Ровно 100 лет назад, 16 марта 1918 года, впервые поднялся в воздух прототип германского истребителя "Сименс-Шуккерт" D.IV, спроектированного под руководством инженера Харальда Вольфа. По своим летно-тактическим характеристикам это был лучший перехватчик времен Первой мировой войны, да и вообще – один из лучших истребителей того периода. Его сделали на базе его предшественника – "Сименс-Шуккерта" D.III, от которого он отличался уменьшенной шириной и площадью крыльев с более тонким аэродинамическим профилем.
Изюминкой обеих машин был стоявший на них так называемый биротативный двигатель "Сименс-Хальске" Sh.III, в котором картер с блоком цилиндров и коленвал с поршнями вращались в противоположных направлениях с угловыми скоростями 900 оборотов в минуту. Таким образом, взаимная скорость их противовращения составляла 1800 об/мин. Разработка столь оригинальной конструкции была вызвана тем, что у ротативных моторов существует предел числа оборотов, а соответственно – мощности, составляющий примерно 1100–1200 об/мин. На более высоких скоростях крутящийся мотор просто разрывают центробежные силы.
К тому же, вращение при работе тяжелого мотора создает значительный гироскопический эффект, оказывающий влияние на маневренность и управляемость самолета. Противовращение цилиндров и коленвала частично решает эту проблему. "Сименс-Хальске" весил 195 кг и развивал мощность 160–200 л.с., что считалось для ротативника отличным показателем. Однако немцам так и не удалось довести его до высокой степени надежности и безотказности, что сильно ограничило применение этих моторов в авиастроении.
"Сименс-Шуккертов" D.IV было построено всего 123 штуки, Они обладали достаточно высокой, по тем временам, скоростью – до 190 км/ч, а также – превосходной высотностью и скороподъемностью. Рабочий потолок машины достигал 8100 метров, а на 1000 метров она поднималась менее чем за две минуты. Для сравнения, потолок лучшего тогдашнего французского истребителя "Спад" S.XIII составлял всего 6600 м, а за две минуты он набирал 760 метров. На высотах более пяти километров "Сименс-Шуккертам" не было равных как среди немецких истребителей, так и среди самолетов Антанты. Однако весьма незначительное количество этих машин не позволило им сыграть заметную роль в воздушной войне.
После завершения боевых действий уцелевшие "Сименс-Шуккерты" были частично уничтожены в соответствии с требованиями Версальского договора, частично – проданы в Швейцарию, где они прослужили до середины 1920-х годов.
"Сименс-Шуккерт" D.III знаменитого немецкого аса Эрнста Удета.
Диорама с истребителем "Сименс-Шуккерт" D.IV в новозеландском авиационном музее.
Выходящие с завода "Сименс-Шуккерты" обычно не окрашивались. Фюзеляж оставался в натуральном цвете лакированной древесины, а капоты мотора и кок винта – в цвете алюминия. Только крылья, стабилизатор, межкрыльевые стойки и колесные диски обтягивались мелокопятнистой камуфляжной тканью типа "лозенг".
Немецкие летчики – лейтенанты Франц и Ленц, воевавшие на "Сименс-Шуккертах", возле своих машин.
Интерьер кабины "Сименс-Шуккерта" и двигатель "Сименс-Хальске" Sh.III.