История сражающегося сокола. Часть 7 F-16 Wild Weasel

16

Все статьи цикла

История сражающегося сокола. Часть 7 F-16 Wild Weasel

Продолжение цикла статей, посвященных истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon с канала Михаила Никольского на яндекс-дзене.

«Wild Weasel», первые специализированные самолеты, предназначенные для уничтожения РЛС (или подавления ПВО противника – Suppression of Enemy Air Defences, SEAD), появились в ВВС США в годы войны во Вьетнаме. До уровня «Wild Weasel» модернизировали спарки истребителей-бомбардировщиков F-100F и F-105F. Основным же самолетом «Wild Weasel» стал F-4G. На F-4G в контейнере под носовой частью, где на F-4E стояла пушка, разместили станцию обнаружения и пеленгации источников радиолокационного излучения AN/APR-38.

Пара "хантер - киллер". На переднем плане F-105G с УР "Шрайк", на заднем - F-105D с бомбами

Пара «хантер — киллер». На переднем плане F-105G с УР «Шрайк», на заднем — F-105D с бомбами

Подготовка F-105G к боевому вылету, авиабаза Корат, Таиланд, 1979. Под крылом подвешены противорадиолокационные ракеты "Шрайк" и "Стандарт"

Подготовка F-105G к боевому вылету, авиабаза Корат, Таиланд, 1979. Под крылом подвешены противорадиолокационные ракеты «Шрайк» и «Стандарт»

Вопрос о замене самолета F-4G некой новой системой был поставлен на повестку дня командованием ВВС США в конце 80-х гг. Авиастроительные фирмы предлагали альтернативу «Фантому SEAD» еще раньше. Своего рода декларацией о намерениях было переоборудование в 1979 г. в демонстратор «Wild Weasel» второй построенной спарки F-16B с/н 75-0752. Переоборудование заключалось в установке на торцевых крыльевых пилонах обтекателей под станции приема и пеленгации радиолокационного, на подкрыльевые пилоны подвешивались противорадилокационные ракеты «Стандарт» ARM и AGM-65 «Шрайк». Самый экзотичный вариант вооружения включал две ракеты «Шрайк» под левой плоскостью и три УР AGM-65 «Майверик» под правой. «Шрайками» следовало поражать РЛС, «Майвериками» — уничтожать расчетами. Управляемое оружие класса воздух-поверхность в арсенале F-16A/B отсутствовало в принципе, тем не менее фирма сочла возможным сделать заявку на F-16 в варианте «Wild Weasel». Сведений о летных испытаниях спарки 75-0752 в варианте «Wild Weasel» найти не удалось – весьма вероятно, что все ограничилось фотоссесиями. Саму же спарку в том же 1979 г. доработали в вариант F-16/79.

F-16B 75-0752 с подвешенными ракетами "Стандарт" и "Шрайк", вместо торцевых пилонов установлены обтекатели станции приема и пеленгации радиолокационного излучения

F-16B 75-0752 с подвешенными ракетами «Стандарт» и «Шрайк», вместо торцевых пилонов установлены обтекатели станции приема и пеленгации радиолокационного излучения

F-16B 75-0752 с подвешенными ракетами HARM и "Шрайк". Эти фотографии не чтобы чтобы гуляют по интернету, но они там есть. Смущает абсолютно одинаковые ракурсу летчиков в кабине и наличие в 1979 массогабаритных макетов УР HARM. Фотошоп? Вариант с HARM скорее да, чем нет

F-16B 75-0752 с подвешенными ракетами HARM и «Шрайк». Эти фотографии не чтобы чтобы гуляют по интернету, но они там есть. Смущает абсолютно одинаковые ракурсу летчиков в кабине и наличие в 1979 массогабаритных макетов УР HARM. Фотошоп? Вариант с HARM скорее да, чем нет

Еще один вариант вооружения - два "Шрайка" и три "Майврика"

Еще один вариант вооружения — два «Шрайка» и три «Майврика»

Требования к перспективному самолету «Wild Weasel» — «Follow-On Wild Weasel» — были примерно сформулированы в 1985 г.:

      • скорость: крейсерская 500 узлов (926 км/ч), сверхзвуковой бросок;
      • радиус действия по профилю большая — малая – малая – большая высота/время патрулирования: 500 морских миль (926 км)/минимум 20 минут;
      • средства самообороны: четыре УР воздух-воздух (с ИК ГСН и с радиолокационной ГСН в различных сочетаниях), встроенная бортовая пушка, станция постановки помех, автоматическая система отстрела ложных целей;
      • количество узлов подвески противорадиолокационных УР: не менее четырех;
      • экипаж: два человека – летчики и оператор электронных систем;
      • маневренность: максимальная установившаяся перегрузка с полной боевой нагрузкой 7g, максимальная установившаяся перегрузка без внешних подвесок 9g;
      • размеры и радиолокационная заметность: самолет должен быть достаточно большим, малозаметность не обязательна;
      • модернизационный потенциал: наличие внутренних объемов под размещение перспективного оборудования

В наибольше степени этим требованиям удовлетворял бы F-15E в варианте «Wild Weasel». F-16WW уступал F-15WW по всем показателям (Neitzel Michael J. «What USAF Aircraft Should be the Wild Weasel of the 1990’s? An Assessment of the F-4G, the F-15WW, and F-16WW», Fort Leavenworth, Kansas, 1985):

«- Максимальная скорость F-16WW на уровне моря со стандартной боевой нагрузкой Wild Weasel без включения форсажа не превышает 510 узлов. Самолет способен развить скорость более 540 узлов на форсажном режиме работы двигателя, но в этом случае значительно снижается дальность полета. … Удельный расход топлива при подвеске двух дополнительных баков у самолета F-16WW возрастает на 9,6%, в то время как у F-16WW – только на 9%. Требования 20-минутного патрулирования на скорости 450 узлов ограничивает боевой радиус F-16WW в варианте с двумя ПТБ значением 250 морских миль – вполовину меньше требуемого, на 43% больше, чем у F-4G и на 44% меньше, чем у F-15WW. Боевой радиус F-16WW в варианте с тремя ПТБ увеличивается до 320 морских миль – на 82% больше, чем у F-4G и на 29% меньше, чем у F-15WW.

— С двумя ПТБ и станцией постановки помех на подфюзеляжном узле подвески требования по количеству УР воздух-поверхность обеспечиваются на 100%, в случае подвески контейнера РЭБ под крыло требование количеству противорадиолокационных УР не выполняется. … Конфигурация из одного ПТБ под фюзеляжем и контейнера РЭБ под крылом приводит к снижению радиуса действия и уменьшению количества противорадиолокационных ракет до двух. … Допустима подвеске УР SHRIKE/HARM, предназначенных для УР AIM-9, но в этом случае вдовое уменьшается количество УР воздух-воздух.

— F-16WW способен выполнять задачи Wild Weasel в 1990-е гг. более эффективно в сравнении с F-4G, но менее эффективно, нежели F-15WW. Самолет не удовлетворят шести критическим требованиям из 14.

— В конфигурации с тремя ПТБ F-15WW превосходит F-16WW по восьми из 14 пунктов требований, остальные семь примерно равнозначны. В конфигурациях с двумя и с одним ПТБ F-15WW превосходит F-16WW по семи из 14 пунктов требований, по одному уступает [маневренность], остальные равнозначны.

— Данный анализ показывает, что самолет F-4G подлежит замене самолетом F-15WW.»

Программу «Follow-On Wild Weasel» из-за нехватки у ВВС денежных средств не удалось довести даже до стадии постройки демонстраторов. Командование ВВС приняло компромиссное решение о модернизации целевого, противорадиолокационного, оборудования F-4G и смене тактики боевого применения – переходу на выполнение задач подавления ПВО парой в составе «охотника» F-4G и «убийцы» F-16C. Смена тактики означала возвращение к истокам: во Вьетнаме самолет «Wild Weasel» всегда действовали в единых боевых порядках с одним-тремя истребителями-бомбардировщиками (F-4E, F-105D), несущими обычные бомбы. «Wild Weasel» выводил из строя РЛС, истребители-бомбардировщики поражали расчеты и пусковые установки ЗРК.

Включение в состав пары «hunter – killer» самолета F-16 объясняется развитием советской ПВО, принятием на вооружение ВВС СССР истребителей Су-27 и МиГ-29. Максимальная перегрузка F-4G с боевой нагрузкой ограничивалась значением 4,5g, что явно недостаточно для энергичного маневрирования с целью срыва захвата РЛС противника и уж тем более для ведения воздушного боя с Су-27 или МиГ-29. Требование максимальной перегрузки в 7g и способности нести четыре УР воздух-воздух у самолета «Follow-On Wild Weasel» вызвано, как раз, высокой вероятностью столкновения при выполнении боевой задачи с истребителями Су-27 и МиГ-29. В паре «hunter – killer» «Фантом» должен был выполнять поиск и пеленгацию РЛС, F-16 – наносить удар по РЛС противорадиолокационными ракетами (целеуказание выдавал «Фантом») и при необходимости вести оборонительный воздушный бой, защищая себя и «охотника». Собственной поисковой аппаратуры F-16 не имел, что не мешает иногда заносить F-16C с ракетами AGM-45 «Shrike» в разряд самолетов «Wild Weasel» (см. модель 4573 фирмы «Revell» в масштабе 1:48 — «F-16C Wild Weasel», первый релиз 1989 г.), истине это не соответствует.

Модернизация F-4G свелась к замене станции AN/APR-38 на AN/APR-47 (основные отличия – новый процессор и больший объем памяти) и интеграции в СУВ новой противорадиолокационной ракеты AGM-88 HARM. F-16C блок 30 также получило возможность выполнять пуски УР HARM, но только по внесенным заранее (на земле) в бортовое оборудование ракеты координатам цели или по координатам, вычисленным оператором целевого оборудования F-4G.

Новую тактику подавления ПВО отрабатывали в двух эскадрильях ВВС США – 23-й ти 81-й истребительных. Обе эскадрильи входили в состав 52-го истребительного авиакрыла, дислоцированного в Германии на авиабазе Шпангдалем. На вооружении каждой эскадрильи состояло 12 самолетов F-4G и 12 самолетов F-16C блок 30; других строевых эскадрилий с разнотипным составом самолетного парка в ВВС США не имелось. Первые F-16C поступили на вооружение 23-й эскадрильи в 1987 г.

F-4G и F-16C из 23-й эскадрильи над Германией, 1987 г. Этот F-16 был первым, полученным 23-й эскадрильей

F-4G и F-16C из 23-й эскадрильи над Германией, 1987 г. Этот F-16 был первым, полученным 23-й эскадрильей

Над Германией, 1987 г.

Над Германией, 1987 г.

Самолеты 52-го авиакрыла над Германией, 1987 или 1988 гг.

Самолеты 52-го авиакрыла над Германией, 1987 или 1988 гг.

F-16C с УР HARM из 23-й эскадрильи, авиабаза Лоссимут, Великобритания, 1991 г.

F-16C с УР HARM из 23-й эскадрильи, авиабаза Лоссимут, Великобритания, 1991 г.

В 1991 г. 23-я эскадрилья принимала участие в операции «Буря в Пустыне». Тактика «hunter – killer» себя не оправдала. F-4G успешно справлялся с функциями «охотника», а вот вместо одного «убийцы» пришлось отряжать троих — четверых, так как одной-двумя ракетами HARM можно было вывести из строя мобильный ЗРК, но для разгрома позиций ракетного дивизиона требовались бомбы. Типовой боевой порядок самолетов 23-й эскадрильи периода «Бури в Пустыне» состоял из одного F-4G с ракетами AGM-88 и четырех F-16C с кассетными бомбами CBU-58 и CBU-87.

F-16C с подвешенными УР HARM, операция "Буря в Пустыне", авиабаза Инджирлик, Турция, 1991 г.

F-16C с подвешенными УР HARM, операция «Буря в Пустыне», авиабаза Инджирлик, Турция, 1991 г.

F-16C и F-4G из 23-й эскадрильи над Ираком, 1991 г.

F-16C и F-4G из 23-й эскадрильи над Ираком, 1991 г.

ВВС в 90-е гг. вернулись к мысли о замене F-4G на F-15WW, в роли которого виделся F-15E, дополненный соответствующе электроникой и ракетами HARM. Особо стоит отметить, что ВВС категорически настаивали на экипаже из двух человек – летчика и оператора БРЭО. В 1994 г. состоялось заключение контракта с фирмой «МакДоннел Дуглас» на проведение НИОКР по адаптации самолета F-15 под выполнение задач подавления ПВО. Контрактом предусматривалась доработка в «Wild Weasel» восьми самолетов – опытная партия. Есть нюанс, дорабатывать почему-то собирались не спарки F-15D или двухместные истребители-бомбардировщики F-15E, но одноместные истребители F-15С. Модернизацию в демонстратор самолета SEAD в 1996 г. прошла всего одна машина — F-15C 78-527. Под плоскостями истребителя смонтировали по одному дополнительному внешнему пилону для подвески УР HARM, станцию приема и пеленгации радиолокационного облучения (или ее макет, или просто смонтировали обтекатель) разместили под носовой частью фюзеляжа. Испытания демонстратора толком не проводились, поскольку в условиях сокращения военных расходов «Follow-On Wild Weasel» представлялся непозволительной роскошью. Потом, а где советская ПВО? Нет ее, как нет и Советского Союза.

Одна из немногих известных фотографий F-15C "Wild Weasel"

Одна из немногих известных фотографий F-15C «Wild Weasel»

Тем не менее, ВВС ощущали настоятельную потребность в замене F-4G хотя бы по причине исчерпания ресурса. Замену хотелось получить эффективную, сравнительно простую и дешевую в эксплуатации. F-16 как платформа таки напрашивался, ибо прецедент использования этого самолета для подавления ПВО имелся. Речь не про Ирак и 23-ю эскадрилью ВВС США. F-16 в роли «Wild Weasel» успешно применяли ВВС Израиля.

Не то чтобы американцы бездумно воспользовались израильским опытом, но аргумент родом из Земли Обетованной стал решающим. С первым предложение превратить F-16 в «Wild Weasel» за вменяемые деньги, путем закрепления на фюзеляже контейнера со станцией AN/APR-47 офицеры штаба ВВС США выступили в 1990 г. Тогда командование ВВС еще питало иллюзии на госфинансирование программы «Follow-On Wild Weasel», поэтому предложение «молодых да ранних» было отвергнуто. Официально. На самом деле история развивалась в стиле Бойда, Хиллайкера и самолета LWF. В 1991 г. ВВС в тайне, как принято считать, от конгресса заключили с фирмой «Тексас Инструментс» контракт на разработку системы целеуказания AN/ASQ-123 HARM HTS (HARM Targeting System) для самолета F-16. Сроком поставки первого комплекта был определен 1993 г., сроком начала серийного производства — 1994 г.

Испытания контейнера с системой AN/ASQ-123 проводились в 1993 – 1994 гг. на спарках F-16D Block 40 с/н 87-0392 из 416-й испытательной эскадрильи (авиабаза Эдвардс) и с/н 91-0469 из 85-испытательной эскадрильи (авиабаза Эглин). Контейнер подвешивался на правой (узел 5R) или левой стенке воздухозаборника (узел 5L). По завершению испытаний данную спарку передали сначала в 78-ю, затем в 55-ю истребительную эскадрилью, самолет разбился из-за отказа двигателя при выполнении тренировочного полета 18 апреля 2005 г. в штате Южная Каролина, члены экипажа катапультировались.

F-16D с/н 87-0392, авиабаза Эдвардс, 1993 или 1994 гг. Контейнер AN/ASQ-123 подвешен на узле 5R.

F-16D с/н 87-0392, авиабаза Эдвардс, 1993 или 1994 гг. Контейнер AN/ASQ-123 подвешен на узле 5R.

F-16D с/н 87-0392, авиабаза Эдвардс, 1993 или 1994 гг. Контейнер AN/ASQ-123 подвешен на узле 5R.

F-16D с/н 87-0392, авиабаза Эдвардс, 1993 или 1994 гг. Контейнер AN/ASQ-123 подвешен на узле 5R.

ИУР HARM с F-16C из 85-й испытательной эскадрильи, авиабаза Эглин.

ИУР HARM с F-16C из 85-й испытательной эскадрильи, авиабаза Эглин.

Эксплуатационные испытания, в ходе которых было выполнено 12 практических пусков УР HARM проводились в 23-й эскадрилье.

Ле-Бурже, 2017 г.

Ле-Бурже, 2017 г.

Ле-Бурже, 2017 г.

Ле-Бурже, 2017 г.

Ле-Бурже, 2017 г.

Ле-Бурже, 2017 г.

F-16С блок 50 23-й эскадрильи, 2012 г.

F-16С блок 50 23-й эскадрильи, 2012 г.

F-16С блок 50 из 23-й эскадрильи, авиабаза Леуварден, Нидерланды, 2021 г.

F-16С блок 50 из 23-й эскадрильи, авиабаза Леуварден, Нидерланды, 2021 г.

F-16C блок 50 20-го авиакрыла над Ираком, начало 2000-х гг.

F-16C блок 50 20-го авиакрыла над Ираком, начало 2000-х гг.

F-16C блок 50 из 77-й эскадрильи 20-го авиакрыла, 2016 г. Контейнер AN/ASQ-123 подвешен на узле 5L, на узле 5R подвешен контейнер с обзорно-прицельной системой "Снайпер"

F-16C блок 50 из 77-й эскадрильи 20-го авиакрыла, 2016 г. Контейнер AN/ASQ-123 подвешен на узле 5L, на узле 5R подвешен контейнер с обзорно-прицельной системой «Снайпер»

Бремя желтого человека - южные корейцы закатывают в ангар F-16C блок 50 из 77-й эскадрильи, авиабаза Кусан, 2008 г.

Бремя желтого человека — южные корейцы закатывают в ангар F-16C блок 50 из 77-й эскадрильи, авиабаза Кусан, 2008 г.

F-16 блок 50 из 20-го авиакрыла в юбилейной окраске/, авиабаза Шо, 2016 г.

F-16 блок 50 из 20-го авиакрыла в юбилейной окраске/, авиабаза Шо, 2016 г.

2017 г.

2017 г.

2022 г. Самолет 77-й эскадрильи в весьма необычной окраске - полностью серый. Сквозь серую краску проступает символика 20-го авиакрыла

2022 г. Самолет 77-й эскадрильи в весьма необычной окраске — полностью серый. Сквозь серую краску проступает символика 20-го авиакрыла

Свежеперекрашенный борт из 77-й эскадрильи, 2022 г.

Свежеперекрашенный борт из 77-й эскадрильи, 2022 г.

Самолеты 77-й эскадрильи в стандартной и нетипичной окрасках, 2022 г.

Самолеты 77-й эскадрильи в стандартной и нетипичной окрасках, 2022 г.

"Wild Weasel" без подвесок внешне ничем не отличается от обычного F-16C блок 50. На фото - F-16C блок 50 из 14-й эскадрильи, дислоцированной в Японии на авиабазе Мисава Бангалор, Индия, 2015 г. WW - Wild Weasel

«Wild Weasel» без подвесок внешне ничем не отличается от обычного F-16C блок 50. На фото — F-16C блок 50 из 14-й эскадрильи, дислоцированной в Японии на авиабазе Мисава Бангалор, Индия, 2015 г. WW — Wild Weasel

"Wild Weasel" испытательной эскадрильи авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Эглин

«Wild Weasel» испытательной эскадрильи авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Эглин

Самолетами «Follow-On Wild Weasel» стали F-16C/D блок 50D/52D, большей частью одноместные «С», а не спарки «D». Эти машины являются единственными в ВВС США носителями УР AGM-88 HARM. Обычно F-16C/D блок 50D/52D, помимо контейнера AN/ASQ-123 на узле 5L, несут контейнеры «Снайпер» с обзорно-прицельной системой, подвешенные на узел 5R. Самолеты F-4G были сняты с вооружения ВВС США в 1994 г.

История сражающегося сокола. Часть 7 F-16 Wild Weasel

источник: https://dzen.ru/a/ZdOxy06LEV_rTo4p

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account