Хорошо, но слишком поздно. Опытные штурмовики Beech XA-38 Grizzly. США
Содержание:
Предисловие редакции: В годы Второй Мировой войны в поисках преемника ударного самолета A-20 Havoc командование ВВС армии США обратилось к компании Beech Aircraft Corporation. Несмотря на хорошие результаты производство штурмовиков XA-38 было ограничено двумя прототипами. О программе создания ударного самолета Beech XA-38 Grizzly рассказывает Ганс Редеман.
В годы Второй Мировой войны в составе ВВС армии США среди наиболее важных самолетов, выполнявших атаки на малых высотах, были ударные самолеты компании Douglas: A-20 Havoc и A-26 Invader, который был разработан в 1941-42 годах, участвовав в боях в Европе с ноября 1944 года и, будучи изготовленным в 2450 экземплярах, превосходил все другие самолёты данного класса.
В 1940-х годах компания Beech Aircraft Corporation (Beechcraft; Beech), базирующаяся в Уичита, штат Канзас, и известная своими спортивными и учебно-тренировочными самолетами, внесла интересный вклад в разработку двухмоторных боевых самолетов. Команда под руководством Билла Кэссиди (Bill Cassidy) в 1941 году отработала проект тяжёлого истребителя и штурмовика (Destroyer pursuit; уничтожитель-преследователь). Основной боевой задачей этого двухмоторного самолета, вооруженного 75-мм автоматической пушкой, был «взлом» дальних бомбардировщиков противника. Проект, получивший внутрифирменное обозначение Model 28, относился к самолетам класса 15 тонн и в марте 1942 года был официально предложен ВВС армии США.
Однако, поскольку в то время угрозы со стороны немецких дальних бомбардировщиков уже не существовало, летом компания инженеры компании Beechcraft переработали проект с высотного перехватчика на низковысотный ударный самолет. Теперь основное назначение заключалось в поражении наземных целей, таких как средние танки, бронетранспортёры, малые боевые корабли, подводные лодки, а также позиции противовоздушной обороны.
После рассмотрения документации, измененной в соответствии со спецификацией 55C (Specifikation 55C) 23 сентября 1942 года компания Beech получила контракт на сумму 2,5 миллиона долларов на разработку, изготовление и летные испытания двух прототипов, получивших обозначение XA-38 Destroyer (позднее оно было изменено на Grizzly). Также в контракт было добавлено изготовление планера для проведения испытаний на прочность и нескольких моделей для исследования аэродинамической концепции в различных аэродинамических трубах.
Задержка из-за проблем с двигателем
После выдачи контракта на заводе в Уичите начались работы по проектированию XA-38, и уже в октябре 1942 года комиссия ВВС армии США смогла осмотреть полноразмерный макет. В качестве силовой установки инженерами компании Beechcraft были предусмотрены два 18-цилиндровых двухрядных радиальных двигателя воздушного охлаждения Wright R-3350-43 Duplex Cyclone, которые на взлете развивали суммарную мощность 4600 л.с.. Они приводили в действие два регулируемых трехлопастных воздушных винта компании Hamilton Standard и, за исключением турбокомпрессоров выхлопных газов, были идентичны двигателям, установленным на тяжелом бомбардировщике Boeing B-29 Superfortress. Для полетов на малых высотах, более соответствующих боевым задачам Grizzly, двигатели вместо турбокомпрессоров оснащались двухступенчатыми нагнетателями и системой впрыска воды.
Это неоднократно приводило к задержкам, и только в марте 1944 года появилась возможность установить два двигателя (GR-3350-53), все еще оснащенные одноступенчатыми нагнетателями, на первый прототип XA-38 (43-14406).
После обычных рулежечных испытаний утром 7 мая 1944 года со взлетно-посадочной полосы аэродрома города Уичита прототип XA-38 (43-14406) совершил свой первый полет (в других источниках говорится о 5 мая). Во время 59-минутного полета, во время которого самолет разогнался до максимальной скорости 400 км/ч, за штурвалом машины сидел главный летчик-испытатель компании Beech Верн Карстенс (Vern Carstens). Во время посадки 13,5-тонной машины Верн Карстенс столкнулся с некоторыми трудностями, но тем не менее смог приземлиться.
К этому времени изготовление второго прототипа XA-38 (43-14407) продвинулось настолько далеко, что в конце лета 1944 года самолет был готов к испытаниям. Первый полет XA-38 (43-14407) состоялся 22 сентября 1944 года.
Летные испытания двух самолётов, естественно, также внесли в их конструкцию некоторые изменения. Данные изменения сначала были внесены в конструкцию первого прототипа Grizzly. Они также стали причиной того, почему ВВС армии США смогли получить в свое распоряжение только два прототипа XA-38. Второй прототип перелетел из Канзаса во Флориду и прибыла на авиабазу Эглин-филд 3 июля 1945 года. За ним 14 августа 1945 года – в день капитуляции Японии – последовал первый прототип XA-38.
Летчики-испытатели были в восторге от самолета
Затем летчики-испытатели ВВС армии США испытали обе машины в условиях боевого применения. Они дали самолетам отличные отзывы, особенно в отношении их летных характеристик. Сообщается, что по скорости Grizzly даже превзошел истребитель P-51B Mustang, который был выделен в качестве самолета сопровождения. Испытания большой пушки также прошли очень успешно.
Однако окончание Второй Мировой войны означало прекращение всех работ по программе XA-38 Grizzly. Несмотря на потенциал Grizzly ВВС армии США больше не нуждались в самолетах данного типа, смещая свой интерес к реактивным истребителям-бомбардировщикам. «Выжили» только поршневые штурмовики A-1 Skyraider и A-26 Invader разработки компании Douglas.
В 1948 году один из двух прототипов XA-38 был передан на авиабазу ВВС США Девис-Монтен (Davis-Monthan AFB), Тусон, штат Аризона. Самолет предназначался для музея ВВС США, но так туда и не попал. О судьбе второго Grizzly также почти ничего не известно. В июне 1955 года по распоряжению «сверху» вся конструкторская и производственная документация по программе XA-38 и даже оборудование были уничтожены.
Техническое описание
XA-38 Grizzly, разработанный компанией Beechcraft, представлял собой свободнонесущий двухмоторный самолет со средним расположением крыла, двухкилевым хвостовым оперением и убирающимся шасси с хвостовой стойкой. Для обеспечения аэродинамической чистоты поверхностей повсеместно использовались заклепки с потайной головкой.
Трапециевидное крыло цельнометаллической конструкции, угол поперечного V которого составлял 5 градусов. Крыло имело аэродинамический профиль серии NACA 2300 с относительной толщиной 18,87% у корневых частей и 12% у законцовок. Крыло состояло из разделенного на две части центроплана крыла с общим размахом 8,4 метров и двух внешних консолей, каждая из которых соединялась с центропланом прочной нервюрой снаружи гондолы двигателя. Для полетов в условиях обледенения передняя кромка крыла обогревалась горячим воздухом. Щелевые закрылки обеспечивали низкую посадочную скорость.
Шайбы вертикального оперения установлены на законцовках стабилизатора. Он имел размах 5,84 метров и высоту по центру фюзеляжа 2,06 метра. Рули высоты и направления были частично обтянуты
Фюзеляж представлял собой типичную полумонококовую конструкцию со шпангоутами и лонжеронами. Он был разделен на четыре секции, что должно было упростить техническое обслуживание и ремонт.
Силовая установка XA-38 состояла из двух 18-цилиндровых двухрядных радиальных двигателей воздушного охлаждения Wright R-3350-53 Duplex-Cyclone, которые на взлете развивали общую мощность 4600 л.с.. Охлаждение двигателей регулировалось автоматическими створками. Двигатели Duplex-Cyclone были оснащены двумя трехлопастными винтами компании Hamilton Standard (диаметр 4,32 м), что позволяло машине развивать максимальную скорость более 600 км/ч.
Характерной особенностью внешнего вида ударного самолета XA-38 Grizzly, несомненно, была его компактная система вооружения, состоящая из 75-мм автоматической бортовой пушки, установленной в носовой части фюзеляжа, и размещенных под ней двух 12,7-мм пулеметов. Кроме того, в центральной части фюзеляжа на её верхней и нижней поверхностях были установлены две вращающиеся башни с электрическим приводом, каждая из которых была оснащена двумя 12,7-мм пулеметами. Управление огнем башен осуществлялось синхронно через перископы, а верхние и нижние зоны стрельбы формировали почти замкнутые полусферы. Бортовой стрелок, отвечавший за управление этими орудийными башнями, размещался в задней части фюзеляжа в просторном застекленной кабине. На четырех подкрыльевых узлах внешней подвески самолет мог нести боевые грузы массой 900 кг и два дополнительных топливных бака для увеличения дальности полета.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Beech XA-38 Grizzly
Назначение: ударный самолет
Статус: прототип
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: два 18-цилиндровых двухрядных радиальных двигателей воздушного охлаждения Wright R-3350-53 Duplex-Cyclone, которые на взлете развивали общую мощность 4600 л.с.
Размеры:
размах крыла 20,44 м
длина 15,63 м
высота 4,72 м
площадь крыла 58,15 м²
ширина колеи 6,15 м
колесная база 9,68 м
Масса:
пустого 10 537 кг
полезной нагрузки 3015 кг
нормальная взлетная 13552 кг
максимальная взлетная 16480 кг
Удельные нагрузки:
на крыло 284 кг/м²
на мощность 3,58 кг/л.с.
Летные характеристики:
максимальная скорость
• на высоте 1460 метров 605 км/ч
• на высоте 5180 метров 595 км/ч
крейсерская скорость 563 км/ч
посадочная скорость 165 км/ч
время набора высоты
• 3000 метров – 5,0 мин
• 6000 метров – 11,5 мин
практический потолок 8840 м
дальность полета
• с 900 кг бомбовой нагрузки 1712 км
• максимальная 2615 км
• с дополнительными баками 3150 км
Вооружение:
стрелковое
• одна 75-мм пушка T-15E-1 с боезапасом 20 снарядов
• шесть 12,7-мм пулеметов с боезапасом 500 патронов
бомбовое 900 кг (бомбы, НУРС, топливные баки)
источник: Hans Redemann «Beech XA-38 Grizzly. Gut, aber zu spät» «Klassiker der Luftfahrt» 2003-04, Seiten 18-21
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-horosho-no-slishkom-pozdno-beech-xa-38-grizzly