Истребители Kondor E.3 и Е.3а (D.I). Германия
Немецкие конструкторы, которые в последние годы Первой Мировой войны разрабатывали самолеты-истребители, были вынуждены преодолевать множество проблем материально-технического характера. Самой серьезной среди них была необходимость использования шестицилиндрового рядного двигателя жидкостного охлаждения Mercedes D.III, которые концептуально берут свое начало в 1915 году и которые в различных модификациях развивали мощность от 118 кВт (160 л.с.) до 132 кВт (180 л.с.). В качестве альтернативы можно использовать более легкие, но менее надежные (отсутствие подходящих смазочных материалов) ротативные двигатели воздушного охлаждения с меньшей развиваемой мощностью. Двигателестроительная промышленность Германии не смогла разработать более мощный двигатель для истребителей. Правда, был отличный рядный шестицилиндровый двигатель BMW IIIa, но его выпускали в столь недостаточном количестве, что этими двигателями удалось оснастить лишь небольшую серию отличных истребителей Fokker D.VII. Компания Maybach выпускала двигатели большей мощности, но они не подходили для установки на истребители. В то время, когда у французов в наличии были восьмицилиндровые рядные двигатели Hispano-Suiza мощностью 300 л.с. (221 кВт) менее двухсот лошадиных сил было недостаточно для силовой установки истребителя.
Поскольку упомянутые выше двигатели оставались важнейшими агрегатами для всех типов немецких истребителей, то командование имперских военно-воздушных сил Германии (Deutsche Luftstreitkräfte) буквально «выжимало» у конструкторов практически всех немецких заводов все более простые и, следовательно, более легкие планеры, чтобы сохранить необходимую удельную нагрузку на мощность и компенсировать недостаточную мощность силовой установки.
Принятие перспективного истребителя на вооружение проходил в форме конкурса, когда на первом этапе на новых машинах выполняли полеты заводские летчики-испытатели, а на втором наиболее опытные боевые летчики, которые специально отзывались с фронта для участия в испытаниях. Каждый из проверяемых самолетов подвергался тщательной критической оценке, и затем наиболее подходящие типы рекомендовались к серийному производству, а зачастую и к испытаниям в составе боевых частей.
В первом конкурсе, состоявшемся в январе 1918 года, безоговорочную победу одержал знаменитый Fokker D.VII, а в число победителей второго конкурса, состоявшегося в мае-июне того же года, также вошли истребители компании Fokker, но другой конструкции – моноплан-парасоль с свободнонесущим крылом с толстым аэродинамическим профилем, соединенным с крылом с помощью системы центропланных стоек. В этом самолете, получившем сначала обозначение E.V, а затем D.VIII, произошел возврат к сравнительно менее мощным ротативным двигателям.
Созданием истребителя D.VIII Энтони Фоккер указал как на совершенно новую концепцию, так и возможность изготовления очень легкого планера, и поскольку в боях новая машина показала себя очень успешно (несколько аварий истребителя были вызваны в основном низким качеством сборки при поспешном запуске в производство), то не вызывает удивления желание немецких конструкторов создать похожий истребитель. Среди подражателей был и конструктор компании Kondor инженер Вальтер Ретель, который хотел создать свой D.VIII, но с использованием иных конструктивных решений и производственных методов.
Уже в июле 1918 года Вальтер Ретель приступил к разработке истребителя Kondor E.3, который по внешнему виду и по использованию ротативного двигателя напоминал Fokker D.VIII. В нем также было использовано свободнонесущее крыло с толстым аэродинамическим профилем, но его цельнодеревянный силовой набор (два лонжерона и нервюры) покрывался вдоль нервюр полосами наклеенного шпона, а места стыков с нервюрами был дополнительно усилены L-образными ребрами жесткости. Вертикальные части этих ребер выступали над поверхностью крыла, дополнительно покрывались полотном и образовывали низкие аэродинамические греби, которые не только увеличивая жесткость крыла, но и улучшали эффективность работы элеронов и обтекание крыла, особенно на критических режимах.
Фюзеляж самолета также имел прочную конструкцию. Его основу составляла ферма из стальных труб, дополнительно усиленная обшивкой из привинченных фанерных пластин. Полученная конструкция была покрывалась пропитанным аэролаком полотном. Киль и стабилизатор имели цельнодеревянный силовой набор; у киля была фанерная обшивка, а у стабилизатора полотняная. Элероны, рули высоты и направления имели силовой набор из стальных труб и полотняную обшивку. В остальном Е.3 был обычным, включая запланированное вооружение из двух синхронизированных 7,92-мм пулеметов Maxim LMG.08/15, установленных на фюзеляже перед кабиной пилота.
О том, что Инспекция военной авиации (Inspektion der Fliegertruppen – Idflieg) проявляла большой интерес к истребителю компании Kondor свидетельствует среди прочего, тот факт, что прототип, оснащенный одиннадцатицилиндровым ротативным двигателем Oberursel Ur.III мощностью 145 л.с. (108 кВт), в сентябре 1918 года прошел типовые испытания в Адлерсхофе, что было чрезвычайной мерой для «несанкционированного» типа. В октябре 1918 года Kondor E.3 участвовал в третьем конкурсе истербителей. В этом конкурсе E.3 продемонстрировал отличные летные характеристики, а его прочное крыло не проявляло склонности к конструктивным или аэродинамическим аномалиям. Командир 4-й истребительной эскадрильи (Jagdgeschwader IV) капитан Эдуард фон Шляйх (Eduard von Schleich) считал Kondor E.3 лучшей машиной этого конкурса. Также был изготовлен прототип, оснащенный одиннадцатицилиндровым ротативным двигателем Goebel Goe.III мощностью 200 л.с. (147 кВт) и получившим типовое обозначение E 3a. Прототип показал отличные характеристики, но опоздал для участия в конкурсе.
Истребители E 3 и E 3а получили военное обозначение D.I, и хотя компания получила она смогла поставить от восьми до десяти экземпляров изготовлено D.I обеих модификаций. Истребители не смогли проявить себя в бою, поскольку война уже закончилась. В мирное время один E 3а был закуплен швейцарским концерном Mittelholzer и использовался в качестве спортивно-пилотажного самолета. По всей видимости оставшиеся машины не были уничтожены, о чем свидетельствует тот факт, что в 1920 году два самолета E 3а были приобретены нидерландской компанией NAVO в качестве гражданских.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Kondor E.3 (Е.3а)
Назначение: истребитель
Статус: малосерийное производство
Компания-производитель: Kondor Flugzeugwerke GmbH, Гельзенкирхен (Gelsenkirchen), Эссен и Гельзенкирхен-Роттхаузен (Gelsenkirchen — Rotthausen)
Силовая установка: один одиннадцатицилиндровый ротативный двигатель Oberursel Ur.III, развивавший мощность 145 л.с. (108 кВт) и вращавший деревянный двухлопастный винт
Размеры:
размах крыла 9,00 м
длина 5,50 м
высота 2,75 м
площадь крыла 12,75 м²
Масса:
пустого самолета 460 кг
взлетная 640 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость у земли 190 км/ч (200 км/ч)
время набора высоты 5000 метров 16 минут (11 минут)
практический потолок 6120 м
Вооружение: два 7,92-мм пулемета Maxim LMG.08/15
Примечание: в круглых скобках приведены данные для истребителя Kondor Е.3а с двигателем Goebel Goe.III мощностью 200 л.с. (147 кВт)
источник: Jiří Hornát, Výkres Petr Kolmann «Letadla 14-18: Kondor E.3 & Е.3а (D.I)» «Letectví + kosmonautika» 22/01, str.48/1496; 24/01 str.66-67/1650-1651
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-istrebiteli-kondor-e3-i-e3a-di-germaniya