Реджиа Марина, или Королевский флот Италии. Название громкое, но что название, суть была так себе.
Сейчас очень сложно сказать, как смогли итальянцы уморить свой флот, особо не воюя в Первую мировую. Но факт, если на начало войны у них было 3 крейсера типа «Куарто», 6 единиц типа «Нино Бикси» и 4 крейсера типа «Тренто», то к концу относительно боеспособными оставались два из трех «Куатро». Ну и «помогли» немцы и австро-венгры, точнее, 5 крейсеров, которые Италия получила в качестве трофеев/репараций.
И в итоге война закончилась, крейсеров нет или почти нет, а тут французы со своими амбициями…
Да, французы выдали. Ведь именно они придумали новый класс кораблей, который впоследствии получил название лидеров.
Получилось так, что в Средиземном море остались всего две приличных морских державы, Италия и Франция. И, естественно, сразу же началось противостояние. Начали его французы, построив уже рассматривавшиеся у нас крейсера типа «Дюгэ Труэн». Неплохие корабли, количеством три единицы.
Но потом был нанесен второй удар по итальянцам в виде лидеров. Французские лидеры «Ягуар», «Лион» и «Эгль» обладали двумя достоинствами: они были в состоянии догнать любой итальянский эсминец и просто порвать его своей артиллерией в клочья. А от легких крейсеров лидеры могли тривиально смыться, благо скорость позволяла.
И у итальянских адмиралов появилась мысль, что неплохо было бы принять на вооружение класс крейсеров-скаутов, которые можно было бы использовать в качестве скоростных разведчиков. Эти корабли должны были противостоять французским лидерам, не уступая им в скорости и превосходя в вооружении, естественно. Этакий подкласс контрлидеров.
Кроме этого, на эти корабли планировалось возложить обязанности по лидированию эсминцев, участие в блокадных действиях, охранение линейных сил флота, разведывательная, дозорная и патрульная службы.
При этом, естественно, корабли должны быть превосходны в плане соотношения «цена/качество», чтобы их можно было строить числом поболее, а ценой подешевле.
Что было фирменным стилем у итальянцев? Все сразу вспомнили «семерки» и «Ташкент». Правильно, скорость плюс мореходность при ущербном бронировании и дальности хода.
Именно под эти ТТХ и началась разработка крейсеров-скаутов. Максимальная скорость, приличная мореходность, сильное вооружение, все остальное по остаточному принципу. То есть скорость 37 узлов, вооружение из 8 орудий калибром 152 мм, остальное как получится.
Изначально хотели построить 6 крейсеров, но потом сами знаете, так сложно во все времена уложиться в бюджет… Особенно в такой стране, как Италия, где все хотят жить…
В общем, бюджет осилил только 4 корабля. Все они вошли в строй в 1931 году. Тип получил название «Кондотьери А».
Откуда такое название? Окунемся в историю средних веков. И там можно узнать, что «кондотьеры» (по-итальянски «кондотьери») происходят от слова «кондотта», то есть договор о найме на военную службу. Кондотту заключали города-коммуны Италии с командирами отрядов наемников, которых нанимали для охраны своей безопасности. А командир такого отряда назывался кондотьером.
Кондотьер заключал договоры, а также получал и распределял между своими подчиненными плату, которая называлась «сольдо». Так, собственно, произошло слово «солдат». В общем, те еще были ребятки. Соответствующие лихим временам.
Итак, кондотьеры командовали солдатами. А крейсера главенствовали над эсминцами. Ну, тут посыл понятен. Так как это была первая и с намеком не последняя серия, то она получила название «Кондотьери А». Названия корабли получили в честь самых прославленных представителей этого класса.
«Альберико ди Барбиано». В 1376 году этот синьор основал первый итальянский отряд наёмных солдат под названием «Итальянская компания святого Георгия», при котором открыл военную школу. Из военной школы Альберико ди Барбиано вышли многие известные итальянские кондотьеры: Браччо ди Монтоне, Муцио Аттендоло.
«Альберто ди Джуссано» — в честь легендарного кондотьера времен войн Ломбардской лиги против Фридриха Барбароссы в XII столетии.
«Бартоломео Коллеони» — итальянский кондотьер, доживший в 15 веке до 75 лет.
«Джованни ди Медичи» — последний великий кондотьер, известный также как Джованни делле Банде Нере («Джованни с чёрными полосами на гербе»), он же «Большой Дьявол», отец Козимо I, герцога Тосканского.
Что это были за корабли такие? А корабли были очень непростые с одной стороны и очень простые с другой.
Берем проект эсминца «Навигатори», удлиняем корпус, ставим силовую установку эшелонного типа. Мощную. Мощнее, чем у эсминца. В итоге получается нечто такое длинное, узкое, с хищными обводами эсминца, но такое же хрупкое. Корпус реально был не очень прочным.
Зато в плане вооружения не поскупились. Четыре классических итальянских двухорудийных крейсерских башни с парой 152-мм орудий образца 1926 года. Итого 8 стволов главного калибра. И тот же недостаток, что и на тяжелых крейсерах – оба ствола в одной люльке, что предопределило заметное рассеивание снарядов.
Интересным был ход с размещением модного тогда самолета-корректировщика. Самолетная катапульта размещалась в носу, как и на тяжелых крейсерах типа «Тренто». Но, в отличие от тяжелого крейсера, места на легком крейсере в носовой оконечности не нашлось. Потому самолеты разместили в ангаре, который оборудовали в нижнем ярусе носовой надстройки, откуда гидросамолет по специальным рельсовым путям в обход башен на тележке подавался к катапульте на полубаке.
ТТХ легких крейсеров типа «Кондотьери А»:
Водоизмещение:
— стандартное: 5184-5328 т;
— полное: 7670-7908 т.
Длина: 160 м/169,3 м.
Ширина: 15,5 м.
Осадка: 5,4-5,95 м.
Бронирование:
— пояс — 24+18 мм;
— траверзы — 20 мм;
— палуба — 20 мм;
— башни — 23 мм;
— рубка — 40 мм.
Двигатели: 2 ТЗА «Беллуццо», 2 котла «Ярроу-Ансальдо», 95 000 л.с.
Скорость хода: 36,5 узла.
Дальность плавания: 3 800 морских миль на скорости 18 узлов.
Экипаж: 521 человек.
Вооружение:
Главный калибр: 4 × 2 — 152-мм/53.
Зенитная артиллерия:
— 3 × 2 — 100-мм/47;
— 4 × 2 — 20-мм/65;
— 4 × 2 — 13,2-мм пулемёта.
Минно-торпедное вооружение: 2 двухтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа: 1 катапульта, 2 гидросамолёта.
Корабли могли использоваться как минные заградители, запас 138 мин, кроме «Альберто ди Джуссано».
В конце 1930-х гг. все крейсера прошли усиление корпуса после ряда повреждений в штормовую погоду. В 1938—1939 гг. зенитное вооружение усилено 4 спаренными 20-мм автоматами.
В общем, корпус крейсеров нового типа получился непропорционально длинным. Соотношение длины корпуса к ширине превысило 10:1. Нос корабля имел устаревшую уже прямую форму со слегка выступающим тараном. Конструкция корпуса, унаследованная от эсминца, оказалась чересчур легкой и непрочной. Пришлось усиливать корпус двумя продольными переборками по всей длине корабля. Ну и, естественно, имелись 15 поперечных переборок, которые делили корпус на 16 водонепроницаемых отсеков.
Длинные и узкие крейсера нельзя было назвать устойчивыми артиллерийскими платформами. В штормовую погоду крен достигал 30°, что делало управление кораблём и жизнь личного состава очень трудными задачами.
Пришлось поработать и с энергетической установкой, которую тоже облегчали по максимуму. В итоге получилось нечто мощное, но весьма непрочное. Мощность установки смогли увеличить с 95 до 100 тысяч лошадиных сил, но это была небольшая компенсация за хрупкость.
Легкий, быстрый, сильный крейсер – это мечта любого адмирала. «Кондотьери» порадовали свое командование, потому что ставили один рекорд за другим.
«Альберто ди Джуссано» — 38,5 узла.
«Бартоломео Коллеоне» — 39,85 узла.
«Джованни делла Банде Нере» — 41,11 узла.
«Альберико ди Барбиано» развивал 42,05 узла в течение 32 минут, при максимальной форсированной мощности машин в 123 479 л.с.
Тут уместно вспомнить советский (на самом деле итальянский) лидер «Ташкент», который при вдвое меньшем водоизмещении, чем крейсера типа «Кондотьери А» выдавал 43,5 узла.
Средняя скорость «Альберико ди Барбиано» составила 39,6 узла. И на момент вступления в строй крейсер стал самым быстрым кораблем в своем классе в мире.
Понятно, что Муссолини использовал это в пропаганде успехов фашистского режима, но тут было небольшое жульничество. «Альберико ди Барбиано» вышел на рекордный пробег, не имея половины орудийных башен, кроме того, было снято много вооружения и оборудования.
В реальных же условиях итальянские «рекордсмены» редко выжимали больше 30 узлов. Использование машин на форсаже могло привести как к выходу их из строя, так и просто к разрушению корпуса.
Тот случай, когда показушные пробеги на установление рекорда — это одно, а вот реальная боевая эксплуатация — совершенно другое. И рекорды скорости, установленные в идеальных условиях, не могли помочь «Кондотьери» уйти (либо догнать) от противника, а вот максимальное облегчение конструкции как раз сильно снижало боевые способности. Но об этой практической части чуть позже.
Сами итальянские моряки с тонким юмором называли свои крейсера «Мультиками». От «Мультипликационный фильм» — «Cartoni animati». Картон, он что на русском, что на итальянском, в принципе, одно и то же означает.
Вообще, идея разнесенного многослойного бронирования была и новой, и умной. Вопрос только в реализации. А реализовано было по-итальянски. Броневой пояс был, как указано выше. Но 24 мм – это в средней части, в оконечностях 20 мм. И это была такая ванадиевая броня, то есть броня. А за броневым поясом проходила 18-мм противоосколочная переборка из обычной брони. Сверху на это великолепие накладывалась бронепалуба толщиной в 20 мм из обычной хромоникелевой стали.
Башни главного калибра были защищены бронёй толщиной 23 мм.
Боевая рубка имела толщину брони 40 мм, командно-дальномерные посты защищались 25-мм бронёй. Это где-то посередине между крейсером и эсминцем.
Общий вес бронирование на крейсерах типа «Альберико да Барбиано» составлял 531,8 тонны, что составляло 11,5 % от стандартного водоизмещения.
В целом бронирование было совершенно недостаточным, поскольку пробивалось снарядами 120-130-мм (ГК эсминцев того времени) на всех реальных дистанциях боя. О крейсерских калибрах даже подумать страшно, но к этому мы еще вернемся.
С артиллерией главного калибра вышло то еще приключение Пиноккио. Орудия, как я сказал, были новые. Производитель, фирма «Ансальдо», постаралась и сделала весьма достойное орудие, которое выпускало снаряд весом 50 кг с начальной скоростью 1000 м/с на дальность 23-24 км. Скорострельность орудия – 4 выстрела в минуту.
Красиво, правда? А вот и нет.
Для начала выяснилось, что у орудий весьма небольшой ресурс стволов плюс приличный разброс снарядов. Пришлось облегчить снаряд до 47,5 кг, а начальную скорость уменьшить до 850 м/с. Проблему износа это решило, а вот кучность так и осталась не удовлетворительной.
Высокое рассеивание снарядов объяснили двумя факторами:
1. Стволы располагались в одной люльке и слишком близко, расстояние между ними было всего 75 см. Выпущенные залпом снаряды сбивали друг друга с траектории потоками возмущенного воздуха.
2. Уже об этом писал, итальянская промышленность не славилась точностью изготовления снарядов. Соответственно, разновесные снаряды летели не так, как хотелось итальянским артиллеристам, а в соответствии с законами физики.
Увы, но с главным калибром у легких крейсеров Италии были те же проблемы, что и у тяжелых. Эти крошечные башни, в которые буквально втискивали орудия, – это было нечто.
Универсальный калибр мы уже неоднократно обсуждали, это всем известные установки генерала Минизини. Это орудия на базе пушек от «Шкоды», устарело еще в Первую мировую, но на безрыбье, благодаря небольшой стоимости, пригодилось.
Эти орудия послужили и австро-венграм в Первую мировую, повоевали на итальянском флоте во Вторую мировую, да и кстати, в советском тоже отметились. 100-мм «Минизини» устанавливались на наших легких крейсерах «Червона Украина», «Красный Крым» и «Красный Кавказ».
Заряжание было унитарным патроном, орудия были оснащены досылателем с пневмоприводом. Угол возвышения — 45°, начальная скорость снаряда — 880 м/с, дальность стрельбы — 15 240 м. Две установки размещались побортно в средней части корабля, третья ближе к корме.
В целом орудия не соответствовали современным требованиям в качестве ПВО.
Зенитная артиллерия ближнего действия вообще являла собой шедевр на тему «я его слепила из того, что было». Два зенитных автомата Vickers-Terni образца 1915 года калибром 40 мм. То есть да, это «Пом-пом» от «Виккерса», от которого все реально плевались на всех флотах.
Но итальянцы пошли еще дальше, они начали выпускать это чудовище по лицензии на фирме «Терни», и в принципе, все оно ничего, но зачем-то сделали питание автомата не ленточным, а магазинным. То есть «Виккерс» QF Mark II и без того был дрянь, а тут его еще и ухудшили. Брависсимо.
Но два этих агрегата установили по бокам боевой рубки, дабы не сбить, так напугать пилота вражеского самолета.
Слава богу, после использования кораблей и боевого применения в Испании 40-мм «Виккерсы» убрали и вместо них установили 20-миллиметровые спаренные установки Breda Mod.1935. Их на кораблях разместили четыре — две на месте «Виккерсов» по бокам рубки и две на кормовой надстройке.
Про крупнокалиберные пулеметы от «Бреда» даже говорить не хочется, про них все было сказано давно и нецензурно самими итальянцами.
В общем, ПВО – это не про итальянские корабли, хотя вот странно, до дна крейсера довела не ПВО.
Минно-торпедное вооружение тоже было с фокусами. В общем, три из четырех крейсеров могли запросто поставить минное поле. Для этого у каждого из кораблей имелись два рельсовых пути для мин.
Теоретически каждый крейсер, превращенный в минзаг, мог взять на борт 169 мин «Белло» или 157 «Элиа». Теоретически – это потому, что мины не давали возможности стрелять из кормовых башен. Совсем. Плюс фактически нельзя было использовать торпедные аппараты.
Если же уменьшить боекомплект мин вдвое, то есть оставить 92 мины «Белло» или 78 «Элиа», то корабль опять становился крейсером и мог использовать свое вооружение.
На корме находились два бомбомета типа «Menon». Боекомплект: шестнадцать 100-кг и двадцать четыре 50-кг бомбы.
Авиагруппа каждого корабля состояла из двух гидросамолетов. Сперва это были CRDA Cant-25 AR, потом их заменили на Imam RO-43. В общем, замена «так себе» на «да могло быть и хуже».
По условиям для экипажа крейсера считали весьма неудачными. Все-таки экипаж крейсера, втиснутый в размеры лидера-переростка, – это неудобно.
Как воевали? В принципе, как все итальянские корабли, то есть не очень. И погибли все.
«Альберико ди Барбиано», головной корабль серии, заложен 16 апреля 1928 года, спущен на воду 23 августа 1930 года, вступил в строй 9 июня 1931 года.
9 июля 1940 принял боевое крещение в бою у Калабрии. Результаты применения оказались столь впечатляющими, что уже 1 сентября 1940 был переоборудован в учебное судно. Однако нужда заставила, и 1 марта 1941 крейсер снова был приведён в полную боевую готовность.
12 декабря 1941 вместе с крейсером «Альберто да Джуссано» отправился перевозить итальянским и немецким войскам в Африке топливо. Несмотря на высокую скорость движения, оба крейсера были обнаружены британской разведкой и на их перехват были высланы 4 эсминца, три британских («Легион», «Сикх» и «Маори») и голландский «Исаак Сверс».
Эсминцы легко догнали крейсера и вступили с ними в бой, который вошел в историю как бой у мыса Бон 13 декабря 1941 года.
В ходе боя «Альберико ди Барбиано» получил три торпеды от эсминцев и ожидаемо затонул.
«Альберто ди Джуссано». Заложен 29 марта 1928 года, спущен на воду 27 апреля 1930 года, вступил в строй 5 февраля 1931 года.
Участвовал в различных учениях ВМС Италии в составе 2-й эскадры, оказывал помощь испанским националистам в годы Гражданской войны в Испании.
После начала Второй мировой войны участвовал в установке минных заграждений в августе 1940 года близ Пантеллерии, снабжал конвои и перевозил войска в Северную Африку.
13 декабря принял участие в бою у мыса Бон, но в отличие от «Альберико ди Барбиано», кораблю хватило одной торпеды. Корабль загорелся и затонул.
«Бартоломео Коллеони». Заложен 21 июня 1928 года, спущен на воду 21 декабря 1931 года, вступил в строй 10 февраля 1931 года.
До ноября 1938 года нёс службу в территориальных водах Италии, после этого отправился на Дальний Восток совместно с крейсером «Раймондо Монтекукколи». 23 декабря 1938 года «Бартоломео Коллеони» прибыл в Шанхай, где оставался до начала Второй мировой войны, после чего вернулся в Италию.
С началом Второй мировой войны участвовал в постановке мин в Сицилийском канале и сопровождении конвоев в Северную Африку.
17 июля 1940 года «Бартоломео Коллеони» при сопровождении «Джованни делле Банде Нере» отправился к острову Лерос, где находилась крупная группировка британских кораблей. Ночью 19 июля итальянская эскадра вступила в бой австралийским лёгким крейсером «Сидней» и пятью эсминцами.
Артиллеристы «Сиднея» попали 152-мм снарядом в машинное отделение итальянского крейсера, полностью обездвижив его. Британские эсминцы «Айлекс» и «Хайперион» отправили 4 торпеды в крейсер, две попали в «Бартоломео Коллеони», после чего корабль затонул.
«Джованни делле Банде Нере». Заложен 31 октября 1928 года, спущен на воду 27 апреля 1930 года, вступил в строй в апреле 1931 года.
Изначально нёс службу в водах Италии, в годы Гражданской войны в Испании оказывал помощь войскам генерала Франко.
В июне 1940 года, после официального вступления Италии во Вторую мировую войну, занимался постановкой мин в Сицилийском проливе. Дальше прикрывал конвои, следовавшие в Северную Африку.
Во время сопровождения конвоя Триполи — Лерос «Джованни делле Банде Нере» и «Луиджи Кадорна» вступили в бой у мыса Спада 17 июля 1940 года. Корабль был поврежден, получив 4 попадания от «Сиднея», но и итальянские артиллеристы повредили австралийский крейсер ответным огнем. В отличие от «Бартоломео Коллеони», «Джованни делле Банде Нере» смог вернуться в Триполи.
С декабря 1940 по 1941 год «Джованни делле Банде Нере» выполнял задания по охране конвоев.
В июне 1941 года «Джованни делле Банде Нере» и «Альберто да Джуссано» установили минное заграждение близ Триполи, на которое в декабре 1941 года натолкнулось соединение «K» британского флота: затонули крейсер «Нептун» и эсминец «Кандагар», ещё два крейсера, «Аврора» и «Пенелопа», получили повреждения.
Аналогичная операция по постановке мин была проведена в июле 1941 года в Сицилийском проливе.
В 1942 году «Джованни делле Банде Нере» участвовал во втором сражении в заливе Сирт, где огнем повредил крейсер «Клеопатра», выведя из строя всю его радионавигационную систему и две орудийных башни.
23 марта 1942 года «Джованни делле Банде Нере» попал в шторм, в ходе которого был повреждён. По пути на ремонт в Ла Специю 1 апреля 1942 года крейсер был торпедирован и потоплен британской подлодкой «Urge», которая попала в него двумя торпедами.
«Джованни делле Банде Нере» стал самым результативным из четырех крейсеров, выполнив за время войны 15 заданий и пройдя с боями 35 000 миль.
Итак, что можно сказать о кораблях класса «Кондотьери А». Ничего хорошего. Да, красивые корабли, но когда итальянцы не строили красивых кораблей? По сути, недокрейсера, скорее, лидеры на стероидах.
Да, вроде бы быстрые, но при этом корпуса очень непрочные. Артиллерия мощная, но малоэффективная. Очень слабое ПВО, но даже удивительно, что все четыре корабля были потоплены без участия авиации. Но – кораблями более слабого класса. Как раз теми, за кем должны были охотиться и уничтожать.
Вот действительно, ни украсть, ни покараулить, ничего не могли. Так и закончили службу, фактически (кроме «Банде Нере») бесславно.
Но это был первый итальянский блин. Да, он вышел комом, но и «Эмиль Бертен» у французов тоже не блистал. После этих кораблей пришло время другой серии «Кондотьеров».
Источник — https://topwar.ru/172005-boevye-korabli-krejsera-ni-ukrast-ni-pokaraulit.html