Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Во времена "Второй империи" Луи Бонапарта Франция изо всех сил пыталась отспорить у Великобритании титул ведущей промышленно-технической державы мира. В целом эти попытки были безуспешны, Англия уступила приоритет гораздо позже, и не Франции, а своей бывшей заокеанской колонии. Тем не менее, в ряде областей французам удалось "застолбить" свое первенство. В частности, ровно 155 лет назад, 8 февраля 1862 года (хотя, в некоторых источниках указан 1863 год), на побережье Ла-Манша, возле французского портового города Гавр заработал первый в мире электрический маяк.
Одновременно это был первый пример использования мощного электрического источника света в практических целях. Ранее в маяках зажигали масляные и керосиновые, реже – газовые лампы, либо просто костры из дров или угля. В Гаврском электромаяке была применена электродуговая лампа, размещенная внутри цилиндрической линзы Френеля, концентрирующей свет в направленный луч, гораздо более яркий и дальний, чем у масляных, газовых и угольно-дровяных маяков. Неудивительно, что со временем электромаяки вытеснили все предыдущие конструкции.
К сожалению, до наших дней Гаврский маяк не сохранился, его взорвали немцы в 1944 году, чтобы убрать береговой ориентир и тем самым затруднить союзникам высадку на французском побережье. На верхних картинках – разрез светильника маяка, его общий вид и генератор, вырабатывавший ток для электрической дуги. Он приводился в действие паровой машиной через ременный привод.