21

Катамаран Лебеденко “Нетопырь”

Когда реконструкторы работают над какой-то темой, то им следует помнить, что в словосочетании “Альтернативная история” присутствует слово “история”. То-же справедливо и по отношению к Царь-танку Лебеденко, являющимся выдающимся альтернативным проектом своего времени. Но чтобы это правильно понять, нужно учитывать исторический контекст.

Содержание:

Рассмотрим один из вариантов альтернативных событий.

Массовое применение бронелоханей в Русской императорской армии позволило совершить Брусиловский прорыв в 1914 году. Австрия была захвачена и выведена из войны. Германия получила войну на три фронта – западный, восточный и южный.
Зачем в такой ситуации строить боевую машину с 9-ти метровыми колесами, когда имеются серийные паровые бронелохани, имеющие практически то же вооружение?
Подсказка находится в картине неизвестного художника-современника, помещенной в начале статьи. Колесная машина имеет гораздо лучшие амфибийные свойства!
Большие колеса позволяют преодолевать брод глубиной до 3-х метров и оперировать на морском прибрежном мелководье. Более того, при некоторой очевидной доработке, можно получить плавающую машину.

Катамаран Лебеденко “Нетопырь”

Современная реконструкция Царь-танка, к сожалению, выполнена без учета этих возможностей. Уж не говоря о том, что на заднее колесо приходится почти половина веса всей конструкции, а должно приходится не более 10%.
Но, главное, машина должна быть плавающая. Для чего служат съемные 12-метровые понтоны. См. рис.

Катамаран Лебеденко “Нетопырь”

Рисунок несколько схематичен, но принцип действия должен быть понятен.
Машинное отделение и кочегарка расположены между ведущими колесами (а не сзади), за счет чего достигается оптимальная центровка. Внизу – нижний тамбур, сверху – рулевая рубка и боевой марс, спереди – артиллерийская площадка. С наружной стороны от колес – стрелковые гнезда для картечниц Барановского-Горлова. Сзади – поддерживающий каток.
Применение.
Боевая машина заходит в воду, и на мелководье под бронекорпус заводятся понтоны.
Это, кстати, объясняет почему боевой вес указывается то 40, а то 60 тон. Сорок тон – на берегу, а шестьдесят – вместе с понтонами и с перевозимым грузом.
И это объясняет, зачем потребовалось привлекать Жуковского для расчета колеса. Потому что колесо является двухсредным движителем. При движении на плаву грунтозацепы выполняют роль плицов гребного колеса. В то же время, при подходе к берегу выполняется переход с водоходного на сухопутный режим движения. Все непросто.

Катамаран Лебеденко “Нетопырь”

Конечно, ходовые качества данной машины довольно скромные. Максимальная скорость на плаву – 5 узлов, максимальная скорость на суше – 5 км/ч. Но это работает!
Машина достигает своим ходом вражеского берега, где понтоны отцепляются и остаются у кромки воды. А сама машина выбирается на берег и оказывает поддержку десанту. На понтонах кроме груза можно перевозить до двух пехотных взводов.

Катамаран Лебеденко “Нетопырь”

Создание плавающего боевого комплекса может быть оправдано, несмотря на множество очевидных недостатков (громоздкость, низкая подвижность итд)

Но – нужно ли России такое экзотическое средство для действий против Германии на Балтике? Скорее нет, чем да. Поэтому –

Рассмотрим другой вариант альтернативных событий.

А что если Россия не воюет с Германией, а как раз наоборот, состоит в союзе?
То-есть, имеет место вариант, который только что обсуждался в соседней теме.
Тогда Царь-танк предназначен не против Германии, а наоборот.
Это может быть подарком от кузена Ники для кузена Вилли. В те времена у высших сословий было модно дарить оружие. Типа набора дуэльных пистолетов или булатной сабли. Но это все как то мелко. А “Нетопырь” поистине был бы царским подарком. Самая большая в мире боевая машина! Предназначенная, очевидно, для преодоления Ла-манша и высадки на островах. Кстати, становится понятным, почему Николай II строит машину на личные средства. И почему в единственном экземпляре.

Катамаран Лебеденко “Нетопырь”

Остается вопрос, как эта машина из альтернативной ветки истории оказалась в нашем времени? Очевидно, между историческими линиями имеется связь. Поэтому и возможны ситуации, когда проект, вполне соответствующий своему альтернативному времени, попадает в параллельный исторический поток, где оказывается совершенно бессмысленным. И тогда ни историки, ни сами создатели этого проекта не могут понять, откуда взялась такая химера.

Дмитрий Желонкин
Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account