Британская школа. Бронепалубный крейсер «Чарлстон» (USS Charleston (C-2)). США

16

Неудачный старт строительства Нового флота в крейсеростроении
(серия ABCD) заставил американцев обратиться к зарубежному опыту. Первые американские корабли были очень тихоходны и с большим трудом могли пользоваться своей артиллерией, которую на ходу заливало водой.

Британская школа. Бронепалубный крейсер «Чарлстон» (USS Charleston (C-2)). США

В 80-х годах законодателем мод в крейсерах была британская фирма «Армстронг». Именно с ее первенцем столкнулись американцы во время Панамского кризиса 1885 года. Прибытие одного-единственного чилийского крейсера «Эсмеральда» к панамским берегам заставило тогда США отказаться от аннексии Панамы.

Лучшей рекламы невозможно было придумать. В итоге американцы приобрели у Armstrong, Mitchell and Co. из Ньюкасла чертежи самых современных из эльсвикских крейсеров Армстронга -построенных для Японии «Нанива» и «Такачихо».

Фирменный стиль эльсвикских крейсеров- боевая мощь, высокая скорость и эффективная система защиты , применение новейших технологий при умеренной стоимости. Правда расплачиваться за это приходилось низкой прочностью корпусов.

Состав вооружения примерно соответствовал американским тип «Атланта» и «Чикаго», но скорость, защита и мореходность были на порядок выше.

Строительство крейсера по британскому проекту было поручено верфи Union Iron Works, Сан-Франциско, Калифорния. От прототипа его отличала американская артиллерия основных калибров. Кроме того Union Iron Works пришлось внести дорогостоящие изменения в силовую установку во время строительства.

Британская школа. Бронепалубный крейсер «Чарлстон» (USS Charleston (C-2)). США

Крейсер был спущен на воду 19 июля 1888 года, крестной матерью корабля стала миссис А.С. Смит. Крейсер получил имя «Чарлстон» (USS Charleston), вторым в американском флоте, в честь одного из американских городов- Чарлстон, Южная Каролина или Чарлстон, Западная Вирджиния. Позднее, когда американские корабли стали получить цифровые обозначения, крейсеру было присвоено C-2 ( С-1 было у «Нью-Арка»).

«Чарлстон» стал четвертым бронепалубным крейсером Нового американского флота и на тот момент лучшим крейсером страны.

«Чарлстон» USS Charleston C-2 Union Iron Works, Сан Франциско. Заложен 20 января 1887 года. Спущен на воду 19 июля 1888 года. Введён в эксплуатацию 26 декабря 1889 года. Погиб 2 ноября 1899 года около острова Камигуин , Филиппины

Водоизмещение 3730 длинных тонн (3790 т)/ 4267 тонн. Длина 97,54 м. Ширина 14,01 м. Осадка 5,64 м.

Бронирование-Палуба — 51…76 мм, барбеты — 51 мм, рубка —51мм, орудийные щиты 76 мм.

Двигатели-2 горизонтальные паровые машины типа «компаунд», 6 паровых котлов, 7500 л.с.,на испытаниях 7650 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода расчетная 19 узлов,на испытаниях 18,9 узла. Дальность 2 990 морских миль на скорости 10 узлов Экипаж 300 человек или 34 офицера, 296 моряков, 30 морских пехотинцев

Вооружение-2 × 1 — 203-мм/35 Mark 3, 6 × 1 — 152-мм/30 Mark 3, 4 × 1 — 57-мм 6-фунтовых, 2 × 1 — 47-мм 3-фунтовых, 2 × 1 — 37-мм 1-фунтовых, 2 × .45 калибра (11,4 мм) пушки Гатлинга

Уильям Уайт в американском проекте усовершенствовал конструкцию «Эсмеральды». Крейсер получил более высокий надводный борт, позволивший увеличить мореходность. Также у корпуса появилось «сотовое» второе дно, повысившее живучесть. Британцы оказались гораздо смелее конструкторов своей бывшей колонии, на крейсере отсутствовало парусное вооружение.

Силовая установка состояла из двух горизонтальных паровых машин «компаунд» и шести цилиндрических котлов, расчетной мощностью 7500 л.с. Проектная скорость заявлялась 19 узлов, а на испытаниях при 7650 л.с. удалось преодолеть 18,9 узлов. Запас угля составлял 328 тонн, обеспечивавших плавание экономичным ходом в 10 узлов на 2990 миль. При сверхнормативной загрузке в 682 тонны конструкторы обещали 7477 миль. «Чарлстон» стал последним кораблем американского военного флота с машинами «компаунд», все последующие оснащались современными машинами тройного расширения.

Система защиты соответствовала стандартной эльсвикской схеме- броневая палуба из сталежелезной брони толщиной 51 мм со скосами 76 мм. Механизмы со стороны бортов защищали угольные ямы. Боевая рубка была защищена 51 мм броней, барбеты орудий 51 мм, впоследствии установили 76 мм орудийные щиты.

Артиллерия главного калибра, два 203 мм орудия Mark 3 (1889 год), размещалась в невысоких барбетных установках в оконечностях корабля. Вес 35 калиберного орудия составлял 13 336 кг. Бронебойный снаряд весом 118 кг с начальной скоростью 640 м/с при угле возвышения 20° мог поражать цели на расстоянии 14 630 метров при скорострельности 0,5-0,8 выстрелов в минуту.

При вступлении в строй 203 мм орудия еще не были готовы, поэтому в 1889 году крейсер вместо них получил четыре дополнительных 152 мм пушки. Штатное вооружение установили в 1891 году при переоборудовании.

Британская школа. Бронепалубный крейсер «Чарлстон» (USS Charleston (C-2)). США

152 мм пушки Mark 3, с длиной ствола 30 калибров, весили 4994 кг и устанавливались в бортовых спонсонах. Бронебойный снаряд весом 47,7 кг с начальной скоростью 594 м/с при угле возвышения 15,3° мог поражать цели на расстоянии 8230 метров при скорострельности 1,5 выстрела в минуту.

Противоминная артиллерия была представлена разнообразными скорострельными орудиями -четыре 6-фунтовых (57 мм ) пушки , две 3-фунтовые (47 мм) револьверных пушки Гочкиса , две 1-фунтовых (37 мм) револьверных пушки Гочкиса и два .45 калибра (11,4 мм) орудия Гатлинга. Их скорострельность -порядка 25 выстрелов в минуту.

Проект предусматривал установку четырех 356 мм торпедных аппаратов, но их так и не смонтировали.

«Чарлстон» в 1890 году стал флагманом Тихоокеанской эскадры США. С 1892 года возглавлял Азиатскую эскадру.

В 1891 году крейсер доставил в Гонолулу тело гавайского короля Давида Калакауа, «веселого монарха», скончавшегося в отеле Сан-Франциско.

Еще один заметный след в истории крейсер оставил во время чилийской гражданской войны. Восставшие конгрессионалисты (мы, наверно, будем симпатизировать именно им, потому что во-первых, они победили, во-вторых, на их стороне оказался практически весь чилийский флот) заказали в Штатах оружие и боеприпасы для формируемой ими на севере сухопутной армии. Пароход «Итата», на котором планировалось вывезти закупленные карамультуки, в ожидании погрузки стоял в Сан-Франциско.

Представитель законного на тот момент правительства Бальмаседы организовал слежку за судном и загрузить оружие на корабль воюющей страны стало нереально. Мятежники закупленное оружие перенесли на две американских шхуны и решили перегрузку на «Итату»провести прямо в море. «Итата» тем временем зашла пополнить запасы угля в Сан-Диего, где 5 мая 1891 года была благополучно арестована местным шерифом (по другому источнику-маршалами) с целью пресечения военной контрабанды. В качестве обеспечительной меры шериф(маршалы) остались на борту.

На следующее утро «Итата» спокойно вышла в море, приняла груз со шхун, и направилась в пункт назначения. Через пару дней шерифа (маршалов) высадили в шлюпку в 10 милях от американского берега и вежливо попрощавшись, продолжили свой путь.

Американское правительство такое обращение с американскими законами и должностными лицами посчитало за оскорбление и корабли Тихоокеанской эскадры получили приказ изловить нарушителя. 3 июня «Чарлстон» с адмиралом Брауном на борту в чилийском порту Икике настиг и захватил «Итата». Мятежники сопротивления не оказали.

Дело «Итаты» дошло до Верховного суда США, который постановил вернуть судно и груз владельцам после уплаты залога в 120 тысяч долларов. Пока суд судил, конгрессионалисты стали законным правительством Чили.

7 октября 1892 года вокруг Южной Америки крейсер перешел на Атлантику, 23 февраля 1893 года он прибыл в Хэмптон-Роудс, откуда направился на Международный морской парад на Колумбийской выставке 26 апреля 1893 года в Нью-Йорке. Парад принимал президент Гровер Кливленд на посыльном судне «Долфин».

Осенью 1893 года, во время восстания бразильского флота, крейсер присоединился к американской эскадре, контролирующей соблюдение интересов США в этом регионе.

8 июля 1894 года крейсер вернулся в Сан-Франциско. После еще двух лет походов по тихоокеанским портам его поставили на прикол.

Бригадный генерал Томас Б. Андерсон, армия США, и его штаб посещают крейсер в Гонолулу 2 июня 1898 года:

После начала испано-американской войны 1898 года «Чарлстон» был 5 мая вновь мобилизован, расконсервирован и 21 мая отправлен на Филиппины и завоевывать для Америки остров Гуам. 20 июня 1898 года крейсер и три парохода (City of Peking, City of Sydney, Australia), набитых войсками, подошли к острову.

Оставив транспорты у входа в порт, «Чарлстон» дерзко вошел в гавань и расположился напротив форта Санта-Крус. К американскому крейсеру незамедлительно прибыла делегация местных чиновников, с извинениями сообщивших, что к сожалению, в связи с отсутствием пороха, не смогут ответить на «салют наций», когда его исполнят американцы. Так что может гости одолжат хозяевам немного пороха для соблюдения протокола?

Только здесь испанцы с изумлением узнали о начале войны. На следующий день остров был оккупирован, а испанский губернатор и гарнизон из 69 человек были размещены на одном из транспортов.

После оккупации Гуама крейсер направился на Филиппины, усилить Азиатскую эскадру коммодора Дьюи. Хотя к первомайской битве корабль не успел, он прибыл на место 30 июня, но зато активно пострелял по испанским укреплениям при взятии Манилы и Субик-Бэя. Корабль оставался на Филиппинах и после войны, обстреливая позиции филиппинских повстанцев.

2 ноября 1899 года «Чарлстон» налетел на необозначенный риф у острова Камигуин к северу от Лусона. Крейсер был почти полностью разрушен. Команда перебралась на соседний остров, где разбила временный лагерь. Затем им удалось перебраться на Камигуин и отправить парусный катер за помощью. 12 ноября 1899 года на место кораблекрушения прибыла канонерская лодка «Хелена» PG-9.

«Чарлстон» стал первым кораблем со стальным корпусом, потерянным ВМС США.

Британская школа. Бронепалубный крейсер «Чарлстон» (USS Charleston (C-2)). США

При строительстве Нового флота американцы не смогли обойтись без помощи бывшей метрополии. Тем более для патриотичного Армстронга деньги вообще не пахли. Именно освоение передовых английских технологий позволило США довольно быстро научиться строить приличные крейсера.

Одним «Чарлстоном» дело не ограничилось. Позже американцы купили у все того же Армстронга чертежи, подготовленные для участия в конкурсе на постройку для Испании крейсера «Рейна Регенте». Сэр пристроил проект заокеанским оппонентам Испании. И США получили весьма приличный «Балтимор», высокобортный, мореходный, с полубаком и полуютом, да еще с 19 узловой скоростью. Творчески, но не очень удачно поработав с британским проектом, американцы построили еще и «Филадельфию».

И, наконец, перед войной с Испанией США на стапелях перекупили у Армстронга пару классических эльсвикских крейсеров, строившихся для Бразилии. Благодаря этому в американском флоте появились весьма удачные « Нью-Орлеан » и « Олбани ».

Однако за все надо платить. Слабое место эльсвикских крейсеров-прочность корпуса. «Чарлстон» разделил судьбу своего прототипа-«Нанивы», также погибшего в кораблекрушении.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/marin/bronepalubnye-kreisera-britanskaia-shkola-charlston-c2-5f04d01c4395e448efc802d3

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account