Броня и мобильность мотострелков. ЗиС Б-3. 1944г. Полугусичный БТР по советски.
Во многих романах АИ WW2, в победоносных шествиях РККА по Европе (и миру), армады советских
танков сопровождают многочисленные мотострелки на многочисленных БТР. К сожалению, в реальной истории, этого не было. Обеспечение мобильности и зашиты для мотострелков на марше и бою, в какой то степени могли, если не изминить историю войны, то сократить потери, как среди мотострелков, так и такнкистов…. И это была большая проблемма для РККА. Многие наши коллеги выкладывают на сайте интересные проекты БТР на базе Т-26, БТ, Т-34 и даже ИСУ-152(!). Но не ужели, у нас в реалии, ни чего не делалось в этом направлении в годы войны? Ведь до 50-х. годов( БТР-152), CCCР не имел своих БТР.
А оказвыается делалось….. и одним из реальных притендентов на бронированную "рабочую лошадку " мотострелков был проект ЗИС Б-3 от 1944г. А его история такая…..
Б-3.СССР.1944г.
В начале WW2 получил распространение новый вид боевой техники, отражающий радикальные изменения в тактике ведения наступательных действий — бронетранспортер (БТР). В данном случае требовалось массовое и недорогое бронированное транспортное средство высокой проходимости, с улучшенными подвижностью и маневренностью на поле боя, способное надежно и с минимальными потерями в условиях огневого ружейно-пулеметного и осколочного противодействия доставлять отделение (или два) пехоты с вооружением к переднему краю противника или к месту боя под защитой брони и прикрытием своих пулеметов, часто вслед за атакующими
танками.
Соответственно, непрерывно расширялись сферы боевого применения БТР, в первую очередь самых передовых из них — германского вермахта, где они собственно и родились. Опыт боевых действий польского похода сентября 1939 г. и особенно успешной для немцев французской кампании мая — июня 1940 г. показал, что БТР особенно эффективны для успешного преследования отходящего после
танковой атаки противника, с дальнейшей зачисткой от него местности и закреплением на ней. Они незаменимы для быстрой переброски мотопехоты в угрожаемый район в условиях огневого противодействия, при захвате мостов и устранении инженерных заграждений. И, кроме того, — для сопровождения колонн, охранения, передовой разведки, обслуживания штабов, связи, саперных и санитарных служб, перевозки боеприпасов и как быстроходные бронированные тягачи для ПТА. Применялись БТР как машины технического обслуживания и в броне
танковых соединениях. В качестве шасси для своих БТР немцы широко и в многочисленных вариантах использовали весьма совершенные по конструкции, хорошо отработанные однотонные и трехтонные (условно) полугусеничные тягачи с передними управляемыми (неведущими) колесами и мелкозвенчатыми металлическими гусеницами (на резиновых башмаках) с шарнирами на игольчатых подшипниках.
Американцы тоже оценили эффективность использования БТР и к началу войны оперативно создали с последующим широким тиражированием множество боевых машин: полугусеничных с резино-тросовой гусеничной лентой и на колесном полноприводном шасси 4 х 4, а также большие гусеничные плавающие транспортеры. Они несли на себе тяжелые пулеметы, минометы, орудия ПТО, полевые пушки средних калибров и по существу были первыми многоцелевыми боевыми транспортными средствами. По своей бронезащите американские БТР несколько уступали немецким, имея нерациональные прямоугольные конфигурации открытых сверху корпусов, что, однако, увеличивало вместимость и улучшало обитаемость, но превосходили машины вермахта по общей подвижности, надежности и проходимости.
Если немцы широко применяли свои БТР в боевых порядках пехоты, смело и активно использовали их для ведения наступательных операций, то американские БТР больше действовали как многоцелевые машины охраны, сопровождения, связи, разведки, как носители тяжелого оружия.
К началу войны Советский Союз не имел своих БТР, если не считать опытных образцов безоружного и малоподвижного, скорее санитарного транспортера БА-22 (1937 — 1939 гг.) на слабом шасси ГАЗ-ААА (6 х 4) с весьма ограниченной проходимостью.
Ба-22
В результате войны приходилось использовать десанты, просто посаженные на броню
танков. Это увеличивало темпы преследования отходящего противника, но вызывало неоправданно большие потери ничем не защищенных бойцов.
Наши бойцы с удовольствием использовали трофейные немецкие БТР, а начиная с 1942 года американские бронетранспортеры, а также легкие английские гусеничные машины "Универсал" поставлялись в заметных количествах по ленд-лизу в СССР, где были по достоинству оценены как новый, крайне необходимый класс боевых машин, не имевший у нас аналогов. Правда, по прямому назначению для перевозки мотопехоты с легким вооружением вслед за атакующими
танками или огневым валом артиллерии с одновременным подавлением уцелевших огневых точек противника — они использовались редко — из-за недостаточного количества и не предусмотренного применения использовавшейся тактикой ведения наступательного боя.
Изготовление отечественных образцов БТР, когда, наконец, осознали их боевую эффективность и острую необходимость, в разгар войны было весьма проблематично. По-прежнему не имелось соответствующих отработанных шасси высокой проходимости и свободных мощностей для их массового производства, а также бронекорпусов, тоже непростых в изготовлении.
В начале 1943 года ЗиС разрабатывал на базе ЗиС-42, БТР с индексом ТБ-42 на 14 посадочных мест для бойцов с одним пулеметом ДТ. По техническим причинам ЗИС сам отказался от проекта ТБ-42 как нерационального и вряд ли осуществимого.
Было принято решение построить оригинальное полугусеничное шасси с использованием хорошо отработанной и надежной ходовой части (опорные и поддерживающие катки, ведущие звездочки, подвески, звенья гусениц и др.) легкой самоходной установки СУ-76М (ГАЗ-15-126), серийно выпускавшейся на трех заводах. В начале 1944 г. ЗИС построил опытный 12-местный БТР Б-3 (иногда в отчетах именуемый как АТ-3) с макетным бронированием (котельная сталь толщиной 6 — 16 мм), вооруженный крупнокалиберным пулеметом ДШК на открытой турели. При полной массе 7100 кг он мог развивать скорость не более 40 км/ч — явно недостаточную для БТР. Правда, низкое среднее удельное давление гусеничного движителя (0,3 кгс/см2) обещало дать хорошую проходимость по слабым грунтам, но до этого дело не дошло. Испытание Б-3 на Научно-исследовательском бронетанковом (НИБТ) Полигоне дало отрицательные результаты — низкая надежность агрегатов трансмиссии, перегрев двигателя, постоянно работающего на пределе. И на этот раз столь нужная армии машина не состоялась.
Тактико-технические характеристики Б-3: БОЕВАЯ МАССА 7100 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2 (+10 солдат)
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6530
Ширина, мм 2350
Высота, мм 2400
Клиренс, мм 330
ВООРУЖЕНИЕ
один 12,7-мм пулемет ДШК(!)
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса — 15 мм
борт корпуса — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ ЗиС-16, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 85 л.с.
запас топлива — 150 литров
ТРАНСМИССИЯ механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ полугусеничная с передней направляющей осью
СКОРОСТЬ 40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм ?
Ширина рва, мм 0,50
Глубина брода, мм 0,65
А жаль…. ведь могли на мем и до Берлина дойти.
А на его базе могли бы создать целое семейство спец. машин и носителей вооружения.
Ребята, кто умеет рисовать-по эксперемтируйте!!