Броня Коммуны Часть 2

0

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

Часть 1

Французские военные наверняка знали о первых попытках применения бронепоездов на фронтах американской гражданской войны и сделали из этой информации правильные выводы. Уже в 1869 году был построен первый французский бронепоезд, представлявший собой два или три коротких двухосных броневагона в составе личного эшелона императора Наполеона-III и предназначенный для укрытия этой августейшей особы и ее приближенных в случае обстрела противника или нападения террористов.

Из-за болезненной секретности, которой всегда страдали французы, нормальных снимков "имперских" броневагонов не сохранилось, а единственная известная на сегодняшний день фотка выглядит вот так:

Броня Коммуны Часть 2

На ней видно, что вагоны обеспечивали стрельбу из ружей через окна-амбразуры, которые закрывались поворотными броневыми заслонками. Технической документации по вагонам пока не найдено, но, судя по размерам заклепок, броня у них была довольно толстая, державшая не только пули, но и снаряды тогдашних полевых пушек.

Когда Наполеон-III позорно сдался в плен под Седаном возмущенные таким поведением своего монарха жители Парижа провозгласили республику, но вскоре у них возникли серьезные проблемы с французской провинцией, отказавшейся признать самопровозглашенную власть парижан. Это вылилось в короткую, но очень жестокую гражданскую войну.

Парижане, назвавшие себя коммунарами, естественно, применили в ней всё то оружие, которое оказалось у них под рукой, в том числе и бронепоезд бывшего императора.

Броня Коммуны Часть 2

На гравюре из английского журнала "Лондон иллюстрейтед ньюс" изображена атака коммунаров при поддержке бронепоезда "Наполеон-III" (наверняка эти люди, люто ненавидевшие свергнутого монарха, как-то переименовали состав, но информации об этом, к сожалению, не сохранилось, поскольку большинство документов Коммуны сгорело в ходе боев с версальцами).

"Наполеон-III", конечно, представляет определенный историко-технический интерес, но гораздо более любопытен, на мой взгляд, другой французский бронепоезд, безусловно, ставший этапным явлением в развитии военной техники.

Этот бронепоезд, спроектированный инженером Станиславом (да, по матери он поляк) Дюпуи де Ломом и названный "Орлеан", предвосхитил развитие рельсовой бронетехники не только в девятнадцатом, но и в двадцатом веке. В нем впервые было воплощено то, что в дальнейшем считалось общепринятым и очевидным, — бронированная силовая установка и поворотные орудийные башни.

Бронепоезд был построен во время осады Парижа прусаками в 1870 году, но, поскольку немцы так и не решились штурмовать город, в бой он вступил против французов во время кровавой "разборки" между парижанами-коммунарами и контрреволюционерами-версальцами.
Он не сыграл заметной роли в судьбе Франции, но остался в истории как очень интересный, хотя и почти неизвестный технический артефакт.

Броня Коммуны Часть 2

Бронепоезд коммунаров в бою. Обратите внимание на то, что он движется по двум параллельным рельсовым путям, а его орудийные броневагоны скреплены бортами. Такая оригинальная схема не встречалась более нигде, кроме сверхтяжелых железнодорожных орудий вроде "Доры". В данном же случае подобную компоновку состава можно объяснить желанием обеспечить обоим броневагонам возможность вести курсовой огонь.

Броня Коммуны Часть 2

Чертеж первого в мире бронепаровоза Дюпуи де Лома. В отличие от локомотивов более поздних бронепоездов этот паровоз одновременно являлся боевым броневагоном с амбразурами для стрельбы. Его защита состояла из толстых деревянных брусьев, обшитых снаружи железными листами.

Броня Коммуны Часть 2
Броня Коммуны Часть 2

Пушечный вагон бронепоезда "Орлеан". На чертежах хорошо видно, что его верхняя часть представляла собой цельноповоротную броневую башню с ручным приводом. Блиндирование, как и на паровозе, состояло из деревянных брусьев с железной обшивкой на заклепках. Такая броня обеспечивала стопроцентную защиту от огня стрелкового оружия и легких полевых пушек.

Вооружение броневагона — одно 160-миллиметровое дульнозарядное морское орудие Дальгрена.

С 15 апреля по 22 мая 1871 года бронепоезд, которым командовал начальник западного сектора обороны Парижа генерал Ладмиро, занимал боевые позиции в районе виадука Пойнт де Жур. Оттуда он вел огонь по "белогвардейцам" совместно с плавбатареями и канонеркой "Либерте".

Когда версальцы обошли бронепоезд с тыла, отрезав ему пути отхода, команда взорвала его на оставшихся боеприпасах.

источник: http://vikond65.livejournal.com/40593.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account