Для появившейся в 1871 году Германской империи вопрос флота остро не стоял. Побережья Северного и Балтийского морей защищены самой природой -мелководьем и причудливо устроенными гаванями. Вопроса же битвы за владычество на море перед германской элитой тогда не было от слова совсем. В австро-прусско-датской войне 1864 года немногочисленные стычки вывез на себе более организованный и продвинутый австрийский флот,во франко-прусской войне 1870-1871 годов роль флотов обеих сторон была чисто номинальной. Второй флот мира -французский-ничего не смог сделать против крайне малочисленного, мало обученного и пассивного флота Пруссии.
В этих условиях германские стратеги (а на флот «бросили» сухопутных прусских генералов) основной задачей флота считали береговую оборону. При этом учитывалась растущая роль флота для Германии на перспективу- необходимо было подготовить кадры- конструкторов, строителей, офицеров и личный состав.
Первая «имперская» судостроительная программа 1873 года была составлена «на вырост»-предусматривалось в течение 10 лет за 218,44 миллиона марок иметь в строю 8 первоклассных броненосцев(было 3) ,6 броненосных корветов для Балтики(был 1),13 броненосных канонерских лодок для Северного моря и 28 модных миноносок. Потом ,правда, с миноносками притормозили, предоставив другим державам набивать шишки на нелегком пути первопроходцев, а сэкономленные деньги вложили в испытательный центр и установку торпед на имеющиеся корабли.
Задача обороны балтийского побережья возлагалась программой на шесть броненосных корветов-один из них, «Ганза»,постройки 60-х годов, уже был в строю, так что по программе надо было построить еще 5.
Первоначально планировалось все пять построить по проекту «Саксен» («Sachsen «),но в итоге «саксенов» заложили всего 4.
А пятый получил измененный проект. Мотив, естественно, экономия, весьма модный тогда во всех флотах мира в условиях технического междувременья и полной неопределенности в отношении тактики будущих войн на море. В общем,в Германии также урезали морской бюджет.
Новый броненосец, как и серия «Саксен» получил имя в честь одного из великих герцогств,вошедших в Германскую империю,Ольденбурга.
Корабль ,спущенный на воду 20 декабря 1884 года на верфи Vulcan AG в Штеттине, крестил наследник великого князя Ольденбургского Фридрих Август (с 1900 -великий князь).Теперь Ольденбург ,после Саксонии , Баварии , Бадена , Вюртемберга и Ганзы (представляющей города Гамбург, Бремен и Любек) тоже получил во флоте империи свое символическое представительство.
«Ольденбург» строился по проекту,который предполагал уменьшение размеров корабля, вооружение большим числом менее мощных орудий и возможность использования для службы на океанах.Корабль предназначался в стационеры на дальней,южноамериканской станции,вместо старого броненосного корвета «Ганза».
Проект разработали в Имперском морском ведомстве в 1879-1881 годах. Для океанских походов была увеличена высота бортов,впервые в германском кораблестроении броненосец получил стальной корпус.В его проекте уже не было предусмотрено парусное вооружение. Однако опыта в проектировании морских кораблей у немцев было еще крайне мало-корабль получился с весьма низкой мореходностью из-за низко расположенного каземата и неудачных обводов корпуса.»Мореходный» проект оказался даже хуже чем чисто прибрежные «саксены». За выдающуюся мореходность и экстравагантный внешний вид немецкие моряки наградили корабль обидной кличкой-«утюг» (Bugeleisen) .
«Ольденбург» в условиях классификационной анархии того времени относили к броненосным корветам. Официальная классификация германского флота считала его казематным судном 3-го класса.Фактически это был корабль-эксперимент.Экономия и отсутствие наработанного опыта проектирования и строительства броненосцев(«Ольденбург» стал единственным броненосцем германского флота,построенным за 14 лет-после «Саксена» и до «Бранденбургов») сделали его хуже прототипа.
Скромные боевые возможности,неважная мореходность,низкая скорость и крайне невнушительный внешний вид явно не оправдали ни экономию ни надежды немецких флотоводцев. К тому же броненосец имел чрезвычайно небольшую дальность плавания и в итоге «океанский» вариант оказался более привязан к родному берегу чем исходный проект.
Прослужил корабль немного,уже с 1900 года переведен в брандвахту,а заменой его в кайзеровском флоте стал несколько более удачный корабль-дредноут «Ostfriesland».
Тем не менее общий подход к развитию флота у немцев оказался совершенно правильным(развитие собственного судостроения,расширенная подготовка кадров для большого флота,постепенная наработка опыта для создания собственной проектно-конструкторской школы,развитие инфраструктуры-базы,каналы,береговые укрепления и арсеналы).
К концу 1880-х гг. германский броненосный флот состоял из 7 фрегатов (“Гроссер Курфюрст”, “Кёниг Вильгельм”, “Фридрих Карл”, “Кронпринц”, “Кайзер”, “Дойчланд”, “Пройссен”, “Фридрих дер Гроссе”); 6 корветов- “Ганза”, “Ольденбург”, четырех типа “Саксен” и 13 канонерских лодок).
Характеристики:
«Ольденбург» SMS «Oldenburg» . верфь “A.G. Vulkan”, Штеттин. «Panzerschiff E» .Строительный № 132. Заложен в 1883 г., спущен 20 декабря 1884 г., вступил в строй 8 апреля 1886 г. c 1900 — брандвахта, позже — портовое судно, с 13.01.1912 — мишень, 5.05.1919 сдан на слом. Стоимость постройки составила 8 885 тыс. марок.
Водоизмещение нормальное 5249 т,полное 5652-5743 т. длина 78,4/ 79,8 м, ширина 18 /18,3 м, осадка 6,3 м(носом 6,28 м,кормой 6,3 м ).
Силовая установка- две горизонтальные машины «компаунд» «A.G. Vulkan» , 8 цилиндрических паровых котлов «A.G. Vulkan» ,3900 л.с. 2 винта. скорость проектная14 уз.,на испытаниях 13,8 уз. при 3942 л.с. Запас топлива: 348/450 т угля (+ 120 т на палубе) .Дальность 1370 миль на 10 узлах, на 9 узлах-1770 миль,на 12 узлах 980 миль Экипаж 389 (34 оф.) — 433 (32 оф.) человек.
броня «Компаунд» на тиковой подкладке-бортовой пояс 300-180 мм (с кормы в нос: верхний ряд 200-300-200 мм, нижний ряд 180-250-180 мм), на 300-250-300 мм подкладке. каземат 200 мм, подкладка 200 мм . траверсы 150 мм, подкладка 250 мм . палуба30 мм, рубки носовая 50/25 мм, кормовая 15/12 мм
Вооружение- восемь 240- мм Rk L / 30 (-5°+8°, 5700 — 8800 м) ,два- четыре 150-мм Rk L / 22 ,
два -восемь 88-мм орудия Rk L / 24( до 6 Sk L / 40 для замены 6 × Rk 8,7 см),позднее- 2-88 мм/24 и 6-50 мм/40 , 4 торпедных аппарата 356 мм- (1 кормовой надводный, 2 бортовых надводных и 1 носовой подводный) ,10 торпед .
Мореходность однозначно оценивалась как весьма посредственная,корабль страдал от сильной килевой качки,при сильном ветре заметно терял курс,в свежую погоду резко терял и так небольшую скорость,в шторм движение против или поперек волны было невозможно.
Силовую установку из двух горизонтальных паровых машин двойного расширения и 8 цилиндрических котлов изготовила сама верфь- “A.G. Vulkan” .На испытаниях при мощности машин в 3942 и.л.с. скорость достигла 13,8 узлов. Запас угля максимальный 450 тонн,но можно было еще загрузить на бронепалубу 120 тонн прессованного вестфальского угля в мешках .Максимальная расчетная дальность-всего 1770 миль на 9 узловом ходе.
Экипаж составлял 34 офицера и 355 матросов. Плавсредства на борту- 1 паровой катер, 1 баркас, 2 вельбота, 2 гребных катера, 3 яла .
Бронирование «Ольденбурга» было выполнено из компаунд-брони с подкладкой из тика.По ватерлинии шел двойной пояс из бронеплит-верхний 300 мм на миделе и 200 мм к оконечностям и нижний-254 мм на миделе и 180 мм у оконечностей.Каземат был защищен 200 мм плитами на 200 мм тиковой подкладке,он замыкался носовым и кормовым траверсами из 150 мм плит с 250 мм подкладкой из тика.Броневая палуба в скосах доходила до 30 мм толщины. Две рубки ,носовая и кормовая защищались только от осколков- 25/ 50 мм и 12/15 мм листами стали соответственно.
В период активной службы,с 1885 по 1897 год корабль имел штатные противоторпедные сети.
Основное вооружение броненосца-восемь 240 мм орудий,шесть из них в бронированном каземате,два-на верхней палубе над казематом.Вес одного орудия составлял 18 тонн,бортовой залп главным калибром весил 560 кг.Также броненосец имел две 150 мм пушки.
По первоначальному проекту на броненосце стояло два 88 мм орудия,потом их число увеличилось до восьми.
Для вооружения десантной партии предназначались две 80 мм десантных пушки.Кроме этого было еще 4 торпедных аппарата-носовой ,кормовой и два бортовых.
Боекомплект-10 торпед,494 240 мм снарядов,300 88 мм снарядов и 500 снарядов для десантных орудий.
Первоначальная окраска-черно-желтая обр. 1878 года,с марта 1895 года- серо-синяя,с 15.04.1896 года- серая,после перевода во вспомогательные корабли-черно-серая.
«Oldenburg» 8 апреля 1886 года вошел в строй кайзеровского флота ,был включен в 1-ю эскадру,вместе с «Sachsen», «Bayern», и «Württemberg»,и приступил к ежегодным морским маневрам.При этом,в отличие от «Bayern» и «Württemberg»,отличившихся многочисленными поломками, «Oldenburg» был в этой части вполне надежен.
Он принял участие в торжествах июня 1887 года по случаю закладки Кильского канала.Август-сентябрь 1887 года в составе учебной эскадры броненосец участвовал в маневрах на Балтике и в Северном море.в связи с ограниченным радиусом действия(около 800 миль) ,основную часть службы корабль посвятил охране районов баз-Киля и Вильгельмсхафена.
В августе 1889 года новоиспеченный император Германской империи посетил любимую бабушку,королеву Великобритании Викторию. Его сопровождала эскадра новейших кораблей ( броненосцы «Sachsen», «Baden» , «Oldenburg» и крейсер «Irene» ) .Вильгельм поучаствовал в регате Кауса,а германские корабли вместе с Королевским флотом провели смотр перед королевой на рейде Спитхеда.
Через год «Oldenburg» принял участие в очередной германо-британской церемонии,когда Англия передала немцам остров Гельголанд.
В сентябре 1890 года Германия провела масштабные морские маневры- по легенде российский флот из восьми броненосцев блокировал Киль(их «играли» броненосцы обеих немецких эскадр).На следующий год на маневрах обыгрывался сценарий войны одновременно с Россией и Данией(или Францией).
С 1892 года броненосец вывели в резерв,но в 1897 года из-за обострения международной обстановки был возвращен в строй.Его отправили представлять Германию в международной эскадре по разрешению Критского кризиса.Угля при переходе ему хватило только до Бискайского залива,пришлось срочно бункероваться в Эль-Ферроле. Уровень представленности немцев в эскадре был мягко говоря не по статусу,все остальные игроки были представлены эскадренными броненосцами.
7 января 1898 года «Oldenburg» одновременно с кораблями других держав высадил десантный отряд в городе Канеа для предотвращения межэтнических столкновений.
«Oldenburg» оставался в Средиземном море до марта 1898 года.Германия и Австро-Венгрия тогда вышли из коалиции в связи с «особым мнением» по поводу результата компромиссного урегулирования(турецкого протектората над островом при губернаторе из греческих принцев).
На обратном пути броненосец показал германский флаг в Лиссабоне,на торжествах в честь 400 летия открытия морского пути в Индию в 1498 году.На международной регате катеров в честь праздника два катера с «Oldenburg» взяли первый приз,в связи с чем броненосец удостоился 17 мая 1898 года визита португальского короля Карла I и приветственной телеграммы кайзера.
На обратном пути корабль 22 марта 1899 года сел на мель у маяка Бюльк возле Киля(что-то знакомое,однако).Снять с мели и отбуксировать его в порт получилось только после выгрузки угля и боеприпасов.С 23 апреля броненосец вывели из боевого состава,теперь уже навсегда.
По сообщению журнала “Mittheilungen aus dem Gebiete des Seewesens”, 23-го марта (н. ст.) германский броненосец IV класса “Oldenburg” во время сильного снежного заряда стал на мель в бухте Strander. Случаю этому предшествовал разрыв якорного каната, после чего дувшим в то время крепким NO-м ветром броненосец и был снесен к берегу. Однако по выгрузке угля и боевых припасов и опорожнении котлов “Oldenburg» благополучно сошел с мели, не получив никаких повреждений своего корпуса. (Из журнала “Морской сборник» № 6 за 1899 г.)
С 1900 года корабль нес службу как брандвахта ,а потом плавбаза порта под новым именем- “Флатрион” .13 января 1912 года его исключили из списков и использовали в качестве мишени.Во время шторма мая 1913 года броненосец опять занесло на мель во Фленсбургском фьорде .5 мая 1919 года корпус корабля купила фирма «Hattinger» и он был разобран на металл в Вильгельмсхафене.
Четыре 240 мм пушки главного калибра SK L/30,снятые с броненосца, во время войны были использованы для железнодорожной батареи «Theodor Otto».
Новый «Oldenburg» в германском флоте был уже дредноутом типа «Helgoland».
«Ольденбург» своей несуразностью по стилю напоминает современный ему русский «Гангут»,с которым они,по планам тогдашних штабов,были потенциальными противниками.Тот же приступ параноидальной экономии,то же стремление впихнуть невпихуемое в значительно уменьшенный корпус да разменять на рубль пятаков.Те же мели,на которых оба броненосца регулярно отмечались. Только судьба у немца более бюргерски-благополучная-закончил он свой путь не на морском дне,а под резаками сборщиков металлолома. Да повидать успел и шумные праздники и чужие конфликты и теплые курортные моря.
Оба корабля не пользовались любовью в родных флотах,получив обидные прозвища.
Нестандартный дизайн «кургузого»«Ольденбурга» привлек внимание творческих людей— в 1998 году морской художник Олаф Рахардт из Рудольштадта и моделист Гюнтер Сехер из Оснабрюка начали реконструкцию корвета . Результатом стала картина маслом и метровая модель «Ольденбурга» в оригинальной черно-желтой окраске.