в Ялте, в 1945-м году, встретились Сталин, Черчилль и Рузвельт
На этой встрече решался вопрос о переделе европейских границ после, уже грядущего, окончания войны. И Черчилль с Рузвельтом предложили Сталину: «Иосиф Виссарионович! Отдай нам Крым, а мы за это отдадим тебе таких же размеров кусок Германии».
Сталин подумал немного и со свойственным ему акцентом говорит: «Если ви отгадаете мою загадку, то отдам вам Крим». И показывает Черчиллю и Рузвельту три пальца левой руки: большой, средний и указательный. «Какой из этих трёх пальцев сэрэдний?», — спросил Сталин. Черчилль удивился простоте загадки и ухватился за указательный палец «Вот средний!» «Нэээт…, нэ угадал», — ответил Сталин. Рузвельт посчитал, что Сталин хитрит, и надо выбирать их всех 5-и пальцев руки. Поэтому он указал на средний палец. «Нэээт…, и ты нэ угадал», — ответил Сталин.
После чего сложил кукиш из трёх пальцев своей левой руки и показал его Черчиллю с Рузвельтом: «Вот сэрэдний! Вот вам наш Крим!»
Первые свидетельства о евреях на территории бывшего СССР относятся к 1 в. н.э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные в юго-восточной части Крыма и на Таманском п-ове, входивших в Боспорское царство. Можно предположить, что первые еврейские поселения возникли в Крыму на территории Боспорского царства во 2-1-вв. до н.э. Правда, есть точка зрения, что первые евреи попали в Крым с Кавказа (через Таманский п-ов) со времен ассирийского и вавилонского плена (7-6 вв. до н.э.). Еврейская община пополнялась не только за счет самих евреев и их рабов, но и иудействующих греков, частично исполнявших предписания модной тогда еврейской религии. В к. 4-го в. начинается процесс деэллинизации евреев Крыма в связи с падением в 370-е гг. Боспорского царства под напором гуннов, который на короткий период был прерван приходом Византии в начале 6 в. н.э. Конец 7 — начало 8 вв. — на северном Кавказе возникает тюркское государство Хазария, распространившая вскоре свои границы от Запорожья на западе, верховий Днепра и Дона на севере до восточного побережья Аральского моря на востоке, Крыма и Кавказского предгорья на юге. Кочевые племена хазар к началу 8 в. начинают вести оседлый образ жизни. Занимаясь виноделием, земледелием и скотоводчеством. Данниками хазар становятся обширные славянские территории на северо-западе и юго-западе, волжские булгары и северо-кавказские племена. Крым также оказался полностью под властью Хазарии. Возможно именно это сыграло решающую роль в иудаизации хазар, которая завершилась окончательным принятием иудаизма в к.8-нач.9 в.в. н.э. правящим слоем и частью населения. Хазарское предание гласило, что около 740 г. местный хан Булан пригласил евреев, христиан и мусульман и попросил каждого из них указать достоинства своей религии. В итоге Булан выбрал иудаизм. Начинается массовая иммиграция в Крым еврейских беженцев из Византии и Персии, где регулярно происходили гонения на них. В начале 10 века в Каффе была построена самая величественная на тот момент и самая древняя из сохранившихся на территории бывшего СССР синагога. Кроме того, политическое и экономическое влияние хазар распространяется далеко за пределы самой Хазарии. Они торгуют медом, шкурами и пушниной со странами северной Африки, Византией, Персией, Закавказьем и Испанией. Устанавливаются тесные контакты между крупнейшим центром еврейской цивилизации в Испании (Картахене) и хазарами. Сохранилась переписка, датируемая около 960 г. Хазары ведут успешные военные компании против Персов, помогая Византии, оказывают военную помощь уграм в их завоевательном походе в Венгрию (Паннонию), совершают успешные походы на Русь и т.д. К этому времени относятся и ранние контакты славян с евреями, которые также осуществлялись через хазар. Об этом говорит этноним "жид", обозначавший евреев не только у русичей, но и у венгров (угров), румын, литовцев и др. Слово "жид" как полагают, происходит от хазарского "джихид", восходящего к персидскому "джухуд" от ивритского "иехуди". Согласно единственному сохранившемуся источнику того времени, т.н. Киевскому письму из Каирской генизы, написанном на прекрасном литературном иврите, в Киеве существовала в начале 10 в. еврейская община, в городе находился хазарский наместник (Киев платил дань хазарам). Под покровительством хазар расцвела торговля между Востоком и Западом. В частности ее осуществляли еврейские купцы, т.н. "раданиты", торгуя рабами, шелком, мехами, оружием и восточными пряностями. Некоторые киевские евреи, подписавшие это письмо (всего 12 подписей) носили хазарские имена (Манас, Манар и др.), а некоторые — славянские (например, Гостята). Существуют и иные косвенные доказательства контактов древних русичей с евреями: по некоторым предположениям, известная былина о богатом новгородском купце Садко имеет еврейское происхождение, былины киевского цикла повествуют о сражениях русских богатырей с "жидовинами" (вероятно, хазарами), Днепр в некоторых из них называют "Израй-река". Летописи упоминают Жидовские ворота в Киеве, Жидовский и Хазарский кварталы этого города. В 986 г. некоторые хазарские евреи, как гласит летопись, безуспешно склоняли киевского князя Владимира к переходу в иудаизм. Однако в 965 г. русскому князю Святославу удается создать мощный военный союз против хазар, включавший Византию и печенегов. Коалиция наносит ряд серьезных поражений хазарам и в 969 г. это государство приходит к окончательному упадку и фактически перестает существовать. Территория Крыма после непродолжительного господства русских князей (Тьмутаракань) снова отходит к Византии, а хазары практически были полностью ассимилированы евреями. В 7 веке происходит миграция евреев из Малой Азии в Закавказье, где создается община горских евреев. Причиной этой миграции являются преследования евреев в Византии и Персии, а также продвижение мусульманского влияния на этих территориях. Этот процесс продолжался весь период между арабскими и монгольскими завоеваниями, т.е. до сер. 13 в. Основным направлением миграционных процессов была территория современного Азербайджана, где евреи селились среди населения, говорящего на тюркском наречии — по татски, и переходили на этот язык. В 8-9 вв. н.э. в Хорезме (Узбекистан) появляются также еврейские общины, которые мигрировали туда также из Персии. Однако наиболее значимым для последующей истории евреев в России по-прежнему оставался Крым. В конце пятого века н.э. в Крыму живущие там евреи создали независимое княжество Феодоро. Оно находилось в юго-западной части Крымского полуострова, и его северная и северо-восточная границы доходили до реки Кача, а южная – до черноморского побережья и тянулась от современной Балаклавы до Алушты. Крупнейшими городами этого княжества были Чуфут-кале (на тюркском диалекте – Еврейская крепость), порт Каламита (нынешний Инкерман) и столица Мангуп-кале, по названию которой княжество иногда называли Мангупским. Расположенные высоко в горах, основные города были превращены в неприступные крепости и еврейские отряды умело и мужественно обороняли их на протяжении многих столетий. Государство Феодоро широко использовало свое приморское расположение — его купцы вели весьма выгодную торговлю с Генуей, Миланом, Византией. Евреи, населявшие города и поселки, были первыми поселившимися Крыму, и когда там появились иудеи из Хазарии, отношения между единоверцами были всегда дружественными, союзническими. В том числе в целях совместной обороны от многочисленных врагов. А их на полуострове было немало. Хазарские евреи населяли в основном степную часть Крыма. А приморской полосой, кроме той, которая принадлежала княжеству Феодоро, владела Византия. Но и кроме евреев и греков, в Крыму тогда обитали аланы и готы. Византийские правители в 932 году н.э. заключили военный союз с аланами и те пошли войной на хазар, но были разгромлены и признали суверенитет Хазарии над степным Крымом. Напомню, что в то время у власти в Хазарском каганате уже более 100 лет стояли евреи, они же командовали вооруженными силами этого государства. Разгромив аланов, хазарские полководцы обрушились на византийцев, захватили Херсонес и полностью выбили их из Крыма. Союзниками Византии в Крыму были готы. Но и они потерпели поражение от хазар, когда в 962 году попытались воевать с ними. Хазарские полки штурмом овладели столицей готов городом Эски-Чермен, прекратив существование Готского государства на полуострове. Но, в свою очередь, Хазарский каганат на Волге был разгромлен через три года дружиной киевского князя Святослава. После чего уцелевшая часть еврейского населения Хазарии бежала в Крым и поселилась там под защитой войск княжества Феодоро, которое впоследствии нередко именовали Крымской Хазарией. Это княжество еще более 200 лет не знало вражеских вторжений и превратилось, хоть и в небольшое, но экономически сильное государство, а его столица – в один из богатейших городов Юго-Восточной Европы. После разгрома Хазарского каганата евреи, его населявшие, рассеялись по разным странам. Был у них один путь — в Крым. Был другой путь — на Кавказ. Третий путь — возможно, в Среднюю Азию, в Хорезм. Некоторые беглецы оказались даже в Испании, в городе Толедо: об их потомках'упоминает в "Книге традиций" еврейский историк из Толедо Авраам ибн Дауд. И был еще, конечно, путь к Киеву, где жили евреи и до этого. Русский историк восемнадцатого века В. Татищев, которому довелось прочитать исчезнувшие позднее русские летописи, уверяет, что победитель хазар Святослав увел в полон, в Киев, большое количество хазар и расселил их по разным местам, — среди них, наверное, были и евреи. Евреи приходили в Киев не только с востока или из Крыма и Кавказа, но и из европейских стран. Известно, что с девятого века проходили через славянские земли купцы-евреи, которых арабские историки называют раданитами. Через этих раданитов шла основная торговля Европы с Азией. Сказано о них в "Книге путей и государств" арабского географа Ибн-Хордадбха: "Путь купцов-евреев раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шелк, меха и мечи… На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран…" Раданиты везли товары разными путями, в том числе и через славянские страны, к хазарам в Итиль, а оттуда через Каспий — в Индию и Китай. Киев был узловой станцией на торговом пути, и в еврейских источниках этих купцов называли "голхей русия" — идущие в Русь. Так встретились на территории Киевской Руси евреи из Европы и Хазарии. В Киеве было два особых квартала, один из которых назывался "Козары", а другой — "Жидове". Возле второго квартала находились одни из ворот города — Жидовские ворота, которые упоминаются в русской летописи за 1151 год: защищая Киев от половцев, "Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских, а Ростислав перед Жидовскими вороты". Евреи в Киевской Руси составляли группу свободных людей, которые занимались транзитной торговлей, что было чрезвычайно выгодно киевским князьям. Они пользовались свободой передвижения, но жили преимущественно в городах, в особых кварталах. В. Татищев отмечал, что в Киеве даже существовала синагога, в которой евреи заперлись во время смуты в 1113 году и выдержали осаду до прихода Владимира Мономоха. В русской летописи говорится, что в 986 году евреи из Хазарии — "Жидове Козарстии" — приехали к великому князю Владимиру, чтобы склонить его к принятию иудаизма. "А где земля ваша?" — спросил их князь Владимир. "В Иерусалиме", — ответили евреи. "А вы разве там живете?" "Нет, — сказали они, — ибо разгневался Бог на предков наших и рассеял нас по странам за грехи наши…" Тогда Владимир сказал: "Как же вы других учите, когда сами отвержены Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас, то вы не были бы разбросаны по чужим землям. Разве вы и нам думаете такое зло причинить?" И Владимир, как известно, выбрал христианство. Церковь боролась с еврейским влиянием, и митрополит Илларион даже написал в 1050 году специальное полемическое сочинение против иудейской религии — "Слово о законе Моисеевом и о благодати Иисуса Христа". Игумен Печерского монастыря Феодосии поучал христиан жить в мире с друзьями и с врагами, "но со своими врагами, а не с Божьими… Божьи суть враги: жидове, еретицы, держаще кривую веру…" Этот же самый Феодосии "имел следующее обыкновение: многократно ночью вставал и тайно от всех ходил к жидам и спорил с ними о Христе; укорял и досаждал им, называя их отступниками и беззаконниками; желал быть убитым ими за исповедание Христа". Евреи, однако, его не убили, но, очевидно, спорили с ним и защищали свою веру. Киевский митрополит Иоанн II уже запрещал продажу евреям рабов-христиан, по-видимому, из боязни, что их обратят в иудейство: "Христианина нельзя продавать ни жидовину, ни еретику, а кто продаст жидам — беззаконник". А связь с Византией привела к тому, что на Русь стали проникать постановления соборов, направленные против иноверцев, и в уставе времен князя Ярослава в одиннадцатом веке уже есть закон об отлучении от церкви за сожительство христианина с "бусурманкой или с жидовкой". И тем не менее положение евреев в Киеве было достаточно прочным. Князь Изяслав перевел рынок вместе с лавками из нижней части города — Подола в верхнюю его часть, где жили евреи, за что они ему уплатили большие деньги. В конце одиннадцатого века число евреев в Киеве увеличилось, несмотря на мор, голод, набеги половцев: очевидно, туда переселились евреи из Центральной Европы, спасаясь от преследований крестоносцев. Великий князь Святополк II хорошо относился к евреям, но после его смерти толпа возмутилась против его жены и приверженцев, громили не только бояр, но разгромили и еврейский квартал — в 1113 году: "Кияне же разграбиша двор Путятин тысячьского, идоша на Жиды и разграбиша". А в 1124 году был в Киеве большой пожар, и летопись отмечает, что выгорел почти весь город "и Жидове погореша". Евреи Киевской Руси не были оторваны от своих соплеменников на Западе и на Востоке. Они переписывались друг с другом, из страны в страну ездили купцы-евреи, даже детей своих они посылали учиться из Киева в Европу, в лучшие иешивы того времени. Сохранилось имя рабби Ицхака из Русии, который учился в городе Вормсе, в Германии. Некий Ашер бен Синай из Русии учился в испанском городе Толедо, а рабби Моше из Киева был либо учеником в иешиве знаменитого рабби Яакова Тама, крупнейшего авторитета французского и германского еврейства, либо встречался с ним лично во время своих поездок по Европе. Этот же самый рабби Моше из Киева переписывался с главой иешивы в Багдаде. Известно еще, что некий еврей из Русии, у которого родным языком был славянский, встретился в Салониках со своим родственником. Тот с восторгом описал ему свое путешествие в Эрец-Исраэль, и под впечатлением этого рассказа еврей из Русии тоже решил отправиться туда. Евреи жили не только в Киеве, но и в Волынской и в Галицкой землях, появлялись они и в северо-восточной Руси. При дворе великого князя Андрея Боголюбского во Владимире в конце двенадцатого века жили два еврея — Ефрем Моизич и Анбал Ясин с Кавказа, ключник великого князя: оба они были участниками заговора, который закончился убийством Андрея Боголюбского. В середине тринадцатого века Киев был пуст и разорен, стояло в нем каких-нибудь двести домов, и великие князья снова приглашали евреев селиться в Киеве. Сохранилось свидетельство об их присутствии на Руси в летописи за 1288 год. Рассказывая о смерти князя Владимира Васильковича, правившего во Владимире Волынском, летописец отмечает: "И тако плакавшеся над ним всемножество Володимерцев, мужи и жены и дети, Немцы, и Сурожьце, и Новгородци, и Жидове…" В двенадцатом-тринадцатом веках в Киевской Руси была переведена с греческого на древнерусский язык "История иудейской войны" еврейского историка первого века новой эры Иосифа Флавия, а частичные переводы из Флавия относятся еще к одиннадцатому веку. Все специалисты единодушно отмечают то влияние, которое оказал перевод "Истории иудейской войны" на такие крупнейшие русские литературно-исторические памятники, как "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели русской земли" и на "Задонщину". На древнерусский язык было переведено и другое еврейское историческое повествование — "Иосиппон". Его перевели с иврита, очевидно, в двенадцатом веке, и отрывки из него уже включены в русскую летопись "Повесть временных лет" под датой — 1110 год. С иврита переводились тогда и библейские тексты — из книги Эсфирь, Даниила, Песни песней, а также сказания о Моисее и царе Соломоне. Влияние этих переводов с иврита прослеживается в тогдашнем языке. Например, в переводе "Иосиппона" употреблен глагол "взыти" — взойти, подняться — при обозначении движения к Иерусалиму. Это полностью соответствует глаголу на иврите "ала" — подниматься, идти наверх, потому что на иврите не говорят — "идти в Иерусалим", но — "подниматься в Иерусалим" Еще известно, что в 1282 году для новгородского епископа Климента был даже составлен еврейско-русский словарь, — очевидно, была в нем такая потребность. Словарь назывался так: "Речь жидовского языка, переложена на русскую, неразумно на разум, и в Евангелиях и в Апостолах, и в Псалтыри, и в прочих книгах".
Основным направлением политики князей Феодоро в середине XIV века была борьба с генуэзской экспансией. Евреям Крыма в то время приходилось, нередко с оружием в руках, отстаивать свою независимость. Особенно драматичной для Феодоро явилась вторая половина ХIV столетия, когда в Крыму развернулась война между колониями Генуи и Венеции. В ней отряды евреев выступали на стороне венецианцев. И благодаря их помощи Венеция выиграла военную кампанию 1355 года. Но 80-е и 90-е годы четырнадцатого столетия были весьма насыщены военными событиями, которые нередко ставили еврейское княжество на грань уничтожения. В то время генуэзцы захватили почти все южное побережье Крыма и вплотную подошли к границам Феодоро. Это был период величайшей территориальной экспансии Генуи в Крыму. Казалось, дни еврейского княжества сочтены. Однако его правители сумели заключить военный союз с ханом Золотой орды Тохтамышем, и при взаимодействии с присланными им конными полками евреи снова отстояли свою независимость. Прошло всего несколько лет, и вновь смертельная опасность нависла над Феодоро. Осенью 1395 года войска Тамерлана, преследуя конников хана Тохтамыша, ворвались в Крым. Они дошли до южного берега и осадили столицу княжества Мангуп-кале. Евреи в то время сражались на стороне татар. Их князь даже женат был на дочери хана Тохтамыша Некенджан-ханум. Первым штурмом крепости руководил лично Тамерлан. Однако яростный натиск его воинов разбился о стены еврейской твердыни. Ее защитники стойко и умело отражали все атаки. Тимур не пожелал задерживать всю массу своих войск у непокорной твердыни и продолжил наступление за пределами Крыма. Однако под стенами Мангуп-кале он оставил сильный отряд, который должен был овладеть крепостью. Его численность в десятки раз превосходила количество оборонявшихся. Девять лет длилась осада, штурм следовал за штурмом, но все атаки воинов самой могучей армии того времени евреи отразили. В 1404 году Тамерлан умер, и его наследники отозвали свои отряды из Крыма. Евреи пережили долгие годы непрерывных атак, голод, жажду, потерю близких, но крепость не сдали. Однако существование еврейского княжества подходило к концу. Турция, после взятия Константинополя в 1453 году, находилась на вершине могущества, и в вассальную зависимость к ней попало и Крымское ханство. Объединенные турецко-татарские войска летом 1475 года обрушились на генуэзские колонии в Крыму и выбили итальянцев из всех приморских городов, их присутствие в Причерноморье было ликвидировано. Потом настала очередь и евреев. Сначала турки овладели Инкерманом. Затем они осадили и Мангуп-кале. И как уже было не раз в еврейской истории, в осажденном городе в это драматическое время шла острая борьба за власть между старшим братом умершего князя Исааком и младшим – Александром. последний, опираясь на трехтысячный полк молдавской гвардии, который прислал ему молдавский господарь Стефан Челмарэ, сместил Исаака и провозгласил себя правителем. А турки уже готовились к штурму. Однако он был отбит, как и все последующие. Осада продолжалась более трех месяцев, но город, выстоявший девять лет штурмов войск Тимура, стоял нерушимо. Тогда турецкий полководец Ахмет-паша пошел на довольно примитивную хитрость. Он дал сигнал к отступлению, его войска сняли осадные машины и двинулись от крепости. И неопытный князь не распознал ловушки, бросился в преследование. Его войска были окружены, а турки ворвались в крепость. Еврейское княжество прекратило свое существование. А в 1492 году и сам город Мангуп-кале был буквально стерт с лица земли по приказу турецкого султана. В 1239 г. степная часть Крыма была занята татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. На южном Побережье п-ова с 1266 г. обосновались генуэзские колонии — Каффа (Феодосия), Судак, Балаклава, Воспоро (Керчь). Генуэзцы продолжали называть Крым "Газарией" (Хазарией). Благодаря генуэзцам, Крым превращается в центр международной торговли, привлекшим к себе значительное число эмигрантов из стран Востока (Персии, Византии, Египта). К этому времени относятся упоминания о возникновении в Крыму новой еврейской общины — караимов. Возникновение караимов в Багдаде в 8 в. Их отличие от раббанитов. Перемещение центра караимов из Персии и Иерусалима (под влиянием крестовых походов и арабских набегов) в Византию и Крым. Отношения между караимами и раббанитами в этот период. С 14 в. общины караимов сосредоточились в Крыму в Чуфут-Кале (ивр. — Села ха-иехудим) и Каффе (Феодосии), где жили как караимы, так и раббаниты. К этому времени относится период вытеснения генуэзцев из Крыма турками и новообразовавшимся на развалинах Золотой Орды Крымским ханством. Занимаясь торговлей, евреи Крыма, особенно Каффы, установили тесные связи с турками и со двором крымских ханов. В 1392 г. в Крыму происходит еще одно событие, сыгравшее большую роль в истории евреев на территории России. В этом году литовский князь Витовт (Литва в это время считается правопреемницей Киевской Руси и лидером среди славянских государств) разбивает крымских татар и угоняет в Литву огромное число пленников, среди которых, по караимской традиции, было несколько караимской семей. Пленники были поселены в Тракае, в Луцке, в Галиче и близ Львова. Позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии. Караимы установили в Литве тесные отношения с раббанитами, разделив с ними в том числе, судьбу жертв погромов Б. Хмельницкого. К 15 веку практически оставалось два наиболее крупных караимских центра — в Крыму и в Литве. Именно крымские и литовские караимы превратились в особую этнолингвистическую группу, поскольку они говорили на особом караимском языке. Этот язык относится к группе тюркских языков, что говорит о мощном татаро-турецком влиянии в Крыму в рассматриваемый период. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты караимского языка. рымские же караимы, также как и раббаниты, которые затем будут называть себя крымчаками, все более и более сближаются с новыми властителями Крыма — крымскими татарами и турками. Турки часто использовали евреев в переговорах с русскими князьями. Так еврейский купец Хозя Кокос был в 1472-1486 гг. посредником на переговорах между великим князем Московским Иваном III и крымским ханом Менглы-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите.. В русских и генуэзских источниках упоминается также князь Таманский Захария, которого в Московском государстве, ведшем с ним переговоры, считали евреем. Столетия татарского господства в Крыму привели к значительной ориентализации евреев Крыма. Они в значительной части переняли язык и обычаи татар-мусульман. Тора в 13 веке была переведена на крымчатский язык. И хотя с конца 15 в. в Крым стали возвращаться караимы из Литвы, они не смогли оказать существенного влияния на этот процесс. Основные занятия — садоводство-виноградорство, выделка кож, горное огородничество. В 15-16 вв. крымчаки ассимилировали многих евреев-выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии, Кавказа (грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам. В 13 веке расцветает еврейский центр в Закавказье. Горские евреи, также ассимилировав часть хазар после падения Хазарского царства, активно поддерживали контакты с грузинскими евреями и евреями Средиземноморского бассейна. Период вплоть до 18 века был для ГЕ периодом расцвета и процветания, что, прежде всего, было связано с отсутствием притязаний на занимаемые ими территории со стороны соседей. Существовала сплошная полоса еврейских поселений на севере нынешнего Азербайджана и юге Дагестана, в районе между городами Куба и Дербент. Иное положение было у бухарских евреев, которые постепенно заселяют территорию Бухарского эмирата. Местные власти, желая подчеркнуть униженное положение евреев по сравнению с мусульманами, вводят для них целый ряд ограничений. Кроме всего прочего, они вводят некое подобие "черты оседлости" — евреям запрещается селиться вне своей слободы в Бухаре. В сер. 18 в. происходит первое массовое насильственное обращение бухарских евреев в ислам и возникает община "чала" (букв. "ни то, ни се") — тайных евреев, внешне исповедующих иудаизм. Российская экспансия в 18 веке. Взятие Крыма в 1783 г. и Литвы в 1793 г. в состав России открывает совершенно новую страницу в истории евреев России. Антиеврейские законы, применительно к ашкеназам при мягкой политике по отношению к караимам и крымчакам. Восстановление связей между караимскими общинами Крыма и Литвы. В Крым перебираются караимские ученые из Луцка — караимская община Крыма вступает в период интеллектуальной активности. Льготы крымчакам: запрет евреям-талмудистам приобретать в собственность землю в Крыму не был утвержден царским правительством в 1861 г.. Позитивная оценка новороссийского генерал-губернатора графа М.Воронцова в докладе министру внутренних дел (1843 г.) образа жизни крымчаков. Предоставление крымчакам льгот в области налогообложения и рекрутчины. Льготы караимам: 1795 г. освобождение караимов (2400 чел.) от уплаты дискриминационного налога и разрешение им приобретать землю в собственность. 1827 г. — освобождение от воинской повинности караимов Крыма, 1828 г. — караимов Литвы и Волыни. Неравенство перед законом положило начало процессу отчуждению между общинами, которые до того всегда видели друг в друге братьев по вере. Стремясь еще более улучшить свое правовое положение, руководители караимской общины России в к.18 — нач.19 в. выступают с утверждениями, что им свойственны качества, которых нет у евреев-раббанитов — трудолюбие, честность и верность трону. В 1835 г. караимы добиваются принятия русским правительством закона о выселении из г. Троки в Литве евреев-раббанитов и одновременно добиваются изменения официального названия своей общины: вместо "евреи-караимы"- "русские караимы ветхозаветного вероисповедания", а позднее — просто "караимы". Различие в правовом статусе сопровождалось углублением социально-экономических различий: в то время как евреи Крыма были в основном торговцами и ремесленниками, караимы были богатыми земледельцами, державшими в своих руках табачные и фруктовые плантации, владельцами соляных копий. Им было предоставлено право религиозного самоуправления — также как и крымским татарам. За следующее столетие в эту часть «Новороссии» переселились десятки тысяч в основном молодых евреев. Крым стали настолько сильно отождествлять с историей российского еврейства, что еврейские активисты в Санкт-Петербурге указывали на крымских евреев в качестве аргумента в пользу раскрепощения всего еврейства в империи. В конце концов, утверждали они, евреи живут в Крыму дольше русских. (Караимский историк 19-го века Авраам Фиркович даже пытался утверждать, что караимы жили в Крыму до времен Иисуса Христа, и в доказательство подделывал надписи на могильных камнях.)
Еврейские обитатели Крыма также активно занимались важнейшим еврейским вопросом того времени — сионизмом, и к концу 19-го века полуостров стал полигоном для первопроходцев-сионистов, которые занимались сельским хозяйством еще задолго до переселения в Палестину. На счастье или на беду, в Советскую Россию в те годы хлынули зарубежные инвесторы. Среди них в 1922 г. появились представители еврейской финансовой организации из США «Джойнт», которые начали пробивать идею создания в Крыму еврейской автономной республики. В Симферополе создали филиал банка «Агро-Джойнт», стали появляться еврейские посёлки, число которых доходило до 150. В ноябре 1923 г. руководитель еврейской секции РКП(б) Абрам Брагин подал в Политбюро проект решения о создании в Крыму не автономной, а уже полноправной советской социалистической еврейской республики. Дело двинулось: для поселенцев выделили 132 тыс. гектаров крымских угодий. Прослышав о том, что в Крыму большевики открыли филиал Земли обетованной, туда стали прибывать евреи со всей России. 19 февраля 1929 г. был подписан договор между «Джойнтом», который в то время за отсутствием дипотношений с США представлял у нас Америку, и ЦИК РСФСР. Документ, носивший красивое название «О Крымской Калифорнии», содержал в себе обязанности сторон. «Джойнт», например, выделял СССР по 1,5 млн. долларов в год (до 1936 г. было получено 20 млн. долл.), и под эту сумму ЦИК оставил в залог 375 тыс. гектаров крымской земли. Они были оформлены в акции, которые купили 200 с лишним американцев, в том числе политики Рузвельт и Гувер, финансисты Рокфеллер и Маршалл, генерал Макартур… Все споры по этому договору должны были решаться в третейском суде немецкого Гейдельберга. Деньги шли еврейским переселенцам напрямую через «Агро-Джойнт», минуя советский бюджет. На них покупали технику, инвентарь и продукты. Такая несправедливость подхлестнула протесты проживавших в Крыму татар, болгар, греков, немцев, да и украинского населения. На одном из заседаний Политбюро Сталин заявил, что ничего, кроме национальной междоусобицы, «Крымская Калифорния» стране не даёт. Он предложил проект закрыть, и его закрыли. История с «Крымской Калифорнией» вновь всплыла в разгар Второй мировой войны. В 1943 г. на Тегеранской конференции Рузвельт в разговоре со Сталиным сообщил, что в скором времени у его администрации начнутся проблемы с поставками в СССР по ленд-лизу, если проект «Крымской Калифорнии» не будет реанимирован. Об этом писал весьма информированный источник — Милован Джилас, будущий вице-президент Югославии. Он с Иосипом Броз Тито тайно прилетел в СССР и в личной беседе спросил Сталина, зачем весной 1944 г. из Крыма депортировали татар. По его словам, Сталин сослался на данные Рузвельту обязательства расчистить Крым для еврейских переселенцев. Об участии чеченцев в боях против немецких войск в составе регулярной армии написано столько, что повторяться нет никакой необходимости. Тем не менее, мы порекомендуем читателям нашу статью «Нам нужна только правда», опубликованную в № 12 газеты «Столица плюс» за 22.02.2011 г., и укажем на два известных факта. — Первым советским офицером, пожавшим руку командиру передовых американских частей генералу Боллингу во время исторической встречи на Эльбе, был чеченец, подполковник Мовлади Висаитов, который первым из всей Красной Армии получил американский орден «Легион чести». Также первым был чеченец, Абдулхаким Исмаилов из Хасав-Юрта, водрузивший Советский Флаг над Рейхстагом за день до того, как приехала фронтовая кинокамера, снявшая после нескольких репетиций эпизод с Егоровым и Кантария. Ротный командир запретил ему говорить не только о своем подвиге, но и о том, что он чеченец. И только много лет спустя, в 1996 году, награда нашла своего хозяина. Указом Б. Ельцина ему было присвоено звание Героя России. Что касается участия чеченцев в боях за Брестскую крепость, то их было не 300-400, а во много раз больше (Авхан Малаев, Чеченская история в эпизодах … журнал «Нана», №2, 2006 г.). Малоизвестен тот факт, что в конце 50-х годов прошлого века по заданию Н.С. Хрущева «была написана правдивая книга о чеченцах, сражавшихся в Брестской крепости. «Горьковиздат» выпустил ее тиражом 150 тыс. экземпляров, но увидеть свет, ей было не суждено. До 1964 года весь тираж пролежал в подвалах издательства, а после снятия Н.Хрущева его пустили под пресс. (Е. Долматовский «ЛГ», 1988г., статья «Не пора ли вернуть читателям правдивую книгу о Брестской крепости»). К аналогичному выводу пришла Л. Парова: ««Что же на самом деле послужило причиной депортаций "возмездия"? К сожалению, приходится признать, что полного и хорошо обоснованного ответа на этот вопрос… найти не удалось. Ясно одно – официальные версии 40-х и более поздних лет советской власти были лишь пропагандистской ширмой. [Парова Л.М. Документальные свидетельства ссылки чеченцев и ингушей (1944 – 1957 гг.) // Сердало. 1993. 27 ноября. С. 3.]. Официально объявленная причина выселения нам известна, а чтобы выявить истинную, придется обратиться к истории выселения крымских татар. Благо, в последнее время усилиями некоторых российских политиков эта информация в некоторой мере стала доступной. Официальная версия причин их выселения была такой же, что и в отношении других выселенных народов – массовое сотрудничество с немцами. В отличие от Чечено-Ингушетии, Крым действительно немцами был оккупирован. В апреле 1944 года он был освобожден армиями 4-го Украинского фронта под командованием генерала армии Федора Толбухина, а 18-20 мая бериевские войска НКВД провели быструю операцию по выселению с полуострова всех крымских татар. Выселению предшествовало письмо Л. Берия на имя Сталина от 10 мая 1944 года, где он писал: «Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа, и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма». 2 апреля и 11 мая 1944 года ГКО принял постановления №5943сс и №5859сс о выселении крымских татар из Крымской АССР в Узбекскую ССР (Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: Согласно Вашему указанию … с.150-151.). Помимо татар, из Крыма были выселены болгары, греки, армяне и лица иностранного подданства. Необходимость их выселения обосновал тот же Берия и теми же самыми мотивами в своем письме на имя вождя от 29 мая 1944 г., которое заканчивалось словами: «НКВД считает целесообразным провести выселение с территории Крыма всех болгар, греков, армян» (ГАРФ. Ф.Р-9401. Оп.2. Д.65. Л.162-163. Цит. по: Иосиф Сталин — Лаврентию Берии: «Их надо депортировать …»: Документы, факты, комментарии. с.140-142.). В начале 1920-х годов одним из видных членов советского правительства Ю. Лариным (Лурье) разрабатывался план создания Еврейской автономии в Крыму и поселения на его территории 280 тыс. евреев. В ноябре 1923 г. появился еще один проект под авторством руководителя еврейской секции РКП(б) А. Брагина, предложившего образовать автономную область евреев на территории Северного Крыма, южной степной полосы Украины и Черноморского побережья вплоть до границ Абхазии. Как отмечало Еврейское телеграфное агентство (ЕТА) 20 февраля 1924 г., этот проект одобрили советские руководители: члены Политбюро ЦК РКП(б) Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, кандидат в члены Политбюро Н.И. Бухарин и Председатель Госплана СССР А.Д. Цурюпа. Профессор А. П. Столешников в книге «Реабилитации не будет» (гл. «Голодомор») пишет: «Специальным человеком, которого Троцкий поставил руководить отбором продовольствия у населения был еврей по имени Александр Дмитриевич Цурюпа, который до революции работал управляющим имениями князя Кугушева в Уфимской губернии. С 29 ноября Цурюпа был замом, а с 25 февраля 1918 года Цурюпа был назначен наркомом продовольствия, поскольку правильно понял политику Троцкого. Политика эта заключалась в том, что наркомат продовольствия создан не для того, чтобы обеспечивать население продовольствием, а для того, чтобы отнимать продовольствие у производящих его крестьян и всемерно создавать Голодомор. Голод – это лучший способ приручения и подчинения любому правительству. Кормится только лояльное правительству население, причём кормится только с рук, посредством строго выдаваемых талонов, которые получают далеко не все, все остальные — обречены. Это Цурюпа предложил Продовольственную Диктатуру, которая и была введена помимо Ленина декретом ВЦИК, то есть лично Яковом Свердловым. С этого момента по стране пошли продовольственные отряды отнимать продовольствие у людей». В 1926 г. в СССР приезжал руководитель еврейской благотворительной организации «Джойнт» (Американский Еврейский Объединенный Распределительный Комитет) Джеймс Н. Розенберг. В результате встреч с руководителями страны была достигнута договоренность о финансировании им мероприятий по переселению евреев Украины и Белоруссии в Крымскую АССР. Помощь оказывали также Французское еврейское общество, Американское общество помощи еврейской колонизации в Советской России и др. 7 апреля 1926 года в Симферополе открылась Всекрымская еврейская конференция. В номере от 11 апреля газеты "Красный Крым" были опубликованы основные положения прозвучавшего на языке идиш выступления представителя Отдела национальностей ВЦИК тов. И.М. Рашкеса, где он сказал: "Мы стремимся создать сплошную земельную площадь с автономией в перспективе не для концентрации всемирного еврейства, а в целях устройства на земле трех миллионов евреев СССР". 31 января 1927 г. заключен новый договор с "Агро-Джойнтом". По нему организация выделяла 20 млн. руб. на организацию переселения, советское правительство выделяло для этих целей 5 млн. руб. Документ, носивший красивое название «О Крымской Калифорнии», содержал в себе обязанности сторон. «Джойнт», например, выделял СССР по 1,5 млн. долларов в год, и под эту сумму ЦИК оставил в залог 375 тыс. гектаров крымской земли. Они были оформлены в акции, которые купили 200 с лишним американцев, в том числе политики США Рузвельт и Гувер, финансисты Рокфеллер и Маршалл, генерал Макартур… Все споры по этому договору должны были решаться в третейском суде немецкого Гейдельберга. Одним из главных противников массового переселения евреев в Крым становится Председатель Крымского ЦИК Вели Ибраимов. Для его устранения центральным аппаратом ОГПУ была разработана хитроумная операция. В. Ибраимов был вызван в Москву, где под давлением вынужден был признаться в организации убийства одного из татарских активистов и сокрытии бандитов. Впоследствии он был расстрелян. 5 сентября 1930 года решением Крымского ЦИКа Фрайдорф становится центром еврейского национального района. В 1931 г. ОК ВКП(б) и Крымское правительство в своих решениях констатировали, что «еврейское переселение в Крым себя политически и хозяйственно оправдало». В республике создан еврейский национальный Фрайдорфский район, 32 еврейских национальных сельсовета, издавалась газета «Ленин Вег» на идиш. Думаю, читателю теперь не покажется странным, что переселение евреев «совпало» с раскулачиванием и насильственным выселением из Крыма зажиточных крестьян. ГПУ в то время развернуло сеть концентрационных лагерей по всему полуострову. Обсуждение «Крымского проекта» даже было включено в повестку дня Еврейского конгресса Америки, состоявшегося в Филадельфии. С обращением к делегатам конгресса выступили представители двухсот богатейших людей США. Рассмотрение “Крымского проекта” на конгрессе приветствовали присутствовавшие на его открытии будущие президенты США Г. Гувер и Ф. Рузвельт, а председатель Комитета по землеустройству евреев в СССР Смидович от имени правительства Советского Союза заявил: в обмен на кредиты в СССР будет проводиться колонизация Крыма евреями. Справедливости ради надо отметить, что переселение в Крым не было благом для рядовых евреев. Точно также как и другие народы, еврейский народ приносился в жертву политическим устремлениям сионистов. Бывший председатель "Лиги за иудаизм» в США Рабби Элмер Бергер на пресс-конференции, состоявшейся в Лейденском университете (Нидерланды) 20 марта 1968 г. говорил: «Сионистский тоталитаризм, который пытается подчинить себе весь еврейский народ, делает это путем насилия, превращая этот народ в такой же, как и все другие" (Рабби Э. Бергер. Пророчества, сионизм и государство Израиль. Изд. Американских еврейских альтернатив сионизму). Многим сорванным со своих мест евреям так и не удалось наладить жизнь в Крыму. После установления советско-американских дипломатических отношений интерес к “Крымскому проекту” в Советском Союзе стал заметно охладевать. В стране началась кампания по разоблачению “врагов народа”, к которым были причислены и репрессированы почти все, кто участвовал в разработке “Крымского проекта” в 1920-1930-х годах. Суть тех процессов весьма образно выразил соратник Ленина и Троцкого Карл Радек: "Если Моисей вывел евреев из Египта, то Сталин — из Политбюро"… Вместо создания Еврейской автономной республики в Крыму на Дальнем Востоке была образована Еврейская автономная республика. Но евреям не понравилось это место, они настаивали на землях Крыма, юга России и Украины (территориях бывшего Хазарского каганата). С середины 1930-х годов советское правительство перестало проявлять интерес к увеличению численности населения Еврейской автономной области. “Крымский проект”, казалось, канул в Лету. Отделение "Джойнт" в СССР было ликвидировано по Постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) от 4 мая 1938 г. Такой пассаж Сталина в отношении создания еврейского государства в Крыму легко объясним, если мы вспомним, что у США вплоть до 1933 года (!?) не было дипотношений с большевистской Россией. Американцы почти 16 лет не признавали СССР. Сталин крайне переживал по этому поводу, и в обмен на диппризнание своей страны Америкой пошёл на «евреизацию Крыма». При этом фактор кредитов был на втором месте. После установления дипломатических отношений с США у Сталина отпала необходимость в продолжении крымско-еврейской игры. Но ситуация резко изменилась с началом войны. После нападения фашистской Германии на СССР советское правительство было вынуждено вернуться к оставленному проекту. История с «Крымской Калифорнией» всплыла в разгар Второй мировой войны. 29 сентября 1941 представители СССР, США и Великобритании на конференции в Москве обсудили вопрос о военных поставках, увязав его с вопросом образовании еврейской государственности на территории СССР вдоль побережья Черного моря. Сталин, находясь в сильной депрессии, дал устное согласие рассмотреть еврейский вопрос. В начале октября был подписан первый Московский протокол, который предусматривал снабжение Советского Союза оборудованием и материалами до конца июня 1942 г.. Такой срок отводился Сталину для принятия решения по еврейскому вопросу, а уже 30 октября 1941 года Рузвельт информировал И.В. Сталина о решении США осуществлять поставки под беспроцентный заем на сумму в 1 млрд. американских долларов. Возврат средств должен был осуществляться в течение 10 лет, начиная с шестого года после окончания войны. С конца октября – начала ноября 1941 на СССР было официально распространено действие закона о ленд-лизе. В течение войны были подписаны еще три протокола, в соответствии с которыми устанавливались максимальные объемы военных и гражданских материалов, предоставляемых Советскому Союзу США и Великобританией. Вашингтонский протокол действовал до июля 1942, Лондонский – до июля 1943, Оттавский – до 1944 с последующим продлением. Однако Сталин не был бы Сталиным, если бы играл только по правилам, навязываемым США и Великобританией. Той же осенью в Турции состоялась секретная встреча палестинских сионистов с людьми из ведомства Лаврентия Берия. Речь шла о том, чтобы Сталин принял вариант основания Израиля не в Крыму, как предлагали англичане с молчаливой поддержки США, а в Палестине, мандат на которую заканчивался у Англии в 1948 году. После этой встречи в СССР прекратилась всякая критика сионизма, срочно была напечатана брошюра академика В.В.Струве "Фашистский антисемитизм — разновидность современного каннибализма", вновь вышли на экраны фильмы "Профессор Мамлок" и "Семья Оппенгейм". Но, самое главным было создание в декабре 1941 года Еврейского Антифашистского Комитета (ЕАК), первой общественной организации после ликвидации пресловутой Евсекции ЦК ВКП(б), организованной в 1930. Председателем ЕАК стал руководитель Московского государственного еврейского театра, выходец из латвийских евреев, Соломон Михайлович Михоэлс (Шлиома Михелев Вовси). Зная двуличность и непредсказуемость Сталина, и прознав о переговорах в Стамбуле, Черчилль и Рузвельт под давлением собственных еврейских лобби пригласили Молотова посетить Лондон и Вашингтон. Это делалось, чтобы, с одной стороны, установить более тесный контакт с советским правительством по военным вопросам, а с другой стороны, чтобы “еврейская проблема” решалась в рамках территории СССР. В целях конспирации, на время поездки Молотова даже именовали "мистер Браун". Вечером 19 мая 1942 г. Молотов отправился в дальнее и опасное путешествие протяженностью в 20 тыс. км. Ему предстояло пересечь линию фронта, пролететь над странами, оккупированными Германией, и над Атлантическим океаном, обогнуть почти половину земного шара и достичь США. Молотов летел на одном из немногих советских четырехмоторных дальних бомбардировщиков конструкции Петлякова (Пе-8), которые могли подниматься на большую высоту, где приходилось пользоваться кислородными масками, тогда еще очень несовершенными и неудобными. Черчилль ответил, что "второй фронт в Западной Европе будет создан как только появятся соответствующие условия для вторжения". Английское правительство согласилось заключить договор о послевоенном сотрудничестве с СССР, но отказалось включить в него какие-либо конкретные упоминания о будущих границах СССР. Молотов намеревался вновь отложить подписание договора, но Сталин, неожиданно для Молотова, распорядился принять проект, предложенный Англией. "Там нет вопроса о безопасности границ, но это, пожалуй, неплохо, так как у нас остаются руки свободными, – телеграфировал он Молотову. – Вопрос о границах, или скорее о гарантиях безопасности наших границ на том или ином участке нашей страны, будем решать силой". 26 мая 1942 г. Иден и Молотов подписали англо-советский договор "о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе, и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны". Договор подтверждал соглашение о совместных действиях в войне против Германии от 12 июля 1941 г. и предусматривал совместные действия в послевоенный период, в том числе оказание взаимной помощи, если одна из сторон снова окажется вовлеченной в войну с Германией или связанными с ней государствами. СССР и Великобритания согласились сотрудничать в деле организации безопасности и экономического процветания Европы; не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях, направленных против другой стороны. Срок действия договора устанавливался в 20 лет. Одной из внепротокольных договоренностей было обещание предоставить Крым под будущее еврейское государство, как подмандатной территории СССР. Англия всячески упиралась второму сионистскому проекту – сделать Израиль на подмандатной Великобритании территории Палестины. Затем Молотов отправился в Вашингтон на встречу с Рузвельтом и другими американскими руководителями. После переговоров с ними Советский Союз и США 11 июня 1942 г. заключили соглашение "о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии". СССР и США обязались "содействовать обороне друг друга и взаимно предоставлять для этого материалы, обслуживание и информацию". Советское правительство обещало по окончании войны вернуть США те из поставленных в Советский Союз оборонных материалов, которые окажутся не уничтоженными, утраченными или употребленными и могут пригодиться для обороны США. При окончательном расчете после войны Соединенные Штаты должны были учесть все имущество, информацию и другие выгоды, которые они получили от Советского Союза. Предусматривалась возможность согласованных действий Советского Союза и США в послевоенный период с целью развития взаимовыгодных экономических отношений в духе Атлантической хартии. Неофициально Рузвельт предложил создать после войны "международную полицейскую силу из трех-четырех держав; СССР, США, Великобритании и Китая", и Сталин ответил, что "Рузвельт совершенно прав". Также вне протокола были обговорены условия создания Израиля в Крыму. Подписанием договора с Англией и соглашения с США завершилось юридическое оформление союза трех великих держав; СССР, Великобритании и США. Уступая настояниям Советского Союза и давлению общественного мнения, правительства Англии и США подписали аналогичные по содержанию англо-советское и советско-американское коммюнике. В нем говорилось, что в результате переговоров с Молотовым между СССР, Великобританией и США "достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 г.". Английское правительство сопроводило коммюнике конфиденциальной оговоркой, где заявило: "Заранее невозможно сказать, будет ли положение таким, что станет возможно осуществить эту операцию, когда наступит указанный срок". Правительство США добилось от СССР согласия на сокращения примерно на 40% поставок по ленд-лизу с тем, чтобы использовать освободившиеся ресурсы для организации второго фронта. Через неделю после публикации коммюнике Черчилль убедил Рузвельта отложить создание второго фронта в Европе. Они приняли решение вернуться к прежнему плану: высадить в 1942 г. англо-американские войска во Французской Северной Африке. Сталин затаил обиду и вновь активизировал контакты с палестинскими сионистами. В 1943 г. на Тегеранской конференции Рузвельт в разговоре со Сталиным сообщил, что в скором времени у его администрации начнутся проблемы с поставками в СССР по ленд-лизу, если проект «Крымской Калифорнии» не будет реанимирован. И. В. Сталин, учитывая, что необходимые для страны поставки по ленд-лизу зависят от позиции американских еврейских корпораций, дал Рузвельту устное обещание решить «еврейский вопрос в пользу Крыма, а не Палестины». Весной 1943 года Михоэлс (вме1924 г., этот проектсте с Ициком Фефером) был делегирован Антифашистским комитетом в США, Канаду, Мексику и Великобританию для сбора денег и рассказа о жизни советских евреев. Из семимесячной поездки Соломон Михоэлс вернулся 10 декабря 1943 г. По приезду они сразу же доложили Берия о том, что американские и английские евреи, видными представителями которых являлись Эйнштейн и Оппенгеймер, настаивают на принятии скорейшего решения еврейского вопроса в пользу Крыма. Иначе еврейские лобби в этих странах будут препятствовать возобновлению помощи по ленд-лизу, да и с открытием второго фронта, которое было обещано еще в 1942 году, американцы с англичанами не будут спешить. В то же время Англия и США против создания независимого еврейского государства Израиль по плану сионистов. Весь остаток декабря 1944 года Сталин мучительно раздумывает над решением этой головоломки. С одной стороны помощь западных евреев неоценима, но с другой стороны сионисты Палестины обещают оказать поддержку в создании советской атомной бомбы, если Сталин поддержит план создания Израиля в Палестине. Опять же и Крым, как стратегический плацдарм отдавать евреям нельзя. Однако идти против Запада Сталин не хочет, так как второй фронт всё ещё очень нужен, а от Сталина хотят реальных действий. В феврале 1944 года, вернувшись из США, Михоэлс и другие члены делегации ЕАК направляют Сталину и Молотову письмо о создании в Крыму Еврейской республики и о настоятельном пожелании еврейских кругов Америки (письмо Розенберга), чтобы Еврейская республика включала в себя весь Крым с его южным побережьем. Тем временем маховик государственной бюрократической машины уже приведен в действие. Выселение северо-кавказских мусульман и буддистов продолжалось всю весну… В апреле из еврейских кругов, близких к создателям проекта атомной бомбы в США, Берия получает извещение о готовности еврейских ученых, участвующих в «Манхэттенском проекте», передавать всю необходимую документацию о технологии изготовления нового оружия Советскому Союзу, поскольку это может предотвратить «уничтожение миллионов советских евреев». Но условием, опять же, была передача Крыма евреям. В 1944 году И. В. Сталин не мог не отнестись со вниманием к таким пожеланиям. На кону стояли уже не только второй фронт, не только ленд-лиз, но и сама атомная бомба, которую реально без помощи американских евреев ученых-атомщиков советские физики разработать не могли. И Сталин без тени сомнения принимает, пусть и не окончательное, но показательное решение. Подтверждение тому — быстрая и эффективная депортация из Крыма татар в мае 1944 года, (сразу же после выдворения оттуда гитлеровских войск) якобы за сотрудничество с немецкими оккупационными властями в карательных действиях против партизан и русского населения. Как писал Милован Джилас, будущий вице-президент Югославии, он с Иосипом Броз Тито тайно прилетел в СССР и в личной беседе спросил Сталина, почему весной 1944 г. из Крыма депортировали татар. По его словам, Сталин сослался на данные Рузвельту обязательства расчистить Крым для еврейских переселенцев. Анализ событий показывает, что Сталин не был заинтересован в создании Еврейской республики в Крыму, а лишь использовал этот вопрос с целью получения материальной помощи и кредитов для ведения войны и восстановления экономики страны. Тяжёлые обстоятельства вынуждали его маневрировать, и торг вокруг «Крымской Калифорнии» продолжался. Еврейский Джойнт настаивал на передаче Крыма евреям, выселении крымских татар, выводе ЧФ из Севастополя, образовании независимого еврейского государства в Крыму. Причём, открытие 2-го фронта в 1943 г. еврейское лобби увязывало с выполнением Сталиным долговых обязательств перед Джойнтом. Об этом И. Сталин рассказал И.Б. Тито в 1944 г. Сталин настаивал на том, что это государственное образование должно находиться в составе СССР, имея статус автономной республики (руководителем собирались назначить Лазаря Кагановича), и хотел получить 10 млрд. долл. кредита на восстановление экономики страны. Деньги вроде бы пообещали, но при условии выхода Крыма из состава СССР. Дело в очередной раз заглохло… Сталин не желал передавать евреям земли Крыма, юга России и Украины по советским долгам для строительства Израиля — поэтому он приветствовал решение евреев на конференции 1948 г. в Базеле о создании Израиля в Палестине, и активно поддержал их при рассмотрении этого вопроса а ООН. К тому времени он уже мог позволить себе это, поскольку основные материалы, необходимые для создания советской атомной бомбы им уже были получены. В отличие от бытующего мнения, то были не только документы, добытые отдельными разведчиками, а сотни ящиков с оборудованием и приборами, которые на тот момент советская промышленность не производила. Подтверждением истинной позиции Сталина в этом вопросе является его речь на Х1Х съезде КПСС в октябре 1952 г., где он сказал: "Молотов — преданный нашему делу человек. Но нельзя пройти мимо его недостойных поступков. Чего стоит предложение Молотова передать Крым евреям? Это грубая политическая ошибка товарища Молотова. На каком основании товарищ Молотов высказал такое предложение? Товарищу Молотову не следовало быть адвокатом незаконных еврейских претензий на наш Советский Крым. Тов. Молотов так уважает свою супругу, что не успели мы принять решение Политбюро по тому или иному вопросу, как это быстро становится известно Жемчужиной. Получается, что какая-то неведомая нить соединяет Политбюро с супругой Молотова Жемчужиной и её друзьями. А её окружают друзья, которым нельзя доверять»." (Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина, 2001 г., с.684, газета «Сов. Россия», 13.01.2000 г.). По завершении работы Тегеранской конференции 1943 года У. Черчилль обратился к Сталину с вопросом о создании республики или государства для евреев. Сталин отмахнулся, сказав, что-то типа: «Война закончится, посмотрим». В 1945 году по завершении уже Ялтинской конференции Черчилль снова поднял этот вопрос. Сталин спросил его: «Господин Черчилль, а где бы вы хотели создать государство или республику евреев?» — Вот у вас чеченцев выселили, Кавказ освободился; крымских татар выселили – Крым освободился. Вот тогда у Сталина открылись глаза, он понял, что его «водили за нос»: — Война закончится, посмотрим. Мы знаем, что «посмотрим» Сталина вылилось в создание еврейского государства на территории Палестины. Эта история была рассказана краеведу Авхану Малаеву в 1961 году доктором химических наук, генералом Коганом который прошел всю войну, а после занимал должность начальника (на правах министра) отдела химической промышленности Украины. Судьба столкнула Авхана с ним в колонии усиленного режима 154/2 г. Джамбула Казахской ССР. И еще генерал Коган сказал следующее: « Вы, чеченцы, ничего о причинах выселения не знаете. Я сидел в «крытке» с вашими стариками. Они об этом знают только два слова: «ми бандиты били». Не были вы ни бандиты, ни предатели. Во всех регионах СССР были бандиты и предатели, но среди чеченцев предателей не было. Это я точно говорю. Мы на верхах это знали». Возвратившись с конференции, засомневавшийся Сталин назначил секретную проверку по местам жительства высланных народов. Бериевские войска НКВД, реализовавшие план депортации чеченского народа, начали подготовку к ней еще в 1943 году. С этого же года, согласно воспоминаниям доктора А.Н. Рубакина, в СССР потянулись "евреи со всех концов света" (В водовороте событий. Рубакин А. М., 1960, с. 257). Не будем забывать, что они приезжали в страну, на территории которой еще шла война, когда своих беженцев некуда было девать, да и кормить было нечем. Не иначе, Берия с Молотовым синхронно позаботились о том, чтобы в случае удачной реализации своего плана было кем заселить «освобожденные территории». Согласно той же книге М.-Э. Саидова, «по итогам проведенного расследования в начале 1947 года был подготовлен проект указа о реабилитации репрессированных народов. Но на закрытом совещании, при участии партийных руководителей Казахстана, Киргизии и других регионов, куда высылались народы, Сталин встретил сопротивление своим планам. Особенно резко против возвращения народов на свои исконные земли выступало руководство Казахстана. Как это ни прискорбно для тех, кто пережил ужас 1944 года, но руководство Казахстана было вполне логичным и последовательным в своем стремлении не нарушать сложившийся порядок. Пусть и сложившийся в результате преступной провокации. Они с цифрами в руках доказывали, что за несколько лет пребывания на их территории активной, дееспособной, инициативной рабочей части населения в лице высланных народов, Казахстан сделал ощутимый рывок в развитии своей экономики. Что на их места уже поселены другие, которых надо куда-то девать. А если речь идет о создании некой административно-культурной общности, то Казахстан готов выделить им для этого территорию. Сталин счел все эти доводы вполне убедительными». Таким образом, налицо основная причина депортации кавказских народов – освобождение территории для поселения на них евреев с последующим созданием еврейского государства. Параллельно Берия решал еще одну задачу. Он прикрывал этой акцией факты широкого сотрудничества НКВД с СС. Дело в том, что по договоренности с НКВД немцы еще с 1930 года вела на Кавказе поиски исторических корней немецкого народа. В 1933 году для этой цели в рамках СС была сформирована организация «Анэнербе» с полным названием "Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков". Сотрудникам Анэнербе было поручено изучать все, что касалось духа, деяний, традиций и наследия "индогерманской нордической расы". А также вести поиск сопутствующих артефактов составляющих основу "иной" науки. В частности, речь шла о ценностях "Пещеры Аарона", поиск которых сразу после Революции 1917 года был предпринят Ганецким — соратником Ленина, работавшим посредником между германским Генштабом и большевиками. (см. "Ценности Русской Православной Церкви в системе ценностей Советской власти.") Поиском этих ценностей в разное время занимался чекист Блюмкин. Немцы в своей деятельности активно использовали помощников из числа местных жителей. В частности, ими был привлечен к работе Хасан Исраилов. Хасан с детства интересовался историей чеченского народа, в связи с чем на него и вышли сотрудники Анэнербе еще в 1930 году с предложением принять участие в научных изысканиях по древней истории Северного Кавказа. В те времена в этом не было ничего предосудительного, поскольку между СССР и Германией существовали широкие контакты в экономической, военно-технической и научной деятельности. Немцы активно работали на территории СССР. Согласно исследованию Юрия Захарченко «Апокриф от Исава», по факту контактов с немцами Исраилова вызвали в местное отделение НКВД, где сделали предложение о сотрудничестве и сборе информации в отношении немецких ученых работавших на Кавказе. Хасан отказался от предложения по этическим соображениям. Весной 1931 года Хасан Исраилов был арестован и осужден на 10 лет. Через три года, когда нацисты пришли к власти и отношения между Сталиным и Гитлером стали определять международную политику, Исраилов по просьбе организации Анэнербе был освобожден и восстановлен в партии. …После этого Исраилов поступил на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока имени Сталина (КУТВ). Оказавшись на свободе, Исраилов ведет поиск пещеры с ценностями и артефактов пребывания Аарона на Кавказе. Его деятельность находилась под пристальным контролем народного комиссара внутренних дел Раева и первого секретаря обкома ВКП(б) Егорова, которым Исраилов докладывал о результатах своей работы. Чекисты, осуществлявшие негласный контроль за Исраиловым, получили от агента информацию о том, что Исраилов ликвидировал сотрудников Анэнербе, вышедших на "Пещеру Аарона", после того как получил доступ к информации о месте ее расположения. На основании этой информации он был арестован. На допросах Хасан отрицал, что знает, где находится сокровищница и то, что он расправился с агентами СС, которые находились, в том числе под контролем Раева. Его выпустили с целью проверки информации через агентуру на воле, рассчитывая на то, что он проговорится о находке при общении со своим окружением. Информация о том, что Исраилов нашел пещеру с ценностями агентурой подтвердилась, но Хасан к этому времени скрылся, поскольку за ним началась охота со стороны немецкой агентуры, прибывшей на Кавказ для расследования исчезновения сотрудников Анэнербе. Хасан решил выйти из активной оперативной зоны и отправиться по следам Аарона в Шамбалу, чтобы найти могилы его учеников. Вместе с ним на поиски доказательств решили отправиться и его друзья. Во время подготовки к походу нагрянули сотрудники НКВД, которые в перестрелке были убиты. Хасан с соратниками, скрываясь от преследования чекистов, ушли в горы. Попытка отряда НКВД в очередной раз устроить засаду и захватить группу Исраилова закончилась неудачей. Исраилов и его люди почти полностью уничтожили отряд карателей. Слух о бое разлетелся по Чечне. К его группе стали примыкать граждане недовольные действиями советской власти, а также ярые антикоммунисты, простившие Исраилову его членство в компартии. К зиме 1940 года акция неповиновения переросла в регулярные боестолкновения войск НКВД и отряда Исраилова. Исраилов, судя по воспоминаниям соратников, за время рейдов по горам сумел перепрятать ценности пещеры "Аарона". Шла война. Исраилов, зная о контактах немцев с НКВД писал об этом Сталину, обвиняя его в двурушничестве. Берия эти письма перехватывал. О фактах сотрудничества НКВД с СС было известно многим соратникам Исраилова, которые также использовали эту информацию для подрыва Советской власти. В конце концов, это послужило поводом для Берии организовать депортацию в 1944 году населения Чечни, оказывавшего поддержку Хасану и его соратникам. Депортация закрывала негативные для Политбюро факты сотрудничества НКВД и СС — организации ставшей известной в мире как карательный орган, связанный с лагерями смерти. Юрий Захарченко приводит в своей работе еще один очень важный для нас факт: «Никакого отношения к боевым действиям воюющих армий во время Второй мировой войны и оказания содействия германскому командованию повстанцы, и в том числе Исраилов, не имели». Логика подсказывает, что создание еврейской республики в Крыму было лишь начальным этапом общего плана. А общий план – это еврейское государство в пределах границ бывшей Хазарии. Получается, что Иосиф Сталин оказался главным препятствием на пути его реализации. Воспользовавшись военной ситуацией, Берия, Молотов и иже с ними, сделали все, чтобы навечно убрать с Кавказа мешавшие им народы. Изложенная версия подтверждается тем, что непосредственно после войны серьезно обострилось внутренняя борьба за власть в Кремле. Обманутый Сталин, похоже, брал реванш. Начинаются гонения против евреев. В своей книге «Загадка смерти Сталина» А. Авторханов пишет: «После только что проведенного процесса "сионистских шпионов" Америки во главе с Лозовским и Молотовой Сталину всюду мерещились сионистские заговорщики. Таким заговорщиком в его глазах был каждый еврей, независимо от того, коммунист он или нет, более того — им был и каждый русский коммунистический лидер, если он женат на еврейке. Свои "генеалогические таблицы" Сталин расширял до вторых и третьих колен в родословии коммунистов, выискивая у них еврейских бабушек, дедушек или внуков. Так, у Хрущева нашли внучку от еврейской матери, у Берия — мать, якобы грузинскую еврейку, у Маленкова дочь замужем за евреем. «…Ситуация еще более ухудшилась в 1947 году. Я помню указания Обручникова и Свинелупова, заместителей министров госбезопасности и внутренних дел по кадрам не принимать евреев на офицерские должности в органы госбезопасности. Я не мог себе представить, что такой откровенно антисемитский приказ исходил непосредственно от Сталина, и считал, что все это дело рук Абакумова. Мне стало ясно, что грандиозный план использования советской еврейской интеллигенции для укрепления международного сотрудничества со всемирным еврейством был отвергнут. Эйтингон, все время жаловавшийся на притеснения его родственников в университете и в медицинских учреждениях, был убежден, что антисемитизм являлся существенным элементом государственной политики. Оглядываясь назад, я признаю, что он понимал ситуацию куда лучше, чем я. По распоряжению Сталина были арестованы все евреи — ответственные сотрудники центрального аппарата Министерства госбезопасности, а также «ряд руководящих работников нееврейского происхождения. Так оказались за решеткой Эйтингон, Райхман, заместители министра госбезопасности генерал-лейтенанты Питовранов и Селивановский. … Был брошен в тюрьму и сын первого главы советского государства Свердлова полковник Андрей Свердлов» — пишет генерал-лейтенант от разведки Павел Судоплатов (Разведка и Кремль. Калифорния в Крыму). Герман Смирнов в своей книге «Как создавалось сионистское государство или к истории "советской" атомной бомбы» пишет: «В сентябре 1948 года были арестованы некоторые члены Еврейского антифашистского комитета, а в ноябре он был распущен. Примерно тогда же Сталин, встретив в ЦК партии Молотова, сказал: "Тебе надо разойтись с женой". Когда Жемчужина (Перл Семеновна Карповская) узнала об этом разговоре, она сказала мужу: "Если это нужно для партии, значит, мы разойдемся". "В конце 1948-го мы разошлись, — говорил Молотов Чуеву. — А в 1949-м, в феврале, ее арестовали. В чем ее обвиняли? В связях с сионистской организацией, с послом Израиля Голдой Меир. Хотели Крым сделать Еврейской автономной областью… Были у нее хорошие отношения с Михоэлсом… Конечно, ей надо было быть более разборчивой в знакомствах". По некоторым данным, Перл Семёновна рассчитывала на то, что после смерти Сталина власть перейдет к Берии и в стране удастся произвести определённого рода преобразования, которые сделают Россию новым Израилем — земным раем для иудеев (Полина Семёновна). Одновременно с Жемчужиной были арестованы почти все члены Еврейского антифашистского комитета, потом Молотов был снят с поста министра иностранных дел, потом началось так называемое "гонение на евреев", потом — дело еврейских врачей, после которого поползли слухи о готовящейся депортации евреев в Сибирь… До сих пор не дано никакого разумного объяснения этой внезапной перемены отношения Сталина к союзникам-сионистам. Правда, объясняли это и возросшей в старости подозрительностью Сталина, и его анти-еврейскими настроениями, но все это не выдерживает серьезной критики. Недостатком подозрительности он никогда не страдал, а "анти-еврейские настроения" не мешали ему, когда было выгодно, заключать с евреями любые союзы. Не приходится сомневаться, что и резкий разрыв с ними был тоже вызван достаточно серьезными политическими соображениями…». 13 января 1948 г. будет убит Михоэлс, а 12 августа 1952 г. после мучительных допросов и пыток будут расстреляны С. Лозовский, В. Зускин, П. Маркиш, Л. Квитко, Б. Шимелиович, И. Фефер, И. Юзефович, Д. Гофштейн, Д. Бергельсон. Умерли в тюрьме З. Гринберг и С. Брегман. И. Нусинов сгинул в безвестности. Кроме обмана, связанного с выселением кавказских народов, у Сталина была еще одна причина для серьезного недовольства евреями, и она тоже имеет отношение к созданию сионистского государства. Речь идет о массовом предательстве евреев. Дело в том, что Сталин собрал по всему миру, включая и СССР, 50 тысяч коммунистов из Коминтерна и направил их в 1949-1950 годах в Израиль создавать «коммунистическую страну» — союзницу СССР. Из СССР евреи отправлялись в глубокой тайне, как в 1936 году добровольцы в Испанию. Секретарь Киевского горкома КПСС Галина Меерзон стала впоследствии Голдой Меир, советский военачальник Михаил Даянович – Моше Даяном и так далее. Интересно то, что 99% еврейских «коммунистов», направленных Сталиным в Израиль, быстро перековались в сионистов, предав СССР и продавшись за американские доллары своим соплеменникам из США. Остался верен Сталину только Винер (генсек израильской компартии) с несколькими высокопоставленными коммуно-функционерами. Сталин был просто взбешен таким предательским ударом и в отместку активизировал еврейскую чистку в советских партийных и силовых органах. Существует информация о том, что Сталин решил также выселить евреев из Крыма на Новую Землю. Было запланировано выселение евреев из Москвы (на Шпицберген) в 1953г., причём Екатерине Фурцевой было поручено составить списки на депортацию евреев из Москвы и проконтролировать операцию. Операция "Белая куропатка" — депортации евреев из Крыма на север — частично состоялась: 17 пароходов с евреями было отправлено из Крыма на Новую Землю в 1953г.. Композитор Тихон Хренников дал об этом интервью ("о советском холокосте") и разрешил опубликовать его после своей смерти — что Караулов и сделал в программе "Момент Истины". Таким образом, проект создания крымско-еврейской республики едва не завершился массовыми репрессиями против советских и даже восточноевропейских евреев. Эти планы, выходит, не были претворены в жизнь по причине смерти Сталина. Согласно версии политолога А. Авторханова (Загадка смерти Сталина), причиной ее стал Л. Берия: «Берия слишком хорошо знал и Сталина, и судьбу своих предшественников, чтобы строить иллюзии. Сталину теперь нужна была его голова. У Берия не было никаких других средств спасти ее, кроме того, как лишить самого Сталина его собственной головы». Берия спас не только свою голову, но и головы многих своих подельников. По его указу была освобождена и реабилитирована Перл Карповская, были похоронены планы выселения евреев. Как пишет уже цитированный нами генерал Судоплатов (Разведка и Кремль. Крымская Калифорния), смерть Сталина положила конец «делу врачей», но антисемитизм продолжал оставаться весьма грозной силой. Мы со своей стороны должны отметить, что Сталин вернул обратно в бутылку сионского джина, выпущенного из нее в результате Октябрьской Революции. Сталин понимал, что американцы продавливают крымский проект не в интересах советских евреев, а в своих геополитических целях. Однако тяжёлые обстоятельства вынуждали маневрировать, и торг вокруг «Крымской Калифорнии» продолжался. Сталин настаивал на том, что это государственное образование должно находиться в составе СССР в статусе автономной республики (руководителем собирались назначить Лазаря Кагановича), и хотел получить 10 млрд. долл. кредита на восстановление экономики страны. Деньги вроде бы пообещали, но при условии выхода Крыма из состава СССР. Дело в очередной раз заглохло… Но это ещё не конец истории. Настал 1954 г., который должен был стать временем окончательной расплаты по старым долгам. Американцы считали, что над СССР ещё висит остаток двадцатимиллионного кредита, хотя в счёт погашения этих долгов Израилю через «Джойнт» было для войны с арабами передано много трофейного немецкого оружия. Вашингтон мог затеять склоку и потребовать крымских земель. И тогда новое коллективное руководство СССР — Хрущёв, Булганин, Маленков, Молотов, Каганович — решило подстраховаться. Осенью 1953 г. Крым посетил Хрущёв. Полуостров произвёл на него удручающее впечатление. Потом он полетел в Киев, где долго уламывал руководство Украинской ССР принять Крым под их юрисдикцию. Украинские товарищи брать Крым не хотели — после войны им хватало и своих проблем. Однако, использовав старые связи, Хрущёв уговорил украинских лидеров. Теперь УССР должна была отвечать за старый советский долг. Передав ей полуостров, Москва оставила за собой главную базу Черноморского флота — Севастополь. Фактически Киев прибрал его к рукам только с распадом СССР. Впрочем, это уже совсем другая история.
Евреи, проживающие в Украине, заверили президента России Владимира Путина, что их никто не притесняет. "По-видимому, Вы перепутали Украину с Россией, где еврейские организации зафиксировали в прошлом году рост антисемитизма", – говорится в обращении, которое подписали общественные и религиозные деятели, бизнесмены, научные сотрудники, музыканты и художники. В документе также говорится, что евреи Украины знают, что среди политических сил, пришедших к власти в Украине, есть и националистические группы, но, по их словам, никто из них не выражает нетерпимость к евреям. "Однако даже самые маргинальные из них не позволяют себе демонстрировать антисемитизм или иные формы ксенофобии. И мы точно знаем, что наши немногочисленные националисты находятся под жестким контролем гражданского общества и новой власти Украины, чего не скажешь о российских неонацистах, которые поощряются Вашими спецслужбами", – уверены авторы обращения. Евреи от имени своей общины и всех национальных меньшинств заявили, что русскоязычные жители Украины не подвергаются "унижениям и притеснениям, их гражданские права не ограничены". Они также заверили, что с новым правительством у них складывается "полное взаимопонимание, налаживается рабочее сотрудничество". "В Кабинете министров есть немало представителей национальных меньшинств: министр внутренних дел – армянин, вице-премьер – еврей, два министра – русские. Новоназначенные губернаторы областей Украины также не относятся исключительно к титульной нации", – говорится в обращении. Кроме этого, представители еврейской общины обвинили Путина во лжи. "Мы уверены, что Вас невозможно ввести в заблуждение. А это означает, что Вы сами сознательно выбираете из массы информации об Украине неправду и клевету", – уверены они . Евреи Украины призвали главу Российской Федерации "не вмешиваться во внутренние дела Украины" и отвести российские войска в места их постоянной дислокации и перестать "поощрять пророссийский сепаратизм". Они также заявили, что русскоязычное население страны само в состоянии защитить свои права. "Владимир Владимирович, мы высоко ценим Вашу заботу о безопасности и защите прав национальных меньшинств в Украине. Но мы не желаем, чтобы нас "защищали" путем раскола Украины и аннексии ее территории. Мы настоятельно просим Вас не дестабилизировать ситуацию в нашей стране и оставить попытки дискредитировать новую украинскую власть", – сказано в обращении Путину. Обращение, в частности, подписали председатель Ассоциации еврейских организации и общин (Ваада) Украины Иосиф Зисельс, главные раввины общин прогрессивного и традиционного иудаизма в Украине рав Алекс Духовный и рав Рувен Стамов, председатель Сионистской федерации Украины Игорь Куперберг. http://www.nohchidu.com/2009-12-18-12-20-01/chir/pvch