14

Опытные истребители Albatros D.XI. Германия

С лета 1916 года компания Albatros-Flugzeugwerke (Albatros) стал крупнейшим немецким производителем истребителей. Однако её слава длилась чуть больше года, поскольку осенью 1917 года она подверглась жесткой критике за недостаточную прочность истребителей D.III и особенно D.V, у которых в полете неоднократно наблюдался отрыв нижних крыльев. Главный конструктор инженер Роберт Телен (Robert Thelen) и его сотрудники сделали все, чтобы сохранить честь компании Albatros. Их работа заключалась не только в укреплении нижних консолей крыла при помощи вспомогательных стоек, но и в разработке новых более прочных типов истребителей.

Первым из них был оснащенный 195-сильным (143 кВт) V-образным восьмицилиндровым рядным двигателем опытный истребитель-биплан Albatros D.VII, имевший двухлонжеронные крылья и доставшийся в наследство от D.V фюзеляж. Он остался прототипом, равно как и аналогичный D.VIII, предназначенный для испытаний 200-сильного (147 кВт) двигателя Adler Ad.IV. Этот самолет, в котором фюзеляж от D.V был заменен на фюзеляж от истребителя-триплана Dr.I, также не строился серийно, равно как и последовавшие за ним биплан Albatros D.IX с новым угловатым фюзеляжем и несущими поверхностями, вдохновленными французским «спадом», и триплан Dr.II, на базе которого был создан биплан D.X с простыми I-образными стойками между двухлонжеронными крыльями. Однако вместо него компания Albatros изготавливала по лицензии истребители Fokker D.VII.

Компании Albatros необходимо было разработать совершенно новый тип истребителя, который должен был строиться серийно. Этой машиной стал Albatros D.XI, созданный в начале 1918 года сразу после прототипа Albatros D.X. Следует сказать, что D.XI был первым и единственным истребителем компании Albatros с ротативным двигателем. Между собой крылья соединялись I-образными полыми стойками. Бипланная коробка была дополнительно укреплена не классическими проволочными расчалками, а стойками, шедшими от верхних фюзеляжных лонжеронов к лонжеронам нижнего крыла.

Проект привлек внимание Инспекции военной авиации (Inspektion der Fliegertruppen – Idflieg), которая заказала два прототипа. Постройка первого прототипа была завершена в марте 1918 года, но из-за задержки поставки нового 160-сильного (118 кВт) 11-цилиндрового биротативного [1] двигателя Siemens-Helske Sh.III первый полет самолета состоялся лишь в мае.

Если все серийные истребители компании Albatros были изящными и элегантными, то с D.XI было все наоборот. У этого самолета был короткий и толстый фюзеляж с фанерной обшивкой. Нижняя и боковые поверхности фюзеляжа были плоскими, а верхняя округлой. Самолет отличался длинными стойками шасси и мощным четырехлопастным винтом, который лучше использовать на относительно малых оборотах (частота вращения двигателя Sh.III составляла 900 об/мин). Эстетичному внешнему виду не способствовал и широкий подковообразный капот из листового металла; этот капот был открыт сзади, что улучшало охлаждение и снижало сопротивление.

Силовой набор крыльев был деревянным (за исключением задних кромок, изготовленных из стальных тросов), обшивка полотняной. Фанерный киль составлял единое целое с фюзеляжем; отклоняемые поверхности имели силовой набор из стальных труб и полотняную обшивку. От «старых добрых» истребителей компании Albatros от D.I до D.V были сужающиеся законцовки крыльев, схожая форма стабилизатора горизонтального оперения, единый руль высоты, небольшой подфюзеляжный киль, служивший опорой хвостового костыля, и вооружение в виде двух 7,92-мм пулеметов Spandau LMG.08/15. Рули высоты и направления имели роговую компенсацию.

Прототип D.XI принял участие во втором конкурсе немецких самолетов-истребителей, который проводился в Адлерсхофе с 27 мая по 21 июня 1918 года. К сожалению для компании Albatros участие машины в конкурсе не увенчалось успехом. 10 июня D.XI под управлением Хейнкеля выполнял полет на определение практического потолка и во время посадки потерпел крушение.

Впрочем, еще до аварии фронтовые летчики подвергли D.XI резкой критике за несоответствующие качества, и Idflieg исключила машину из списка типов, которые должны были быть запущены в серийное производство. Кроме того, представленные на конкурсе и оснащённые двигателями Sh.III самолеты компаний Siemens-Schuckert и Pfalz имели лучшие характеристики и авиамоторы, которых наблюдался дефицит, в первую очередь пошли бы на их оснащение.

Несмотря на неудачу в конкурсе компания Albatros продолжила совершенствовать D.XI, хотя темпы работ были снижены. На втором прототипе четырехлопастный винт был заменен на не менее массивный двухлопастный, флаттер крыла был ликвидирован за счет установки элеронов с аэродинамической компенсацией. Хотя второй прототип D.XI не имел рядного двигателя BMW.IIIa, установка которого была одним из требований к участвовавшим в конкурсе [2] самолетам, он был зачислен в число его участников. Причина зачисления по мнению прессы заключалась в том, что D.XI

«был просто интересным типом».

Фронтовой летчик лейтенант Э. Мёнике (E. Möhnicke) после полета, проведенного в рамках конкурса, сообщил, что машина взлетает и приземляется хорошо, а в небе просто «плывет». Характеристики самолета в моторном полете и в планирующем полете с выключенным двигателем были хорошими, но элероны работали слишком медленно. Однако заказа на серийное производство выдано не было. Поскольку Albatros D.XI не производился, то D.Va стал последним серийным истребителем этой знаменитой авиастроительной компании. Прототип D.XI существовал до января 1920 года и затем в соответствии с требованиями контрольной комиссии союзников был уничтожен.

схема опытного истребителя Albatros D.XI

схема опытного истребителя Albatros D.XI

первый прототип опытного истребителя Albatros D.XI

первый прототип опытного истребителя Albatros D.XI

первый прототип опытного истребителя Albatros D.XI

первый прототип опытного истребителя Albatros D.XI

первый прототип опытного истребителя Albatros D.XI

первый прототип опытного истребителя Albatros D.XI

второй прототип опытного истребителя Albatros D.XI летал в типичном «альбатросовском» камуфляже. Фюзеляж и киль имели цвет неокрашенной фанеры. Крылья и горизонтальное оперение были покрыты полотном с заранее напечатанным на нем камуфляжем типа «лозенг» (более темные цвета пятен на верхних поверхностях и более светлые на нижних). Элементы обшивки из листового металла, колпаки колес, стойки и другие металлические детали были окрашены в серо-зеленый цвет

второй прототип опытного истребителя Albatros D.XI летал в типичном «альбатросовском» камуфляже. Фюзеляж и киль имели цвет неокрашенной фанеры. Крылья и горизонтальное оперение были покрыты полотном с заранее напечатанным на нем камуфляжем типа «лозенг» (более темные цвета пятен на верхних поверхностях и более светлые на нижних). Элементы обшивки из листового металла, колпаки колес, стойки и другие металлические детали были окрашены в серо-зеленый цвет

схема окраски второго прототипа опытного истребителя Albatros D.XI

схема окраски второго прототипа опытного истребителя Albatros D.XI

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Albatros D.XI

Назначение: истребитель

Статус: прототип

Компания-производитель: Albatros-Flugzeugwerke, Йоханнисталь, Берлин

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 11-цилиндровый биротативный двигатель воздушного охлаждения Siemens-Helske Sh.III, развивавшего мощность 160 л.с. (118 кВт) и вращавшего деревянный четырехлопастный винт

Размеры:

размах крыльев 8,00 м
длина 5,58 м
высота 2,87 м
площадь крыльев 18,50 м²

Масса:

пустого самолёта 494 кг
взлетная 689 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 190 км/ч
время набора высоты
• 3000 метров 6,3 мин.
• 6000 метров 17,8 мин
практический потолок 7925 м
продолжительность полета 1,5 часа

Количество изготовленных: 2 экземпляра

[1] картер с прикрепленным к нему винтом и цилиндры вращались против часовой стрелки, а коленчатый вал – по часовой стрелке (при взгляде на переднюю поверхность двигателя).
[2] третий конкурс самолетов-истребителей, проходивший в Адлерсхофе в октябре 1918 года

источник: Text Jiří Hornát, Výkres Petr Kolmann «Letadla 14-18. Albatros D.XI» «L+K» 4/95, str.54/306

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnye-istrebiteli-albatros-dxi-germaniya

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account