Элегантные неудачники. Связные самолеты Fieseler Fi 256. Германия

12

Элегантные неудачники. Связные самолеты Fieseler Fi 256. Германия

Существуют типы самолетов, знания о которых абсолютно необходимо каждому любителю авиации, даже новичку. Бесспорно, что в это число можно отнести и длинноного «Аиста», как привыкли называть немецкий самолет связи Fieseler Fi 156 Storch. Уже в 1937 году одна из машин установочной сери привлекла заслуженное внимание на международных авиационных соревнованиях, проходивших в Цюрих-Дюбендорф. Здесь в Швейцарии Эрнст Удет продемонстрировал беспрецедентные взлеты и посадки практически с места, полеты на низкой скорости при полной управляемости самолета и другие особенности Fi 156. Богатое оснащение крыла средствами механизации вдохновили на подражание авиаконструкторов во всем мире (в том числе и в США). Однако Storch был всего один, и с ним не могла сравниться практически ни одна имитация, в том числе и ОКА-38 «Аист» – созданная под руководством Олега Антонова советская копия. В годы Второй Мировой войны Fi 156 активно действовали в Европе и в Северной Африке, а их производство за пределами расположенного в Касселе головного предприятия Gerhard Fieseler Werke GmbH (Fieseler) велось во Франции на заводе компании Morane-Saulnier в Пюто и в Чехословакии (во время оккупации Протекторат Богемии и Моравии) на мощностях компании Beneš-Mráz, Хоцень, что позволило машинам этого типа активно применяться даже после войны в условия х мирного времени. В течение долгого времени Fi 156 не было замены.

Совершенно понятно, что после запуска Fi 156 в серийное производство в компании Fieseler пытались улучшить изначальную концепцию и создать самолет, функциональные возможности которого будут значительно шире, по сравнению с возможностями, которыми обладал Storch. Главный конструктор компании Fieseler Рейнгольд Мевез (Reinhold Mewes) был убежден, что за счет усовершенствования аэродинамики планера Fi 156 можно будет достичь более высоких скоростей как в крейсерском режиме полета, так и при работе двигателя на полной мощности, добиться увеличения грузоподъемности и при этом сохранить прежние исключительные взлетно-посадочные характеристики и характеристики управляемости на малых скоростях. Отдельные элементы конструкции нового самолета тестировались на оставшихся в собственности компании самолетах Fi 156 или на серийных машинах, так что во второй половине 1940 года можно было приступить к разработке нового самолета Fi 256.

Размах крыла стал немного больше, несущая площадь увеличилась на один квадратный метр (27 м² вместо первоначальных 26 м²). Предкрылки, занимавшие почти всю переднюю кромку крыла, выдвигались автоматически при установке щелевых закрылков в определенном положении и одновременном отклонении элеронов вниз (Fi 256 был оснащен зависающими элеронами, которые при сохранении основной функции могли одновременно отклоняться вниз во время взлета и посадки).

схемы опытных самолетов связи Fieseler Fi 256

схемы опытных самолетов связи Fieseler Fi 256

Крыло вместо деревянного силового набора и обшивки из фанеры и полотна стало цельнометаллическим. Подобно предшественнику Fi 156 фюзеляж Fi 256 имел силовой набор, сваренный из стальных труб, и обшивку из листов металла, расположенных вокруг двигателя и кабины экипажа, и из полотна. Отличием Fi 256 от предшественника были более изящные линии с остеклением, не выступавшим за контуры бортов фюзеляжа. Просторная кабина имела следующую компоновку: впереди по центру находилось кресло пилота, а за ним две, следовавшие друг за другом, смещенных влево пары сидений. Доступ в кабину осуществлялся через открывавшуюся вверх боковую дверь.

кабина экипажа самолета связи Fieseler Fi 256. сиденье пилота. Снимок airwar.ru

кабина экипажа самолета связи Fieseler Fi 256. сиденье пилота. Снимок airwar.ru

кабина экипажа самолета связи Fieseler Fi 256. Сиденья пассажиров. Снимок airwar.ru

кабина экипажа самолета связи Fieseler Fi 256. Сиденья пассажиров. Снимок airwar.ru

кабина экипажа самолета связи Fieseler Fi 256. Сиденья пассажиров. Снимок airwar.ru

кабина экипажа самолета связи Fieseler Fi 256. Сиденья пассажиров. Снимок airwar.ru

По сравнению с Fi 156 у его преемника Fi 256 полностью были изменены наиболее типичные части: подкосы крыла и стойки шасси. Вместо двух подкосов теперь каждая консоль крыла соединялась с нижним лонжероном фюзеляжа одним профилированным широким подкосом. Также с нижними лонжеронами фюзеляжа соединялись изогнутые и профилированные опоры основных стоек шасси. Основные стойки по-прежнему имели широкую колею и большую высоту, но теперь выглядели более элегантными. От основных стоек шасси к фюзеляжу вели две V-образные стойки.

Хвостовое оперение первого прототипа Fi 256 V1 свидетельствовало о стремлении модернизировать данный узел, однако в ходе дальнейшей разработки произошел ряд изменений в конструкции хвостового оперения. Первоначально у прототипа Fi 256 V1 было относительно низкое вертикальное оперение с роговой компенсацией руля направления и установленное на киле цельноповоротное горизонтальное оперение с вынесенными вперед весовыми балансирами (при этом был сохранен рудиментарный стабилизатор). На втором прототипе Fi 256 V2 горизонтальное оперение переместилось с киля к задней части фюзеляжа, но осталось цельноповоротным, а вертикальное оперение стало выше и лишилось аэродинамической компенсации руля высоты. Предсерийный Fi 256A-0 получил более традиционное горизонтальное оперение с крупным стабилизатором и меньшими по площади рулями высоты, а рулю оперения была возвращена роговая компенсация.

первый прототип самолета связи Fieseler Fi 256 V1. Снимок airwar.ru

первый прототип самолета связи Fieseler Fi 256 V1. Снимок airwar.ru

Силовая установка состояла из одного двигателя Argus As 10P. Это был восьмицилиндровый V-образный инвертированный рядный двигатель воздушного охлаждения, который при рабочем объеме 12,7 литров на взлете развивал мощность 240 л.с. (179 кВт) и постоянную мощность 200 л.с. (149 кВт). Первоначально двигатель вращал двухлопастный деревянный винт фиксированного шага, но затем во время испытаний использовался металлический винт изменяемого шага Argus с приводом механизма регулировки шага от ветряка.

Первый прототип Fi 256 V1 совершил свой первый полет 9 июля 1941 года. Согласно сохранившимся документам всего было изготовлено шесть прототипов и пять предсерийных машин. Практически каждый из этих одиннадцати самолетов чем-то отличался от других, поскольку компания все еще искала оптимальные решения для чувствительных элементов конструкции, в частности это касается шасси и уже упомянутого хвостового оперения.

второй прототип самолета связи Fieseler Fi 256 V2. Снимок airwar.ru

второй прототип самолета связи Fieseler Fi 256 V2. Снимок airwar.ru

Согласно самым ранним производственным планам о марта 1942 года после установочной серии планировалось изготовить 20 самолетов нулевой серии, после чего планировалось запустить серийное производство с планами выйти в июле 1944 года на темп выпуска 25 машин в месяц. Ухудшение ситуации в немецкой авиастроительной отрасти к снижению количества машин нулевой серии до десяти, а о серийном производстве вскоре и вовсе перестали говорить, хотя первоначально в планах был выход на темпы выпуска 40 самолетов в месяц. Весной 1944 года по результатам анализа сложившейся ситуации на фронтах руководством Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) было принято решение о сокращении до минимум количества типов выпускаемых самолетов: в первую очередь требовались дневные одноместные истребители и ночные двухместные истребители-перехватчики.

предсерийный экземпляр самолета связи Fieseler Fi 256 A-0 (самолет с укороченными взлетом и посадкой) летал в 1943 году с камуфляжем, состоявшим темно-зеленого и черно-зеленого цветов, разграниченным ломаными линиями и покрывавших верхние и боковые поверхности самолета. Нижние поверхности, а также подкосы и стойки шасси были выкрашены в светло-голубой цвет. Опознавательные знаки наносились на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа (черный балочный крест с белой окантовкой) и на руль направления (косая свастика черного цвета)

предсерийный экземпляр самолета связи Fieseler Fi 256 A-0 (самолет с укороченными взлетом и посадкой) летал в 1943 году с камуфляжем, состоявшим темно-зеленого и черно-зеленого цветов, разграниченным ломаными линиями и покрывавших верхние и боковые поверхности самолета. Нижние поверхности, а также подкосы и стойки шасси были выкрашены в светло-голубой цвет. Опознавательные знаки наносились на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа (черный балочный крест с белой окантовкой) и на руль направления (косая свастика черного цвета)

предсерийный экземпляр самолета связи Fieseler Fi 256 A-0 (СJ+UC). Снимок airwar.ru

предсерийный экземпляр самолета связи Fieseler Fi 256 A-0 (СJ+UC). Снимок airwar.ru

Самолеты Fieseler Fi 256 не были переданы в действующую армию и их деятельность ограничивалась эксплуатацией в испытательных центрах Рехлин и Тарновиц. Сообщается, что один из Fi 256 оставался в собственности компании и использовался для курьерских полетов в Пенемюнде в то время, когда там проходили испытания самолетов-снарядов Fieseler Fi 103 (V1). В Пенемюнде этот Fi 256 был разрушен штормом.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Fieseler Fi 256

Назначение: самолет связи, наблюдения, санитарный и разъездной самолет

Статус: прототип

Компания-производитель: Gerhard Fieseler Werke GmbH., Кассель

Экипаж: 5 человек (1 пилот +4 пассажира)

Силовая установка: один восьмицилиндровый рядный V-образный инвертированный двигатель воздушного охлаждения Argus As 10 P, развивавший на взлете мощность 240 л.с. и в крейсерском режиме 200 л.с.

Размеры:

размах крыла 14,90 м
длина 9,70 м
высота 2,48 м
площадь крыла 27,00 м²

Масса:

пустого самолета 1140 кг
взлетная 1750 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 215 км/ч
крейсерская скорость 200 км/ч
посадочная скорость 73 км/ч
минимальная скорость 59 км/ч
длина разбега 87 м
практический потолок 4250 м

источник: Text: Václav Němeček Výkres: Stanislav Smékal «Letadla 39-45. Fieseler Fi 256» «Letectvi+Kosmonautika» 1991-12, str.29/605

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-elegantnye-neudachniki-svyaznye-samolety-fieseler-fi-256

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account