История сражающегося сокола. Часть 1 Дорога к F-16. Фирма «Боинг»

16

История сражающегося сокола. Часть 1 Дорога к F-16. Фирма "Боинг"

Начало цикла статей, посвященных истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon с канала Михаила Никольского на яндекс-дзене.

Фирма «Боинг» в 50-70-е гг. занимала в США ту же нишу, которое ОКБ А.Н. Туполева занимало в советской авиации: Большие Самолеты. В истории «Боинга», как и в истории «Ту», истребители имелись, однако это было столь давно, что успело стать неправдой. В конкурсе на самолет F-X фирма «Боинг» участия не принимала, хотя истребительной тематике ее руководство определенное внимание уделяло.

В конце 60-х гг. конструкторы «Боинга» разработали под руководством Боба Сандуски (R. Sandusky Jr.) аванпроект дневного истребителя — модель 908-618. Аванпроект был выполнен по классической схеме низкоплана с крылом умеренной стреловидности по передней кромке и однокилевым хвостовым оперением с двумя подфюзеляжными фальшкилями. К изюминкам проекта следует отнести подфюзеляжный воздухозаборник сечения, близкого к прямоугольному, плавное сочленение крыла и фюзеляжа, развитые корневые наплывы крыла очень большой стреловидности.

Проект 908-618 полностью укладывался в концепцию самолета-бойца, продвигаемого Бойдом и Ко. Самолет расчетной максимальной массой около 7300 кг обладал тяговооруженностью, близкой к 1,5, а нагрузка на крыло составляла 325 м².

На конкурс LWF фирма «Боинг» представила проект модель 908-909 (он же 909-618-2). Модель 908-909 отличалась от модели 908-618 более простой аэродинамикой – исчезли корневые наплывы крыла, а плоскости крыла стыковались с фюзеляжем привычным образом, без плавного перехода, увеличили стреловидность крыла по передней и задней кромкам. За кабиной на верхней поверхности фюзеляжа появился небольшой гаргрот. В остальном проект изменений не претерпел.

История сражающегося сокола. Часть 1 Дорога к F-16. Фирма "Боинг" История сражающегося сокола. Часть 1 Дорога к F-16. Фирма "Боинг"

В целом же обе модели проекта 908 выглядели как одна из итераций модели 401 фирмы «Дженерал Дайнемикс».

История сражающегося сокола. Часть 1 Дорога к F-16. Фирма "Боинг"

Модель 908 в аэродинамической трубе NASA

Модель 908 в аэродинамической трубе NASA

Макет самолета Боинг 908-909

Макет самолета Боинг 908-909

Макет самолета Боинг 908-909

Макет самолета Боинг 908-909

Макет самолета Боинг 908-909

Макет самолета Боинг 908-909

Фирма «Боинг» проиграла конкурс на самолет LWF фирме «Дженерал Дайнемикс». Сандуски в 1972 г. перешел на фирму «Нортроп», где принял самое деятельное участие в отработке аэродинамике самолета YF-17, продолжив капиталистическое соревнование с фирмой «Дженерал Данемикс». На фирме «Нотроп» Сандуски проработал до 1995 г.

Модель самолета Р-610, итерации YF-17 с одним двигателем

Модель самолета Р-610, итерации YF-17 с одним двигателем

Сандуски возглавлял проектирование истребителей F-20 и YF-23 (в патентах на эти самолеты фамилия Sandusky – первая), приложил руки и голову к созданию бомбардировщика В-2. Самолетов выдающихся, но в серию, увы для США и к счастью для нас, не пошедших. Об истребителе F-20 речь пойдет ниже. YF-22, как известно, уступило в конкурсе на истребитель ATF самолету Локхид YF-22. Авиаконструктора Сандуски вспоминают нечасто, хотя в его послужном списке минимум две конструкции, достойные запуска в серию: модель 908 и YF-23.

История сражающегося сокола. Часть 1 Дорога к F-16. Фирма "Боинг" История сражающегося сокола. Часть 1 Дорога к F-16. Фирма "Боинг" История сражающегося сокола. Часть 1 Дорога к F-16. Фирма "Боинг"

Небольшое отступление о причинах победы фирмы «Локхид» в конкурсе ATF. Понятно, были сравнительные летные испытания демонстраторов. Результаты испытания научно проанализировали, сделали соответствующие выводы и выбрали весной 1991 г. лучший образец. Имелся еще один фактор – определяющий. В 1989 г. выполнил первый полет прототип стратегического бомбардировщика В-2. Министерство обороны США планировало приобрести 133 таких самолета, полностью заменив ими парк бомбардировщиков В-52. Фирме «Нортроп» в 1991 г. безработица не грозила, скорее наоборот. У фирмы «Локхид» дела шли не столь блестяще – проигрыш конкурса ATF означал сокращение рабочих мест. Рабочие места сохранили.

YF-23 наверняка в чем то уступал YF-22, но самолет однозначно был гораздо более перспективным. В конце 2010-х гг. в США, когда велись дискуссии на тему перспективного авиационного комплекса доминирования в воздухе NGAD (Next Generation Air Dominance), ряд экспертов предложили не изобретать велосипед с чистого листа, а творчески доработать самолет Боба Сандуски. На дворе 2023 г., демонстратор самолета NGAD вроде бы летает, но ни одной его фотографии не опубликовано, только – рендеры. Рендеры на YF-23 не похожи совершенно, что не означает будто рендеры достоверно отражают облик демонстратора NGAD. Как знать, быть может YF-23 все же претерпел реинкарнацию.

Роберт Р. Сандуски-младший скончался в феврале 2023 г.

История сражающегося сокола. Часть 1 Дорога к F-16. Фирма "Боинг"

источник: https://dzen.ru/a/ZG_32HYIuR3dc_V7

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account