19
Деревянные гиганты королевы Виктории и императора Наполеона

Деревянные гиганты королевы Виктории и императора Наполеона

Статья Максима Ферапонтова с сайта WARSPOT.

В 1674 году закончилась Третья англо-голландская война, а вместе с ней завершилась эпоха неопределённости и экспериментов в области военного кораблестроения и морской тактики. Теперь для сражения между собой флоты выстраивались в линию из кораблей с самым большим числом пушек на нескольких палубах. Корабли для таких боёв стали называть линейными. Парусные линейные корабли вооружались 60-130 пушками и могли вступать в бой с любым типом корабля и даже с береговыми батареями.

В ходе нескончаемых европейских войн парусный деревянный линейный корабль достиг своего функционального совершенства. Флагманский корабль британского адмирала Нельсона Victory успешно действовал во время знаменитого Трафальгарского сражения в 1805 году и служил в течение последующих тридцати лет морской гегемонии Великобритании.

К 1847 году Франция оправилась от поражения в наполеоновских войнах и была готова снова побороться за доминирование в Европе. Французы не имели финансовых возможностей построить такой же большой флот из парусных линкоров, как британцы, а потому сделали ставку на применение новых технологий — паровой машины и гребного винта. Кораблестроитель Станислас-Анри-Лоран Дюпюи де Лом спроектировал первый в мире паровой винтовой линейный корабль. В 1850 году линкор вступил в строй французского флота под именем Napoleon, ознаменовав начало новой военно-морской гонки между Великобританией и Францией. За следующее десятилетие две самые могучие промышленные державы мира построили целый паровой флот. В современных ценах общая стоимость каждого винтового линкора составляла около пятнадцати миллионов долларов.

В 1839 году француз Луи Дагер опубликовал метод получения фотографического изображения. Благодаря этому изобретению мы можем увидеть, как выглядели последние парусные и первые паровые линкоры.

HMS St Vincent (1815) — 120-пушечный парусный первоклассный линейный корабль Королевского флота. Сдан в эксплуатацию в 1829 году, в 1854 году во время Крымской войны использовался для переброски французских войск на Балтику. С 1862 по 1906 год служил учебным кораблём

HMS St Vincent (1815) — 120-пушечный парусный первоклассный линейный корабль Королевского флота. Сдан в эксплуатацию в 1829 году, в 1854 году во время Крымской войны использовался для переброски французских войск на Балтику. С 1862 по 1906 год служил учебным кораблём

HMS Howe (1815) — 120-пушечный парусный первоклассный линейный корабль Королевского флота. Типичный крупный корабль периода наполеоновских войн. Такие корабли составляли главную силу флотов великих морских держав Европы

HMS Howe (1815) — 120-пушечный парусный первоклассный линейный корабль Королевского флота. Типичный крупный корабль периода наполеоновских войн. Такие корабли составляли главную силу флотов великих морских держав Европы

HMS Britannia (1820) — 120-пушечный парусный первоклассный линейный корабль Королевского флота. Служил на Средиземном море. Во время Крымской войны был флагманом командующего союзным флотом адмирала Джеймса Дандаса, участвовал в бомбардировке Севастополя. После войны (до 1869 года) служил госпитальным кораблём, кадетским учебным кораблём и казармой для курсантов

HMS Britannia (1820) — 120-пушечный парусный первоклассный линейный корабль Королевского флота. Служил на Средиземном море. Во время Крымской войны был флагманом командующего союзным флотом адмирала Джеймса Дандаса, участвовал в бомбардировке Севастополя. После войны (до 1869 года) служил госпитальным кораблём, кадетским учебным кораблём и казармой для курсантов

Valmy (1849) был самым большим трёхпалубным кораблём французского флота и самым большим парусным кораблём, когда-либо построенным в Европе. Испытывал трудности с плаванием и плохо маневрировал. Во время Крымской войны на борту Valmy находилось 1200 моряков, ещё 1750 пехотинцев можно было взять на борт для перевозки. С 1864 по 1891 год устаревшее парусное судно использовалось Военно-морской академией

Valmy (1849) был самым большим трёхпалубным кораблём французского флота и самым большим парусным кораблём, когда-либо построенным в Европе. Испытывал трудности с плаванием и плохо маневрировал. Во время Крымской войны на борту Valmy находилось 1200 моряков, ещё 1750 пехотинцев можно было взять на борт для перевозки. С 1864 по 1891 год устаревшее парусное судно использовалось Военно-морской академией

Impérial (1856). В 1848 году во Франции был заложен первый в мире специально построенный паровинтовой линкор Napoleon, по типу которого строились новые корабли — Impérial был одним из них. Участвовал во Второй итальянской войне за независимость (1859 год) и во Второй французской интервенции в Мексику (1863 год). С 1870 по 1897 год использовался как казарма

Impérial (1856). В 1848 году во Франции был заложен первый в мире специально построенный паровинтовой линкор Napoleon, по типу которого строились новые корабли — Impérial был одним из них. Участвовал во Второй итальянской войне за независимость (1859 год) и во Второй французской интервенции в Мексику (1863 год). С 1870 по 1897 год использовался как казарма

HMS Mars (1848). Франция и Великобритания пытались получить как можно больше паровых линейных кораблей — для этого старые парусные линкоры переоборудовали в паровые. HMS Mars, входивший в состав Королевского флота, был 80-пушечным линейным кораблём 2-го класса, в 1855 году оснащён винтовой силовой установкой

HMS Mars (1848). Франция и Великобритания пытались получить как можно больше паровых линейных кораблей — для этого старые парусные линкоры переоборудовали в паровые. HMS Mars, входивший в состав Королевского флота, был 80-пушечным линейным кораблём 2-го класса, в 1855 году оснащён винтовой силовой установкой

HMS Duke of Wellington (1852) — 130-пушечный первоклассный винтовой линейный корабль Королевского флота. Первоначально корабль был заказан в 1841 году как парусник, но затем его распилили надвое, удлинили и установили винтовой движитель

HMS Duke of Wellington (1852) — 130-пушечный первоклассный винтовой линейный корабль Королевского флота. Первоначально корабль был заказан в 1841 году как парусник, но затем его распилили надвое, удлинили и установили винтовой движитель

HMS Duke of Wellington (1852). По состоянию на 1852 год это был самый мощный и самый большой военный корабль, когда-либо построенный для Королевского флота. Служил флагманом на протяжении всей Балтийской кампании 1854 года, участвуя в бомбардировке Свеаборга

HMS Duke of Wellington (1852). По состоянию на 1852 год это был самый мощный и самый большой военный корабль, когда-либо построенный для Королевского флота. Служил флагманом на протяжении всей Балтийской кампании 1854 года, участвуя в бомбардировке Свеаборга

Bretagne (1855) — крупнейший из линейных 130-пушечных винтовых кораблей французского флота. Bretagne опоздала на Крымскую войну, но следующие пять лет олицетворяла морскую мощь Второй Империи

Bretagne (1855) — крупнейший из линейных 130-пушечных винтовых кораблей французского флота. Bretagne опоздала на Крымскую войну, но следующие пять лет олицетворяла морскую мощь Второй Империи

HMS Royal George (1827). В 1853 году старый первоклассный линейный парусник Royal George был оснащён паровой силовой установкой. В 1856 году использовался как войсковой транспорт в Крыму. В 1860 году переоборудован в линейный винтовой корабль 2-го ранга с 89 пушками. В 1875 году выведен из эксплуатации

HMS Royal George (1827). В 1853 году старый первоклассный линейный парусник Royal George был оснащён паровой силовой установкой. В 1856 году использовался как войсковой транспорт в Крыму. В 1860 году переоборудован в линейный винтовой корабль 2-го ранга с 89 пушками. В 1875 году выведен из эксплуатации

L’Intrépide (1863) задумывался как один из линейных паровых кораблей типа Napoleon, построенных для французского флота в 1850-х годах. Его строительство было приостановлено на много лет, а в 1863 году недостроенные линкор переделали в военный транспорт

L’Intrépide (1863) задумывался как один из линейных паровых кораблей типа Napoleon, построенных для французского флота в 1850-х годах. Его строительство было приостановлено на много лет, а в 1863 году недостроенные линкор переделали в военный транспорт

В 1867 году L’Intrépide эвакуировал французские войска после поражения интервенции в Мексику. В 1881 году он участвовал в осаде тунисского города Сфакс, в 1883 году стал учебным кораблём, а в 1890 году был переименован в Borda

В 1867 году L’Intrépide эвакуировал французские войска после поражения интервенции в Мексику. В 1881 году он участвовал в осаде тунисского города Сфакс, в 1883 году стал учебным кораблём, а в 1890 году был переименован в Borda

SMS Kaiser (1858). Этот «австриец» — единственный в мире паровой деревянный линкор, участвовавший в морском сражении между кораблями. В битве при Лиссе (1866 год) он выступал в качестве флагмана австрийской небронированной дивизии и вступил в бой сразу с несколькими итальянскими броненосцами. Эта фотография была сделана сразу после битвы при Лиссе

SMS Kaiser (1858). Этот «австриец» — единственный в мире паровой деревянный линкор, участвовавший в морском сражении между кораблями. В битве при Лиссе (1866 год) он выступал в качестве флагмана австрийской небронированной дивизии и вступил в бой сразу с несколькими итальянскими броненосцами. Эта фотография была сделана сразу после битвы при Лиссе

HMS Conqueror (1862). В 1859 году старый 120-пушечный парусник Waterloo был срезан до 89-пушечного двухпалубного корабля, преобразован в паровой и переименован в Conqueror. В 1864 году он служил на Китайской станции, защищая интересы британской торговли. В 1877 году переименован в Warspite, после чего служил учебным кораблём

HMS Conqueror (1862). В 1859 году старый 120-пушечный парусник Waterloo был срезан до 89-пушечного двухпалубного корабля, преобразован в паровой и переименован в Conqueror. В 1864 году он служил на Китайской станции, защищая интересы британской торговли. В 1877 году переименован в Warspite, после чего служил учебным кораблём

HMS Hannibal (1854) — 91-пушечный линейный винтовой корабль 2-го класса. Построен на верфи Детфорд и спущен на воду 31 января 1854 года. Участвовал в Крымской войне, позже использовался для перевозки солдат Гарибальди в Италию. Списан в 1874 году, разобран в 1904 году

HMS Hannibal (1854) — 91-пушечный линейный винтовой корабль 2-го класса. Построен на верфи Детфорд и спущен на воду 31 января 1854 года. Участвовал в Крымской войне, позже использовался для перевозки солдат Гарибальди в Италию. Списан в 1874 году, разобран в 1904 году

HMS Prince of Wales (1860) был одним из шести 121-пушечных винтовых первоклассных трёхпалубных линейных кораблей Королевского флота. Этот великолепный корабль опоздал на Крымскую войну и не снискал боевой славы. В 1867 году его паровую машину сняли, чтобы установить на новый броненосец Repulse

HMS Prince of Wales (1860) был одним из шести 121-пушечных винтовых первоклассных трёхпалубных линейных кораблей Королевского флота. Этот великолепный корабль опоздал на Крымскую войну и не снискал боевой славы. В 1867 году его паровую машину сняли, чтобы установить на новый броненосец Repulse

HMS Marlborough (1855) — первоклассный трёхпалубный 131-пушечный винтовой корабль, построенный для Королевского флота. В 1858-1864 годах служил флагманом Средиземноморского флота. На борту этого гиганта находилась команда из тысячи человек

HMS Marlborough (1855) — первоклассный трёхпалубный 131-пушечный винтовой корабль, построенный для Королевского флота. В 1858-1864 годах служил флагманом Средиземноморского флота. На борту этого гиганта находилась команда из тысячи человек

Самые современные, хорошо вооружённые и быстрые линкоры были построены к концу небронированной фазы гонки морских вооружений между Великобританией и Францией. В 1860 году у Королевского флота было больше деревянных паровых кораблей, чем требовалось в мирное время

Самые современные, хорошо вооружённые и быстрые линкоры были построены к концу небронированной фазы гонки морских вооружений между Великобританией и Францией. В 1860 году у Королевского флота было больше деревянных паровых кораблей, чем требовалось в мирное время

Первый бронированный линейный боевой корабль Королевского флота Warrior был введён в строй в 1861 году. Небронированные винтовые корабли всё ещё имели боевую ценность в начале и середине 1860-х годов

Первый бронированный линейный боевой корабль Королевского флота Warrior был введён в строй в 1861 году. Небронированные винтовые корабли всё ещё имели боевую ценность в начале и середине 1860-х годов

Став вершиной военно-морской техники 1850-х годов, паровинтовые линкоры быстро устарели как крупные корабли. Некоторые из них были переделаны в транспортные или учебные корабли, но большинство служило плавучими казармами до начала XX века

Став вершиной военно-морской техники 1850-х годов, паровинтовые линкоры быстро устарели как крупные корабли. Некоторые из них были переделаны в транспортные или учебные корабли, но большинство служило плавучими казармами до начала XX века

источник: https://warspot.ru/20587-derevyannye-giganty-korolevy-viktorii-i-imperatora-napoleona

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account