Кораблестроительные программы Российской Империи от РЯВ и до 1917 г — а кто министр?
Изучая вопросы строительства отечественного флота с 1905 г и по самую революцию, отчетливо понимаешь, что при восстановлении РИФ после Цусимы вполне можно было бы и… В общем, что греха таить, были у нас предпосылки для того, чтобы избегнуть многих ошибок, допущенных в реальной жизни. С другой стороны, конечно, не ошибается только тот, кто ничего не делает, но все же нужно признать, что далеко не всегда власть предержащие оказывались на уровне стоящих перед ними задач. В немалой степени это относилось к нашим морским министрам.
Немного истории.
С 1903 года морским министерством заведовал Федор Карлович Авелан – личность в истории неоднозначная, но Цусима случилась именно в его правление… Сложно сказать до какой степени можно вменить произошедшее ему в вину, но после такого афронта шансов удержать министерский штурвал у сего государевого мужа не было никаких. И в 29 июня 1905 года Федор Карлович был уволен от должности управляющего морским министерством по прошению.
На смену ему пришел весьма многоопытный адмирал Алексей Алексеевич Бирилев
До того, как стать морским министром, Алексей Алексеевич командовал броненосными кораблями («Минин», «Сисой Великий» и т.д.) и приообрел также неплохой опыт вождения эскадр, возглавляя учебно-артиллерийский отряд Балтфлота и Отдельный отряд судов в Средиземном море.
Но как администратор и организатор Алексей Алексеевич, увы, не был силен. Он любил флот, и старался служить ему в меру своих возможностей – беда была лишь в том, что возможностей этих было решительно недостаточно. Кое-что полезное А.А. Бирилеву, вне всякого сомнения удалось: основание службы морского генерального штаба, попытки омоложения офицерского состава, организация постоянной службы и жизни на судах круглый год и иные, столь же полезные мероприятия следует поставить ему в заслугу. Но реформировать Российский императорский флот так, как он давно в том нуждался, Алексею Алексеевичу было не по силам. Вся система нуждалась в перестройке, и отдельные, не объединенные общей идеей и целью действия не могли исправить положение. Кроме того, хотя А.А.Бирилев и обладал определенными дипломатическими способностями, но они, способности эти, оказались далеко не вровень со стоящими перед ним задачами. Революция 1905 года привела к большому брожению умов среди флотских – но А.А. Бирилев ничего не мог этому противопоставить. «Дитя революции» — Государственная Дума – также не могла питать к нему особого уважения. 11 января 1907 года Бирилев покинул свой высокий пост по прошению – его место занял Иван Михайлович Диков.
Есть ощущение, что И.М. Диков – весьма недооцененная фигура отечественной морской истории (по крайней мере – альтернативной истории:). В молодости, будучи еще юнкером, он храбро сражался на знаменитом Малаховом кургане, и за участие в Севастопольской обороне был награжден медалью. Пришлось повоевать И.М. Дикову и в русско-турецкую — Иван Михайлович возглавил отряд Нижне-Дунайской флотилии. И.М. Диков придумал очень нестандартный план – использовать мины как наступательное оружие, поставить минные заграждения как можно ближе к порту и выманить турок на минное поле. Его план увенчался полным успехом – минное заграждение было поставлено под Сулином, а когда два турецких парохода вышли навстречу, то шхуна, на которой находился И.М. Диков, завязала с ними перестрелку. Один пароход подорвался на минах, второй бежал – два броненосца, которые были в порту не рискнули выйти в море. Успех предприятия предрешило и то, что Иван Михайлович, не чинясь, производил разведку лично, используя для этого рыбацкую лодку.
Впоследствии И.М. Диков командовал фрегатом «Дмитрий Донской» и практической эскадрой Черного моря, а в 1897-1900 гг заведовал Морским техническим комитетом. На сем поприще адмирал так же отличился, продемонстрировав известную склонность к новациям – Ивану Михайловичу удалось добиться строительства подводного флота.
В 1905 г Диков – председатель комиссии, разбиравшей бои в Желтом море и при Цусиме. Всего два года он руководил морским министерством, но за это время ему удалось многое – при нем МГШ сформулировал задачи флота и определили потребные для их выполнения силы, начата реализация «малой судостроительной программы», проведен международный конкурс на проект дредноута, ввел чины для корабельных инженеров, расширил доступ в морской корпус… И.М. Диков начал с того, с чего и нужно было начать. Его подход к реформированию флота был куда глубже и системнее, чем у его предшественника. Можно только пожалеть, что сей достойный адмирал руководил морским министерством столь малый срок – каких-то два года. 9 января 1909 г Диков уволен «по прошению». Вероятно сказался преклонный возраст – все же в 1909 г адмиралу исполнялось 76 лет.
На смену И.М. Дикову высокий пост морского министра получил потомственный моряк Степан Аркадьевич Воеводский.
Сей адмирал большого опыта вождения кораблей не имел, а уж современной техники и вовсе никогда не касался. С 1899 г Степан Аркадьевич командовал канлодкой «Храбрый», затем – учебным судном «Верный», и только в 1904 г получил под свое командование когда-то перворанговый, а ныне переведенный в состав Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота броненосный крейсер «Герцог Эдинбургский». В 1906 году возглавил отряд судов морского корпуса… В общем, послужной список сего адмирала совершенно не способен поразить воображения – и этот человек, тем не менее, оказался морским министром России! Стоит ли удивляться, что руководство С.А. Воеводского сводилось к тому, чтобы «вернуть все взад»? На период его верховодительства дело реформ Российского императорского флота ощутимо затормозилось. Как тут не вспомнить высказывания С. Ю. Витте. «Сам по себе он представлял скорее кавалергардского офицера, нежели моряка. Человек он почтенный, но в смысле деловом и в смысле таланта ничего собой не представляющий. Одним словом, он обладает всеми хорошими качествами, которые, тем не менее, нисколько не делают человека государственным деятелем и морским министром. Для всякого, кто столкнулся с Воеводским хотя раз в жизни и говорил с ним полчаса, было ясно, что это назначение не серьезное». Тем не менее, сей достойный джентльмен (и никудышний министр) рулил российским флотом более двух лет – с 8 января 1909 г по 18 марта 1911 г.
И только после ухода С.А. Воеводского флот получил, наконец-то, достойного руководителя – 19 марта 1911 г в должность вступил Иван Константинович Григорович.
В 1883 году И.К. Григорович впервые получил под свое командование корабль – правда, кораблем этим стало всего лишь портовое судно «Колдунчик». В дальнейшем Иван Константинович командовал пароходом «Рыбка», служил флаг-офицером штаба начальника эскадры Тихого океана, впоследствии был старшим офицером на «Герцоге Эдинбургском», корвете «Витязь» и крейсере «Адмирал Корнилов», а после вновь командовал кораблями – крейсером второго ранга «Разбойник», монитором «Броненосец», минным крейсером «Всадник». Был морским агентом в Англии. С 15 февраля 1899 г началась новая страница в жизни этого, безусловно, выдающегося человека – Григорович был назначен командиром новейшего эскадренного броненосца «Цесаревич», коий и привел в Порт-Артур.
Но пока «Цесаревич» чинился после японской торпедной атаки, пришло новое назначение – и Иван Константинович становится командиром порта Порт-Артур. И вот на этой-то должности Григорович и выказал свои в высшей степени основательные организаторские способности. Столь сложное дело, как снабжение эскадры в осажденной базе всем необходимым – углем, снарядами и прочим запасом было поставлено И.К. Григоровичем образцово.
После войны И.К. Григорович был временно прикомандирован к Главному морскому штабу, служил начальником штаба Черноморского флота, а с февраля 1909 г стал «товарищем» (т.е. заместителем) морского министра. Когда же Воеводский удалился в отставку, И.К. Григорович показал себя способным и энергичным морским министром, способным отстаивать интересы флота на всех уровнях.
Именно при Иване Константиновиче была, наконец-то, внятно сформулирована программа развития флота. Благодаря ему Дума одобрила и строительство дредноутов на Черном море («Об ассигновании средств на усиление Черноморского флота
и «Большую судостроительную программу» стоимостью более чем в полмиллиарда рублей. И именно при Григоровиче отечественные судостроительные программы начали исполняться такими темпами, которых, в общем-то, царская Россия до этого и не знала. Неплохо отечественный судстрой отработал и в войну. Хотя, конечно, я далек от идеализации фигуры Ивана Константиновича, но все же он, будучи последним морским министром Российской империи, с честью трудился на благо Отечества до самого 1917 года.
Что я во всем этом вижу плохого?
Во первых – совершенно неприемлемая чехарда морских министров. С середины 1905 года по начало 1911 г, т.е. менее, чем за 6 лет сменилось аж ЧЕТВЕРО морских министров! Да будь даже они семи пядей во лбу каждый – все равно, за столь короткие сроки вникнуть в суть дел и разобраться как следует в своих обязанностях, узнать возможности подчиненных людей маловозможно, а уж о том, чтобы как следует разобраться и всерьез системно реформировать деятельность министерства и речи быть не могло. Это при том, что как минимум двое из четверых министров вовсе даже и не были семи пядей во лбу.
А потому — предлагаю следующее.
Как известно, А. А. Бирилев был отправлен на Тихий океан, возглавить вторую и третью тихоокеанские эскадры после их прорыва во Владивосток – Рожественский сказался больным и не желал более командовать вверенными ему силами. Но так уж вышло, что сия поездка сказалась на здоровье Алексея Алексеевича самым нелицеприятным образом – нет, слава те Господи, жизни сего достойного адмирала ничто не грозило, однако же требовалось длительное лечение. И потому, вместо того, чтобы возглавить морское министерство, А.А. Бирилев вынужден был надолго отбыть на воды.
В результате этого малоприятного инцидента в должность морского министра 2 июля 1905 года вступил Иван Михайлович Диков. А в 1906 морской министр берет к себе в «товарищи» хорошо послужившего в Артуре и в должности начштаба Черноморского флота Григоровича. Когда в 1909 году Диков покидает пост министра, то с его подачи, по его настоянию и согласованию с Думой Морское министерство возглавляет И.К. Григорович.
Мое дело — предложить, Ваше, уважаемые коллеги — раскритиковать:)
И еще один вопрос. Более ранее строительство флота, нежели это получилось в РИ требует и более раннего принятия кораблестроительных программ — а это не было легко, ибо утверждение шло через Думу. Быть может, имеет смысл оставить на посту министра финансов С.Ю.Витте?
Быть может, масштабная программа строительства боевых кораблей на отечественных заводах была бы принята им с большим энтузиазмом, нежели Коковцевым?