Десантный планер Kokusai Ku-8
Когда в начале 1941 года разработанный в компании Нихон Кокусай Коку Когё К.К. («Международная авиационная промышленность Японии») легкий транспортный самолет Ki-59 еще только завершал серию испытаний, технический отдел штаба армии – Рикугун Коку Хомбу выслал задание на разработку на базе конструкции самолета проекта десантного планера. Действительно, сравнительная простота конструкции самолета, фюзеляж весьма удобной просторной конструкции, позволял получить дешевый и технологичный проект безмоторного аппарата.
Переработкой самолета в планер занимался тот же коллектив конструкторов под руководством Йодзо Сасао, который возглавлял работы над Ki-59. Концептуально конструкция планера представляла собой ту же конструкцию Ki-59 с демонтированными двигателями и бензобаками, упрощенным навигационным оборудованием. То есть, практически унифицированную с самолетом конструкцию. Отличия лишь состояли в увеличенном размахе крыла.
В июле 1941 года первый прототип планера под обозначением Jikken-yō kakkū-ki (экспериментальный планер) или коротко Ku-8-I был завершен. Испытания проводились до мая 1942 года под кураторством Технического научно-исследовательского института армейской авиации (Rikugun kō kū kyusho), по результатам которых было решено полностью переработать проект, который оказался излишне тяжелым и технологически сложным для фактически одноразового аппарата.
К тому времени армия разочаровалась в самолете Ki-59, и вскоре его производство было свернуто после выпуска нескольких десятков экземпляров. Поэтому унификация потеряла всякий смысл.
Коллектив разработчиков во главе с Йодзо Сасао полностью переработал конструкцию планера, основной акцент сделав на максимальное облегчение и упрощение проекта. Собственно, от изначального проекта сохранилась только концепция прямоугольного вместительного фюзеляжа, рама которого сваривалась из стальных труб и обшивалась полотном и фанерой. Неизменным сохранилось только оперение. Крыло, установленное на подкосы, было деревянным с полотнятой обшивкой. Механизация крыла была минимизирована и состояла лишь из элеронов. Вместо закрылков сверху крыла на стойках была смонтирована дополнительная плоскость, призванная как увеличивать подъемную силу, так и играть роль воздушных тормозов на посадке. Капитальной переработке подверглась конструкция шасси. У нового аппарата оно представляло собой пару стальных лыж для посадки и сбрасываемую двухколесную тележку для взлета, которую теоретически предполагалось использовать повторно. Хвостовое колесо было оставлено без изменений. Самое существенное отличие представляла собой откидываемая на шарнирах вправо носовая часть фюзеляжа с двухместной пилотской кабиной и две выдвижные рампы, что позволяло загружать в фюзеляж небольшие автомобили или артиллерийские орудия. Треугольная дверь с левой стороны фюзеляжа была заимствована из проекта самолета Ki-59. Общая грузоподъемность планера составляла 1500 кг или 20 полностью вооруженных солдат. Снаряженная масса планера в 3,5 тонны позволяла буксировать его со скоростью 225 км/ч, используя в качестве буксировщика бомбардировщики Ki-21 или транспортные самолеты Ki-57.
20 мая 1943 года прототип новой версии планера был завершен и через два дня впервые поднялся в воздух, полностью подтвердив ожидания военных. После чего было решено принять его на вооружение, организовав массовое производство. Планер получил обозначение – «Средний транспортный планер Тип 4» или Ku-8-II. Встречалось также более позднее обозначение Yon-shiki Tokushū Yusōki – «Специальный транспорт Тип 4».
Благодаря простоте конструкции планер Ku-8-II мог изготавливаться на непрофильных предприятиях, что и было организовано. Отдельные узлы аппарата производились в разных местах. Кроме собственно компании Кокусай изготовлением планеров занималась фирма Хирацука Коку Когио. Финальная сборка из готовых узлов осуществлялась силами аэродромных мастерских в самых разных местах. Благодаря такому стилю производства удалось организовать по настоящему массовую серию, по крайней мере, по японским меркам. Всего до конца войны удалось выпустить 619 экземпляров планеров Ku-8-II. Кроме того, планировалось организовать производство планеров на фирмах Фукуда и Нихон Ко Гата Хикоки, но реализовать эти планы не удалось. Характерно, что удачная и дешевая конструкция планера привлекла к нему внимание и извечного противника Армии – Императорского флота, который также планировал принять на вооружение планер. Но в конце концов враждебное отношение между двумя японскими структурами снова взяло вверх над разумом, и флотский проект был отставлен. Тем не менее, несколько планеров все же поступили на вооружение флотской авиации. По крайней мере, судя по сохранившимся фотографиям с ясно видимым флотским хвостовым кодом, они использовались в составе Касамигаура кокутай. Хотя подробностей этого факта нет.
Планеры Ku-7-II с хвостовым кодом флотского "Касамигаура" кокутай
Однако к моменту начала массового производства планеров Ku-8-II обстановка на фронтах для Японии изменилась настолько, что о массированных десантных операциях, для которых и создавался планер, можно было уже и не помышлять. Тем не менее, к осени 1944 года была сформирована 1-я воздушно десантная дивизия – «Дай-1 Тейшин Шюдан» в составе двух пехотных полков, в каждый из которых в свою очередь вошли по три аэромобильные группы десантных планеров, состоявшие из 9 планеров Ku-8-II и девяти буксировщиков Ki-57.
В сентябре 1944 года десантные подразделения планеров были сконцентрированы на аэродроме Цукуба, откуда планировалось осуществлять доставку грузов на Филиппины. Несмотря на полное господство в воздухе союзной авиации, для которой тихоходные планерные поезда представляли легкую цель, японцам удалось в ночь с 19 на 20 октября 1944 года совершить переброску 27 планеров с десантом на Лусон без потерь, где они были брошены, а десантники с экипажами планеров влились в оборонительные порядки японской армии на Филиппинах и практически в полном составе полегли под атаками американцев.
На Филиппинах японские планеры попались на глаза американцам, которые присвоили им кодовое обозначение «Гандер», также в ходу было неофициальное обозначение «Гуз».
Оставшиеся в метрополии планеры использовались для внутренних перевозок грузов, и лишь в мае 1945 года с их участием планировалась грандиозная диверсионная операция по высадке десанта на Окинаву. 27 планеров было переброшено на аэродром Фусса близ Токио. 12 из них предполагалось загрузить джипами Курогане Тип 95, вооруженными 20-мм автоматами, остальные планеры предполагалось использовать для транспортировки личного состава. Операция планировалась на конец августа 1945 года, но капитуляция Японии положила крест на ней.
После поражения Японии, сохранившиеся планеры были сожжены американцами на свалках трофейной авиатехники.
К концу войны остались на бумаге проект планера Ku-8-III увеличенного размера (длина 24 м, размах крыла 35,6 м), а также его моторный вариант Ki-111. Предполагалось вновь оснастить планер парой моторов На-211 мощностью 2200 л.с. и использовать машину для перевозки топлива с нефтепромыслов Борнео. Проектный взлетный вес самолета оценивался в 24 тонны, из которых 12 тонн составляло топливо. Расчетная дальность 12,5 тыс. км позволяла бы сохранять остаток топлива в 3 тонны по возвращении, что при катастрофическом положении с топливом в Японии считалось приемлемым. Но конец войны поставил крест на этом проекте.
ЛТХ:
Модификация | Ku-8-II |
Размах крыла, м | 23,20 |
Длина, м | 13,31 |
Высота, м | 3,50 |
Площадь крыла, м² | 50,70 |
Масса, кг |
|
пустого | 1630 |
максимальная | 3500 |
Максимальная скорость буксировки, км/ч | 224 |
Максимальная скорость планирования, км/ч | 240 |
Экипаж, чел. | 2 |
Полезная нагрузка | 20 человек (максимально – 24) или до 1500 кг грузов |