Самолеты-разведчики Morane-Saulnier BB (MoS.7). Франция
С самого момента своего создания французская авиастроительная компания Société Anonyme des Aéroplanes Morane-Saulnier (Morane-Saulnier) разрабатывала и изготавливала исключительно самолеты-монопланы. Это были классические монопланы с высокорасположенным крылом или крылом, установленным на стойках над фюзеляжем (т.н. парасоль); машины компании были в основном одноместными, но также изготавливались и для экипажей из двух человек – пилота и наблюдателя. Именно поэтому столь неожиданным было появление двухместного биплана Morane-Saulnier BB. Этот самолет был создан в начале лета 1915 года, когда в зените славы были истребители-разведчики Morane-Saulnier L…
Точно не известно, когда прототип BB совершил первый полет, но известно, что отдел авиационной техники (Section Technique de l’Aéronautique) испытал данный самолет и присвоил ему обозначение MoS.7. Однако французская военная авиация (Aviation Militaire) не проявила заинтересованности в этом самолете.
В целом это был обычный биплан. Его фюзеляж имел цельнодеревянный силовой набор с полотняную обшивку; лишь в передней части фюзеляжа в качестве обшивки использовали листы алюминия и фанера. Управление по крену осуществлялось с помощью гоширования законцовок крыльев, которое было простым и в те годы широко распространенным методом. За основу фюзеляжа и несущих поверхностей были взяты соответствующие конструктивные узлы истребителя Morane-Saulnier N, первые экземпляры которого были переданы действующей армии в июне 1915 года. Силовая установка BB состояла из одного девятицилиндрового ротативного двигателя воздушного охлаждения Le Rhône 9C, развивавшего мощность 80 л.с. (59 кВт) и деревянного двухлопастного винта.
Скорее всего безоружный прототип остался бы в единственном экземпляре без всяких шансов на серийное производство, если бы в конце июля – начале августа на нем не совершил полет командир 3-й эскадрильи Королевского летного корпуса (Royal Flying Corps – RFC) майор Д. С. Льюис (major D. S. Lewis). На майора Льюиса характеристики прототипа произвели настолько сильное впечатление, что в своем отчете он до небес превозносил BB, утверждая, что это лучшей многоцелевой самолет из ему известных, который может в самое ближайшее время приступить к выполнению боевых задач над линии фронта. Льюис также предлагал оснастить MoS.7 ротативным девятицилиндровым двигателем Le Rhône 9J мощностью 110 л.с. (81 кВт), с которым, как он и ожидал, машина должна обладать действительно выдающимися характеристиками.
Королевский летный корпус заказал у компании Morane-Saulnier 92 экземпляра MoS.7. Самолет одной из первых серий был передан авиации Королевского флота (Royal Naval Air Service – RNAS) и с 1 октября 1915 года действовал в районе Дюнкерка в составе 3-й эскадрильи 1-го крыла. В отличие от прототипа серийные самолеты имели модифицированный фюзеляж, но механизм перекашивания крыла был сохранен.
В начале ноября 1915 года Королевский летный корпус получил первые BB, которые были оснащены двигателями Le Rhône 9J и, как и все последующие машины данного типа, элеронами, установленными на верхнем крыле. Похоже, что и в компании они были довольны новым самолетом, потому что Леон Моран (Leon Morane) заявил, что BB лучшая машина, на которой он когда-либо летал. До конца года компания Morane-Saulnier изготовила ещё 25 машин данного типа.
Новые BB по четыре экземпляра были переданы 1-й и 3-й эскадрильям Королевского летного корпуса, в составе которых они были сведены в отдельные звенья. Серийные машины, предназначенные для действий над линией фронта, разумеется, уже несли вооружение. Каждый Morane-Saulnier BB был оснащен двумя 7,7-мм пулеметами Lewis. Первый пулемет был фиксированным и установленным над центропланом верхнего крыла; из пулемета вел огонь из него пилот, но боезапас менял стрелок-наблюдатель. Второй был подвижным, установленным на шкворневой установке в задней части кабины стрелка-наблюдателя.
В соответствии с требованиями командования Королевского летного корпуса для выполнения задач тактического самолета-разведчика и самолета-корректировщика на Morane-Saulnier BB должны были быть установлены фотокамера и радиотелеграфный передатчик, который размещался на правой стороне фюзеляжа напротив кабины наблюдателя. Первой была модифицирована машина из состава Королевского летного корпуса, а затем изменения были внедрены непосредственно в процессе производства. В ходе эксплуатации самолетов были обнаружены проблемы в области аэродинамики, и 20 февраля 1916 года по практическим соображениям было принято решение поместить передатчик в фюзеляж за сиденьем наблюдателя.
Также во время эксплуатации самолетов было обнаружено неудовлетворительное обтекание элеронов воздушным потоком. Компания-производитель несколько раз меняла профиль, размах и длины хорд элеронов, и пока все не было исправлено зазор между передней кромкой элерона и фиксированной частью крыла закрывался с помощью уплотнительных полос. С августа корректировкам подверглись не только BB, но и самолеты-разведчики Morane-Saulnier P, поскольку ранее не было попыток улучшить их поперечную управляемость с помощью совершенно новых элеронов большей площади.
Уже в начале января 1916 года французы прервали поставку двигателей Le Rhône 9J и как следствие Королевский летный корпус смог получить лишь 36 самолетов Morane-Saulnier BB с двигателями данного типа. С весны по октябрь малыми партиями поставлялись машины с двигателями Le Rhône 9C. Всего в общей сложности Королевский летный корпус получил более 80 самолетов-разведчиков BB.
Служба самолетов-разведчиков Morane-Saulnier BB в составе Королевского летного корпуса прошла ровно: без ярких страниц и без провалов. Известно, что одна из машин 3-й эскадрильи 23 февраля 1916 года была сбита и стала девятой победой немецкого лейтенанта Макса Иммельмана, летавшего на истребителе Fokker E. Помимо 1-й и 3-й эскадрилий самолеты-разведчики BB действовали в составе 12-й (имелось как минимум два экземпляра) и 60-й эскадрилий.
По состоянию на 1 июля 1916 года в составе 1-й эскадрильи было пять BB, в 3-й и 60-й – по четыре самолета данного типа. Машины выполняли те же задачи, что и парасоли Morane-Saulnier P. В 60-й эскадрилье BB служили дольше, чем парасоли, но их потери также были выше. В январе 1917 года в 1-й эскадрилье все еще действовали шесть самолетов-разведчиков Morane-Saulnier BB, но вскоре они были заменены на «ньюпоры». После вывода BB из состава действующей армии эти машины эксплуатировались в расположенной в Апавоне (Upavon) центральной летной школе.
Небольшое количество самолетов BB компания поставила Российскому императорскому военно-воздушному флоту. Утверждается, что эти машины якобы были оснащены двумя синхронизированными пулеметами Vickers. Каких-либо сообщений об участии этих самолетов в боях нет.
В 1917 году московской компанией Дукс по лицензии был изготовлен один самолет BB, а за два года до этого лицензионные права на постройку двенадцати машин были приобретены испанской компанией CECA (Compania Espaňola Construcciones Aeronauticas). Предположительно изготовленные в Испании машины должны были оснащаться 150-сильными (110 кВт) восьмицилиндровыми рядными двигателями жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 8A и первый полет должен был состояться в январе 1916 года. Эксплуатация модифицированных машин в испанских военно-воздушных силах, особенно в африканских колониях, была сопряжена с рядом трудностей, и в середине 1918 года самолеты были списаны и отправлены на слом. В том же году потерпел неудачу усовершенствованный прототип CECA BB.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Morane-Saulnier BB (MoS.7)
Назначение: самолет-разведчик
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Société Anonyme des Aéroplanes Morane-Saulnier, Виллакубле
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: один девятицилиндровый ротативный двигатель воздушного охлаждения Le Rhône 9C, развивавшего мощность 80 л.с. (59 кВт) и вращавшего деревянный двухлопастный винт
Размеры:
размах крыльев 8,59 м
длина 6,94 м
высота 2,62 м
площадь крыльев 22,32 м²
Масса:
пустого самолёта 495 кг
взлетная 765 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 3000 метров 135 км/ч
время набора высоты
• 2000 метров 13 мин.
• 3000 метров 26,8 мин
практический потолок 3660 м
продолжительность полета 2 часа
источники:
- текст – Jiří Hornát Výkres Petr Kolmann «Morane-Saulnier BB (MoS.7)» «Letectví a kosmonautika» 2007-06, str.18-19часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/other1/msbb.html
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-samolety-razvedchiki-morane-saulnier-bb-mos7-franciya