боя.
Стратегические вопросы революционной войны в Китае (декабрь 1936 г.)
Мы стоим за активную идеологическую борьбу, так как она представляет собой оружие, при помощи которого достигается внутреннее сплочение партии и других революционных организации, обеспечивающее их боеспособность. Каждый коммунист, каждый революционер должен пользоваться этим оружием.
Против либерализма (7 сентября 1937 г.)
Народно-освободительная армия всегда была и будет боевым отрядом. Даже после победы во всей стране она будет оставаться боевым отрядом в течение целого исторического периода, до тех пор пока в стране не будут уничтожены классы, а в мире будет существовать империалистическая система. Тут не должно быть никаких недоразумений и колебаний.
Передовая статья газеты «Жэньминь жибао», журнала «Хунци» и газеты «Цзефанцзюнь бао» «Народная армия непобедима» (1 августа 1969 г.)
Наступит день, когда американские реакционеры обнаружат, что против них выступают народы всего мира.
Беседа с американской журналисткой Анной Луизой Стронг (6 августа 1946 г.)
Наша стратегия состоит в том, чтобы одному биться против десяти, наша тактика — в том, чтобы десяти биться против одного. Это — один из основных законов, обеспечивающих нам победу над врагом.
Стратегические вопросы революционной войны в Китае (декабрь 1936 г.)
Необходимо работать с исключительной кропотливостью. Нужна исключительная кропотливость, небрежность недопустима, она зачастую ведет к ошибкам.
Передовая статья газеты «Жэньминь жибао», журнала «Хунци» и газеты «Цзефанцзюнь бао» «Народная армия непобедима» (1 августа 1969 г.).
Необходимость срать после еды не означает, что еда — это трата времени.
Оружие является важным, но не решающим фактором войны. Решающий фактор — человек, а не вещь. Соотношение сил определяется не только соотношением военной и экономической мощи, но также и соотношением людских ресурсов и морального состояния.
О затяжной войне (май 1938 г.)
Подобно тому как всем предметам и явлениям в мире присуща двойственность (это и есть закон единства противоположностей), империализму и всем реакционерам также присуща двойственность — они являются и настоящими, и бумажными тиграми. В прошлом класс рабовладельцев, класс феодалов-помещиков и буржуазия до завоевания ими власти и в течение некоторого времени после завоевания её были полны жизненных сил, являлись революционными и прогрессивными, представляли собой настоящих тигров. В последующие периоды, ввиду того что рабы, крестьянство и пролетариат, являющиеся их противоположностью, постепенно росли и крепли, вели с ними борьбу, которая всё более и более обострялась, класс рабовладельцев, класс феодалов-помещиков и буржуазия постепенно изменялись в обратную сторону и превратились в реакционеров, отсталых людей, в бумажных тигров, которые в конце концов были свергнуты или будут свергнуты народом. Подобная двойственность присуща реакционным, отсталым, загнивающим классам и тогда, когда народ вступает с ними в борьбу не на жизнь, а на смерть. С одной стороны, они представляют собой настоящих тигров, которые пожирают людей, причём пожирают их миллионами, десятками миллионов. Дело народной борьбы переживает эпоху больших трудностей, на его пути встречается много крутых поворотов и зигзагов. Для того чтобы свергнуть господство империализма, феодализма и бюрократического капитализма в Китае, китайскому народу потребовалось свыше ста лет, пришлось пожертвовать десятками миллионов жизней, прежде чем он одержал победу в 1949 году. Посмотрите, разве мы имели здесь дело не с живыми, железными, настоящими тиграми? Однако они в конце концов превратились в бумажных, мёртвых, соево-творожных тигров. Это — исторические факты. Разве не приходилось наблюдать такие факты или слышать о них? Да их поистине тысячи и десятки тысяч! Тысячи и десятки тысяч! Следовательно, если подходить к вопросу по существу, с точки зрения длительного периода времени, с точки зрения стратегии, то империализм и всех реакционеров следует рассматривать такими, какими они являются на самом деле — бумажными тиграми. На этом основывается наша стратегическая идея. В то же время они являются живыми, железными, настоящими тиграми, они пожирают людей. На этом основывается наша тактическая идея.
Речь на Учанском заседании Политбюро ЦК КПК (1 декабря 1958 г.)
Помимо руководства партии другим решающим фактором является шестисотмиллионное население. Когда много людей — много суждений, много энтузиазма и энергии. У народных масс никогда не было такого подъёма духа, такого боевого задора и высокого дерзания, как сейчас. ‹…› Помимо прочих особенностей шестисотмиллионное население Китая заметно выделяется своей бедностью и отсталостью. На первый взгляд это плохо, а фактически хорошо. Бедность побуждает к переменам, к действиям, к революции. На чистом, без всяких помарок листе бумаги можно писать самые новые, самые красивые иероглифы, можно создавать самые новые, самые красивые рисунки.
Об одном кооперативе (15 апреля 1958 г.)
После победы во второй мировой войне американский империализм вместе с его прихвостнями в различных странах пришёл на смену фашистской Германии, Италии и Японии и бешено готовит новую мировую войну, угрожает всему миру. В этом отражается крайнее загнивание капиталистического мира и его страх перед приближающейся гибелью. Этот враг всё ещё силен, поэтому все революционные силы в каждой стране должны сплотиться, революционные силы всех стран должны сплотиться, должны создать антиимпериалистический единый фронт во главе с Советским Союзом и следовать правильной политике, в противном случае победа невозможна. У этого врага слабая основа, в его стане происходит распад, он оторван от народа, и ему не избавиться от экономического кризиса, следовательно, его можно победить. Было бы величайшей ошибкой переоценивать силы врага и недооценивать силы революции.
Революционные силы всего мира, сплачивайтесь на борьбу против империалистической агрессии! (ноябрь 1948 г.)
Преимущество на нашей стороне, а не на стороне врагов.
Современная обстановка и наши задачи (25 декабря 1947 г.)
Пусть нас не трогают, и мы не тронем, а если тронут — мы не останемся в долгу.
Передовая статья газеты «Жэньминь жибао», журнала «Хунци» и газеты «Цзефанцзюнь бао» «Народная армия непобедима» (1 августа 1969 г.).
Пусть расцветают сто цветов, пусть соревнуются сто учений.
Выступление на расширенном совещании ЦК КПК (28 апреля 1956 г.). Иногда эту фразу ошибочно приписывают императору Циню Шихуану.
Разве могут 800 миллионов людей жить, не борясь?
Развитие человеческого общества в конечном счёте… приведет к уничтожению войны — этого чудовищного взаимоистребления человечества.
Стратегические вопросы революционной войны в Китае (декабрь 1936 г.)
Реакционеры всех мастей стремятся уничтожить революцию путем убийств, они считают, что чем больше будет убито людей, тем меньшими будут силы революции. Однако, в противоположность таким реакционным, субъективистским желаниям, фактом является то, что чем больше реакционеры убивают людей, тем больше силы революции, тем ближе к гибели реакция. Это — непреодолимый закон.
Речь на траурном собрании, посвящённом памяти павших героев китайской революции (17 июня 1945 г.)
Следует выступать против переоценки сил врага. Так, например, боязнь перед американским империализмом, боязнь перенесения военных действий на территорию гоминьдановских районов, боязнь ликвидации компрадорско-феодального строя, осуществления раздела помещичьих земель и конфискации бюрократического капитала, боязнь длительной войны и т. п.— всё это является неправильным. Мировой империализм и господствующая в Китае чанкайшистская реакционная клика уже прогнили и лишены перспектив. У нас есть основания пренебрегать ими; мы уверены и убеждены в том, что одержим победу над всеми внутренними и внешними врагами китайского народа. Однако в каждом частном случае, в каждом конкретном вопросе борьбы (будь то военная, политическая, экономическая или идеологическая борьба) ни в коем случае нельзя пренебрегать врагом, наоборот, нужно относиться к нему со всей серьёзностью и сосредоточивать все силы в битве с ним, и только таким образом можно одержать победу. Правильно указывая на то, что в целом, в стратегическом отношении нужно пренебрегать врагом, мы отнюдь не должны в каждом частном случае, в каждом конкретном вопросе также пренебрегать врагом. Если мы в целом переоценим силы врага и, поэтому, не осмелимся свергнуть его, не осмелимся завоевать победу, то мы допустим правооппортунистическую ошибку. Если в каждом частном случае, в каждом конкретном вопросе мы не будем соблюдать осторожности, не будем придавать большого значения искусству борьбы, не будем сосредоточивать все силы в битве, не будем обращать внимания на то, чтобы завоевать всех союзников, которых нужно завоевать (середняков, самостоятельных ремесленников и мелких торговцев, среднюю буржуазию, учащихся, учителей, профессоров, рядовых интеллигентов, рядовых государственных служащих, людей свободных профессий и просвещенных шэньши), то мы допустим «лево»-оппортунистическую ошибку.
О некоторых важных вопросах в нынешней политике партии (18 января 1948 г.)
Социалистический строй в конечном счёте заменит капиталистический строй — это объективный закон, независимый от воли людей. Как бы реакционеры ни пытались затормозить движение колеса истории вперед, революция рано или поздно произойдет и неизбежно одержит победу. У китайского народа есть выражение, характеризующее поступки некоторых глупцов: «Подняв камень, себе же отшибают ноги». Именно такими глупцами и являются реакционеры различных стран. Репрессии, проводимые ими в отношении революционных народов, в конце концов могут лишь стимулировать ещё более широкую и ещё более бурную народную революцию. Разве всякого рода репрессии русского царя и Чан Кай-ши против революционных народов не сыграли такой стимулирующей роли в отношении великой русской революции и великой китайской революции?
Речь на юбилейной сессии Верховного Совета СССР в честь 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (6 ноября 1957 г.)
Территория Советского Союза и так достаточно велика — более 20 миллионов квадратных километров при населении всего 200 миллионов. Население Японии — 100 миллионов человек, однако у вас в распоряжении площадь всего 370 тысяч квадратных километров. Примерно сто с небольшим лет назад они отрезали всю область к востоку от озера Байкал с Боли [Хабаровск], Хайшэньвэем [Владивосток] и полуостровом Камчатка. Этот счёт не так легко оплатить. За это мы с ними ещё не рассчитались. Поэтому с нашей точки зрения, ваши Курильские острова не проблема; они должны быть возвращены вам.
Из беседы Мао Цзэдуна с представителями Соцпартии Японии 10 июля 1964 г.
То, что мыслимо, то осуществимо.
У каждого поколения должна быть своя война.
Эта или очень похожая цитата приписывается также Чжоу Эньлаю, Дэну Сяопину и Отто фон Бисмарку, но также без документальных свидетельств.
Фашисты и империалисты хотят, чтобы войны длились без конца. Что касается нас, то мы хотим положить конец войнам в недалеком будущем.
О затяжной войне (май 1938 г.)
Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.
Чтобы свергнуть ту или иную политическую власть, всегда необходимо прежде всего подготовить общественное мнение, проделать работу в области идеологии. Так поступают революционные классы, так поступают и контрреволюционные классы.
Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Китая о великой пролетарской культурной революции (8 августа 1966 г.)
Эта армия всегда бесстрашно идёт вперёд. Она полна решимости одолеть любого врага, сама же она никогда не покорится врагу.
Я одобряю такой лозунг: «Не бояться трудностей, не бояться смерти».
Я полагаю, что американский народ и народы тех стран, которым угрожает агрессия со стороны США, должны объединиться для борьбы против наступления американских реакционеров и их прихвостней в различных странах. Только одержав победу в этой борьбе, можно избежать третьей мировой войны, в противном случае она неизбежна.
Беседа с американской журналисткой Анной Луизой Стронг (6 августа 1946 г.)
«Отныне и навсегда китайский народ поднялся с колен и распрямил плечи».
1 октября 1949 года, в день провозглашения Китайской Народной Республики.