Продолжение цикла статей, посвященных истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon с канала Михаила Никольского на яндекс-дзене.
«Wild Weasel», первые специализированные самолеты, предназначенные для уничтожения РЛС (или подавления ПВО противника – Suppression of Enemy Air Defences, SEAD), появились в ВВС США в годы войны во Вьетнаме. До уровня «Wild Weasel» модернизировали спарки истребителей-бомбардировщиков F-100F и F-105F. Основным же самолетом «Wild Weasel» стал F-4G. На F-4G в контейнере под носовой частью, где на F-4E стояла пушка, разместили станцию обнаружения и пеленгации источников радиолокационного излучения AN/APR-38.
Вопрос о замене самолета F-4G некой новой системой был поставлен на повестку дня командованием ВВС США в конце 80-х гг. Авиастроительные фирмы предлагали альтернативу «Фантому SEAD» еще раньше. Своего рода декларацией о намерениях было переоборудование в 1979 г. в демонстратор «Wild Weasel» второй построенной спарки F-16B с/н 75-0752. Переоборудование заключалось в установке на торцевых крыльевых пилонах обтекателей под станции приема и пеленгации радиолокационного, на подкрыльевые пилоны подвешивались противорадилокационные ракеты «Стандарт» ARM и AGM-65 «Шрайк». Самый экзотичный вариант вооружения включал две ракеты «Шрайк» под левой плоскостью и три УР AGM-65 «Майверик» под правой. «Шрайками» следовало поражать РЛС, «Майвериками» — уничтожать расчетами. Управляемое оружие класса воздух-поверхность в арсенале F-16A/B отсутствовало в принципе, тем не менее фирма сочла возможным сделать заявку на F-16 в варианте «Wild Weasel». Сведений о летных испытаниях спарки 75-0752 в варианте «Wild Weasel» найти не удалось – весьма вероятно, что все ограничилось фотоссесиями. Саму же спарку в том же 1979 г. доработали в вариант F-16/79.
Требования к перспективному самолету «Wild Weasel» — «Follow-On Wild Weasel» — были примерно сформулированы в 1985 г.:
- скорость: крейсерская 500 узлов (926 км/ч), сверхзвуковой бросок;
- радиус действия по профилю большая — малая – малая – большая высота/время патрулирования: 500 морских миль (926 км)/минимум 20 минут;
- средства самообороны: четыре УР воздух-воздух (с ИК ГСН и с радиолокационной ГСН в различных сочетаниях), встроенная бортовая пушка, станция постановки помех, автоматическая система отстрела ложных целей;
- количество узлов подвески противорадиолокационных УР: не менее четырех;
- экипаж: два человека – летчики и оператор электронных систем;
- маневренность: максимальная установившаяся перегрузка с полной боевой нагрузкой 7g, максимальная установившаяся перегрузка без внешних подвесок 9g;
- размеры и радиолокационная заметность: самолет должен быть достаточно большим, малозаметность не обязательна;
- модернизационный потенциал: наличие внутренних объемов под размещение перспективного оборудования
В наибольше степени этим требованиям удовлетворял бы F-15E в варианте «Wild Weasel». F-16WW уступал F-15WW по всем показателям (Neitzel Michael J. «What USAF Aircraft Should be the Wild Weasel of the 1990’s? An Assessment of the F-4G, the F-15WW, and F-16WW», Fort Leavenworth, Kansas, 1985):
«- Максимальная скорость F-16WW на уровне моря со стандартной боевой нагрузкой Wild Weasel без включения форсажа не превышает 510 узлов. Самолет способен развить скорость более 540 узлов на форсажном режиме работы двигателя, но в этом случае значительно снижается дальность полета. … Удельный расход топлива при подвеске двух дополнительных баков у самолета F-16WW возрастает на 9,6%, в то время как у F-16WW – только на 9%. Требования 20-минутного патрулирования на скорости 450 узлов ограничивает боевой радиус F-16WW в варианте с двумя ПТБ значением 250 морских миль – вполовину меньше требуемого, на 43% больше, чем у F-4G и на 44% меньше, чем у F-15WW. Боевой радиус F-16WW в варианте с тремя ПТБ увеличивается до 320 морских миль – на 82% больше, чем у F-4G и на 29% меньше, чем у F-15WW.
— С двумя ПТБ и станцией постановки помех на подфюзеляжном узле подвески требования по количеству УР воздух-поверхность обеспечиваются на 100%, в случае подвески контейнера РЭБ под крыло требование количеству противорадиолокационных УР не выполняется. … Конфигурация из одного ПТБ под фюзеляжем и контейнера РЭБ под крылом приводит к снижению радиуса действия и уменьшению количества противорадиолокационных ракет до двух. … Допустима подвеске УР SHRIKE/HARM, предназначенных для УР AIM-9, но в этом случае вдовое уменьшается количество УР воздух-воздух.
— F-16WW способен выполнять задачи Wild Weasel в 1990-е гг. более эффективно в сравнении с F-4G, но менее эффективно, нежели F-15WW. Самолет не удовлетворят шести критическим требованиям из 14.
— В конфигурации с тремя ПТБ F-15WW превосходит F-16WW по восьми из 14 пунктов требований, остальные семь примерно равнозначны. В конфигурациях с двумя и с одним ПТБ F-15WW превосходит F-16WW по семи из 14 пунктов требований, по одному уступает [маневренность], остальные равнозначны.
— Данный анализ показывает, что самолет F-4G подлежит замене самолетом F-15WW.»
Программу «Follow-On Wild Weasel» из-за нехватки у ВВС денежных средств не удалось довести даже до стадии постройки демонстраторов. Командование ВВС приняло компромиссное решение о модернизации целевого, противорадиолокационного, оборудования F-4G и смене тактики боевого применения – переходу на выполнение задач подавления ПВО парой в составе «охотника» F-4G и «убийцы» F-16C. Смена тактики означала возвращение к истокам: во Вьетнаме самолет «Wild Weasel» всегда действовали в единых боевых порядках с одним-тремя истребителями-бомбардировщиками (F-4E, F-105D), несущими обычные бомбы. «Wild Weasel» выводил из строя РЛС, истребители-бомбардировщики поражали расчеты и пусковые установки ЗРК.
Включение в состав пары «hunter – killer» самолета F-16 объясняется развитием советской ПВО, принятием на вооружение ВВС СССР истребителей Су-27 и МиГ-29. Максимальная перегрузка F-4G с боевой нагрузкой ограничивалась значением 4,5g, что явно недостаточно для энергичного маневрирования с целью срыва захвата РЛС противника и уж тем более для ведения воздушного боя с Су-27 или МиГ-29. Требование максимальной перегрузки в 7g и способности нести четыре УР воздух-воздух у самолета «Follow-On Wild Weasel» вызвано, как раз, высокой вероятностью столкновения при выполнении боевой задачи с истребителями Су-27 и МиГ-29. В паре «hunter – killer» «Фантом» должен был выполнять поиск и пеленгацию РЛС, F-16 – наносить удар по РЛС противорадиолокационными ракетами (целеуказание выдавал «Фантом») и при необходимости вести оборонительный воздушный бой, защищая себя и «охотника». Собственной поисковой аппаратуры F-16 не имел, что не мешает иногда заносить F-16C с ракетами AGM-45 «Shrike» в разряд самолетов «Wild Weasel» (см. модель 4573 фирмы «Revell» в масштабе 1:48 — «F-16C Wild Weasel», первый релиз 1989 г.), истине это не соответствует.
Модернизация F-4G свелась к замене станции AN/APR-38 на AN/APR-47 (основные отличия – новый процессор и больший объем памяти) и интеграции в СУВ новой противорадиолокационной ракеты AGM-88 HARM. F-16C блок 30 также получило возможность выполнять пуски УР HARM, но только по внесенным заранее (на земле) в бортовое оборудование ракеты координатам цели или по координатам, вычисленным оператором целевого оборудования F-4G.
Новую тактику подавления ПВО отрабатывали в двух эскадрильях ВВС США – 23-й ти 81-й истребительных. Обе эскадрильи входили в состав 52-го истребительного авиакрыла, дислоцированного в Германии на авиабазе Шпангдалем. На вооружении каждой эскадрильи состояло 12 самолетов F-4G и 12 самолетов F-16C блок 30; других строевых эскадрилий с разнотипным составом самолетного парка в ВВС США не имелось. Первые F-16C поступили на вооружение 23-й эскадрильи в 1987 г.
В 1991 г. 23-я эскадрилья принимала участие в операции «Буря в Пустыне». Тактика «hunter – killer» себя не оправдала. F-4G успешно справлялся с функциями «охотника», а вот вместо одного «убийцы» пришлось отряжать троих — четверых, так как одной-двумя ракетами HARM можно было вывести из строя мобильный ЗРК, но для разгрома позиций ракетного дивизиона требовались бомбы. Типовой боевой порядок самолетов 23-й эскадрильи периода «Бури в Пустыне» состоял из одного F-4G с ракетами AGM-88 и четырех F-16C с кассетными бомбами CBU-58 и CBU-87.
ВВС в 90-е гг. вернулись к мысли о замене F-4G на F-15WW, в роли которого виделся F-15E, дополненный соответствующе электроникой и ракетами HARM. Особо стоит отметить, что ВВС категорически настаивали на экипаже из двух человек – летчика и оператора БРЭО. В 1994 г. состоялось заключение контракта с фирмой «МакДоннел Дуглас» на проведение НИОКР по адаптации самолета F-15 под выполнение задач подавления ПВО. Контрактом предусматривалась доработка в «Wild Weasel» восьми самолетов – опытная партия. Есть нюанс, дорабатывать почему-то собирались не спарки F-15D или двухместные истребители-бомбардировщики F-15E, но одноместные истребители F-15С. Модернизацию в демонстратор самолета SEAD в 1996 г. прошла всего одна машина — F-15C 78-527. Под плоскостями истребителя смонтировали по одному дополнительному внешнему пилону для подвески УР HARM, станцию приема и пеленгации радиолокационного облучения (или ее макет, или просто смонтировали обтекатель) разместили под носовой частью фюзеляжа. Испытания демонстратора толком не проводились, поскольку в условиях сокращения военных расходов «Follow-On Wild Weasel» представлялся непозволительной роскошью. Потом, а где советская ПВО? Нет ее, как нет и Советского Союза.
Тем не менее, ВВС ощущали настоятельную потребность в замене F-4G хотя бы по причине исчерпания ресурса. Замену хотелось получить эффективную, сравнительно простую и дешевую в эксплуатации. F-16 как платформа таки напрашивался, ибо прецедент использования этого самолета для подавления ПВО имелся. Речь не про Ирак и 23-ю эскадрилью ВВС США. F-16 в роли «Wild Weasel» успешно применяли ВВС Израиля.
Не то чтобы американцы бездумно воспользовались израильским опытом, но аргумент родом из Земли Обетованной стал решающим. С первым предложение превратить F-16 в «Wild Weasel» за вменяемые деньги, путем закрепления на фюзеляже контейнера со станцией AN/APR-47 офицеры штаба ВВС США выступили в 1990 г. Тогда командование ВВС еще питало иллюзии на госфинансирование программы «Follow-On Wild Weasel», поэтому предложение «молодых да ранних» было отвергнуто. Официально. На самом деле история развивалась в стиле Бойда, Хиллайкера и самолета LWF. В 1991 г. ВВС в тайне, как принято считать, от конгресса заключили с фирмой «Тексас Инструментс» контракт на разработку системы целеуказания AN/ASQ-123 HARM HTS (HARM Targeting System) для самолета F-16. Сроком поставки первого комплекта был определен 1993 г., сроком начала серийного производства — 1994 г.
Испытания контейнера с системой AN/ASQ-123 проводились в 1993 – 1994 гг. на спарках F-16D Block 40 с/н 87-0392 из 416-й испытательной эскадрильи (авиабаза Эдвардс) и с/н 91-0469 из 85-испытательной эскадрильи (авиабаза Эглин). Контейнер подвешивался на правой (узел 5R) или левой стенке воздухозаборника (узел 5L). По завершению испытаний данную спарку передали сначала в 78-ю, затем в 55-ю истребительную эскадрилью, самолет разбился из-за отказа двигателя при выполнении тренировочного полета 18 апреля 2005 г. в штате Южная Каролина, члены экипажа катапультировались.
Эксплуатационные испытания, в ходе которых было выполнено 12 практических пусков УР HARM проводились в 23-й эскадрилье.
Самолетами «Follow-On Wild Weasel» стали F-16C/D блок 50D/52D, большей частью одноместные «С», а не спарки «D». Эти машины являются единственными в ВВС США носителями УР AGM-88 HARM. Обычно F-16C/D блок 50D/52D, помимо контейнера AN/ASQ-123 на узле 5L, несут контейнеры «Снайпер» с обзорно-прицельной системой, подвешенные на узел 5R. Самолеты F-4G были сняты с вооружения ВВС США в 1994 г.
источник: https://dzen.ru/a/ZdOxy06LEV_rTo4p