F/A-18 «Супер Хорнет». Он действительно так хорош или просто удобен
Ранее я публиковал статью, в которой описана история как F/A-18 вытеснил великолепный «Томкэт» на палубах американских авианосцев. В этой публикации будет рассмотрен сам «Супер Хорнет», что называется, под микроскопом.
Кроме того, можно обратиться к операции «Буря в пустыне» (17.01-28.02.1991), где в различных авиаподразделениях американских авианосцев было задействовано четыре типа истребителей и штурмовиков: F-14A «Томкэт», F/A-18A «Хорнет», A-6E «Интрудер» и A-7C «Корсар-2». Однако стоит отметить, что «Корсары» были представлены только на одном из шести кораблей, участвовавших в операции — «Джон Ф. Кеннеди». В то время из тридцати эскадрилий истребителей и штурмовиков, Хорнетами было оснащено только девять, то есть менее трети от общего числа.
Однако, с тяжелым дальним маловысотным штурмовиком A-6Е «Интрудер» ситуация не так очевидна. Сравнивая его с F/A-18E/F по боевой нагрузке (8170 кг), мы замечаем, что у него меньшая скорость (примерно 1м), которая на низких высотах не имеет большого значения. Впрочем, его преимущество заключается в том, что он способен совершать налеты вглубь вражеской территории на расстояние до 1630 км, то есть достичь, к примеру, Тегерана из Бахрейна (места базирования 5-го флота) или из Оманского залива (примерно 1100 и 1500 км соответственно), не учитывая дальности действия АСП (авиационных средств поражения). Однако, учитывая возможность наличия у врага современных средств береговой обороны (ПБРК «Бастион» с гиперзвуковыми ПКР «Яхонт» с дальностью пуска 300 км) и необходимость держать АУГ подальше от берега, «Супер Хорнет» сравнится с легким штурмовиком A-4А «Скайхок» (420 км) по радиусу действия.
У многоцелевого истребителя F/A-18E/F возникают трудности с достижением воздушного превосходства, что является огромной задачей, возложенной на плечи этой модели военно-морских сил. Конкурент F-14D, хотя и более дорогой и менее удобный в эксплуатации, обладает большим функционалом. Разумеется, здесь речь не идет о военных операциях против стран, таких как Ирак, Афганистан, Ливия или даже Сирия. Однако, США, занятые установлением порядка в странах третьего мира, полностью игнорировали Россию — великую морскую державу, уже обладающую палубными истребителями 4-го поколения, которые превосходят «Супер Хорнет» в воздушных боях. В будущем Россия сможет разместить полноценные самолеты следующего поколения на палубах своих авианосцев. Не сомневайся, за нами последуют Индия и Китай.
Чтобы не было простых утверждений, давайте сравним «Супер Хорнет» и российский Су-33. Су-33 не прошел глубокую модернизацию и остался таким же, каким был задуман много лет назад. Давайте рассмотрим их характеристики сравнительно. Масса пустого — 14 500 / 18 500 кг; Максимальная взлетная масса — 29 900 / 33 000 кг; Полезная нагрузка (макс.) — 15 400 / 14 500 кг; Марка двигателей — F414-GE-400 / Ал-31ф; Тяга двигателей на форсаже — 9 980 / 12 500 кгс; Практическая дальность полета без боевой нагрузки с топливом во внутренних баках — 2 350 / 3 000 км; Максимальная скорость полета на большой высоте — 1,8 / 2,17 М (1 920 / 2 310 км/ч).
Сравнение вооружения и военной техники без проектно-конструкторской документации — дело неблагодарное, но давайте попробуем приблизительно оценить. Для этого представим условную среднюю массу летательных аппаратов, полученную как среднее арифметическое между массой пустой и максимальной взлетной (приблизительно соответствующую так называемой «нормальной взлетной массе») — для F/A-18E/F она будет равна 22 200 кг, а для Су-33 — 25 750 кг. В таком случае, их тяговое оснащение (один из главных показателей истребителя) составит соответственно 0,90 и 0,97 кгс/кг.
На первый взгляд, семь сотых (7-8%) — это не такая большая разница, но если вспомнить, как во время Второй мировой войны авиаконструкторы стремились к каждой лошадиной силе и каждому километру в час для достижения превосходства в воздухе, эти проценты приобретают совсем другое значение. И 400 км/час дополнительной скорости, при которой Су-33 опережает противника на 100 метров каждую секунду, не нуждаются в дополнительных комментариях.
Невозможно провести сравнение маневренных характеристик истребителей «Супер Хорнет» и Су-33 в цифровом выражении из-за их секретности в обоих странах. Однако следует отметить, что маневренность, выражающаяся в способности занимать выгодное тактическое положение относительно противника, определяется секундным векторным приращением скорости (ускорения) при различных маневрах, таких как разгон по прямой, вираж с разгоном и без, разворот с торможением на форсаже и без него, а также торможение по прямой. В данном случае можно положиться на мнение эксперта А. Фомина и поддержку авторитетных персон в данной области, таких как главный конструктор ОКБ Сухого и «отец» Су-33 А. Симонов, летчик-испытатель В. Пугачев, генеральный директор КНААПО В. Меркулов и командующий МА ВМФ В. Дейнеко. Они заявляют, что летно-технические характеристики Су-33 обеспечивали ему паритет с самыми современными истребителями противника, а его маневренные возможности (угловые скорости виража, скороподъемность и т.д.) значительно превосходили их.
Автор попытался доказать (прежде всего — самому себе), что с учётом близкой полезной нагрузки и схожих ТТХ российских и американских УР «воздух-воздух» средней и малой дальности «Супер Хорнет» не соперник «Сухому-33» в воздушном бою один на один. Разговор об основном палубном самолёте ВМС США, возможно, будет продолжен.