Броня империи. Часть X. Огромный, неуязвимый и бесполезный –свертяжелый танк типа «Громобой»

15

Прекрасно понимаю, что толку от такой железяки мало, тем более строить ее в разоренной стране – но очень хотелось, тем более это был своеобразный тренд того времени. Поэтому снова постарался создать историю создания правдоподобней. К тому же все-таки описал в общих словах политическую ситуацию в стране на конец 1919 года, у меня в этом мире вертятся две серии. Правда, когда писал, понял, что все стырено до меня – но надеюсь, будет интересно, правда краткость не моя сестра.

Короче, стимпанк в виде здорового 11,1 метрового 68-тонного парового танка с 122-мм гаубицей, 76,2-мм противоштурмовой пушкой и 6 пулеметами, и это у нас в конце 1919 года. Назвал эту дуру тип «Громобой».

Содержание:


Состояние России в 1919 году

К ноябрю 1919 года Российское государство представляло собой лоскутное одеяло в основном из трех цветов:

Красного – районы южного Урала, большая часть Поволжья, Восточная Украина и небольшие территории Сибири и Дальнего Востока, в которых была сильна рука большевиков и сочувствующих им.

Белого – большая часть Сибири, Дальний Восток, Юг России, где окопались непримиримые представители белого движения, которые знать не хотели ни о каких переговорах о коалиции.

И бело-сине-красного – территории центральной России, включая обе столицы (Петроград был отбит силами морской пехоты БФ и войсками СЗФ в мае 1919), Русский Север (с июля 1919), Белоруссию и северный Урал, в которых правил коалиционный временный комитет Российского государства, в состав которого вошла большая часть враждующих с 1917 года сил, за исключением РСДРП (б), анархистов и боевого крыла эссеров.

Теоретически две последние группировки находились в согласии, но взаимодействия между ними не было. На линии соприкосновения белых и красных шла вялотекущая война, центральное правительство на словах поддерживало своих союзников, но в основном держало глухую оборону, надеясь на компромиссное решение (к тому же в составе правительства находились бывшие соратники красных, которые просто не давали развернуться в полной мере).

Состояние бронетанковых войск

Так же пестро выглядели и танковые силы. На бумаге все танковые подразделения входили в состав бронетанкового управления Русской армии, но де-факто существовало два разрозненных подразделения: 1-й танковый кирасирский полк сил Юга, включая отдельный отряд легких танков Сибирской армии, и Отдельный кирасирский полк с базированием на Царское Село. Отдельные небольшие части, главным образом состоящие из трофейных танков, имели и советские силы.

Танковый полк ВСЮР был достаточно однороден и имел 74 машины британского производства (57 танков Мк V и 17 — Мк А «Уиппет») и четыре французских Рено FT-17 (еще около 16 штук были в составе французской роты и организационно не входили в состав русской армии); они поставлялись с января 1919 года до начала лета (генералитет Юга не рассматривал Антанту как интервентов, и поэтому их взаимоотношения были лучше, чем на Севере и Дальнем Востоке). Отдельный отряд Сибирской армии имел только 4 Рено.

Надо сказать, что изначально в составе ВСЮР танков было больше, но они стали для красных своеобразным «военторгом»: во время летнего наступления силы Юга умудрились «потерять» около 20 танков, из них 2 Рено, еще 4 из состава 3 роты 303 полка штурмовой артиллерии «подарили» франко-греческие части во время Харьковской операции. Сибирская армия тоже отличилась, дальневосточные партизаны смогли «отжать» у нее 6 из 10 танков FT-18.

Рено» FT-18

«Рено» FT-18

Центральное правительство имело более скромный, но более пестрый парк, но половина из них были отечественного производства. Отдельный кирасирский полк трехбатальонного состава к началу 1920 года имел 40 танков в 2 батальонах (15 легких и 6 средних в первом и 12 тяжелых машин и 7 средних во втором). В дополнение к ним в состав полка включили батальон тяжелых бронеавтомобилей (7 «Остин-Кегресс», 2 Пузырев К28-44БП, 3 ФВД-Путилов и 8 «Гарфорд-Путилов»).

Танки появились в составе полка разными путями.

2 FT-17 из состава Северо-Западной армии, еще 8 были тайно поставлены непосредственно из Франции вместе с комплектом необходимой документации (это шло в разрез с интересами Великобритании, но у французов были свои мысли). С использованием этой документации в июле 1919 года удалось начать постройку своего варианта танков этого типа на заводе АМО (к январю 1920 удалось собрать 5 экземпляров), еще 10 построили на заводе Сормово в Нижнем Новгороде (правда, весь заказ удалось завершить только к концу 1920, поскольку работы шли практически в прифронтовой зоне, например весной красные войска находились в 15 км от завода).

Средний «сегмент» был более разнообразным. В него вошли 4 «Шнейдера» СА.1, которые были поставлены еще весной 1917 года для предварительных испытаний, столько же отечественных первенцев типа «Ослябя», кроме того с Севера перевезли один Mk.B, еще один такой же танк англичане потеряли из-за атаки «повстанцев» на Архангельск весной 1919 (в реальности им противостояла рота морской пехоты флотилии СЛО) и он был отремонтирован на Путиловскрм заводе в конце 1919, его «братья» по крови Mk.А в отличие от сил Юга в состав кирасирского полка не попали. Кроме того в качестве средних танков числились 3 бронетрактора разработки полковника Гулевича.

Интересным был «тяжелый» компонент: первые четыре танка Mk.IV были легально поставлены временному правительству еще летом 1917 года в качестве учебных, они были полностью оплачены, не последнюю роль в активизации поставки сыграл посол в Великобритании Набоков и представитель русской армии при французской главной квартире граф Игнатьев. После известия о планировании Босфорской десантной операции поставки прекратились (британцы не очень желали захвата проливов, а танки могли сильно помочь). Шесть более совершенных Mk.V также достались из состава СЗА. 1 из северной группы англичане потеряли из-за знаменитой атаки «повстанцев» на Архангельск весной 1919, два были оставлены ими при эвакуации из Архангельска в июле 1919, правда это были две самые поврежденные «пятерки» и их использовали как источник запчастей.

Танки 1-го кирасирского полка, 1919 г.

Танки 1-го кирасирского полка, 1919 г.

Кроме того в состав полка в конце 1919 – начале 1920 вошли два танка, которые на тот момент были самыми большими и тяжело вооруженными танками в мире (превосходил их только недостроенный немецкий «K-Wagen», а по массе близкий по типу FCM 2C), и самое необычное – он был построен в России. Имя этому бронированному монстру также подобрали соответствующее: тяжелые танки типа «Громобой».

История создания тяжёлого танка Громобой

Создание этого гиганта началось еще в последний год существования империи, когда Путиловский и Сормовский завод начали строительство шасси для будущего танка на базе того же трактора Холта, главным отличием было оснащение платформы двумя паровыми машинами мощностью по 110 л.с. Правда, из-за загруженности предприятия военными заказами первое шасси представили только к середине 1917 года, когда Рыбинские танки уже поступали в войска. На этом работы по паровому танку на время заглохли, а выпущенные 3 шасси использовались как бронированные арттягачи и транспортёры.

Вспомнили про эти наработки в начале 1918 года, когда планируемые поставки британских танков прекратились, так практически и не начавшись, а угрозы со стороны Германии были более чем реальны (временные перемирия которые достигались на разных участках фронта, были крайне нестабильными). Да и отношения с Антантой начали портиться. Про возможность гражданской войны тогда старались не думать, хотя конфликты возникали в разных уголках бывшей империи; впрочем, в Нижнем Новгороде и окрестностях было все относительно тихо – там был создан первый губернский совет, в который вошли и представители «мятежников» и представители старой власти. Многие рассматривали это как модель будущего государства единения и свободы. Что касается танков, то туда были эвакуированы два из четырех Мк.IV, именно изучение новой материальной части позволило переработать проект парового танка.

Реально его постройка началась еще в августе 1918 с постройки двух «малогабаритных», но мощных паровых машин, танк сразу подразумевали предельно мощным, но официально заказ на постройку танка был выдан только в начале 1919 года, когда уже вовсю шли крупномасштабные боевые столкновения противоборствующих сторон. Красные захватывали все большие территории, а противодействовать им было особо нечем, поскольку основные части были вынуждены держать на линии соприкосновения с Центральными державами. Русской армии потребовались кардинальные средства для усиления вооруженных сил.

К этому времени на базе британских танков, в том числе и с использованием их частей стали строить сразу два монстра, а чуть позднее «заложили» еще один корпус. Изначально танки не имели название, а тип «Громобой» появился в документах с подачи механика Селиваного который вступил в командование первой машиной и вовсе не из-за грозного вида, а как дань уважения броненосному крейсеру с таким именем на котором служил, кстати в больше половины команды (именно так проходил экипаж по документам) служили ранее там же.

Первый раз «Громобой» вышел из ворот завода в ноябре 1919 года. Скорость была небольшая зато «пароход» поражал всех своими размерами: при длине в 11 с лишним метров, его масса без вооружения уже достигала 59 тонн. В январе 1920 закончили второй танк «Полтава» – такое название он получил, поскольку большая часть команды составили моряки с искалеченного при Моонзунде линкора.

Танк «Громобой», состояние на март 1920 г.

Танк «Громобой», состояние на март 1920 г.

Особенности конструкции

Выбранная схема предполагала ходовую часть с гусеничными ветвями, полностью охватывающими корпус, бортовыми спонсонами, башней с 76,2-мм противоштурмовой пушкой и 122-мм гаубицей образца 1910 на тумбе в лобовом бронелисте.

Ходовая часть «ромбовидного» типа была выполнена по аналогии с британскими танками (использовали даже катки и механизм натяжения гусениц). Передняя и задняя часть была выполнена вытянутой, с полуэллиптическими обводами снизу для лучшего преодоления полевых преград. С каждого борта танк получил по 30 опорных катков малого диаметра, заднее ведущее колесо, почти опущенное на грунт, и переднее направляющее колесо, установленное на уровне спонсонов. Поддерживающие колеса отсутствовали, поскольку их роль выполняли направляющие рельсы, однако над ведущим колесом находилось по два натяжных ролика. Гусеничная цепь состояла из крупнозвенчатых стальных траков шириной 500 мм.

Но, как можно догадаться, главной «изюминкой» конструкции этого танка стала паровая силовая установка. Выбор в её пользу объяснялся тем, что на тот момент в России не было создано достаточно мощного и компактного двигателя внутреннего сгорания, который можно было поставить на танк. Таким образом, было принято решение оснастить танк двумя 2-цилиндровыми паровыми двигателями суммарной мощностью 450 л.с., каждый из которых имел привод на своё ведущее колесо. В качестве топлива использовалась сырая нефть или керосин. Двигатель был разработан Обуховским заводом, а вот котел построили на «Дуксе» с использованием решений, которые были заложены на паровых грузовиках Stanley, небольшое количество которых было закуплено во время войны.

Компоновка корпуса и размещение вооружения, однако, сильно отличалась от британских «ромбов». Поверх корпуса проходила надстройка, в передней верхней части находились места для водителя (справа) и место для пулемета, огонь из которого мог вести наводчик гаубицы. Ниже по центру была установлена 122-мм гаубица образца 1910, ее расчет состоял из наводчика и заряжающего, правда угол обстрела из нее был небольшой и составлял всего 10 градусов по горизонтали и 35 по вертикали (сделать их больше не позволяли размеры боевого отделения): планировавшаяся к установке 107-мм оказалась еще более масивной из-за более длинного ствола и от нее отказались. Средняя часть корпуса была отдана под боевое отделение с размещением двух небольших пулеметных спонсонов по два пулемета. Здесь также размещался боекомплект для гаубицы из 40 снарядов, в качестве подносчиков могли привлекаться передние пулеметчики. Пулеметчики, которые располагались в задней части корпуса, также были «универсалами»: в их обязанности входил присмотр за котлом, который располагался за их рабочими местами.

Позади паровых машин в корме располагался машинист-пулеметчик (именно так он значился в штатном расписании), кроме обслуживания механизмов он также имел пулемет в башенке от броневика «Остин».

Еще одна башня, на этот раз от танка «Ослябя» (это были башни от двух недостроенных танков второй серии), располагалась поверх надстройки между пулеметными спонсонами. В отличие от прототипа она опиралась не на пол боевого отделения (это было в принципе невозможно, поскольку от погона башни до пола было 1.8 метра), а на усиленную крышу и пол башни, который снизу поддерживали пять массивных метровых стоек. Кроме того, башня имела кормовую нишу, где располагалась боеукладка для 20 снарядов (еще 40 были под башней и их подавали, если это требовалось, пулеметчики) и командирскую башенку по типу установленной на танках FT-17. Собственно в башне находились сам командир машины, который совмещал свои обязанности с функциями заряжающего для 76,2-мм пушки, и наводчик; иногда в состав экипажа включали отдельно башенного заряжающего, но тогда в башне было тесновато. В общей сложности экипаж состоял из 10-11 человек. Посадка в танк производилась через два бортовых люка или через люк в задней надстройке корпуса.

Разрез и схема размещения экипажа в танке типа «Громобой» обр. 1920 г.

Разрез и схема размещения экипажа в танке типа «Громобой» обр. 1920 г.

Испытания танка выявили способность преодолевать широкие рвы, а для большей части полевой артиллерии он был практически неуязвимым (на испытаниях по лобовой броне с расстояния в 500 метров было произведено несколько выстрелов из 57-мм пушки танка Mk.V, которые, кроме разрыва гусеницы, никаких существенных повреждений не нанесли). В то же время маневренность оказалась на грани фола (это при условии, что наводить гаубицу приходилось поворотом танка), имел маленькую скорость (по шоссе разгонялись до 8 км/ч, а по пашне в 2 раза меньше); к тому же котел, несмотря на слои теплоизоляции, сильно грелся (зимой это было счастьем, а вот летом было жарковато), да и возить их по железной дороге было сложно, несмотря на втягивающиеся по типу британских ромбов пулеметные спонсоны (специальную железнодорожную платформу смогли изготовить только к маю). Тем не менее, оба танка приняли в состав тяжелого батальона в качестве флагманских. Тем более в отличие от «одноклассников» головному танку довелось побывать в реальном бою, приняв участие в заключительном этапе русско-польской войны в составе сводной танковой группы.

Сравнительные размеры тяжелых танков прорыва периода 1918-1920 гг.

Сравнительные размеры тяжелых танков прорыва периода 1918-1920 гг.

Боевое применение
В марте 1920 года началось кровопролитное сражение за Гродно, 26 марта поляки заняли город и именно его было принято отбивать танковыми силами. В состав особой группы помимо Громобоя входила рота Мк.V (6 машин), рота легких танков (12 FT-17 и Русских Рено), а так же взвод танков «Ослябя» (2 машины). Кстати доставка танка из Царского села где базировался полк по железной дороге заняла 3 недели.

Это был первый случай массированного применения танков в русской армии практически все машины действовали на участке фронта в 2 км при поддержки конницы и пехоты. Поляки так же попытались подтянуть танки в виде 4-го отделения 2-го танкового батальона в составе 12 танков FT, но потеряв 5 машин (одна была поражена Громобоем), поляки оставили город. Правда сам русский монстр из-за поломки оказался обездвижен и был накрыт польскими гаубицами (польские газеты на следующий день расписали в это красках), но фактически танк не получил серьезных повреждений и после того как был эвакуирован двумя Mk.V через месяц снова вступил в строй. Итог этого боя в том числе и участие танковой группы в дальнейших боях сражения за Неман (в апреле ее пополнили еще 6 британских ромбов и 10 Рено) повлияли на дальнейшие планы польского командования, был отменен поход на Минск и заставил польские войска оставить Брест, в итоге на основе Рижского договора новая граница оказалась практически идентичной линии Керзона.

После войны и объединения страны под единым правительством в Российское Федеративное государство, на базе танковых частей сил Юга и возвращенных советских танков был создан 2-й кирасирский полк, куда был переброшен танк «Полтава», а шасси еще одного, получившего название «Уралец», после переоборудования в САУ перевели в Крым. Что касается «Громобоя», то во время ремонта с него была снята гаубица, которая больше на него не вернулась – вместо нее поставили 37-мм пушку «Гочкисс». В таком виде танки служили до 1925 года, когда была предпринята модернизация машин (других тяжелых танков построить пока не получалось).

Модернизация танка

Модернизацию проводили на Харьковском заводе, при этом постарались устранить максимум недостатков.

Во первых, заменили громоздкие паровые машины на танковую версию двигателя М-5 (он же Либерти) с электрической трансмиссией. Каждое ведущее колесо приводил в движение свой 150-сильный электромотор, получавший ток от генератора. В итоге, несмотря на снижение мощности двигателя, танк удалось облегчить почти до 60 тонн, а применение мелкозвенчатых гусениц и частичного подрессирования опорных катков увеличило скорость до 11 км/ч.

Следующим шагом стало оснащение танка новой литой 35-мм башней (бронирование лобового листа тоже усилили, добавив 7-мм экран); несмотря на тот же размер погона (1900 мм), за счет вынесения лафета пушки вперед (теперь он опирался только на башню) удалось разместить заряжающего (сам боезапас за счет наплывов разместили по бортам башни). Кроме того, рядом с пушкой появился спаренный пулемет Федорова. У командира появилось переговорное устройство для связи с водителем (раньше танком приходилось управлять криком, брошенной гайкой или длинной палкой), кроме того у каждого пулемётчика и артиллериста стоял электрический указатель приоритетной цели (по сути циферблат, где стрелка на фоне нарисованного танка указывала нужное командиру направление).

Кстати об артиллеристах: теперь пушек «Гочкисс» стало три – две установили на передних позициях у стрелков в спонсонах, еще одна стояла в кормовой башне от планируемого к производству танка Т-16 (в дальнейшем он «перерос» в знаменитый МС-1), в этой же башне стоял двухствольный 6,5-мм пулемет Федорова. Еще 3 таких пулемета стояли в кормовой части спонсонов и лобовом листе (Гочкисс при этом на Громобое убрали). Еще одно новшество было оборудование места радиста на месте, где раньше стояла гаубица (правда, саму станцию Marconi смогли получить и довести до ума только в 1926). Новый вариант танков получил название ТТП-3 (тяжелый танк прорыва третий, первыми двумя посчитали проект танка Менделеева и Царь-танк Лебеденко).

Модернизированный танк ТТП-3 «Полтава», осень 1925 г.

Модернизированный танк ТТП-3 «Полтава», осень 1925 г.

Танки использовали до 1934 года, пока не стали поступать на вооружение Т-35, являясь постоянными участниками различных парадов, но после этого их отправили в резерв. По сути они стали памятниками, «Громобой» передали в Кубинку, а «Полтава» находилась в Харькове на ХПЗ. С началом войны первый смогли поставить на ход зимой 1941 года, но он был уничтожен действиями немецкой авиации еще на подходе к Волоколамску. Харьковский танк закопали в землю в качестве ДОТа при обороне города, но его расстреляли немецкие танки. Говорят, что гигантский корпус до сих пор закопан, а вот где – уже никто не помнит.

ТТХ танков типа «Громобой».

Танк образца 1920

Танк образца 1925

Боевая масса, кг

68 050

63 000

Экипаж, чел.

10-11

10

Длина, мм

11 140

11 140

Ширина, мм

3650 (по спонсонам)

3650 (по спонсонам)

Высота, мм

3850

3650

Вооружение

Одна 122-мм гаубица, одна 76,2-мм пушка и шесть 7,62-мм пулеметов Максим обр. 1910

Одна 76,2-мм пушка, три 37-мм пушки «Гочкисс», четыре двухствольных 6,5-мм пулемета Федорова.

Бронирование

лоб корпуса – 30 мм

борт корпуса – 25 мм

корма корпуса – 25 мм

главная башня – 30

малая башня – 25

крыша – 15

днище – 15-18 мм

лоб корпуса – 30 мм + 7 мм экран

борт корпуса – 25 мм

корма корпуса – 25 мм

главная башня – 35

малая башня – 25

крыша – 15

днище – 15-18 мм

Двигатель

два паровых 2-цилиндровых, суммарной мощностью 450 л.с.

М-5Т, карбюраторный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 338 л.с. при 1400 обмин

Ходовая часть

30 опорных катков (на один борт) с блокированной подвеской, 2 натяжных верхних ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, верхний подерживающий рельс.

трансмиссия механическая

30 опорных катков (на один борт) с рессорной подвеской, 2 натяжных верхних ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, верхний подерживающий рельс.

трансмиссия электрического типа

Скорость

8 кмч

11 кмч

Запас хода по шоссе

60 км

100 км

Средства связи

радиостанция Marconi (с 1926)

Подписаться
Уведомить о
guest

57 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account