Два колеса от «Запорожца», пневмокаток и мотор от мотоцикла: опытный вездеход НАМИ ВК-3

14
Два колеса от "Запорожца", пневмокаток и мотор от мотоцикла: опытный вездеход НАМИ ВК-3

Два колеса от «Запорожца», пневмокаток и мотор от мотоцикла: опытный вездеход НАМИ ВК-3

Советский автопром – настоящая кладезь артефактов. Сколько еще хранится в ней совершенно неизвестных широкой общественности образцов техники? Скажем прямо, очень много. Сегодня расскажем про одну такую весьма небанальную машинку 1963 года постройки. Называется она ВК-3, а своей разработкой она обязана сотрудникам отдела лаборатории движителей и шин института НАМИ.

Два колеса от "Запорожца", пневмокаток и мотор от мотоцикла: опытный вездеход НАМИ ВК-3

Сможете сходу догадаться о назначении этой машины? )) Это была поисковая конструкция, макет универсального сверхлегкого вездехода, у которого в качестве движителя использовался пневмокаток: этакая сверхширокая эластичная шина, работающая на очень низком давлении (от 0,05 до 0,5 атм.). В СССР в то время шли активные работы над созданием мотонарт (мотосаней), способных при помощи лыж и гусениц передвигаться по глубокому снегу в районах Крайнего Севера. А вот ВК-3 задумывался как альтернатива мотосаням, только более универсальная – как машина, способная эксплуатироваться зимой и летом на любых покрытиях, будь то снег, песок, болото или перепаханное поле.

Два колеса от "Запорожца", пневмокаток и мотор от мотоцикла: опытный вездеход НАМИ ВК-3

Кузов, ходовая часть и силовой агрегат для ВК-3 всерьез не прорабатывались: всё это служило, по сути, придатком к опытным пневмокаткам размерности 1000х1000-250, которые предстояло испытать в первую очередь. При обнадеживающих результатах в дальнейшем мог быть поставлен вопрос о необходимости детальной разработки конструкции собственно вездехода. Пневмокатков, вокруг которых и строился ВК-3, в распоряжении института было два: один – четырехслойный с рисунком протектора типа «косая елка», другой – двухслойный с прямыми поперечными грунтозацепами. Оба пневмокатка несли одинаковое обозначение И-245.

Двухслойный пневмокаток

Двухслойный пневмокаток

Четырехслойный пневмокаток

Четырехслойный пневмокаток

Простейший герметичный цельнометаллический кузов для ВК-3 изготовили без привязки к какому-либо серийному автомобилю. Ни дверей, ни крыши он не имел. «Кокпит» был рассчитан на двух человек. В задней части, над пневмокатком, предусматривался багажник для размещения балласта; тут же крепился бензобак. А 28-сильный мотоциклетный двигатель М-61 располагался впереди. Сухой вес ВК-3 в таком виде составил 567 кг, который почти поровну делился между пневмокатком и двумя передними управляемыми колесами с шинами размерности 5,20-13 от «Запорожца».

ВК-3 в ходе определения сопротивления качению по рыхлому песку путем протягивания при помощи тягача НАМИ-044Э

ВК-3 в ходе определения сопротивления качению по рыхлому песку путем протягивания при помощи тягача НАМИ-044Э

В июле-августе 1963 года в районе города Ступино был проведен первый (летний) этап испытаний ВК-3. В ходе него определялись тягово-сцепные качества вездехода в целом и пневмокатков в частности на сухих песчаных покрытиях и грунте. Выяснилось, что на сверхнизких давлениях (менее 0,3 атм.) двухслойный пневмокаток имеет значительные преимущества перед четырехслойным по части сопротивления качению по рыхлому песку. А предельные значения тяговых усилий в данных условиях для них составили 305 и 210 кг соответственно.

Определение тягового усилия ВК-3 путем протягивания по песку лыжи с балластом

Определение тягового усилия ВК-3 путем протягивания по песку лыжи с балластом

В ходе проверки скоростных качеств ВК-3 с нагрузкой 300 кг на сухом песке смог разогнаться с двухслойным пневмокатком до 72 км/ч. Давление в шинах передних колес при этом составляло 0,3 атм., в пневмокатке – 0,25 атм. А вот четырехслойный пневмокаток позволил в тех же условиях набрать лишь 50 км/ч. В ходе определения предельной грузоподъемности на ВК-3 пробовали разместить 800 кг балласта, включая вес водителя. При этом макет смог уверенно двигаться по песку на II передаче и брать подъемы крутизной до 10 градусов. А при нагрузке в 500 кг ВК-3 забирался на пересеченной местности на грунтовые холмики крутизной до 40 градусов. Правда, испытать машину на серьезных подъемах с длинными склонами не представлялось возможным из-за упрощенной конструкции испытательной установки: бензонасоса у нее не было, а самотеком топливо из бака на затяжных подъемах просто переставало поступать в карбюратор. Не были решены и вопросы с нормальным охлаждением двигателя.

Испытания ВК-3 на пересеченной местности

Испытания ВК-3 на пересеченной местности

Интересно, что ВК-3 пробовали использовать и для преодоления неглубоких (до 3 метров) водных преград, закрепив в качестве поплавка под передней частью корпуса 100-литровую камеру. Испытания прошли весьма оптимистично, даже при существующей неадаптированной специальным образом конструкции кузова и отсутствии водяного руля машина только за счет вращения пневмокатка смогла переплыть 70-метровый участок пруда со скоростью 4,9 км/ч. При этом направление движения на плаву задавал один из испытателей, также находившийся в воде позади машины ))

Испытания ВК-3 на плаву. Человек за бортом задавал машине, не имеющей водяного руля, направление движения по воде

Испытания ВК-3 на плаву. Человек за бортом задавал машине, не имеющей водяного руля, направление движения по воде

Испытания ВК-3 на плаву. Человек за бортом задавал машине, не имеющей водяного руля, направление движения по воде

Испытания ВК-3 на плаву. Человек за бортом задавал машине, не имеющей водяного руля, направление движения по воде

В январе–марте 1964 года все в той же Московской области проводился второй (зимний) этап испытаний установки ВК-3. Передние колеса машины для получения низкого удельного давления на снег устанавливались на лыжи. Пневмокаток в 2-слойном исполнении обеспечил свободное движение по снежной целине без пробуксовки, при этом глубина колеи не превышала 10 см. То есть при правильном выборе внутреннего давления такой пневмокаток позволял машине работать на снежном покрове неограниченной глубины.

ВК-3 возвращается на базу после плавательных процедур

ВК-3 возвращается на базу после плавательных процедур

Однако во время всех описанных испытательных выездов дело ограничивалось лишь непродолжительными поездками, поскольку для полноценных тестов требовалось серьезно модифицировать двигатель М-61 и изготовить для ВК-3 оригинальную трансмиссию с иными передаточными числами. Однако таких возможностей у лаборатории не имелось, поэтому дальнейшие испытания установки ВК-3 в существующем виде были прекращены.

источник: https://zen.yandex.ru/media/mmariya/dva-kolesa-ot-zaporojca-pnevmokatok-i-motor-ot-motocikla-opytnyi-vezdehod-nami-vk3-5f35bae60497782e93c00413

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account