Бразилия сделала свой первый шаг к демократии в 1889 году, когда в ходе практически мирного военного переворота свергла императора Педру Второго. Конечно, император был тот еще ретроград, рабство отменял медленно, да еще и активно строил военный флот, к этому времени ставший практически сильнейшим в Новом Свете (американцы еще раскачивались от послевоенных каникул).
Поэтому тирана скинули быстро, без сопротивления, отправили его вместе с семейством в Европу и начали строить республику. Правда первыми президентами республики стали военные с маршальскими звездами, установившие столь жесткие диктатуры, что кто то даже начал ностальгировать по имперским временам. В бразильской истории этот период называют Сабельной республикой.
Флот, любимое детище императора, по инерции еще некоторое время продолжал развиваться, отрабатывались размещенные заказы, проектировались и строились новые корабли. Сами же флотские к новорожденной демократии относились очень скептически, как из хороших воспоминаний по императорским временам, так и из-за самодурства армейцев в гражданском управлении.
Проекты малого крейсера «Република» и минного крейсера «Тирадентес» Филиппа Уоттса были готовы в марте 1890 года, в мае они прошли утверждение, в июле 1891 года крейсер был заложен на верфи в Эльсвике. В конце ноября 1892 года он был готов, за исключением установки торпедных труб, которые поставляла французская фирма Канэ. В январе 1893 года крейсер покинул Англию.
По классификации корабль относили к крейсерам 2-го класса. По происхождению он относился к эльсвикским крейсерам, но к малым, уровня больших канлодок. «Република» стал первым и единственным кораблем этого имени в бразильском флоте. Название он получил в честь недавнего установления в стране республики после свержения императора Педру II в 1889 году.
«Република» «República»( после 1894 некоторое время- «Quinze de Novembro»). Armstrong, Ньюкасл-он-Тайн, Эльсвик (Великобритания). заводской номер 589.
Заложен июль 1891 года. Спущен на воду 26 мая 1892 года. Готов сентябрь 1892 года. Завершение испытаний 24 ноября 1892 года. Разоружен в 1920, списан в 1921.
Водоизмещение нормальное 1231/1300 тонн. Длина 64,05/68,58 м. Ширина 10,67 м. Глубина 5,19 м. Осадка средняя 3,89 м, максимальная 4,57 м
Двигатели-две паровые машины, 4 цилиндрических котла,2600 л.с., при форсировании 3800 л.с. 2 вала. Парусное вооружение барка. Скорость 16 узлов. Максимальная скорость 17,4 узлов. Запас топлива 170 тонн угля(100/416). Экипаж 132- 160 человек
Броня, мм сталь; палуба 25 со скосами 51 мм, по др. данным 2,5 дюйма.
Вооружение-6 x 1 — 120мм/40 Armstrong T, 4 x 1 — 57мм /40 6pdr Hotchkiss -Nordenfelt, 6 картечниц. Торпедные аппараты-1 — 356 мм TT (нос), 2 x 1 — 356 мм TT траверзные (по другим данным всего 4-456 мм)
Крейсер имел небольшого размера стальной корпус с полубаком и полуютом, одной наклонной дымовой трубой и тремя мачтами с парусным вооружением.
Броня стальная, в районе палубы.
Паровые машины «Хауторн Лесли» на форсированном режиме давали 3807 л.с. Максимальная скорость на испытаниях 17,39 узла.
Вооружение состояло из 120 мм скорострельных пушек Армстронга- по одной в оконечностях и четыре-в батарее вдоль бортов. Траверзные торпедные аппараты размещались на главной палубе в районе миделя. Неподвижный -в носовой части.
Первый выход крейсера в свет состоялся в апреле 1893 года на Хэмптонском рейде в Норфолке во время празднования 400 летия открытия Америки Колумбом. 23 апреля военно-морская делегация Бразилии в составе броненосца «Аквибадан», крейсера «Република» и минного крейсера «Тирадентес» прибыла в Норфолк. Утром 24-го начался парад.
6 сентября 1893 года командующий флотом адмирал Кастодио де-Мелло объявил президента маршала Пейшоту изменником конституции и начал восстание (Revolta da Armada). К нему присоединились корабли флота в Рио-де-Жанейро: броненосец «Аквидабан» , старый монитор «Жавари» , монитор «Алагоас» , крейсера «Република» и «Тамандаре» ( не на ходу), 3 больших миноносца и 4 малых и другие корабли.
Ситуация накалялась. В ночь на 12 октября пароход с повстанцами на выходе из гавани попал под обстрел верных президенту фортов и потерял много людей. Через несколько дней крейсер «Република» алаверды протаранил пароход «Рио де Жанейро»с правительственными войсками (около 1100 солдат), погибло до 500 человек.
Крейсер принял активное участие в бомбардировке правительственных крепости Санта-Крус в Дестерро. В начале 1894 года крейсер потопил лоялистскую канонерку «Cananéia»(210 тонн).
В 1894 году, после подавления восстания, корабль переименовали в «Quinze de Novembro» (15 ноября, под этим именем в Бразилии есть река, город, муниципалитет столицы ). Но уже в 1895 году ( по другим данным в 1900 году) название «Република» было возвращено.
В 1896 году крейсер вновь побывал в США на очередном морском параде по случаю Всемирной выставки в Чикаго, снова вместе с «Аквидабан» и «Тирадентес».
В 1901-02 годах его отремонтировали в мастерских Casa Laje (верфи Илья-ду-Виана), при этом была снята мачта. В 1908 году крейсер прошел реконструкцию на той же верфи. Корабль был переоборудован в минный заградитель.
С 1910 года причислен к Амазонской флотилии.
Во время Первой мировой служил в составе Северного морского округа. В 1920 году был разоружен, а в 1922 году обеспечивал перелет через Атлантику португальских авиаторов Гаго Коутиньо и Сакадура Кабрала на станции недалеко от Сан-Паулу.
Разобран на металл примерно в 1925 году.
«Република» считается достаточно удачным образцом малого крейсера. По крайней мере в столкновениях гражданской войны он показал себя гораздо лучше других «малышей».