Катамаран Лебеденко “Нетопырь”
Когда реконструкторы работают над какой-то темой, то им следует помнить, что в словосочетании “Альтернативная история” присутствует слово “история”. То-же справедливо и по отношению к Царь-танку Лебеденко, являющимся выдающимся альтернативным проектом своего времени. Но чтобы это правильно понять, нужно учитывать исторический контекст.
Содержание:
Рассмотрим один из вариантов альтернативных событий.
Массовое применение бронелоханей в Русской императорской армии позволило совершить Брусиловский прорыв в 1914 году. Австрия была захвачена и выведена из войны. Германия получила войну на три фронта – западный, восточный и южный.
Зачем в такой ситуации строить боевую машину с 9-ти метровыми колесами, когда имеются серийные паровые бронелохани, имеющие практически то же вооружение?
Подсказка находится в картине неизвестного художника-современника, помещенной в начале статьи. Колесная машина имеет гораздо лучшие амфибийные свойства!
Большие колеса позволяют преодолевать брод глубиной до 3-х метров и оперировать на морском прибрежном мелководье. Более того, при некоторой очевидной доработке, можно получить плавающую машину.
Современная реконструкция Царь-танка, к сожалению, выполнена без учета этих возможностей. Уж не говоря о том, что на заднее колесо приходится почти половина веса всей конструкции, а должно приходится не более 10%.
Но, главное, машина должна быть плавающая. Для чего служат съемные 12-метровые понтоны. См. рис.
Рисунок несколько схематичен, но принцип действия должен быть понятен.
Машинное отделение и кочегарка расположены между ведущими колесами (а не сзади), за счет чего достигается оптимальная центровка. Внизу – нижний тамбур, сверху – рулевая рубка и боевой марс, спереди – артиллерийская площадка. С наружной стороны от колес – стрелковые гнезда для картечниц Барановского-Горлова. Сзади – поддерживающий каток.
Применение.
Боевая машина заходит в воду, и на мелководье под бронекорпус заводятся понтоны.
Это, кстати, объясняет почему боевой вес указывается то 40, а то 60 тон. Сорок тон – на берегу, а шестьдесят – вместе с понтонами и с перевозимым грузом.
И это объясняет, зачем потребовалось привлекать Жуковского для расчета колеса. Потому что колесо является двухсредным движителем. При движении на плаву грунтозацепы выполняют роль плицов гребного колеса. В то же время, при подходе к берегу выполняется переход с водоходного на сухопутный режим движения. Все непросто.
Конечно, ходовые качества данной машины довольно скромные. Максимальная скорость на плаву – 5 узлов, максимальная скорость на суше – 5 км/ч. Но это работает!
Машина достигает своим ходом вражеского берега, где понтоны отцепляются и остаются у кромки воды. А сама машина выбирается на берег и оказывает поддержку десанту. На понтонах кроме груза можно перевозить до двух пехотных взводов.
Создание плавающего боевого комплекса может быть оправдано, несмотря на множество очевидных недостатков (громоздкость, низкая подвижность итд)
Но – нужно ли России такое экзотическое средство для действий против Германии на Балтике? Скорее нет, чем да. Поэтому –
Рассмотрим другой вариант альтернативных событий.
А что если Россия не воюет с Германией, а как раз наоборот, состоит в союзе?
То-есть, имеет место вариант, который только что обсуждался в соседней теме.
Тогда Царь-танк предназначен не против Германии, а наоборот.
Это может быть подарком от кузена Ники для кузена Вилли. В те времена у высших сословий было модно дарить оружие. Типа набора дуэльных пистолетов или булатной сабли. Но это все как то мелко. А “Нетопырь” поистине был бы царским подарком. Самая большая в мире боевая машина! Предназначенная, очевидно, для преодоления Ла-манша и высадки на островах. Кстати, становится понятным, почему Николай II строит машину на личные средства. И почему в единственном экземпляре.
Остается вопрос, как эта машина из альтернативной ветки истории оказалась в нашем времени? Очевидно, между историческими линиями имеется связь. Поэтому и возможны ситуации, когда проект, вполне соответствующий своему альтернативному времени, попадает в параллельный исторический поток, где оказывается совершенно бессмысленным. И тогда ни историки, ни сами создатели этого проекта не могут понять, откуда взялась такая химера.