17 сентября 1919 на учёбу в Военную Академию РККА командирован бывший штабс-капитан Императорской армии, затем командующий одной из армий Временного правительства и, наконец, красный командир — Триандафиллов Владимир Кириакович. Ему 25. Там он встречает своего бывшего командира 6го Финляндского стрелкового полка Императорской армии, а ныне – преподавателя Академии и видного военного теоретика Свечина Александра Андреевича.
Служба под началом человека, который ещё с первых годов века публиковал свои изыскания в области военной науки, в своё время благодатно отразилась на наклонностях самого Триандафилова. Атмосфера раскрепощённого адогматичного мышления, вдохновлённая Свечиным, способствовала развитию собственного взгляда на задачи и методы армии, а также на её устройство.
Знакомство с одним из ведущих преподавателей Академии, впрочем, является для Триандафилова медалью о двух сторонах. С одной стороны он становится «мальчиком для битья» – расположение бывшего командира сказывается повышенным доверием при распределении наиболее сложных учебных заданий, чтобы предоставить протеже возможность проявить себя. Эта обратная сторона медали сглаживается только действительным интересом Триандафилова к военному делу и его высоким уровнем самообразования. Зато аверс медали состоит в том, что на дополнительных занятиях по стратегии, внеурочно проводимых Свечиным, Триандафилов вполне позволяет себе высказывать собственное мнение и вступать с профессором в полемику, порой весьма острую.
Суть полемики состоит в том, что Свечин является сторонником доктрины «войны ресурсов» для России. Это кажется ему естественным, поскольку Россия ресурсами богата и, по его мнению, просто не может проиграть войны на истощение ни одному государству в мире. Отсюда Свечин считает, что РККА должна начинать любую войну стратегической обороной, и только значительно истощив противника, переходить к наступательным действиям.
Триандафилов же критикует доктрину «войны ресурсов». Он утверждает, что превосходство в необработанных ресурсах не есть автоматически военным превосходством. Чтобы использовать ресурсы в войне, их надо, во-первых, взять – ведь просто присутствие ресурсов в недрах не делает их действующими. Во-вторых, ресурсы надо обработать – руду выплавить в оружие, уголь пережечь в энергию, людскую массу подготовить до состояния действенной армии. И, в-третьих, наконец, продукт переработки ресурса требуется доставить на войну, поскольку присутствие его в стране вообще как таковой, для конкретного места войны смысла не имеет. Таким образом, подготовка к войне в любом случае требует усилий. Даже самые бесконечные ресурсы, не переработанные для целей войны и не доставленные на войну, причём не переработанные и не доставленные своевременно – бесполезны. Но даже если все проблемы получения, переработки и доставки ресурсов решены, война на истощение, то есть продолжительная война, чревата не столько истощением самих ресурсов, сколько истощением средств переработки (т.е. экономики). И, что особо тяжко – продолжительная война чревата значительными человеческими жертвами. А раз так, то война должна быть как можно менее ёмкой как в отношении этих подготовительных усилий, так и в отношении привлекаемых ресурсов. Даже для самой богатой ресурсами страны.
Однако при современном высоком техническом уровне ведения войны экономия ресурсов не может заключаться в экономии на качестве, то есть на количестве ресурсов, привлекаемых в единицу времени — на удельном расходе ресурсов. Наоборот, военное превосходство есть превосходство в удельном расходе ресурсов. Значит, экономия ресурсов может заключаться только в как можно меньшем времени расходования ресурсов, то есть в молниеносной войне. По Триандафилову, абсолютно всю свою работу армия должна выполнять исключительно в мирное время, и этой работой является подготовка к войне, доведение уровня функционирования армии до автоматизма. Война же для армии – лишь нечувствительный результат этой работы, единственный нанесённый в режиме автоматизма удар.
Во всяком случае, если доктрина молниеносной войны допустима для Германии и почти осуществлена в Мировую войну, то почему она не может быть допустимой для любого другого государства, почему она не может быть допустимой для Советской Республики?
Игры, проводимые Свечиным на дополнительных прикладных занятиях по стратегии, и ранее привлекали слушателей, но с появлением Триандафилова они становятся чем-то большим, нежели исполнением формальных заданий. Игры начинают привлекать и других преподавателей Академии. Триандафилов от теоретической стратегии Свечина больше тяготеет к оперативному искусству, но игры помалу затрагивают и множество других вопросов, прежде всего — вопрос построения оптимальной армии. Вокруг Триандафилова образуется группа слушателей, не менее заинтересованных своей профессией и долженствующих стать руководителями РККА.
25 июля 1921 на должность начальника Военной академии РККА «сослан» бывший «авральный командующий» Гражданской и неудачник польской — Тухачевский Михаил Николаевич. Он посещает игры Свечина. Выступления Триандафилова и его группы воодушевляют Тухачевского посвятить себя построению лучшей в мире армии. Он берёт этих ребят на заметку.
В 1921м в Москву переведен бывший до сего помощником начальника Воздушного флота Кавказского фронта Хрипин Василий Владимирович (28 лет). Как и многие другие слушатели, свою работу на новой должности он совмещает с учёбой в Академии. Хрипин – энтузиаст боевой авиации. Его отличие от Дуэ лишь в том, что панацеей он видит не стратегическую, а тактическую авиацию, способную, по его мнению, заменить и артиллерию, и кавалерию, и массы пехоты. С Триандафиловым они быстро находят общий язык. Триандафилов, конечно, не разделяет экстремизма и в тихих спорах осаживает упрямого летуна. Но и сам берёт от Хрипина понимание того, что превосходство имеет не та армия, которая построена и оснащена по самым современным представлениям, а та, которая сама порождает эти представления.
В сентябре 1922 на учёбу в Академию направлен инспектор Управления бронечастей Кавказской Краснознамённой армии Калиновский Константин Брониславович (25 лет). Полагает главным оружием будущего танк. Уверен даже, что за последовательным продвижением танков не поспеет авиация, поскольку не сможет быстро обустраивать новые аэродромы. Быстро убеждается Триандафиловым, что танк не может продвигаться, пока не уничтожены противотанковые средства противника – поскольку был свидетелем противотанковых действий в польскую кампанию. Раз так, то важна артиллерийская дуэль танка с противотанковой артиллерией, и потому главное в танке – пушка.
Также в группе: Иссерсон Георгий Самойлович (1921-25), Халепский Иннокентий Андреевич (1924) и др.
В ходе игр рождаются намётки теории глубокой операции и теории последовательных операций.
Определяются требования к системе вооружений. Система вооружений должна быть оптимальной. То есть эффективно достаточной. Причем, прежде всего — эффективной и лишь потом — лаконичной. Немаловажным есть требование, чтобы система вооружений, при всей её лаконичности, отвечала запросам как «войны ресурсов», то есть массовой армии, так и запросам «молниеносной войны», то есть высококачественной армии.
Армию предложено разделить на две: массовая «старая» и профессиональная «новая». На некоторый переходный период «старая» армия остаётся со старым вооружением, со старыми методами и старой организацией. Для неё допускается лишь недорогая и несложная модернизация. «Новая» армия строится с новым оружием, новыми методами и новой организацией. Тут необходимыми являются идеи, опыт и развитие.
Определяются основные первоочередные задания по материальному оснащению.
Требуется создать новую артиллерийскую материальную часть. Начать следует с самого массового и простого батальонно-полкового орудия для поражения высокозащищённых огневых средств переднего края. При определённых эффективной дальности в 3 км и максимальной прицельной дальности 10 км усиленным зарядом, оно, не в ущерб качеству и действенности, должно быть как можно дешевле в производстве и проще в эксплуатации. Предназначено для установки на самоходный лафет. Углы наведения горизонтальный 360°, вертикальный до 85°.
Требуется создать стрелково-артиллерийское оружие основной противопехотной задачи батальона. При определённых наиболее эффективной дальности 3 км и максимальной прицельной дальности 10 км, оно, не в ущерб качеству, должно быть по возможности дешевле в производстве и проще в эксплуатации. Должно быть как можно эффективнее по цели типа «отдельный пехотинец». Предназначено для установки на самоходный лафет. Углы наведения горизонтальный 360°, вертикальный до 85°.
Требуется создать новое индивидуальное стрелковое оружие, поскольку ни штатная винтовка — из-за её громоздкости и излишней мощности, ни штатный револьвер — из-за его недостаточной действенности — требованиям не удовлетворяют. При определённых наиболее эффективной дальности в 100 м и максимальной эффективной дальности 300 м, оно, не в ущерб качеству, должно быть как можно дешевле в производстве и проще в эксплуатации.
Требуется создать принцип двигателя для широкого применения (автомобили и авиация).
Требуется создать автомобили: массовый транспортный 2,5 т и повышенной проходимости 0,5 т.
Требуется создать самоходный лафет для обоих типов батальонного орудия.
Требуется создать радиостанции батальонную, дивизионную, армейскую, фронтовую.
Требуется создать массовый высотный и скоростной истребитель, способный также выполнять функцию лёгкого бомбардировщика и разведчика.
Требуется создать дальний и грузоподъёмный морской бомбардировщик-разведчик.
Требуется создать по одному КБ на каждое требуемое изделие, а потом развить их в научно-конструкторско-производственные комплексы, каждый со всеми необходимыми лабораториями и заводом — для дальнейшего совершенствования изделия.
Требуется создать дюралюминиевое авиастроение.
Требуется повысить производство электроэнергии.
Требуется повысить производство нитроцеллюлозы.
Требуется повысить производство моторного топлива.
Требуется создать систему снабжения армии.
Начальником Академии Тухачевский работает всего полгода – 24 января 1922 его отправляют на границу с Польшей на по-прежнему неспокойный Западный фронт. Но мысли его уже о новой армии.
В марте 1924 заместителем председателя Реввоенсовета СССР и наркома по военным и морским делам становится Фрунзе Михаил Васильевич – боевой товарищ Тухачевского.
Тухачевский сразу же инспирирует конфликт с парткомом Западного фронта и 26 марта его снимают с должности.
В апреле Фрунзе становится Начальником Штаба РККА, а Тухачевский – его заместителем.
12 апреля начальником Первого (Оперативного) управления Штаба РККА назначается Триандафилов.
Одновременно Фрунзе становится начальником Военной Академии.
Лидером группы в Академии является теперь Калиновский. Он уже пишет книгу «Танки».
Хрипин также ещё слушатель, но уже успел побывать Начальником Авиаотдела Штавоздухреспа, а с августа 1922 — помощник начальника Воздушного флота по снабжению.
Немедленно по вступлении в должность, Фрунзе начинает реформу и перевооружение РККА. Идеологами реформы являются Триандафилов и его группа. Фактически Фрунзе и Тухачевского можно считать принадлежащими теперь к группе.
В ноябре 1925 Тухачевский становится Начальником Генштаба РККА.
Ключевым фактором реформы стало преобразование верховного управления РККА.
20 февраля 1927 Тухачевский выступил с предложением передать все оборонные вопросы Генштабу, что освободило бы от необходимости непосредственного участия в военном отношении, во-первых, Политбюро, во-вторых, Межведомственную мобилизационную комиссию и, наконец, правительство и Совет труда и обороны. Он заявил, что подготовка страны к обороне, наряду с изучением различных форм ведения войны и связей между войной и экономикой, является главной задачей генерального штаба любой страны. Однако для выполнения этой задачи существующих неофициальных контактов Генерального Штаба РККА с экономистами из Госплана и промышленниками явно недостаточно. Штаб РККА должен иметь более тесное воздействие на экономические структуры страны. А в системе управления Красной Армией одних только верховных органов столько, что они раздёргивают её в разные стороны, и ответственность каждого из них при том не определена. «В общем, создаётся такая атмосфера, при которой совершенно невозможно работать. Армия постоянно должна опасаться, что по ряду вопросов существует непонимание, и что мероприятия по обороне не проводятся в жизнь и дискредитируются, а потому никогда не возможно спокойно сосредоточиться на деле».
Согласно резолюции Распорядительного Заседания Совета Труда и Обороны от 25 июня 1927 г. руководство всей деятельностью по строительству и функционированию РККА сосредоточено в управлениях аппарата Генштаба. Народный Комиссариат по Военным и Морским Делам ликвидирован. Должности главнокомандующего и Начальника Генерального Штаба совмещены.
Далее реформе подвергнута общая военная доктрина. Не отрицая «войны ресурсов» и необходимости подготовки к ней, массовая армия для «войны ресурсов» рассматривается как база для кадровой армии «молниеносной войны». «Молниеносная война» считается желательным способом ведения войны. Наступательные действия расцениваются, как дающие окончательное решение, оборонительные — как не дающие окончательного решения.
Став Командующим Красной Армии, Тухачевский даёт задание группе экономистов изучить военно-экономическую готовность Советского Союза. Результатом этой работы в 1926 становится доклад Тухачевского, оформляющий военную доктрину. Исходя из внешнеполитической ситуации, он даёт оценку сил возможного противника и возможностей Красной Армии. Далее Тухачевский по пунктам излагает, что потребуется от промышленности для обеспечения военных нужд.
Ожидается, что враждебная Советскому Союзу коалиция сформируется вокруг польско-румынского блока, поддерживаемого Францией. Подобная коалиция не способна самостоятельно вести крупномасштабную войну, ей требуется массированная поддержка великих держав. СССР может использовать преимущество своей огромной территории для манёвра силами через внутренние области страны. Поскольку из-за зачаточного состояния советской промышленности Красная Армия не обладает необходимыми ресурсами для ведения затяжной войны, Тухачевский считает, что её главная стратегическая задача — раскол сил противника на начальном этапе, до того, как тот завершит мобилизацию и концентрацию своих войск. Подобная стратегия требует «максимальной мобилизационной подготовки» ещё в мирное время, так как непосредственно во время войны советская оборонная промышленность в её нынешнем состоянии, по мнению Тухачевского, не сумеет справиться с требованиями вооружённых сил. В докладе Тухачевский подверг жестокой критике доктрину войны на истощение, которую отстаивал Свечин как якобы наиболее выгодную для СССР. Консервативным «военспецам» он противопоставил выдвигавших принципиально новые идеи представителей группы Триандафиллова.
В январе 1928 ряд подразделений аппарата Генштаба РККА получает задание Тухачевского разработать возможные характеристики будущих военных конфликтов, и в мае «Будущая война» объёмом 735 страниц отпечатана ограниченным тиражом в 80 экземпляров. Хотя непосредственными авторами большинства материалов являются Ян Берзин, Анатолий Никонов и Ян Жигур из Разведывательного (4го) управления Генерального Штаба, «Будущая война» является отражением общего видения Генштаба, руководимого молодой группой Тухачевского. «Будущая война» содержит анализ изменений в характере современных боевых действий, сравнительный анализ сил Советского Союза и соседних государств — возможных противников, определяющие черты будущего конфликта и, в связи с этим, требования к экономике. В книге высказываются предположения не только о характере будущей войны, но и о возможных путях технического прогресса и о необходимых организационных изменениях.
В «Будущей войне» впервые разработана методология анализа всех сторон военной деятельности государства в их взаимозависимости. Анализ будущей войны авторы начинают с экономической ситуации. Лишь после этого следует оценка роли современных вооружений и изменений в характере боевых действий.
Во вступительной части, написанной самим Тухачевским, перечисляются уроки Первой мировой войны, среди которых провал первоначальных планов русского, германского и австрийского штабов; непредвиденный масштаб войны; её затяжной «окопный» характер; роль новых вооружений, таких как танки, аэропланы и химическое оружие. Далее обобщается также опыт Гражданской войны. Цель Тухачевского состоит в том, чтобы найти способ избежать позиционной войны в будущем. Он предостерегает против расчёта на то, что «молниеносность» будущей войны может быть обеспечена одним лишь «революционным духом» Красной Армии. Следовательно, чтобы вести успешные операции, Красная Армия должна быть соответствующим образом оснащена и обучена. Для предполагаемого мобильного образа военных действий ей будут нужны высокомобильные и хорошо вооружённые подразделения, в том числе:
1) моторизованные стрелково-пулеметные части, усиленные крупными частями быстроходной моторизованной артиллерии;
2) крупные воздушные истребительно-штурмовые части.
По подсчётам разведуправления, Польша, развернув свой максимум, примерно 70 пехотных дивизий, полностью исчерпает свои ресурсы и не сможет выдержать даже одного года напряжённых боев. Уже через полгода может последовать социально-политический взрыв. А значит, экономическая и политическая стабильность в Польше находится в зависимости от помощи великих держав. Как считают авторы «Будущей войны», необходимо 5–6 месяцев для победы над страной типа Польши. Но это требует, по крайней мере, двух-трёхкратного численного превосходства Красной Армии, а также наличия достаточных мобилизационных резервов и такой оборонной промышленности, которая гарантирует непрерывные и решительные наступательные действия. Кроме того, необходима транспортная сеть, обеспечивающая бесперебойные поставки наступающим войскам. «Однако в данный момент и, пожалуй, на ближайшее пятилетие мы не будем располагать ни в военном, ни в политическом отношении, достаточными предпосылками для обеспечения такой стратегии молниеносного сокрушения». Таким образом, намечена генеральная линия развития Красной Армии: усиление технического оснащения, в первую очередь средств подавления (артиллерии и авиации).
Игра в Академии приобретает статус совещания Генштаба.
Фрунзе требует участия в них всех своих замов, начотделов и комокругов.
Здесь вырабатывается доктрина, стратегия, операция, тактика и система вооружений. Здесь рождается наука управления армией.
Одновременно совещание – подготовка молодого и продолжение учёбы настоящего высшего командного состава.
Идеи совещаний проверяются учениями.
Приказ № по РККА от хххх 1924 г. О назначении Генеральных Учений РККА.
Ввести порядок проведения Генеральных Учений РККА.
Генеральные Учения проводить с целью отработки на практике вопросов Совещания Генерального Штаба РККА.
Генеральные Учения проводить на протяжении месяца раз в год, чередуя сезоны.
Генеральные Учения проводить на базе Юго-Западного, Западного, Северо-Западного и Дальне-Восточного округов.
В Генеральных Учениях задействовать в порядке очерёдности подразделения каждого округа.
При проведении Генеральных Учений РККА сводными группами руководят командующие округов в порядке очерёдности.
В Генеральных Учениях РККА испытывать и совершенствовать все элементы функционирования РККА: материальную часть, индивидуальную выучку, тактику подразделений, систему управления и связи, переброску войск, систему материально-технического обеспечения, систему технического обслуживания, тыловые службы и т.д.
Ответственность командного состава, участвующего в Генеральных Учениях РККА, приравнивается к ответственности военного времени.
Члены Генерального Штаба РККА, не командующие подразделениями в Генеральных Учениях РККА, являются членами Оценочной Комиссии Генеральных Учений РККА.
Члены Генерального Штаба РККА докладывают по существу предложений по результатам Генеральных Учений РККА на Сессии Генерального Штаба РККА.
Приказ по Генеральному Штабу РККА от хххх 1924 г. О порядке работы Генерального Штаба РККА.
Генеральный Штаб РККА составляют
— Главнокомандующий РККА (Начальник Генерального Штаба РККА) с правом решающего голоса;
— командующие фронтов (округов) с правами совещательного голоса и замещения Начальника Генерального Штаба РККА;
— начальники отделов Аппарата Генерального Штаба РККА с правом совещательного голоса.
Работа в подразделении, руководимом членом Генерального Штаба РККА, должна быть налажена таким образом, чтоб в порядке текущих вопросов она могла выполняться без его непосредственного участия.
Местом и способом функционирования Генерального Штаба РККА является Совещание Генерального Штаба РККА.
Совещание полного состава Генерального Штаба РККА занимает время Генеральных Учений РККА – в полевой обстановке, а также неделю после Генеральных Учений РККА и месяц за месяц до Генеральных Учений РККА – в порядке Сессии Генерального Штаба РККА.
Приказ № по РККА от хххх 1924 г. О подготовке округов.
Способом функционирования штаба округа является совещание штаба округа.
Командующий округа докладывает по существу предложений по результатам работы штаба округа на Сессии Генерального Штаба РККА.
Ввести порядок проведения учений округа РККА.
Учения округа проводить с целью отработки на практике вопросов Совещания Генерального Штаба РККА.
Учения округа проводить за месяц до Сессии Генерального Штаба РККА в продолжении недели.
Немедленно по окончании учений округа штабом округа в течении недели проводить анализ учений округа.
В учениях округа задействовать в порядке очерёдности подразделения двух дивизий округа.
При проведении учений округа сводными группами руководят командиры дивизий в порядке очерёдности.
В учениях округа проверять и совершенствовать все элементы функционирования подразделений округа: материальную часть, индивидуальную выучку, тактику подразделений, систему управления и связи, переброску войск, систему материально-технического обеспечения, систему технического обслуживания, тыловые службы и т.д.
Члены штаба округа, не командующие подразделениями в учениях округа, являются членами оценочной комиссии учений округа.
Приказ № по РККА от хххх 1924 г. О соревновании батальонов.
Ввести порядок проведения соревнований батальонов РККА.
Соревнования батальонов проводить с целью развития и распространения опыта в тактике батальона.
В соревнованиях батальонов оценивается выполнение условной комплексной тактической задачи.
Первый этап соревнований батальонов проводить немедленно по завершении анализа учений округа среди всех батальонов дивизии.
Второй этап проводить среди батальонов округа, победивших в первом этапе.
Третий этап проводить за две недели до Сессии Генерального Штаба РККА среди батальонов РККА, победивших во втором этапе. Членами Оценочной Комиссии третьего этапа соревнования батальонов являются Члены Генерального Штаба РККА.
Ход соревнования батальонов анализировать в батальонах, дивизиях и округах. По существу предложений по результатам анализа соревнования батальонов докладывать по инстанции. На Сессии Генерального Штаба РККА по существу предложений по результатам анализа соревнования батальонов докладывают Члены Генерального Штаба РККА.