0

Не знаю, как там звали командира "Энтерпрайза", наша история его не помнит, а только служил параллельно ему в славном подводном флоте Союза Советских Социалистических Республик знаменитый командир по фамилии Мурашов. 

Знаменитый — потому что знаменитый. 

И все тут. 

Даже потом, когда он уже под закат молодости защитил диссертацию и воспитывал в училище будущих Мурашовых, он продолжал оставаться знаменитым. 

У каждого знаменитого человека, как и любого простого, есть Голубая Мечта, к которой он стремится всю жизнь. 

У капитана второго ранга Мурашова их было целых две:

Атака на "Энтерпрайз"

1) Мертвая петля на подводной лодке. 

2) Утопить "Энтерпрайз". 

Что касается первой, то она так до сих пор еще не осуществлена (хотя, кто его знает, может Мурашов и это сделал втихаря, где-нибудь в Марианской впадине, просто достижение никем не зафиксировано). 

Мне лично высший пилотаж в бездне океана представляется столь же вероятным, как торпедный залп в ванне. 

Но о торпедах — чуть позже. 



"Энтерпрайз" интересовал военного моряка Мурашова по многим причинам. 

Прежде всего, в настоящем мужчине всегда заложена жажда во что-то из чего-то выстрелить и непременно попасть. 

Тут спорить не станет никто. 

А теперь представьте охотника-профессионала, который всю свою сознательную жизнь стрелял только холостыми патронами, и тогда вы немного поймете состояние командира лодки во время боевой службы, когда в аппаратах и на стеллажах торпеды только настоящие! 

Слава Маринеско и Лунина не давала Мурашову покоя, как любому нормальному подводнику без побочных ассоциаций. 

И когда американцы спустили на воду свой первый атомный авианосец с бортовым номером "CVN-65", капитан второго ранга Мурашов выходил на него в атаку чуть ли не каждую ночь. 

Мысленно, конечно. 



И вдруг — невероятное стечение обстоятельств!

Садисты-адмиралы из Главного штаба ВМФ придумывают слежение за авианосной и очень ударной группой вероятнейшего тогда противника, и поручают, разумеется, Мурашову. 

И в один прекрасный день глядит он в перископ — и вот он, "Энтерпрайз", вот он, сладенький, как на ладошке, и штук пятнадцать всяких разных крейсеров, эсминцев и прочих фрегатов вокруг него — как янычары вокруг Осман-паши. 

 

Атака на "Энтерпрайз"

 

USS Enterprise в Средиземном море 18 июня 1964 года.





Стерегут, значит, будто знают про существование капитана 2-го ранга Мурашова. 

Вообще-то, наверно, знали: говорят, что на каждого советского офицера старше майора в ЦРУ отдельное личное дело заведено. 

Если это так, то на Мурашова там — как пить дать — выделен целый шкаф. 

У командира хищно заблестели глаза, а правый указательный палец машинально несколько раз нажал на несуществующий спусковой крючок несуществующего дробовика. 

— У-у-у, гад! 

Солнышко светит, самолеты с катапульт взлетают, антенны крутятся — а стрельнуть нельзя ни разику. 

Мир на планете нельзя нарушать. 

Вот если бы дали из Москвы команду… 

Хотя третьей мировой войны тоже не очень-то хотелось. 

Как же быть? 



Слежение за вероятным противником подразумевает простую, в общем-то, вещь: держи его, супостата, на прицеле и жди сигнала. 

Дадут сигнал — топи, не дадут — не топи, терпи, держи и жди, когда скажут топить, или тебя другой сменит месяца через три. 

Трудная эта охота, скажу я вам, это все равно, что с похмелюги три часа пялиться на стакан холодного кефира или пива, а руки связаны намер-р-ртво… 

Да и внутри лодки — не санаторий с бассейнами и девочками. 

Подводная лодка — это же просто-напросто железный бидон, покрытый снаружи толстенным слоем резины. 

Представили, да? 

И что, еще тянет в подводники? 

Во-во. 



Одни сутки, другие, третьи… 

А как хочется влепить! 

Расписаться, как на Рейхстаге, только вместо надписи мелом "Здесь был кап. 2 ранга Мурашов!" — дыру в два трамвая. 

Вот здесь бы, как раз посередке… 

Даже ночью хорошо видно… 

А этот гад — нарочно, что ли издевается? — ровно в полночь начал самолеты пускать: взлет-посадка, взлет-посадка, туда-сюда… 

Огоньки мигают, манят. 

И капроновое терпение, наконец, не выдержало постоянного трения об ту грань между умственным и физическим трудом, которую ежедневно стирают советские подводники.

Капроновое терпение звонко лопнуло, и эхо разлетелось по всем отсекам веером команд.

Командир в сердцах звезданул кулаком по столу, разбудив закунявшего вахтенного офицера. 

— Хватит, тудыть-растудыть! Торпедная атака! — И весь "Центральный" посмотрел на своего командира с восторгом. 

— С учебными целями, — добавил Мурашов, несколько охладив пыл экипажа. 

— Цель — "Энтерпрайз". Ночь, однако, прямо к борту подлезем, хрен заметят. 

В центральный вполз минер. 

— Учебная фактически, тащ командир? 

— Учебная, — подтвердил командир. — Пузырем. Пятый и шестой аппараты освободи. 

И представил себе, как американские акустики, а следом за ними и все остальные наперегонки бегут на верхнюю палубу и в панике сигают за борт. 

Шум воздуха, выплевываемого из торпедного аппарата, не спутаешь ни с чем, а поди, разбери — вышла вместе с воздухом торпеда или нет… 

На таком-то расстоянии! 

Командир потер руки, предвкушая приятное. 

Держись, супостат. 

Держись, лапочка. 

Перископ провалился вниз, в “Центральный” ворохом посыпались доклады о готовности отсеков, и началось общекорабельное внеплановое мероприятие под волнующим названием "торпедная атака". 

— Пятый и шестой аппараты — то-овсь!… Пятый, шестой — пли!!! Имей, подлюка! 

— Есть пли! — отрепетовал механик. — Воздуха не жалеть!

Шипение, бульканье, лодка слегка вздрогнула. 

Через некоторое время в центральном появился неприятный запах, и все завращали носами.

Мурашов, прикрыв глаза в блаженстве, представляет себе картину, происходящую сейчас наверху… 

Сейчас бы еще стопочку! 

Ладно. 

Не выдержав, командир цедит: "На перископную глубину! Поднять перископ!" 

Ну-ка, что там? Так… 

Глянул в окуляры, повертел, та-ак… нашел "Энтерпрайз", и… мама!.. 

Нет. Не так. 

— МА-МА! МАМОЧКА!!! 

— Минер! Минер, ангидрид твою в перекись марганца!!! 

— Здесь минер… 

— Чем стрелял, румын несчастный?! 

— Тащ… 

— Я тебя… я… чем стрелял, фашист?! 

— Ничем я не стрелял: 

— Как это — ничем?! 

— А так: мы эта… тут с механиком договорились, что он в момент залпа гальюны продует — звуковой эффект тот же, а заодно и гомно выкинем, две недели ж не продували, сколько можно его с собой возить: 

— Сколько надо, столько и будешь возить! (минер недоумевает — почему именно я?) Пересчитать торпеды!!! 

— Тащ… а что случилось? 

— Что случилось, что случилось… "Энтерпрайз" горит!!! Считай давай, гомнострел-умелец! 

Минер пожал плечами и пошел тыкать пальцем по стеллажам: плюс в аппаратах: плюс корма. 

А в перископе — картина!!! Глянем? 

 

Атака на "Энтерпрайз"

 

Пожар на авианосце USS Enterprise (CVN-65) 14 января 1969 г. 
Погибло 27 человек, 343 ранено, потеряно 15 самолётов (стоимостью 5-7 млн долларов каждый). 
Ущерб, нанесенный кораблю, был оценен в 6,4 млн. долларов.





Ух, горит! 

Хорошо горит… 

Не просто горит – полыхает! 

В темноте здорово видно. 

Зрелище… 

Дым, языки пламени, люди маленькими насекомыми бегают по полетной палубе — словом, полный комплект. 

Доигрался! 

Долбанули "Энтерпрайз"! 

Это вам не хухры-мухры. 

Ой, что будет!.. 

Особист торчит посреди центрального и все никак решение принять не может: дар речи потерял. 

— Центральный минеру! Тащ командир, все торпеды на месте! Я не знаю, чего это он. А что, правда — горит? 

— Пашшел!.. Ищи, чем утопил этот утюг, и пока не найдешь… 

— Не, ну гомном — это навряд ли: То есть "Есть!": А что, взаправду утоп уже? 

— ………………………..!!!!!!! 

-Товарищ командир, цель номер три опасно приближается, дистанция пятнадцать кабельтов… — прервал размышления и догадки доклад акустика. 

— Срочное погружение! Турбине вперед девяносто три! Боцман, ныряй на сто метров…



"Энтерпрайз" ни с того, ни с сего ушел прочь от советского побережья восвояси, а лодке приказали скрытно вернуться в родную базу. 

В точке всплытия поджидал БПК с комиссией. 

Сразу же изъяли вахтенный журнал и штурманские карты. 

Поочередно опросили всех свидетелей и участников "атаки" и заставили письменно изложить события такого-то числа.

И вырисовалось вот что:



О присутствии в данном районе советской субмарины командир авианосца наверняка знал, а значит, знало и все его охранение. 

Знал он также, что контакт с ней потерян. 

Это можно расценить, как отрыв АУГ от лодки, но дальнее охранение — тоже подводные лодки — все равно должны были продолжать поиск. 

Наверняка знала о потере контакта и вся ходовая вахта авианосца. 

Знали, и потому смотрели в оба. 

И тут — в лунной дорожке какой-нибудь сигнальщик видит перископ. 

Докладывает, разумеется (у них за это дело крупная денежная премия, между прочим). 

Командование авианосца волнуется, луна прячется в облаках, и перископ скрывается (чтобы оптику в дерьме не запачкать). 

Все напряженно пялятся на воду, оповещают корабли охранения, а авианосец идет, не меняя курса, потому что самолеты заходят на посадку. 

Тут снова выглядывает луна, четко виден вышедший пузырь — в лунной опять же дорожке — и акустики кричат, что слышат торпедный залп… 

Рулевой и не выдержал, повернул, уклоняясь от "торпед" — так или иначе, история умалчивает, но самолет не туда сел, врезался и загорелся. 

Факт состоит в том, что по сведениям агентурной разведки и по дипломатическим каналам, в том месте и в то время, где наша лодка продувала гальюны, на авианосце произошел пожар вследствие аварийной посадки самолета, врезавшегося в рядом стоящие, а в довершение всего авианосец еще и слегка влепил носом в борт своего же крейсера УРО "Белкнап". 

Опять же, через военного атташе производился запрос о наличии в том районе советских подводных лодок. 

Разумеется, вежливо ответили, что никаких лодок нет, а ТУ — быстренько вернули… 



…Автономка Мурашова закончилась досрочно…



…На пирсе в базе лодку встречал лично командующий флотом. 

Выслушал доклад, насупившись, а когда командир уже приготовился ко вставлению, выложил ему две звезды: одну (большую и Красную) — на грудь, вторую — поменьше — на погон. 

В добавление к уже имеющимся. 

И сказал: 

— Ну что ж, родной, одну свою мечту ты осуществил. 

"Энтерпрайз" минимум на полгода выведен из строя. 

За такое не грех и Героя дать. 

Но — не судьба. 

Подписывается международное соглашение о предотвращении конфликтов в море и воздухе путем запрещения имитации боевых атак. 

Табанили его только америкосы. 

Теперь, может, и они поймут его пользу, потому как ремонт "Энтерпрайза" им в копеечку вылетит. 

Но! — тебя там не было. 

Ты понял? 

И экипажу объясни. 

Ну, органы возьмут подписку о неразглашении, само собой… 

Объяснять янкам, что ты не имитировал торпедную атаку, а просто гальюны продувал, никто не станет. 

Во-первых, это их только разозлит, а во-вторых, смешно просто. 

Еще возьмут и не подпишут соглашение, реванша искать будут. 

ТАСС уже сообщил об аварии на "Энтерпрайзе" и заявил, что наших кораблей в этом районе не находилось. 

Так что, извини, вот тебе Орден Красного Знамени — это все, что в моих силах. 

Да и вообще, не пора ли ему на покой? командующий повернулся к комдиву. 

— А то ведь, насколько я знаю, еще одна мечта осталась, неосуществленная. Есть места? 

— Найдем, товарищ командующий. Это — его последняя автономка. Готово представление на перевод в учебный центр, начальником тактического цикла. 

— Езжай-ка ты, лучше, Мурашов, в училище.

Учи там будущих флотоводцев, а здесь тебя оставлять опасно — чего доброго, еще первую мечту вздумаешь осуществить… 



А через полгода "Энтерпрайз" прошел внеплановый ремонт и снова вышел бороздить просторы и пускать авиацию, и снова за ним кто-то гонялся… 

А он был такой чистенький, новенький, с иголочки, под флагом полосатым, и ничто не напоминало, что не так давно "Здесь был кап. 2 р. Мурашов"…





Существует несколько версий этой байки: я нашел 4 разных интерпретации. 

В одном варианте присутствуют длинные диалоги, в другом – подробно описывается служба военных моряков и используется большое количество военно-морских терминов.

В третьем присутствует даже урок политинформации.

В одном рассказе случай произошел днем, в другом — ночью.

В нем нет выражений типа: 

“…Лодка на стабилизаторе глубины без хода…”

“…есть предложение опустить перископ: кингстон продувки гальюнов на одном шпангоуте с перископом, недолго и оптику загадить… ”

В нем не ссылаются на директиву Главного Штаба с рекомендацией избегать имитации боевых атак.

Я выбрал самый короткий вариант, но с большой долей юмора.

Написано по мотивам рассказа “Пузырь в нос”, из сборника рассказов “Не потонем!!!” 

Автор: Николай Николаевич Курьянчик

Максим ...
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account