2

В начале XX века Канада пошла по пути механизации войск, приступив к разработке собственной бронетанковой техники уже в 1914 году. Но после окончания Первой мировой войны темп был потерян. В межвоенные годы бронетанковая техника не разрабатывалась и почти не закупалась. Ресурсы, отпускаемые на обучение танкистов, также были минимальными. В 1939 году, когда началась Вторая мировая война, канадские бронетанковые силы пришлось строить практически с нуля.

Канадская броня Первой мировой

Канадцы начали создавать собственную бронетехнику уже в начале Первой мировой войны. Машины проектировались инженерами компании «Расселл» (Russell Automobile Company of Toronto) по заказу полковника Уильяма МакНота (William Gray McNaught) для батареи «мотори­зи­ро­ванных пулемётов». Они строились на шасси полноприводного грузовика «Джеффери» (Jeffery) и вооружались двумя пулемётами «Кольт».

Канадская броня в Первую мировую и межвоенный период

Бронированные грузовики «Джеффери» на выставке в Торонто, 1915 год

 

Изначально планировался выпуск 49 машин общей стоимостью C$400 000. Первую партию из 14 машин финансировал известный бизнесмен сэр Джон Итон (John C. Eaton). Кроме денег на сами бронемашины, Итон пожертвовал С$100 000, чтобы бригада носила его имя — «Пулемётная бригада Итона» (Eaton Machine Gun Brigade). В декабре 1914 года правительство Канады также выделило сумму в C$242 640 на постройку броневиков. Каждый грузовик стоил C$3000, броня и пулемёты — ещё столько же. Постройку машин закончили почти год спустя, 6 ноября 1915 года. Бронирование было достаточно серьёзным для того времени и защищало от пуль винтовочного калибра на дистанциях свыше 180 метров.

Вместе с разработкой первой бронемашины началась первая гонка конструкторов: в Монреале построили прототип бронеавтомобиля на шасси грузовика «Паккард». Предлагалось построить шесть таких машин для вооружения второй батареи. Министр ополчения и обороны Сэм Хьюз одобрил разработку, но поскольку правительство уже заказало девять машин на шасси «Джеф­фери», оставшиеся пять броневиков так и не построили.

Однако отношение к новым бронемашинам было неоднозначным. После отставки Хьюза начальник генштаба сэр Уиллоуби Гваткин (Whilloughby Gwatkin) попытался от них избавиться. Машины хотело закупить российское правительство, но оно было готово потратить только C$5000 на каждую машину, что даже не окупало затраты канадцев.

В конце концов из-за нехватки опытных водителей батарея Итона отправилась воевать в Европе на мотоциклах, а «Джеффери» остались ржаветь на складах. В 1917 году их подарили Индии, хотя многие из них в итоге оказались в Ирландии, видимо, осев там по дороге.

Другому канадскому бронеавтомобилю повезло больше. Бригада моторизованных пулемётов генерал-бригадира Раймонда Брутинела (Raymond Brutinel) попала в Европу с восемью броне­виками марки Armoured Autocar. Безбашенная конструкция Брутинела была менее совершенной, чем броневики Итона, однако именно эти машины пошли в бой. Бригаде Брутинела также выпала честь первой из всех канадских войск воевать вместе с танками: 15 сентября 1916 года семь британских танков поддержали атаку бригады на город Курселет.

Канадская броня в Первую мировую и межвоенный период

Канадские солдаты и бронеавтомобили Armoured Autocar, апрель 1918 года

 

В марте 1918 года британское правительство попросило канадцев выделить кадры для создания собственного танкового батальона. 1-й канадский танковый батальон под командованием под­полковника Ричарда Денисона (Richard L. Denison) был сформирован 19 апреля 1918 года. Его укомплектовали преимущественно студентами: рота «A» была укомплектована студентами универ­ситета Торонто, рота «B» — из университета Макгилл, а рота «C» — из университета Лаваль.

К октябрю батальон уже мог проходить тактические учения. Следом был сформирован 2-й канад­ский танковый батальон и начал формироваться в Монреале 3-й, но тут война закончилась. Канад­ские танкисты так и не успели принять участие в боях, и хотя премьер-министр Канады Роберт Борден (Robert Laird Borden) хотел послать их воевать в Россию, англичане придержали его пыл. После войны Канадский танковый корпус был расформирован.

Канадская броня в Первую мировую и межвоенный период

Британский «Уиппет» на выставке в Торонто. Канада хотела закупить такие танки для подавления забастовок

Зарубежный рынок «Виккерса»

После войны в Канаду вернулись только две бронемашины Armoured Autocar. Попытки докупить ещё восемь броневиков в Великобритании для подавления всеобщей забастовки в Виннипеге не увенчались успехом. Англичане были готовы продать танки «Уиппет» по цене в £5000 за штуку или более современные средние танки по цене в £7000—8000, но забастовка вскоре закончилась, и нужда в этих танках отпала.

В 1919 году британский полковник Джон Фуллер (John Frederick Charles Fuller) предложил одолжить канадцам для испытаний один Medium Tank Mk.D, но предложение было отвергнуто. Из-за весьма сомнительных качеств ранних танков канадские военные предпочитали свои шустрые броневики медлительным и капризным тяжеловесам. Начальник канадского генштаба генерал-майор Герберт Макбрайен (Herbert MacBrien) также был против содержания и тракторов, которые можно было бы обшить бронёй и послать на фронт в случае войны.

Британская компания «Виккерс» пыталась заинтересовать канадцев своей техникой, но и тут они оказали упорное сопротивление. Канадские артиллеристы предпочитали буксировать свои пушки шестиколёсными грузовиками, а не гусеничными тягачами. В 1927 году канадцы обсуждали заказ четырёх танков Light Tank Mk.I, но переговоры закончились безрезультатно. После нескольких лет обсуждений канадские военные решили вооружить свои учебные части отечественными броне­автомобилями, которые в итоге так и не пошли в серийное производство.

В конце концов «Виккерс» добился успеха. В 1930–1932 гг. Канада закупила 12 танкеток «Карден-Ллойд» Mk.VI* и особые грузовики для перевоза танкеток на большие дистанции. Воевать им было не с кем, и танкетки использовали для учений и подавления забастовок.

Канадская броня в Первую мировую и межвоенный период

Канадский танкист в танкетке «Карден-Ллойд» Mk.VI*. Танкетки были популярным решением для многих армий с ограниченным бюджетом, но Канада и таких машин купила только 12 штук. Это и два последующих фото несут следы ретуши — вероятно, их использовали в печати

В 1936 году Канада заинтересовалась тягачами Light Dragon Mk.III. Речь не шла о простой покупке: «драконы» предполагалось производить на канадских предприятиях, в том числе для союзников в будущей войне. Однако «Виккерс» был категорически против этого и соглашался дать лицензию только на производство для нужд канадского правительства. Также канадцы хотели модернизировать тягачи для службы в условиях своей страны, но тут вмешался британский Военный Отдел, который настаивал на том, чтобы все армии Британского Содружества использовали одинаковую технику. В конце концов дальше покупки одного тягача в 1937 году дело не пошло.

Тем не менее сотрудничество с «Виккерс», похоже, оставило у канадцев положительные впечат­ления, так как Канада начала закупать более современные образцы техники. В 1937–1940 гг. было закуплено 14 лёгких танков «Виккерс» Light Tank Mk.VIB. Газеты называли эти машины «стальными монстрами», «шестью тоннами уничтожающей мощи» и «тяжелобронированными танками». На самом деле эксплуатационные качества «монстров» оставляли желать лучшего. Тактические и технические характеристики машин были на уровне американских образцов того времени, но к началу Второй мировой войны было уже ясно: пулемётные лёгкие танки безнадёжно устарели. В отличие от газет, канадские военные не имели иллюзий насчёт возможностей таких машин и в документах открыто называли их учебными.

Канадская броня в Первую мировую и межвоенный период

Канадский Light Tank Mk.VIB на учениях на военной базе Борден, 1939 год

К тому же у канадских «Виккерсов» были и свои проблемы. Например, правительство не заказало патронов к крупнокалиберному пулемёту. С запчастями тоже было туго, особенно с гусеницами: на 400-мильном марше гусеницы у одного танка оборвались 11 раз, у другого танка — девять раз за 454 мили. Проблема была в слишком хрупких пальцах, но пока это выяснилось, было решено больше такие танки не покупать.

Канадская броня в Первую мировую и межвоенный период

Канадский танкист прикрепляет к башне приспособление для тренировки в стрельбе. Вместо пуль танк «стрелял» световыми вспышками, улавливаемыми датчиком в мишени

Изначально канадские войска хотели закупить 110 лёгких танков для формирования собственно танковой бригады, но технические и финансовые проблемы заставили их отказаться от своих намерений. К тому же, британцы сообщили, что в заново формирующихся бронетанковых соединениях лёгких танков уже не будет. Закупленные танки продолжили свою службу в качестве учебных машин до полного износа. Они периодически использовались и для всевозможных испытаний — например, для замера загазованности боевого отделения во время стрельбы в движении и с места. Если судить по фотографиям, их явно перекрашивали по несколько раз и прожили они достаточно долго.

Канадская броня в Первую мировую и межвоенный период

Танки Light Tank Mk.VIB на марше на военной базе Борден, 1939 год. Часть танков получила зимний камуфляж, часть осталась в хаки

Канадцы вернулись к вопросу лицензионного выпуска продукции «Виккерса» в 1938 году. Компания была готова позволить канадцам выпускать бронетранспортёры Universal Carrier и даже продавать их Великобритании с условием, что канадский филиал «Виккерс» сможет участвовать в конкурсе. Британский Военный Отдел настаивал на том, чтобы Канада приобрела 50 бронетранспортёров, если Великобритания одобрит покупку 100 штук. Канадцы сторговались на 20, так как 50 броне­транс­портёров были армии не по карману, но сделку отменили в декабре 1939 года.

Канадская броня в Первую мировую и межвоенный период

Бронетранспортёр Universal Carrier на автомобильной выставке в Торонто, октябрь 1939 года

К тому моменту англичане ещё не вступили в войну на материке. Им казалось, что для производ­ства бронетехники будет достаточно собственных сил, но через несколько месяцев, оставив огромное количество техники при эвакуации из Дюнкерка, англичане вспомнили о невос­требо­ванных производственных мощностях своей бывшей колонии, в итоге выпустив там 29 000 машин. Броне­транспортёры не были единственными машинами «Виккерса», которые выпускались в Канаде: в мае 1941 года из ворот завода «Ангус Шопс» (Angus Shops) в Монреале торжественно выкатится «Валентайн» — первый танк, собранный в стране.

Танкисты без танков

Несмотря на мизерное количество закупленной бронетехники, глава канадского генштаба генерал-майор МакНотон в декабре 1936 года всё-таки создал бронетанковое училище (Canadian Tank School). При отсутствии танков танкисты учились на деревянных макетах. Макет на гусеничном ходу прозвали «Белоснежкой», а на колёсном — в честь гномов из той же сказки, но из-за ограниченного бюджета гномов было только четыре вместо семи. У школы не было даже танкеток: все 12 «Карден-Ллойд» Mk.VI* выделили регулярной армии, а танковые полки формировались из Временного действующего ополчения (Non-Permanent Active Militia).

К 1938 году условия немного улучшились: танкистам передали танкетки, танковые пулемёты и единственный в стране тягач Light Dragon Mk.III. В 1939 году прибыли танки Light Tank Mk.VIB. Вдобавок, для танкистов приобрели тренажёры RYPA (Roll, Yaw, Pitch, Alteration of Course — «крен, рыскание, тангаж, смена курса»). Тренажёры устанавливались на макет поля боя, снабжённый лампочками для имитации вспышек выстрелов пушек и пулемётов, а также фанерными мишенями в виде танков, приводившихся в движение электромоторами. Так готовили танкистов к стрельбе при езде по неровной местности.

Канада вновь начала думать о создании полноценных танковых войск, но было ясно, что одними тренажёрами и горсткой устаревших пулемётных танков здесь не обойтись. В ожидании машин канадские танкисты занимались чем угодно, только не учёбой. Тем временем дела в Европе шли всё хуже, и 13 августа 1940 года министр обороны одобрил создание Канадского бронетанкового корпуса. В корпус входили инженерные и артиллерийские части, связисты, части поддержки — не было только танков.

Канада как раз получила упомянутый выше британский заказ на 300 танков «Валентайн», и военные надеялись после его выполнения продолжить выпуск уже для своих войск. Желание не сбылось: британские потребности в танках были настолько велики, что метрополия потребовала все танки, выпущенные на заводе «Ангус Шопс». Вдобавок серийный выпуск танков запаздывал. Канадцам удалось отвоевать всего 30 машин, остальные уехали в Англию или по ленд-лизу в СССР. На производство отечественных крейсерских танков нельзя было надеяться как минимум до лета 1941 года, и это понимали ещё до создания бронетанкового корпуса. 30 июля 1940 года МакНотону сообщили из Оттавы, что корпус придётся вооружать американскими лёгкими танками.

Не имея возможности покупать танки в Европе, канадцы обратились к соседу с юга. Нейтральный статус США не помешал продать Канаде по цене металлолома 250 танков M1917. Большего они и не стоили — безнадёжно устаревшие машины были в отвратительном состоянии. Единственным требованием всё понимавших канадцев была способность танка своим ходом заехать на железно­дорожную платформу, но далеко не все машины из американских хранилищ смогли справиться и с такой несложной задачей.

Канадская броня в Первую мировую и межвоенный период

Эшелон с танками М1917 едет из США в Канаду. Танк на переднем плане — командирская машина без башни и оружия. Насмешливая надпись на броне гласит: «Удачи, Канада, — забирай их». Октябрь 1940 года

Канадская броня в Первую мировую и межвоенный период

Канадские ремонтники осматривают очередную партию танков М1917, прибывших из США. Военная база Борден

Запчасти к танкам тоже мало отличались от металлолома. Их отгружали в прямом смысле слова по весу, и никто не знал, какие детали окажутся в наличии. Для экономии времени все танки достав­ля­лись в канадские части с пометкой «непригоден для эксплуатации» в техпаспорте, чтобы танкисты могли разобрать их на запчасти без прохождения долгого процесса списывания. Танки прибыли без вооружения, поэтому 37-мм пушки M1916 и пулемёты «Браунинг» M1919 пришлось заказывать отдельно.

Из-за изношенности агрегатов число машин, которые могли принимать участие в учениях, посто­янно было ограничено. Двигатели танков имели привычку самовозгораться, и даже полностью рабочий двигатель заполнял боевое отделение угарными газами так быстро, что танкистам приходилось ездить с открытыми люками и покидать танк при стоянке дольше пяти минут. M1917 были плохо приспособлены к службе в Канаде, так как зимой ходовая часть забивалась льдом и выходила из строя, а гусеницы плохо сцеплялись с мёрзлым грунтом, начиная скользить при крене уже в 20°. Из-за примитивной конструкции траки выходили из строя после приблизительно 240 км пробега. Однако эти танки окончательно списали только в 1943 году, когда стало доступно доста­точное число танков «Рэм».

Канадская броня в Первую мировую и межвоенный период

М1917 в роли мишени для метания «коктейлей Молотова», июнь 1942 года. Подпись к фотографии гласит: «Именно так нацистские танки горят на русском фронте!»

Канадская броня в Первую мировую и межвоенный период

Один из двух сохранившихся танков M1917, Канадский военный музей, Оттава. Орудие отсутствует, вместо него стоит муляж

Оставшиеся танки переделали в тракторы или использовали в качестве тактических объектов. Для лучшего сцепления с грунтом в гусеничных траках у импровизированных тракторов сделали вырезы. Бывшие танки продержались неожиданно долго: очевидцы описывают как минимум две машины на службе в 1980-х годах. В настоящее время ведётся поиск этих шасси для реставрации. До сегодняшнего дня дожили два почти комплектных танка: один можно увидеть в музее при военной базе Борден, второй — в Канадском военном музее в Оттаве.


Источник – https://warspot.ru/11523-tankisty-na-golodnom-payke

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account