9

Всем доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию еще один тип кораблей из того мира, где уже «засветились» недавно анонсированные броненосные корабли «Император Александр II» и «Император Николай I». Это броненосные крейсера «Адмирал Нахимов» и «Память Азова», чьи ТТХ представляют собой продукт «гибридного скрещивания» реальных «Императора Николая I» и «Памяти Азова».

По авторской легенде, после начала строительства броненосных кораблей «Император Александр II» и «Император Николай I» адмирал Шестаков озадачил проектантов уже новым типом кораблей, которые конструктивно должны были быть ближе к выработанному еще Поповым поясному крейсеру русского типа, нежели к броненосцу. Оная близость должна была выражаться в облегченном бронировании и вооружении, увеличенной скорости, а также в сохранении на будущих крейсерах парусной оснастки.

Русские инженеры по заданию адмирала выработали довольно своеобразный проект, чем-то похожий на французские боевые корабли. О последних напоминала общая архитектура удлиненного корпуса и отнесенные близко к оконечностям барбеты 9-дюймовых орудий главного калибра. За желание расположить главную артиллерию в бронированных установках с круговым вращением пришлось заплатить сокращением числа мачт до двух. Впрочем, вкупе с прикрытием барбетов в форме усеченного конуса визуально это придало кораблям довольно современный вид.

Броненосные крейсера "Адмирал Нахимов" и "Память Азова"

Головной корабль данного типа, получивший название «Адмирал Нахимов», заложили в марте 1886 года в большом деревянном эллинге Балтийского завода сразу после спуска на воду «Императора Николая I». Второй крейсер под названием «Память Азова» в то же время начала строить верфь Галерного острова, также в большом деревянном эллинге. Балтийцы опять окончательно подготовили свой корабль раньше – к сентябрю 1890 года. «Память Азова» был завершен строительством в июне 1891 года.

К сожалению, отечественное судостроение «шестаковского» периода, когда бесчисленные переделки проекта в ходе сооружения кораблей были обычной практикой, обходиться без серьезной перегрузки просто не умело. И на «Адмирале Нахимове» и «Памяти Азова» она оказалась в размере все тех же 700-800 т, что и на двух броненосных кораблях-«императорах». При меньшем проектном водоизмещении крейсеров и выявившемся в придачу значительном недоборе мощности машин (около 1000 лошадиных сил на каждом из кораблей) это привело к существенному снижению скорости в сравнении с проектной. Вместо запланированных 16,75 узла реально «Адмирал Нахимов» и «Память Азова» показали соответственно 16,3 и 16,19 узла. Ощутимо меньше проектной оказалась и дальность плавания. Впрочем, большую часть этих недостатков удалось исправить в ходе модернизации данных крейсеров в 1902-1904 годах.

В частности, как оказалось, в том, что машины не показали проектной мощности, был виноват был недостаток паропроизводительности котлов. Установка новых водотрубных котлов Бельвиля решила данную проблему, после чего машины кораблей без проблем выдали проектные 8000 лошадиных сил, а скорость, в том числе благодаря снижению перегрузки в процессе модернизации примерно на 125 тонн, составила уже около 17,5 узла.

Самые же значительные изменения постигли вооружение крейсеров. На каждом из них место четверки 35-калиберных 9-дюймовок в двух барбетах, десятка 6-дюймовых пушек с той же длиной ствола и револьверных скорострелок заняли два 254-миллиметровых 45-калиберных орудия в специально спроектированных Путиловским заводом одноорудийных башнях с электрическими приводами и шестидюймовой крупповской броней, восемь 152-мм скорострелок Канэ в батарее и размещенные частью там же, а частью на верхней палубе и мостиках шестнадцать одноствольных 47-миллиметровок. Десантные пушки Барановского сменили четыре пулемета, размещенные на марсах облегченных и лишившихся парусов мачт, в полтора раза уменьшился запас торпед, а мины заграждения из состава вооружения вообще исключили.

Броненосные крейсера "Адмирал Нахимов" и "Память Азова"

Именно в таком виде эти крейсера и пришли в конце русско-японской войны во Владивосток в качестве охранения крупного транспортного конвоя. И оставались на тихоокеанском театре до конца своей активной службы в качестве учебно-артиллерийских кораблей.

 

Характеристики броненосных крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Память Азова» на момент вступления в строй:

 

водоизмещение (нормальное/полное) (среднее для кораблей серии) – 8000/8375 т (по проекту – 7250/7625 т);

размеры – 108,36 (длина по ВЛ)/111,48 (длина наибольшая)/17,98 (ширина на миделе)/7,87 (осадка при полном водоизмещении) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 7000 л.с. (по проекту – 8000 л.с.);

скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 16,25 узла (по проекту – 16,75 узла);

запас угля – 1000 (нормальный)/1375 (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе угля – 4500 миль на 10 узлах (по проекту – 6000 миль на 10 узлах);

бронирование (броня стальная (палуба, крыша боевой рубки, казематы СК и верхнее прикрытие барбетов ГК) и компаунд):

пояс по ватерлинии (полный, 2,21 м ширины, с 1,07 м от верхней кромки начинает утоньшаться к нижней кромке) – 254-127 мм (54,18 м (50 %), центральная часть), 203-102 мм (27,09 м (25 %), в районе барбетов ГК) и 152-76 мм (27,09 м (25 %), оконечности), палуба – 57 мм (плоская по верхней кромке пояса по ватерлинии), барбеты 229-мм орудий (состоят из двух колец – верхнее высотой 3,3 м и диаметром 7,62 м и нижнее высотой 2,29 м и диаметром 1,52 м) – 229 мм, верхнее прикрытие барбетов 229-мм орудий (в форме усеченного конуса) – 76 мм (бок) и 38 мм (крыша), казематы 152-мм орудий – 38 мм (бок) и 12,7 мм (разделительные переборки, крыша и пол (крыша и пол – палубный настил)), боевая рубка – 152 мм (бок)/38 мм (крыша);

вооружение – 2х2-229х35, 10-152х35 (на батарейной палубе), 10-47 (пятиств.) (на батарейной палубе), 8-37 (пятиств.) (по две на носовой и кормовом мостиках и по две на верхней палубе в носу и корме), 2-63,5-мм десантных, 4-381-мм т.а. (надводные, 12 торпед), 30 мин.

 

Характеристики броненосных крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Память Азова» после модернизации в 1902-1904 годах:

 

водоизмещение (нормальное/полное) (среднее для кораблей серии) – 7875/8250 т;

размеры – 108,36 (длина по ВЛ)/111,48 (длина наибольшая)/17,98 (ширина на миделе)/7,77 (осадка при полном водоизмещении) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 8000 л.с.;

скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 17,5 узла;

запас угля – 1000 (нормальный)/1375 (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе угля – 4500 миль на 10 узлах;

бронирование (броня стальная (палуба, крыша боевой рубки, казематы СК), Круппа (башни ГК и их барбеты) и компаунд):

пояс по ватерлинии (полный, 2,21 м ширины, с 1,07 м от верхней кромки начинает утоньшаться к нижней кромке) – 254-127 мм (54,18 м (50 %), центральная часть), 203-102 мм (27,09 м (25 %), в районе барбетов ГК) и 152-76 мм (27,09 м (25 %), оконечности), палуба – 57 мм (плоская по верхней кромке пояса по ватерлинии), башни 254-мм орудий – 152 мм (бок) и 38 мм (крыша), барбеты башен 254-мм орудий – 152 мм, казематы 152-мм орудий – 38 мм (бок) и 12,7 мм (разделительные переборки, крыша и пол (крыша и пол – палубный настил)), боевая рубка – 152 мм (бок)/38 мм (крыша);

вооружение – 2х1-254х45, 8-152х45 (на батарейной палубе), 16-47 (десять на батарейной палубе, по две на носовой и кормовом мостиках и на верхней палубе), 4 пулемета (по два на боевых марсах), 4-381-мм т.а. (надводные, 8 торпед).

Стволяр
Подписаться
Уведомить о
guest

82 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account