Катамараны (линкоры и не только) СССР
Понравилось рисовать катамараны, поэтому некоторые российские корабли в виде катамаранов.
Первый боевой катамаран в Российском флоте появился в конце 80-х годов века 19-го. Этим первенцев стал броненосец «12 апостолов».
Причина по которой броненосец было решено строить в виде катамарана крылась в предыдущем типе броненосцев («Екатерина»). В попытке увеличить огневую мощь, конструктора ставили больше башен, но что-то пошло не так, и посмотрев на проект Рассказова, кто-то решил броненосец то ли разделить то ли объединить.
Таким образом, под этим «кто-то» указывается Степанов, который и представил публике, свои проекты катамаранов. «Традиционный», где два броненосца были объединены слабой конструкцией и могли быть быстро разделены, и «Новаторский» или где надстройка помещалась между поплавками.
***
В Сталинском СССР отношение к катамаранам было настороженным. Вроде бы и хочется, да только колется — где использовать?
Но как говориться, был бы корабль а куда его пристроить всегда найдется. Поэтому конструктора, а так же различные предприимчивые люди, пытались продавить идею катамарана в советском флоте. Поэтому в 30-х годах, проекты линкоров-катамаранов пытались «вбухать» флоту.
Первым стал проект линкор-катамаран по типу линкора «Нельсон».
Данный проект, показал одно из преимуществ катамарана. По сравнению с линкором «Нельсон», катамаран «Нельсон» мог стрелять на корму. Причем, линкор-катамаран «советский Нельсон» мог практически на любых углах (кроме не посредственно на борт) сосредоточить огонь из 4-х башен.
Но линкоры-катамараны как-то руководство СССР не заинтересовали, но сторонники катамаранной схемы не унывали. Если катамаран, что представляет собой объединение двух кораблей, не нравиться, то надо добавить в задачу пару переменных.
Так на свет появился проект катамарана линкор-авианосец.
Но и этот проект не заинтересовал ВМФ. В попытке все же протолкнуть творение «4-х стихий», проект катамарана линкор-авианосец был доработан, но так же отвергнут.
Последним проектом линкоров, стал проект линкора-катамаран «Советский Союз». Так же не реализован.
Строительство советских катамаранов (крейсера типа «Василиса» все же наследие императорской России), началось с проекта типа «Чапаев».
Авт. К сожалению под рукой рисунков крейсеров типа «Свердлов»/»Чапаев» нет, поэтому иной корабль, который был вставлен в спешке
Катамараны «Чапаев и Петька», «Петька и Анка», «Чапаев и Анка» предназначались исключительно для службы в Тихом океане.
Затем в развитии катамаранов в СССР наступил застой. Флот все же был не очень доволен тем, что не мог свободно оперировать своими силами. Так крейсера «ЧП» и «ПА» совершали путешествие на советский Север, на Балтику и Черное море только в летнюю навигацию.
Но положение изменилось, когда морякам захотелось иметь авианосцы. И тут понимая что много авианосцев не дадут (ну идеологически пока еще не правильный корабль), моряки решили брать качеством. Так на воду сошел первый отечественный авианосец-катамаран (в действительности авианесущий крейсер) — «Киев».
По сравнению с авианосцами загнивающего Запада, советский авианосец-катамаран мог в два раза быстрее понимать и принимать самолеты, по сравнению с обычным авианосцем. Правда время было там подсчитано по иному. И если так разобраться, то советский ТАКР мог практически одновременно поднять в воздух (и благополучно приземлить — что еще важнее) штук 14 самолетов. А вот ни американцы на такое были не способны.
Стоит ли говорить, что для подобного факта и демонстрации превосходства советской техники были использованы вертикально взлетающие Як-38?
Катамараны ТАКРы были только первым шагом на пути создания полноценного советского авианосца-катамарана. В 1981 году был заказан полноценный советский авианосец (катамаран)
Особенность «Адмирала Кузнецова» — 4 лифта (или 2 двойных лифта) стоящих рядом.
Благодаря такой конструкции:
— советские самолеты могли одновременно подаваться на две палубы
— советские самолеты могли подаваться на одну палубу.
Но подавать самолеты в 4 взлетно-посадочных полосы на одном авианосце — это не предел для советской промышленности, флота, и пропаганды. Чистый авианосец-катамаран «Адмирал Кузнецов» так и не увидел свет.
Зато свет увидел неполноценный авианосец-тримаран «Адмирал Кузнецов»!