Это вам броненосец береговой обороны, а не абы шо!

15

Полку броненосцев прибыло, дивизии не вышло; автор переделки выражает свою искреннюю признательность широко известному Графу Ц. за его оригинальную выкладку.

Выражаю отдельную благодарность коллегам с форума «World of Warship», ознакомивших меня с этим проектом. А также журналу «Warship», выполнившему первичную реконструкцию.

Автор должен признать, что его давно интересовала тема малоизвестных, в том числе частично реализованных проектов кораблей для российского флота в 1910-1930-ых. В то время, как даже по второ- и третьестепенным морским державам известна большая часть сведений, или же, по крайней мере, хоть какая-то сводная информация, русский флот и по сию остаётся, по большей части, Aqua Incognita.

В Британии родился, временами жил, а позднее и умер известный востоковед сэр Эдмунд Трелони Бэкхауз. Это была хорошая и долгая жизнь – с 1873 по 1944-й. Историческое и научное значение его трудов (таких как «Россия под управлением регента» (1910 г.) и «Мемуары Петербургского двора» (1914 г.)), правда, является предметом ожесточенных споров – некоторые историки высказывали мнение, что единственной свободной от выдумок частью трудов Бэкхауза являлись описания его отношений с разнообразными любовниками (и любовницами?) – но в любом случае, в начале прошлого столетия сэр Бэкхауз почитался авторитетным и влиятельным специалистом по русским вопросам.

Чем он вовсю и пользовался.

В тот момент, большинство европейцев полагали, что Николай Константинович официально коронуется как император новой династии, после чего «все пойдет по-старому». Примерно как при дядюшке Александре Николаевиче. А «по-старому» – при русском дворе можно было очень неплохо нажиться. Сэр Бэкхауз определенно обладал некоторыми связями – деловыми и интимными – с русской старой аристократией, и, видимо, считал, что при династии Константиновичей сумеет развернуться в полной мере. Некоторые историки полагают, что сэр Бэкхауз действительно был ушлым типом, сумевшим пробраться в постель к вдове покойного цесаревича Александра, затем к Константину, брату Николая — среднему сыну Железного Регента, а возможно – и к императору (кратковременному, но все же) Николаю Александровичу. И посему был весьма преувеличенного мнения о своем влиянии.

Долго ли, коротко ли, но в 1916 году, сэр Бэкхауз убедил Эллиса Брауна – владельца знаменитой верфи «Джон Браун & Co», построившей в свое время такие корабли как HMS «Hood» и RMS «Лузитания» – принять его на службу как консультанта по русским вопросам. Смысл подобного назначения был не слишком очевиден; мировая война шла уже третий год, и сражающимся нациям было откровенно не до России. Но, как в итоге стало известно, сэр Бэкхауз, бравируя своим – сильно преувеличенным, если вообще существовавшим – влиянием при русском правительстве, убедил владельца верфи, что он-де сумеет пробить для «Джон Браун & Co» выгодный заказ на постройку военных кораблей для Тихоокеанского русского флота. Фирма должна была подготовить проекты, которые сэр Бэкхауз взялся всучить русскому правительству.

Ирония ситуации представляется воистину изысканной, с учетом того, что вся она целиком и полностью была инициирована самим сэром Бэкхаузом. Русское правительство, десяток лет занимающееся исключительно внутренними проблемами, даже не планировало заказывать новые корабли, а верфь «Джон Браун & Co», заваленная военными заказами, попросту не располагала возможностью их построить. Тем не менее, репутация сэра Бэкхауза как выдающегося русиста, очевидно, была настолько непререкаемой, что Браун не только согласился на предложение, но и распорядился, чтобы инженеры проработали (в свободное время) дизайны кораблей. Кораблей, которые по мнению сэра Бэкхауза были именно тем, что захотят русские – с его подачи, разумеется.

Что же спроектировали инженеры «Джон Браун & Co»?

Водоизмещение: нормальное 10800 тонн.

Размеры:

— длина общая — 135 метров, по ватерлинии — 134 метра, по палубе — 128 метров.

— ширина максимальная — 23 метра, по палубе — 19,8 метров.

— осадка — 7 метров

Силовая установка: два турбозубчатых агрегата, 20000 л.с., два винта.

Скорость: 21 узел.

Запас топлива: 350 тонн угля (нормальный), 600 тонн (в перегруз), 1300 тонн мазута в отсеках двойного дна и ПТЗ (перегоночный).

Вооружение:

— 6 х 381-мм/42 орудия в двухорудийных башнях.

— 8 x 120-мм/50 скорострельных орудий в казематах

— 6 x 76-мм пушки (все — зенитные)

— Два 10-и и один 7-и футовый дальномеры

— Четыре трёхфутовых прожектора

По проекту оговаривалось не столько само бронирование, сколько «сопротивляемость» – способность выдерживать удар определенной силы в фунтах на квадратный дюйм:

— Пояс 114-203 мм

— Барбеты 76-203 мм

— Рубка до 229 мм

— Главная палуба — 25 мм

— Верхняя палуба над машинным отделением — 25 мм

— Нижняя палуба — до 55 мм.

Экипаж: 490 человек

Цена за единицу: 1.700.000 фунтов стерлингов по курсу 1916 (примерно 105.070.000 фунтов стерлингов по курсу 2016 года).

Единственный построенный корабль фактически был неким весьма странным гибридом супердредноута с броненосцем береговой обороны. Обладая чрезвычайно мощным вооружением главного калибра, он при этом был довольно тихоходен, обладал весьма слабой мореходностью и довольно умеренной, если не сказать, тонкой броневой защитой.

Эспанья

Трудно найти точный аналог такого корабля: его ближайшими родственниками по концепции представляются, испанские «мини-дредноуты» типа «Эспанья» и, в меньшей степени, славяно-угрские броненосцы типа «Вирибус Унитис».

«Сент-Иштван» типа «Вирибус Унитис»

По условиям сформулированного Бэкхаузом контракта, выполнение его должно было начаться «как только судостроительная промышленность Великобритании вновь сможет работать в режиме мирного времени», и – дополнительно – не раньше, чем через полгода после подписания мира с Американским Альянсом. На 1916-й, обе этих даты просматривались весьма туманно и представлялись величинами несколько… плавающими. Контракт предполагал, что:

— первые два корабля должны были быть готовы спустя 30 месяцев после начала реализации контракта (приняв за исходные даты реальное подписание мира с Альянсом — не раньше конца 1922 года);

— вторые два — спустя 36 месяцев (т.е. примерно в середине 1923);

— последние два — спустя 42 месяца (т.е. примерно в начале 1924).

Интересно, что в разработке проекта принимала участие фирма «Ярроу», и есть основания полагать, что она также стала жертвой авторитета сэра Бэкхауза – и, вполне вероятно, рассчитывала на получение контракта размером в половину количества строящихся кораблей.

В любом случае, из контракта не вышло ровным счетом ничего. Россия в 1916 году продолжала скатываться к гражданской войне; раздираемой после не вполне удачной японской кампании распрями стране было откровенно не до масштабных военных проектов на Дальнем Востоке. Влияние сэра Бэкхауза на российскую элиту – если таковое вообще имело место – перестало что-либо значить, по мере того как слабело коалиционное правительство конституционной монархии в России, а в Желтороссии росло влияние леворадикальной социал-демократической партии, инспирированной братьями Шифф, могущественнейшими дельцами крупнейшего банковского треста Американского Альянса. Вскорости, фирма «Джон Браун & Co» выяснила, что заявления Бэкхауза о том, что он-де действует по поручению русского правительства были, мягко говоря, сильно преувеличены, и русское правительство вообще не в курсе о существовании какой-то программы военно-морских перевооружений. Однако, проект был рассмотрен русской военно-промышленной комиссией и даже выкуплен, причём оплата состоялась не обычными в то время облигациями внешнего займа, а полновесными золотыми соверенами. Попытка прояснить ситуацию привела к неожиданному исчезновению мистера Бэкхауза, который вновь объявился только в 1924 году и категорически отказался поднимать вопрос снова. Хмыкнув, Эллис Браун только порадовался, что вся эта история не только не стоила ему ничего, кроме некоторого количества чернил и ватмана, но и принесла некоторую сумму наличности – и, верный своей шотландской бережливости, положил копии чертежей под сукно. Где те, на радость потомкам, и лежали последующие десятилетия.

Представляется весьма интересным попробовать оценить «суперминидредноуты сэра Бэкхауза» с точки зрения их военной эффективности. Исходя из сформулированных Бэкхаузом параметров – низкая скорость, малая мореходность, умеренная защита при весьма мощном вооружении – можно предположить, что Бэкхауз мыслил в рамках старомодной концепции броненосца береговой обороны, только с поправкой на эпоху сверхдредноутов, подхватив эту «ментальную заразу» от широчайше изданных описаний успешных действий русских броненосцев типа «Синеус». Соответственно, наиболее вероятным назначением этих кораблей – в его представлении – была оборона ключевых русских портов и устьев рек от проникновения неприятельского (в первую очередь, японского) флота.

Насколько суперминидредноуты могли быть эквивалентны такой задаче? Вне всякого сомнения, их тяжелое вооружение внушало достаточное уважение. Британские 381-мм/42 калиберные пушки заслуженно считались одними из лучших морских орудий XX века. Стреляя 871-кг снарядом с начальной скоростью в 752 метра в секунду, они представляли несомненную угрозу для любого существующего или строящегося на 1916-ый год японского дредноута. С большим трудом удалось выяснить, что в реальности построенный по переделанным будущим инженер-адмиралом Крыловым* чертежам в Макаровском адмиралтействе корабль, тот самый «Равноапостольный царь Константин» всё-таки вооружили близкими по мощности крупповскими 360-мм/45 калиберными пушками.

*в то время — полковником корпуса морских инженеров

Количество орудий главного калибра – по шесть в залпе – не вызывает сомнения в возможности эффективного их применения. Но на 1916-ый год математическая составляющая артиллерийской дуэли на море еще не была вполне ясна; для британского флота как раз в это время строились ещё более слабо вооруженные «линейные лёгкие крейсера» типа «Courageous» и эпичный «Furious», вооруженный всего двумя 457-мм пушками. Несомненно, что наличие всего шести больших пушек создавало бы суперминидредноутам значительные проблемы при стрельбе на большие дистанции из-за невысокой огневой производительности. Однако, как я отметил выше, в 1916 году это не было еще вполне ясно.

Броневая защита суперминидредноутов представляется в общем и целом удовлетворительной. Ее основу составляет 203-мм броневой пояс, усиленный скосами броневой палубы (толщина скосов не вполне ясна — вероятно, те же 55 мм). На дистанциях порядка около 80-90 кабельтовых такая защита могла выдерживать попадания японских 356-мм/45 орудий (английского образца, со снарядами старых моделей). Моряки полагали, что эти корабли будут действовать как усиление минно-артиллерийских позиций при защите портов, и таким образом смогут удерживать дистанцию, оставаясь за позицией.

Такие дела (с)

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account