К вопросу о реальности альтернативной истории
Чего-то я простыл, насморк, поэтому потянуло на философствования. "От разлития всяких лекарств по моему головному мозгу" решил выложить одно свое старенькое эссе и понаблюдать за реакцией окружающих. Прошу читать и высказывать свою точку зрения по этому вопросу.
Философия – интересная наука, она позволяет взглянуть на окружающую нас действительность с самых разных точек зрения, тем самым «расширяя» свое сознание без всяких лекарственных препаратов.
Например, из лекций по философии я запомнил два очень интересных понятия:
1. Правда – это субъективный взгляд на истину, на объективное состояние окружающей действительности. То есть, у каждого существующего человека-субъекта имеется своя собственная Правда.
2. История – это субъективное отношение человека или группы людей к реально произошедшим событиям.
Если пользоваться этой формулировкой понятия Истории, то можно прийти к очень интересному выводу: мы все с вами живем в каком-либо варианте альтернативной истории, отличающемся от реального прошлого, причем наше нынешнее житие воздействует не только на будущее, но и на историческое прошлое, и сильнее всего влияет прогнозируемое будущее.
Получается этакая волна, которая одновременно двигается и в прошлое и в будущее, отразившись от какой-то определенной точки и в будущем и в прошлом, волна начинает двигаться обратно в настоящее. Процесс может идти бесконечно, постепенно смещая точку начала волны в будущее, пока не возникнет какая-то другая более мощная волна.
Допустим, существует группа людей, имеющих какое-то сходство, ну, какая-нибудь малая народность. Они занимают какую-то определенную территорию, но не изолированы от окружающего мира.
Любая уникальная группа, живущая в неизолированном месте, вынуждена поддерживать контакты с другими окружающими коллективами. Человек существо общественное, а значит, группа человеков тоже вынуждена общаться с другими группами. Отсюда возникает опасность, что для некоторых представителей конкретного коллектива особенности других групп людей будут привлекательнее, чем свои. Там, рог красивее обрабатывают, или вышивки ярче. И тогда может начаться перемещение этих «диссидентов» из «родного» коллектива в другие.
Так как невозможно изолироваться географически, перемещение на другую территорию увеличит количество контактов с другими группами людей, приходится изолироваться в социальном и психологическом плане. Чтобы подчеркнуть свою значимость и отличие от остальных эта группа людей создает и усиливает свою непохожесть, выделяясь из окружающих коллективов. Если не усиливать свою причастность к этому коллективу, то он просто растворится, распадется среди других окружающих групп.
Осуществляется процесс изоляции ко всему прочему через мифотворчество, создание своей истории.
Таким образом, возможный, будущий, распад уникальной группы людей, начинает влиять на настоящее, введение запретов на определенные контакты с другими людьми, и на историческое прошлое, чтобы обосновать запрет на контакты, создается некий миф, например, богопроисхождение, превращение незначительного конфликта в кровавую междоусобицу и т. д.
Подобное поведение, с моей точки зрения, можно спроецировать на группу людей любого размера, считающих, что они имеют определенную уникальность, выделяющую их из других коллективов. Это может быть элементарно цвет кожи, глаз и волос, место происхождения (мы русские, американцы, бургунды, пекинцы), место жительства, гражданство. Особенно ярко это проявляется в отношении государства к истории.
Возьмите два учебника истории России, один, написанный до 91-го года, другой написанный в начале XXI-го века. Сравните статьи, касающиеся событий октября 1917-го года. Чтобы выделиться, изолироваться, от предыдущих властных структур внесены необходимые коррективы в описание прошедших событий.
Существует некоторая вероятность, что истинное состояние дел на тот момент сильно отличалось, как от первого, так и от второго описания событий. Впрочем, по поводу вероятностных описаний истории нужно обращаться к С. Переслегину, пусть смоделирует. Но при попытке воссоздания истинного состояния прошлого можно столкнуться с целенаправленным создание искажающих помех, а не случайным усилением «информационных шумов».
Отражение существующих исторических точек зрения на предметы искусства (литературу и кино, как самые явные индикаторы) показывает, что подобная ситуация происходит по всему миру. Невозможно выделить какую-либо группу людей, которые не модифицировали бы историческое прошлое под свои нынешние или перспективные нужды. При этом есть такой казус, что человечество, в целом, может находиться одновременно в нескольких альтернативных историях, сильно отличающихся друг от друга.
Из всего этого следует, что история это не описательная наука, а ориентирующий предмет, который должен закрепить уникальность какой-либо группы людей, выделить из окружающей обстановки.
И еще одно следствие – криптоистории не существует. Есть несовпадение одного «генерального» исторического прошлого, поддерживаемое более могущественной группой людей, с субъективным опытом другой группы людей, или же одного человека. Вариант такого несовпадения отражен в некоторых сатирических рассказах А. Аверченко, которые он писал в 20-е годы, после революции. Его точка зрения на дореволюционный период сильно отличалась от точки зрения правительства большевиков.
Приведенные примеры, просто самые доступные и яркие. Если начать сравнивать позднейшие описания разных периодов человеческого прошлого, то можно найти множество других.
P. S.
Интересно, что после того, как я написал эту заметку, мне удалось прочитать Джорджа Оруэлла «1984». Оказалось, что у него эта концепция изменения истории описана намного сильнее и рельефнее.
Отсюда следует два вывода:
1. Тебе брат еще «Учиться, учиться и учиться», как расписывал ручку товарищ Ленин (это я про себя).
2. Каждое поколение открывает прописные истины заново.
Антиутопии и их влияние на настоящее и будущее – это вообще отдельная тема для разговора.
Голова!
Соответственно, чем
Голова!
Соответственно, чем больше влияние группы на масссмедиа, тем дальше может отклониться историческая линия от реальности.
Ну и слова из 1984 о управлени будущим через прошлое это подтверждение Ваших мыслей.
А про грабли это точно сказано.
Пока я своей мелкой не рассказал кто были ее предки и как сложилась их судьба в этой безбашенной стране, она была простым кутенком, а тут уже положение обязывает.
Не у каждой девочки в предках были настоящие шаманы и боевые священники, да и другие деды и прадеды не отличались миролюбием. Сразу поменялось поведение и значит ее будущее управлемо ей же, потому что есть направление и дух.
У меня есть
У меня есть знакомая,которая в конце 60х очень гордилась своими предками революционерами и чекистами.Ближе к перестройке она уже столь же очень гордилась своими предками священниками и дворянами.Наверное и то и это правда.В воспоминаниях одного бывшего зэка с Соловков,проскользнуло,что охрана лагеря говорила по французски.В журналах 20х годов упоминались "неуплотненные" графы и князья, в Москве.Не поверите,сам читал-удивлялся.Наверное в истории было действительно все.Как в хорошо закрученном,кем-то сюжете.Из моего опыта следует,что грань-граница между параллельными,очень похожими мирами очень тонка.Мы часто пересекаем ее,сами того не замечая.Несколько таких случаев было в моей жизни.У меня очень хорошая память на мелочи,которые в этих мирах не совпадали.Т.е.мой опыт приобретенный в одном мире- противоречил реальностям другого мира.Это же описано и в литературе.Что-же касается истории,то это,по крайней мере,в ее сегодняшнем и вчерашнем виде-она всего лишь один из жанров литературы.Забавно,что люди чтобы убежать от одной придуманной реальности стремятся слиться с другой.С уважением.
Булгаков и Паустовский жили
Булгаков и Паустовский жили в Киеве при Петлюре. Сравните Белую гвардию и Повесть о жизни. Люди жили в разных городах и в разное время.
Да, каждый челвек живет в своем мире.
Но получается что ваша
Но получается что ваша знакомая сначала стыдилась одних своих предков, а затем других. Просто как и эта женщина, из нашей истории некоторые умники вырывают и показывают нам один кусок, а затем совершенно другой, который старались скрыть. Вот только умники, в отличии от вашей знакомой, ещё стараются заляпать грязью то с чего раньше пылинки сдували.
Не надо убеждать людей отказаться от своей истории, её просто надо довести до обсурда, что бы люди махнули рукой и сказали, "Делайте что хотите, всёравно всё брехня". А нет своего прошлого, то зачем вам своё будущее. А реальность, это возможность изменить будущее, пусть на микроуровне, но немного изменить. А жить настоящим, как в рекламе нам говорилось, это девиз пофигистов.
И еще одно следствие –
Честно говоря не понял из чего такой вывод следует? На мой взгляд, криптоистория как раз рулит, ибо пропаганда определяет ту самую субъективную составляющую, а как уже давно доказано, мыслить и осознавать самостоятельно способно не более 5-9 % людей … Все остальные воспринимают реальность опираясь на стереотипы, сформированные внешним воздействием.
..грань-граница между ..грань-граница между параллельными,очень похожими мирами очень тонка.Мы часто пересекаем ее,сами того не замечая. Браво коллега barbarossa. Браво! Никто не смог бы лучше озвучить корень этой темы как Вы. Мне сдается что коллега Prostak_1982 не так прост как пытается представить себя 🙂 На самом деле его мысль является корневой не только в контексте сайта , а вообще в контексте всей нашей жизни. Осмысления своей роли так сказать. И это претендует на уровень глобальный. Опасный уровень. Потому что еж ли простой демос начнет развивать эти мысли, спокойной жизни у бояр не будет. Я постараюсь пояснить : Всех нас держат веревочки. Мораль, правила, условности. А кто эти веревочки нам привязал ? Тот кому это выгодно. Тот кому выгодно, что бы мы не думали слишком глубоко, не брали слишком много и не возмущались вдруг если кто то вдруг сбил мерсом нашего друга с семьей. Правила…. Исходя из этого постулата следует вывод: МЫ САМИ СТРОИМ СВОЮ ВСЕЛЕННУЮ. Если я выключил ТВ, то в моей вселенной НЕТ президента, депутатов и тварей которые ОТНИМАЮТ время и нервы мои и дорогих мне людей. И значит я не кормлю своим вниманием эту биомассу и не даю ей развиваться. Однако. Я не могу воздействовать на МИР в целом таким образом. Если.. Если я… Подробнее »
Кстати как насчет
Кстати как насчет иллюстрации к этой новости типа
Да … и вообще в контексте ИДЕИ сайта … 🙂
Откровенно говоря, когда я Откровенно говоря, когда я писал это эссе, то пытался разобраться, по какой причине большинство людей не ощущает той разницы, которая возникает в мире после серьезных изменений в политике, образе жизни и прочее, например, после 1991-го года. Я ведь неплохо помню, что и как писалось в газетах, журналах до и после. Я был тогда в возрасте 9 лет и для меня любое печатное слово, кроме сборников "Русские народные сказки", было описывающим мир, создающим картину мира, абсолютом в конце концов. И вот сравниваешь два номера "Науки и жизни", в номере за 70-ые годы в исторической статье написано одно, в номере за 90-ые годы в статье на ту же самую тему совершенно обратное. Условно говоря, Ленин — хороший, хороший, хороший, бац, плохой, сифилитик, маразматик, маньяк и прочее. Потом был курс философии в колледже, те формулировки правды и истории, которые я написал ранее, а еще понятие диалектики. Именно это понятие диалектики немного разрядило в моей голове стары спор о личности и обществе в развитии мировых процессов. А последним толчком стала вот эта заметка А. Ивакина ( http://ivakin-alexey.livejournal.com/153587.html ). Потому что из этой заметки можно сделать вывод, что история вообще не наука. Любая другая наука не только пытается собрать все факты… Подробнее »
под словом «криптоистория» я
История (как предмет пропаганды) — инструмент управления будущим путем виртуальной коррекции прошлого! С этих позиций работы Носовского гораздо меньше отличаются от "работ традиционного стиля", чем от они же от работ Мухина.
Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать учебники бывших республик СССР … На этом фоне становится понятным всплеск интереса к альтернативной истории, ибо это спонтанная реакция и желание выйти из под корегирующего воздействия …
Эх, про учебники по истории
Эх, про учебники по истории бывших сов.республик можете не рассказывать, сам по таким учился. Причем из-за возраста возник такой казус, что обзорный курс истории в 4-м классе (назывался 5-м, но по старой 10-летней системе 4-ый) проходили еще по старому советскому пособию. Называлось, дай бог памяти, "Рассказы по истории СССР". Там были главки посвященные и отношениям между прошлой Россией и государствами, бывшими на территории моего нынешнего государства. Очень прогрессивно описывалось, типа: "Несмотря на капиталистическое угнетение, присоединение к царской России привело к развитию пролетариата, что сыграло важную роль в дальнейшем". (Это не точный текст, просто примерный образец формулировок). А сам период присоединения проходили уже по новым учебникам, написаным после 91-го года. Как вы понимаете, все очень сильно поменялось.
А про криптоисторичность работ Носовского и Фоменко я написал, потому что их так оценивают сами традиционные ученые, ничего больше.
А про криптоисторичность
Коллега, это — не криптоистория. Это — комедия.
Учитывая любимую фразу
Учитывая любимую фразу некоторых традиционных историков: "История не имеет сослагательного наклонения", то все наши здешние экзерциции для традиционных историков тоже комедия.
Почему-то многим сложно воспринимать прошлое, как шахматную партию, которую можно переигрывать снова и снова, находя другие варианты ходов и решений, создавая более красивые комбинации, чтобы потом попытаться использовать появившийся опыт в реальности Настоящего.
Уважаемое собрание.Старый
Уважаемое собрание.Старый еврейский анекдот.Двое пришли на суд к раввину.Каждый рассказал свою версию событий,и каждому раввин сказал-ты прав.Тогда служка,бывший при этом возмутился и сказал раввину:как же могут быть два человека правы одновременно?Раввин посмотроел на него, и сказал-и ты служка прав.Как то в богословском споре на типичный для христианина вопрос,-что есть истина?Я не думая, ответил- все есть истина.Потом я понял,что это так ,с точки зрения Творца,но ведь мы были сотворены по его образу и подобию.Похоже,что все альтернативные варианты истории столь же истинны,как и те,которые мы покорно изучаем.Говоря о переходе между мирами,я в первую очередь говорил об их тесном переплетении.Собственно каждая точка бифуркации-стрелка переводящая поезд вашей жизни с одного пути на другой.Какие-то ведут в тупик.Какие то-в никуда. Будьте внимательны,и вы эти переходы заметите сами. Мне это проще,потому что у меня от прирорды сильно развито качество,которое Акофф назвал " серендипидити "-способность в поисках одного,находить другое,куда более ценное,замечая это другое,как бы краем глаза,периферическим зрением.Сайт АИ играет ту же роль,что и "невидимый колледж " в Англии,объединявший ученых.Правда, теперь это происходит быстрее.Такую возможность надо холить и лелеять, дабы нормально жить.Пользуясь случаем сайт Альтернативная История и всех Вас ,поздравляю с новым 2012 годом,и желаю каждому из Вас,чтобы и в новом году у Вас всегда была АЛЬТЕРНАТИВА. С уважением.
философия штука затягивающая
философия штука затягивающая конечно, но кто знает может мы живём в чьей-то АИ и не догадываемся? попалась мне на просторах вот такая новость:
Фотография 1941 года
Событие предположительно 1941 года — открытие провинциального моста (South Fork Bridge), который был построен взамен смытого наводнением. Среди прочих собравшихся стоит молодой человек. Собственно, он и привлек внимание интернет-сообщества. Своим необычным видом.Оно, сообщество, не все, конечно, но большинство, решило, что этот парень явно не из того времени, в котором пребывают окружающие. А из будущего. И выдают его стрижка, майка с напечатанной эмблемой, свитер модного покроя, портативная фотокамера и солнечные очки модели XXI века.Такого прикида 70 лет назад в Канаде точно не было.
Снимок осмотрели эксперты. Подвергли компьютерному анализу, который посредством сравнения фона и подозрительного объекта позволяет выявить, применялся ли фотошоп. Следов «впечатывания» не обнаружили. То есть «инородное тело» подлинное. И этот самый молодой человек действительно находился среди толпы в момент съемки. Что, по мнению энтузиастов, свидетельствует лишь об одном: путешествия во времени возможны. А это воодушевляет.
сам я конечно фото на наличие фш не проверял, но знаете ли
встретишь какого ни будь хипстера/фрика на улицеда и хочешь у него спросить: "а не попаданец ли ты часом?!"
Да, одна из самых загадочных.
Да, одна из самых загадочных. Аналогов хлопковой майки с пропечатанным рисунком в 1940 не существовало!
а ещё учитывая как «везло»
а ещё учитывая как "везло" Японии с конца 19 века и как минимум до начала 40х годов века 20го, то мне кажется у них без попаданца не обошлось, потому как не видно было ни одной большой ошибки в большой международной политике, еслиб не зарылись в декабре 1941го неизвестно ещё что бы было, хотя они и сейчас неплохо живут