Бронетехника австрийской армии перед Второй Мировой войной
Казалось бы, весь разговор про австрийскую бронетехнику можно уложить в один абзац. Ведь в 1938 году имелась лишь рота бронеавтомобилей и четыре роты танкеток. В которых было 12 бронеавтомобилей Mittlere Panzerwagen Modell 35 (более известных под фирменным обозначением ADGZ) и 72 танкетки Kleinpanzerkampfwagen Modell 33 (итальянское название Carro veloce L3/33). Плюс два тяжёлых бронеавтомобиля были у полиции.
В 1938 году австрийский бронебатальон стал 33-м танковым батальоном Вермахта (Panzer-Abteilung 33), который вошёл в состав формируемой на базе австрийской подвижной дивизии 4-й лёгкой дивизии немецкой армии. Танкетки в батальоне недолго использовались и были переведены в учебные части, а взамен были получены немецкие машины.
Однако, история австрийской бронетехники на этом не заканчивается, и если вам интересно, то читаем дальше.
После поражения в Первой Мировой Австрия не имела право иметь бронетехнику. Правда, исключение было сделано для полиции. Потому первые бронемашины именно и использовались в силах правопорядка, а не в армии.
Первый австрийский бронеавтомобиль этого периода Panzerauto M.25 был создан весьма известным человеком, которого звали Фриц Хейгл (Fritz Heigl). Правда, большинству он известен, лишь как автор первого крупного справочника по бронетехнике, в том числе и на русский язык переведённого. Бронеавтомобилей было построено два, хотя в некоторых источниках их указано три-четыре, и даже восемь. Затем в единственном экземпляре был построен Panzerauto M.26.
В Австрии Хейгл просто не мог развернуться, и потому он вскоре отправился на чужбину. Могу вам предложить посмотреть несколько его проектов, предложенные для шведской армии. Которые, правда тоже не приняли на вооружение.
В Австрии же, развитие бронетехники продолжалось в виде конструирования бронеавтомобилей. Танки были запрещены, а бронеавтомобили можно было делать для полиции. Попытка купить что-то за рубежом окончилась приобретением трёх чехословацких бронеавтомобилей Skoda PA-II. Чехословацкие машин даже пережили войну, так как и после аншлюса оставались на вооружении полиции, а не в армии.
Надо заметить, что в тот период выбор был небогат, и хороших бронеавтомобилей никто толком и не создавал в мире. Всё было на уровне Первой Мировой.
Посему пришлось австрийским инженерам постараться самим. В 1934 году фирма Austro-Daimler-Puch AG предложила бронеавтомобиль ADG-K. Он был очень похож на американский T4 Armored Car, но оказался легче и лучше вооружён. Военные машину не приняли.
В 1936 году был предложен новый бронеавтомобиль, который именует просто ADG. Но это на самом деле название базового грузового автомобиля, на шасси которого эта, и предыдущая бронемашины были созданы. Судя по имеющимся данным этот бронеавтомобиль уже был полноприводной (колёсная формула 6х6), и уже получил характерную для австрийских машин башенку. Эту форму потом можно будет узнать в машинах другого известного конструктора, которому не удалось себя проявить в Австрии — Фердинанда Порше.
Но и эту машину австрийские военные не приняли.
В том же 1936 году был предложен проект более лёгкого бронеавтомобиля ADAZ. По его изображениям и описаниям получается, что он вроде имели пулемётное вооружение, но учитывая расшифровку названия ADAZ — Austro-Daimler Artilleriezugwagen, вроде должна быть пушка. И опять военные не приняли эту машину.
В 1936 году был построен опытный образец очень интересного (и вроде перспективного) бронеавтомобиля ADKZ. Трёхосный, полноприводной, с кормовым расположением моторного отделения, неплохо (по тому времени) бронированный. Был построено два опытных образца, которые так и остались в стадии испытаний. Австрийская армия приняла на вооружение более тяжёлый ADGZ, немцев эта машина тоже не заинтересовала.
В 1937 году был предложен проект легкого бронеавтомобиля ADSK. Выпущена пробная партия в шесть машин, ещё восемь планировали, но не построили. Все машины не имели башни с вооружением, хотя, судя по отверстию в верхней части корпуса, башню явно планировали.
Вместе с принятым на вооружение ADGZ две вышеописанные машины составили бы идеальный комплект для разведывательных соединений. Вот только вооружение у тяжелого бронеавтомобиля было слабовато.
Говоря про австрийскую бронетехнику, нельзя не упомянуть и ещё про некоторые машины, пусть они и были не бронированы.
Это колесно-гусеничный транспортер ADMK (Austro-Daimler Motorkarrette) “Mulus”, который мог использоваться и как тягач, и как транспортёр тяжелого вооружения, и как лёгкая разведывательная машина. Всего было построено 334 машины Rad-Ketten-Fahrzeug Modell 35. Немцы их также охотно использовали.
Лёгкий вездеходный автомобиль ADTK (Austro-Daimler Trosskarren), в первую очередь предназначался для перевозки мотопехоты и буксировки пехотных (противотанковых) орудий. Австрийская армия получила 159 таких машин, и все они потом охотно использовались Вермахтом.
Ну и самая интересная машина — это колесно-гусеничный тягач-транспортер Saurer RR-7. По нему много путаницы в разных источниках. Эта весьма своеобразная машина, предназначенная как для буксировки легких артиллерийских систем, так и для перевозки людей и грузов, была принята на вооружение и запущена в серийное производство перед самым Аншлюсом. Всего успели построить 5 опытных и 15 серийных машин. Немцам австрийские транспортёры понравились, они правда, не стали использовать готовые машины в качестве тягачей, а переделали их в машины технического обслуживания. А на имеющейся базе создали свой бронетранспортёр Sd.Kfz.254 Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen. Но это уже другая история.
Как видите, рассказ про австрийскую бронетехнику получается не таким уж и коротким, хотя я не вникал в подробности.