Продолжаем знакомиться с нереализованными проектами боевых кораблей, внешний вид которых сейчас можно подробно рассмотреть с использованием игровых моделей в игре «Мир кораблей» (ранее —World of Warships). IT-технологии и компьютерная графика позволяют не только подробно оценить их внешний вид, компоновку, вооружение, систему бронирования, но и испытать их в игровом бою против потенциальных «противников». Разумеется, что какие-то боевые характеристики скорректированы для сохранения игрового баланса, но это не снижает интереса знакомства с «бумажным проектом».
В ходе общения с читателями встречаются разные мнения, в том числе и такие, где категорически отрицается подобный поход, ну что же — каждый имеет право на свое мнение. Мне же кажется, что игровые 3D-модели помогают более детально изучать как отдельные корабли, так и тенденции в военном кораблестроении. К тому же это еще не нейронные сети, а ручной труд программистов и историков.
Сегодня вашему вниманию предлагается корабль, который как и его предшественники (по данной рубрике) не был построен, работы по его созданию так и не вышли из проектной стадии, однако в свое время работы по подготовке обоснования самого проекта и разработке его многочисленных вариантов были очень значительны. При этом данный корабль оставил свой след в истории отечественного кораблестроения, так что пройти мимо этого корабля никак было нельзя, что и сделали разработчики. Между тем у корабля и на стадии проектирования, и на «игровом» этапе есть как поклонники, так и ярые противники Итак, встречайте — советский линкор проекта 24 — «Адмирал Ушаков».
Линкор проекта 24 — последний разрабатываемый в мире тип классических больших артиллерийский кораблей. Задумывались для ведения боя с линкорами противника как в водах вблизи берегов СССР, так и на морских коммуникациях, не исключалась традиционная возможность использования корабля для подавления береговых укреплений противника, разрушения его тыловой инфраструктуры (видимо опыт Великой Отечественной хорошо запомнился). Работа над проектом велась почти восемь лет, с 1941 по 1953 год. Но со смертью И.В.Сталина в изменившихся условиях ведения войны на море проект «резко» потерял свою актуальность и в апреле 1953 года все работы над этим кораблем были прекращены. Сразу следует отметить, что данное название название линкора вымышленное и предложенное гейм-дизайнерами компании «Леста», так что нет необходимости критиковать его — как назвали, так и назвали. В данном обзоре представим что получилось на этот раз.
Говоря «на этот раз» мы имеем ввиду, что в игру разработчики и так ввели уже две игровые модели линкоров проекта 24 — это линкоры «Кремль» и «Слава», но видимо на этом они решили не останавливаться и пойти чуть дальше, возможно используя какое-то «тайное знание». Кстати, первое что сразу заметно, так это использование 130-мм универсальных орудий в счетверенных орудийных установках (по типу «Смоленска»).
Как известно большинству читателей, предшественником линейных кораблей 24 был проект линкоров типа «Советский Союз» (проект 23), который не в полной мере оправдал возлагаемые на него надежды, что, можно сказать, являлось прямым следствие отсутствия опыта проектирования крупных артиллерийских кораблей у советских конструкторов. Вот и решили «попробовать» спроектировать что -то «по- круче».
За основу первоначального проекта брался проект 23, и при сохранении состава артиллерии главного калибра предполагалось только увеличить количество 100-м зенитных орудий до 16, 37-мм зенитных автоматов до 44. Предусматривался вариант замены 152-мм и 100-мм орудий 24 универсальными 130-мм орудиями (что в итоге и было сделано). В сравнении с линкорами типа «Советский Союз» предусматривалось увеличение количества гидросамолетов до шести. Бронирование, согласно ОТЗ, должно было обеспечивать защиту от 406-мм бронебойных снарядов на дистанциях 14800 до 37000 м и 1000-кг и 2000-кг ББ авиабомб. Противоминная защита должна была противостоять взрыву заряда массой 500 кг. Скорость полного хода, согласно проекту, должна была составлять не менее 30 узлов, крейсерского — 24 узла, экономичного — 18 узлов. Максимальная дальность хода — 10000 миль, автономность — 25 суток.
Работы над проектом были прерваны с началом Великой Отечественной войны, и к ним вернулись только в 1944 году. Расчеты велись уже с учетом имеющегося опыта войны, в том числе и иностранных флотов (насколько это было доступным). Так, ПТЗ в принципе сохранялась аналогичной проекту 23, однако должна была выдерживать «многократные одновременные попадания торпед». Линкор должен был сохранять малый ход и вести бой после попадания пяти 533-мм торпед. Уточнениями предписывалось также разработать защиту гребных винтов, рулей, валов и кронштейнов от взрывов торпед (опыт «Бисмарка» и «Принца Уэльского»?), усилить защиту днища в районе цитадели, разработать конструкцию защиты палубы от авиационных бомб, рассчитать остойчивость и системы выравнивания крена так, чтобы исключить возможность опрокидывания корабля «Мусаси»?), предусмотреть размещение РЛС (опыт ВМС США?).
Стандартное водоизмещение (по проекту) должно было составить 72950 т,
- полное — 81150 т.
Главные размерения:
- длина -282 м (270,0 м по КВЛ),
- ширина — 40,3 м (37 м по КВЛ),
- осадка — 11,5 м.
По проекту корабль должен был получить достаточное мощное бронирование: толщина броневых плит бортового пояса достигала 410-450 мм, палубы (в совокупности) — до 245 мм, броневые траверсы имели бы толщину: носовой — 315 мм, кормовой: 400. Бронирование башен орудий главного калибра: лобовая проекция — 600 мм; боковые стенки — 250 мм; задняя стенка — 250 мм; крыша — 250 мм. Барбеты имели толщину — от 415 до 500 мм. Указанные данные соответствуют одном из вариантов данного проекта, так что можно в литературе встретить и другие цифры. Более подробное пояснение перечисленных характеристик про пр.24 можно изучить по статье посвященной линкорам пр.24, которые ввели в игру под наименованием «Кремль»/ «Слава».
В ходе проектирования много времени ушло на выбор вооружения линкора, обсуждалось большое количество вариантов: по ТТЗ 1949 года предлагалось 3х3-457-мм орудий или 4х2-457-мм орудий или 3х3-406-мм орудий; в то же время к 1950 году «аппетиты» видимо снизились и в итоге остановились на 3х3-406-мм орудиях. Касательно выбора вспомогательной и зенитной артиллерии также долго не удавалось найти оптимальное решение (по мнению проектировщиков): по ТТЗ 1949 года — 12х2-130-мм или 8х4-130-мм плюс 16х4-45-мм и 10х4-25-мм стволов зенитных автоматов; по ТТЗ 1950 — 8х2-130-мм орудий и 12х4-45-мм, 12х4-25-мм. Размах в части установки вооружения, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует предложение «усилить» 9-458-мм орудия 12-180-мм орудиями в четырех трехорудийных башнях: видимо от «Кирова» долго еще не могли отойти.
Предлагаю оставить все проектные решения для отдельного изучения, тем более для этого есть достаточно литературы. А что и в каком же виде нам представлен корабль проекта 24 под наименованием «Адмирал Ушаков» в игре? На мой взгляд разработчики подошли достаточно творчески к данному проекту.
Так в игре корабль имеет бронирование борта (в пределах бортового пояса) в средней части — 425 мм, в носовой и кормовой — по 450 мм; более того — линкор имеет носовой броневой пояс толщиной 180 мм который закрывает оконечность до форштевня, и кормовой броневой пояс, толщина которого составляет 180 мм, 300 мм и 60 мм в зависимости от месторасположения, причем кормовая оконечность забронирована листами толщиной 150 мм.
Видимо результаты боёв с японскими и немецкими линкорами были изучены и их постарались учесть. Выше броневого пояса располагался так называемый «каземат» — по сути верхний броневой пояс толщиной 150 мм. Толщина броневых траверсов казематов составила 180 мм (носовой) и 300 мм (кормовой); траверсы цитадели имели толщину от 380 — 300- 75 мм в зависимости расположения. Цитадель перекрывалась 75- мм броневой палубой, палуба каземата — 60 мм. Толщина двойной (с каждого борта от ДП) противоторпедной переборки составила на 3D-модели 70 см.
Если бронирование борта у компьютерной модели примерно соответствовали ранее разрабатываемому проекту, то бронирование башен главного калибра было значительно усилено, даже в сравнении с ранее «нарисованными» «Кремлем»/»Славой». Башни главного калибра имели лобовые плиты толщиной 650 мм, боковые плиты — 350-300-200 мм (последовательно от лобовой детали в тыл), крыша — 370 мм (передняя деталь, 230 мм верхняя деталь; тыльная часть башни ГК имела чудовищную толщину в 880 мм! Барбеты также не забыли, для двух концевых башен ГК (носовая и кормовая) толщина брони составляла 610 мм выше пояса и 150 мм «за поясом»; а вторая башня — 610 мм- 470 мм — 150 мм.
Главное особенностью данного линкора, конечно, являлось вооружение, в первую очередь его главный калибр. Артиллерийское вооружение линкоров проекта 24 в части ГК и ПМК вполне соответствовало мировой практике того времени, однако, по средствам ПВО могло считаться слабым, несмотря на принятые меры и наличие разнообразных орудийных систем.
Для деталей основного вооружения линкора проекта 24 — рекомендуем вернуться к статье по «Кремлю»/»Славе». Если в двух словах, проектировщики (не без учета мнения И.В.Сталина) остановились девяти 406-мм орудий в трех трехорудийных башнях типа МК-1М. Масса башни МК-1М не должна была превышать 2460 тонн, а орудия должны были обеспечивать стрельбу снарядами массой 1108 кг при начальной скорости 870 м/с.
В основе вспомогательного вооружения остановились на 16 универсальных орудиях калибром 130 мм, которые располагалась в восьми спаренных башенных артиллерийских установках типа БЛ-110, сведенных в четыре батареи. К тому времени уже было четкое понимание, что залогом успешной стрельбы установок ПВО являются систему ПУЗО. Управление огнем артиллерии универсального калибра обеспечивалось на проектируемом линкоре системой ПУС «Зенит-24», которая имела четыре центральных поста. Система обеспечивала стрельбу по видимым, невидимым и скрывающимся целям со скоростями: морским до 60 узлов и воздушным до 300 м/ с , в том числе пикирующим под углом 85° и кабрирующим под углом 60°. Универсальная 130-мм артиллерия усиливалась зенитной артиллерия состояла из 48 (12х4) 45-мм автоматов типа СМ-20-ЗИФ с шестью РЛ СУО типа «Фут-Б», и 48 (12х4) 25-мм автоматов типа БЛ-120.
В игре корабль имеет несколько иное вооружение, а именно: 3х3-457-мм/55 орудий в установке СМ-45, 8х4-130-мм/58 орудий в установке БЛ-132Б, 12х4-57-мм зенитных автоматов ЗИФ-75, 14х4-25-мм зенитных автоматов 110-ПМ в установках 4М-120.
В заключении скажу, что мне этот корабль показался не простым, он интересен в игре, но требует определенных навыков, хотя способен прощать и ошибки, однако при всей своей защите, он не является неуязвимым. Как, впрочем большинство кораблей как в игре, так и в действительности. Ну, а как вы нашли этот корабль, как он в игре, по вашему мнению, уважаемые читатели? Уверен, что этот корабль не оставят равнодушным наших постоянных читателей и игроков!
Кстати, не маловажно, что для приобретения такого линкора «в порт» не требуется «донатить» и покупать дублоны, он приобретается за «серебро», которое вы можете заработать в игре. Это не реклама — это информация.