Экспериментальный истребитель Fokker V.1 Floh. Германия

12

Экспериментальный истребитель Fokker V.1 Floh. Германия

Несмотря на отсутствие профессионального университетского образования уроженец Хотебуза Райнхольд Платц прошел в немецкой авиастроительной компании Fokker Flugzeugwerke GmbH (Fokker) путь от мастера-сварщика (он также специальный метод сварки алюминиевых листов) до должности главного конструктора. То, чего Платцу не дала учеба, он легко восполнял необычайной эрудицией, чувством общей концепции самолета, а также его сложных конструктивных деталей и узлов. Кроме того, он не чурался новых взглядов на компоновку летательных аппаратов, и Платцу удавалось проектировать очень легкие и в то же самое время необычайно жесткие и прочные каркасы фюзеляжей, которые сваривались из стальных труб и не имели дополнительного внутреннего усиления. Он также отказался от использования тонких выпукло-вогнутых аэродинамических профилей типа «птица», которые в те годы считались единственным возможным решением для несущих поверхностей, и отдал предпочтение толстым (в то время очень толстым) двояковыпуклым аэродинамическим профилям с жесткой обшивкой из фанеры или шпона.

Еще в 1913 году Райнхольд Платц устроился на работу в компанию Энтони Фоккера и вскоре стал ведущим техником. Постепенно Платц все больше и больше участвовал в проектировании самолетов и благодаря своей неоспоримой незаменимости для бесперебойного снабжения германских ВВС он избежал военной службы и вероятной гибели на одном из фронтов. Поначалу, не имея никакого опыта работы в авиации, он тесно сотрудничал с первым главным конструктором и летчиком-испытателем компании Fokker Мартином Крейцером (погиб 27 июня 1916 года во время полета на серийном истребителе D.I) в разработке серийных машин, но все больше и больше стремятся экспериментировать, изобретать новые решения, а также проверять их на практике. Целью был самолет, разумеется самолет-истребитель, с очень чистым планером без всех «лишних» элементов, увеличивавших сопротивление и усложняющего конструкцию и техническое обслуживание. Он имел в виду самолет без «леса» межкрыльевых стоек и без густой сети расчалок и тросов управления.

А так как сам Энтони Фоккер считал себя новатором и изобретателем, то он никоим образом не выступил против инициативы Райнхольда Платца. В конце концов, компания имела хорошее финансовое положение, и поэтому легко могла позволить себе проводить эксперименты. Особенно когда результатом этих экспериментов могла стать прибыль от других заказов и от применения запатентованных компанией ноу-хау.

Летом 1916 года Райнхольд Платц спроектировал и рассчитал самолет своей мечты, которому он с самого начала присвоил наименование Floh (блоха). Официальное обозначение самолета было Fokker V.1, где литера V была аббревиатурой от термина Verspannungslos (безрасчалочный), т.е. без сети проволочных расчалок. Позднее, когда Райнхольд Платц создавал уже другие самолеты, которые уже имели междкрыльевые стойки и расчалки, и обозначение литеры V изменилось на Versuchsmaschine (экспериментальная машина).

Биплан V.1 имел совершенно нетрадиционную конструкцию для того времени. Основу его фюзеляжа составляла сваренная из стальных труб ферма почти квадратного поперечного сечения. Для улучшения аэродинамики к ферме крепились вспомогательные шпангоуты, дополнительно соединенные друг с другом стрингерами из тонких стальных труб. Полученная конструкция покрывалась полотном.

схема экспериментального истребителя Fokker V.1 Floh

схема экспериментального истребителя Fokker V.1 Floh

Неразъемное верхнее крыло было свободнонесущим. Его силовой набор состоял из двух лонжеронов и 24 нервюр; в качестве обшивки была использована фанера. Как и ожидалось аэродинамический профиль крыла был очень толстым. Верхнее крыло соединялось с фюзеляжем исключительно системой трубчатых стоек, никаких других внешних соединений (трубчатых или проволочных) не было.

на данном снимке хорошо показаны свободнонесущие крылья экспериментального истребителя Fokker V.1 Floh

на данном снимке хорошо показаны свободнонесущие крылья экспериментального истребителя Fokker V.1 Floh

Однако даже такой передовой конструкции Райнхольду Платцу было недостаточно, и вместо обычных элеронов верхнее крыло получило выполнявшие те же задачи поворотные законцовки. При этом все управление трубчатыми тягами и рычажными передачами было спрятано внутрь крыла, а от органов управления в кабине пилота нижней части крыла вела лишь пара жестких тяг. Даже нижнее крыло было свободнонесущим. Правда оно было больше похоже на пару обрубков и не имело никаких отклоняющихся поверхностей, но оно обладало с дополнительной функцией: угол атаки крыла можно было менять в полете, и оно могло функционировать как своего рода закрылки!

Однако и это было еще не всё! Нестандартной была конструкция хвостового оперения V.1. Горизонтальное и вертикальное оперение были свободнонесущими с силовым набором, сваренным из стальных труб, но не с обычным пластинчатым профилем, а с красиво изогнутым и симметричным. Особенность заключалась в том, что и горизонтальное, и вертикальное оперение состояли из фиксированной и подвижной частей. Фиксированные части крепились к фюзеляжу, а подвижные части были цельноповоротными с одиночными лонжеронами, относительно которых осуществлялось их отклонение. Поверхности хвостового оперения имели полотняную обшивку, а их органы управления были скрыты внутри фюзеляжа.

В чем Райнхольд Платц постарался избежать каких-либо экспериментов, так это в ходовой части. Она осталась полностью традиционной с основными стойками, изготовленными из труб, межколесной осью, закрытой создававшей подъемную силу поверхностью, типичными колпаками спиц колес и резиново-шнуровой амортизацией. Даже хвостовая шпора ничем не отличалась от практики того времени.

Силовая установка состояла из одного девятицилиндрового ротативного двигателя Oberursel U.I, развивавшего мощность 100 л.с. (74 кВт) и вращавшего двухлопастного деревянного винта. Двигатель был покрыт капотом, сваренным из листов алюминия. Выбор двигателя был логичным – Энтони Фоккер стал контролирующим акционером расположенной во Франкфурте моторостроительной компании Oberursel Motoren Gesellschaft.

Изготовление экспериментального истребителя V.1 было завершено в декабре 1916 года, и в этом же месяце самолет совершил свой первый полет. Машина была вооружена двумя 7,92-мм синхронизированными пулеметами LMG 08/15 (система Хайрема Максима), которые были изготовлены арсеналом в Шпандау и установлены на фюзеляже перед пилотом.

экспериментальный истребитель Fokker V.1 Floh уже изготовлен, но еще не получил вооружения

экспериментальный истребитель Fokker V.1 Floh уже изготовлен, но еще не получил вооружения

В таком виде самолет был представлен Инспекции военной авиации (Inspektion der Fliegertruppen – Idflieg), но ее эксперты сочли конструкцию V.1 слишком радикальной с преобладанием непроверенных решений и серийное производство этого истребителя не рекомендовалось. В результате V.1 не участвовал ни в одном конкурсе на новый тип истребителя.

полотняная и фанерная обшивка экспериментального истребителя Fokker V.1 Floh была выкрашена в светлый сине-зеленый цвет, трубчатые стойки шасси и система крепления крыла к фюзеляжу были черными, капот двигателя, конус винта и верхняя поверхность фюзеляжа между капотом и кабиной пилота остались в цвете алюминия, обработанного «кольцеванием». Машина не несла никаких опознавательных знаков и других обозначений

полотняная и фанерная обшивка экспериментального истребителя Fokker V.1 Floh была выкрашена в светлый сине-зеленый цвет, трубчатые стойки шасси и система крепления крыла к фюзеляжу были черными, капот двигателя, конус винта и верхняя поверхность фюзеляжа между капотом и кабиной пилота остались в цвете алюминия, обработанного «кольцеванием». Машина не несла никаких опознавательных знаков и других обозначений

V.1 был отправлен на испытания в Шверин со снятыми вооружением и обтекателем втулки воздушного винта, а после завершения испытаний простоял на территории завода компании до самого окончания Первой Мировой войны. По-видимому, этот самолет был уничтожен перед самым уездом Энтони Фоккера в Нидерланды. Возможно, это было сделано для того, чтобы самолет не попал руки Межсоюзнической комиссии по разоружению.

снимок, являющийся доказательством того, что экспериментальный истребитель Fokker V.1 Floh выполнял полеты. Снимок был сделан в Шверине, когда машина была лишена вооружения и обтекателя втулки винта

снимок, являющийся доказательством того, что экспериментальный истребитель Fokker V.1 Floh выполнял полеты. Снимок был сделан в Шверине, когда машина была лишена вооружения и обтекателя втулки винта

В заключение следует сказать, что в годы войны Райнхольд Платц разработал еще два «безрасчалочных» истребителя: V.2 с ещё более толстым крылом (и с рядным двигателем Mercedes D.III с жидкостным охлаждением) и V.3 с крылом больших размеров и хвостовым оперением с обычными рулями высоты и направления. V.1, также как и последовавшие за ним V.2 и V.3 остались в прототипах.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Fokker D.V

Назначение: истребитель и учебный самолет

Статус: прототип 

Компания-производитель: Fokker Flugzeugwerke GmbH, Шверин, Мекленбург

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один девятицилиндровый ротативный двигатель Oberursel U.I, развивавшего мощность 100 л.с. (74 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыльев 7,87 м
длина 4,99 м
высота 2,74 м
площадь крыльев 15,00 м²

Масса:

пустого самолета 415 кг
взлетная 580 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 178 км/ч
время набора высоты 1000 метров 4,8 мин
продолжительность полета 1,8 ч

Вооружение: два 7,92-мм синхронизированных пулемета LMG 08/15

Количество изготовленных: 1 экземпляр

источник: Text: Miroslav Balous Výkres: Petr Kolmann «Letadla 14-18 Fokker V.1 Floh» «L+K» červenec 2014, str.26-27

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-eksperimentalnyi-istrebitel-fokker-v1-floh-germaniya

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account