Продолжаем знакомиться с нереализованными проектами боевых кораблей, внешний вид которых сейчас можно подробно рассмотреть с использованием игровых моделей в игре World of Warships . IT-технологии и компьютерная графика позволяют не только подробно оценить их внешний вид, компоновку, вооружение, систему бронирования, но и испытать их в бою против потенциальных «противников» или союзников. Разумеется, что какие-то боевые характеристики скорректированы для сохранения игрового баланса, но это не снижает интереса знакомства с «бумажным проектом».
Сегодня вашему вниманию предлагается еще один корабль, который не был спущен на воду и построен, но работы по кораблю данного проекта велись достаточно активно. В тоже время данный корабль является не полным воплощением задуманного проекта (который довольно известен) — а скорее возможной альтернативы, которую рассматривали для основного проекта. Это накладывает дополнительные сложности для описания корабля и его параметров. В любом случае, мне было интересно познакомиться с этим проектом. И точно знаю, что у него есть как поклонники, так и противники. Итак, встречайте — германский линейный корабль (проекта Н39) — «Поммерн».
Линкор «Поммерн» — альтернативный вариант проекта линейного корабля Н-39 — вариация линкора с увеличением количества орудий 380-мм до двенадцати в четырёх трёхорудийных башнях и торпедным вооружением. Проект Н-39 предполагал постройку шести линкоров как продолжение кораблей типа «Бисмарк» с усиленным вооружением и бронированием.
Особенностью кораблей данного проекта являлось необходимость обеспечения большой дальности плавания, что для Германии, у которой не было своих баз и колоний вне метрополии, была решающим фактором. Вновь вспомнили о дизельной установке, как когда то на «карманных линкорах». В данном проекте преимущество было отдано дизельной установке из-за малого расхода топлива и того, что с её помощью можно было перейти с экономического хода на полный в считанные минуты.
Корабли основного проекта планировали вооружить 406-мм орудиями, которых к 1939 году успели изготовить всего семь стволов. По структуре и устройству артиллерии тип H-39 почти повторял тип «Бисмарк», главным отличием было наличие 406-мм орудий вместо 380-мм и дизельной установки вместо паротурбинной. При создании линкора типа Н-39 в качестве альтернативы могли быть установлены четыре трёхорудийные башни с 380-мм/52 орудиями SK C/34, такими же, как и на «Бисмарке», с увеличением их количество с восьми до 12. Судя по всему все остальные параметры при такой замене оставались без изменения (не могу сказать как это получилось бы в действительности).
В июле 1939 года заложили киль линкора Н на верфи «Блом унд Фосс», а в сентябре – еще один на верфи «Дешимаг». Однако 25 ноября 1941 года военно-морское командование приказало разобрать заложенные корпуса линкоров. Постройка всех надводных кораблей была прекращена или отложена в пользу строительства подводных лодок. Так что мир никогда не увидел линкоры проекта Н-39 ни с 406-мм орудиями, ни с 380-мм. Но у игроков World of Warships такая возможность есть.
Стандартное водоизмещение ( по проекту) должно было составить, полное — 65592 т (на 500 т больше чем у «Советского Союза»).
По проекту корабль должен был получить традиционно мощное бронирование: толщина броневых плит бортового пояса достигала 300 мм, но это было максимальное значение: бронепояс в носовой оконечности — 60-150 мм, цитадель — 145-300 (главный нижний пояс — 300 мм), корма — 90 . К толщине можно добавить 32-38-мм обшивку. Палуба имела толщину над цитаделью 50-80 мм (по проекту — нижняя броневая палуба — 100 мм, верхняя палуба — 50 мм), в носу и корме — 32-50 мм.
Бронирование башен орудий главного калибра: лобовая проекция — 400 мм; боковые стенки — 250 мм; задняя стенка — 380 мм; крыша — 200 мм (если сравнивать с предшественником «Советским Союзом», но у советского линкора башни ГК защищались чуть лучше). Боевая рубка защищалась 350-мм листами брони (200- крыша).
В игре корабль имеет бронирование: основной (нижний) бронепояс от барбета первой башни до четвертой — 300 мм; над ним верхний бронепояс — 145 мм, носовой и кормовой траверз — 220 мм (ниже ватерлинии — 125 мм, перед барбетом — 100 мм). Палуба в районе башен — 80 мм, в районе надстройки — 50 мм. ПТЗ представлена двумя противоторпедными переборками толщиной 45 мм. Бронирование башен орудий главного калибра (в игре): лобовая проекция — 400 мм; боковые стенки — 200 и 250 мм; задняя стенка — 380 мм; крыша — 200 мм. Боевая рубка — по проекту.
Главное особенностью данного линкора — его вооружение, в первую очередь его главный калибр. Башни главного калибра должны были устанавливаться по две на носу и на корме по линейно-возвышенной схеме. По проекту он должен был иметь 4х3-380-мм/52 орудия, 6х2-150-мм/55, 8х2-105-мм/65. Средства ПВО были бы представлены 8х2-37-мм/83, 32-20-мм/65 Flak. Корабль должен был получить также и шесть 533-мм торпедных аппаратов. В соответствии с проектом на корабле предусматривалось базирование четырех гидросамолетов-разведчиков Арадо -196.
В игре вооружение линкора несколько иное и оно составляет: 4х3-380-мм/52 орудия SK C/34, 6х2-150-мм/55 SK C/28, 8х2-105-мм/65 SK C/33; Средства ПВО были бы представлены 16х4-30-мм/45 Flak 103/38. Корабль получил 2х4-533-мм торпедных аппарата Vierling.
По проекту ГЭУ линкора должна была иметь мощность 165000 л.с., что обеспечивало кораблю скорость 31 узел (по проекту Н-39 — 30 узлов) и дальность плавания 16000 (19 узлов).
В заключении скажу, что мне этот корабль показался довольно интересным, он требует осторожности, но способен прощать ошибки, однако при всей своей защите, он не является неуязвимым. И да, я знаю, что его наименование переводится как «Померания», и игроки иногда этот корабль так называют. Но традиционно чаще всего используется наименование без перевода: «Байерн», «Пройссен», «Шлезиен» и др.
Ну, а как вы нашли этот корабль, как он в игре, по вашему мнению, уважаемые читатели? Уверен, что этот корабль не оставят равнодушным наших постоянных читателей и игроков!