Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Мало кто знает, что парижские коммунары использовали в гражданской войне против версальцев не только ружья и пушки, но и такой хайтек эпохи стимпанка, как речные паровые броненосцы и бронепоезда.
Основу коммунарской флотилии составляли три самоходных бронированных плавбатареи, построенные еще в 1859 году для применения на реке По против австрийцев, с которыми тогда воевала Франция. Но к окончанию той войны они не успели, а когда в 1870-м началась война с Пруссией, их перебросили в Париж для усиления защиты города. Там они и достались повстанцам после провозглашения Коммуны.
Названий плавбатареям не присваивали, только номера – 1, 2 и 3.
Эти небольшие и довольно неказистые железные посудины были вооружены двумя морскими казнозарядными нарезными орудиями калибра 160 мм, размещенными в бронированном каземате. Толщина брони составляла всего 5 сантиметров – считалось, что этого достаточно, чтобы противостоять ядрам 12-фунтовых гладкоствольных полевых пушек, состоявших на вооружении австрийской армии.
Плавбатареи длиной 22 и шириной 7,7 метров имели водоизмещение 142 тонны, экипаж – 40 человек. В движение их приводили по две 40-сильные паровые машины, с помощью которых они развивали скорость до 4,5 узлов.
Одна из бронированных номерных плавбатарей, защищавших Париж сперва от прусаков, а затем – от версальцев. Слева на заднем плане – какая-то самоходная баржа с пушкой, про которую мне не удалось найти никакой информации.
Интерьер боевой рубки "парижской" плавбатареи.
Плавбатареи ведут огонь по наступающим версальцам из-под арок виадука Пойнт де Жур, 22 мая 1871 г. Через день под угрозой захвата противником они были взорваны своими командами.
Еще один интересный боевой корабль, использованный коммунарами, – однопушечная канонерка "Фарси", спроектированная в 1869 году лейтенантом Эженом Фарси и названная в честь ее создателя. Это было совсем маленькое суденышко размером 15 на 4 метра и водоизмещением всего 44 тонны, из которых почти 15 тонн приходилось на массу орудия. Фактически "Фарси" представлял собой самоходный плавучий лафет для тяжелой дальнобойной гаубицы.
Бронзовое нарезное орудие калибра 240 мм забрасывало 100-килограммовые снаряды на расстояние до восьми километров, что в те времена считалось весьма солидным показателем. Экипаж канонерки состоял из 10 человек. Паровая машина мощностью 40 лошадиных сил обеспечивала скорость движения до 6,5 узлов по спокойной воде.
Корабль почти не имел брони, только орудийный экран на носу, сделанный из котельного железа, давал некоторую защиту от пуль на излете.
Коммунары переименовали "Фарси" в "Либерте" ("Свобода") и сделали ее флагманом своей речной флотилии. Большая дальнобойность ее орудия позволяла обстреливать Версаль – главную базу контрреволюции, не приближаясь на опасную дистанцию к вражеским позициям.
В последних числах мая 1871 года, когда "белогвардейцы" ворвались в Париж и в городе разгорелись уличные бои, команда "Либерте" продолжала поддерживать огнем оборону коммунаров, при этом трое ее моряков погибли. По какой-то причине повстанцам не удалось уничтожить корабль и после падения Коммуны он был захвачен. Новые владельцы переименовали его в третий раз, теперь он стал называться "Револьвер", но в дальнейшем канонерке вернули первоначальное название — "Фарси".
В 1883 году "Фарси" вместе с другой однотипной канонеркой "Сентри" отправили в Индокитай, где Франция вела колониальную войну с местным населением. Там "плавучие гаубицы" многократно принимали участие в боях, пока в 1889 году их не списали из-за износа.
Команда "Либерте" обстреливает версальские позиции, гравюра из английского журнала "Лондон иллюстрейтед ньюс" за 1871 год. На ней видно, что во времена Коммуны канонерка еще не имела палубной надстройки, а ее паровая машина стояла открыто.
.
В дальнейшем над палубой канонерки сделали навес, а на него установили скорострельную пушку для самозащиты в ближнем бою.
Шарж на Эжена Фарси и его канонерку, опубликованный в одном из парижских журналов.