2

Что, уже? Хм… Странно… С Phoenix Purpura пришлось долго идти до этого момента… В общем, да здравствует "техничка"! Плюс Dixieland-а для меня оказался в том, что все необходимые основные хронологические телодвижения уместились в рамки двух статей, и дальше можно начинать уже делать что-то из другого разряда, короче говоря – "наращивать мясо". Начну я, само собой, с флота, а флот я начну с броненосцев военного периода. Для удобства восприятия разбил тему на четыре части, сегодня публикуется первая. Описания битв с их участием будут приведены отдельно, ибо это особая и очень вкусная тема.

Вступление

С первого взгляда, с броненосцами Конфедерации в ту войну все просто, как двери – обычные "плавучие сараи" с почти нулевой мореходностью, слабой бронезащитой, кое-каким вооружением… Вот только это как бы не совсем так. Нет, конечно, броненосцы Конфедерации в той войне – это суровый эрзац, но в этих рамках – эрзац вполне удачный. А как из этих, мягко говоря, необычных броненосцев могли развиться корабли к годам 90-м XIX века – вообще отдельная и очень оригинальная тема, которую, к слову, я пока так и не осилил – толкового ничего не получается. Но это дело времени.

Замечу, что ни один корабль, построенный в моих КША в период 1861–1865 годов, не будет построен "сверх плана". Хотя, возможно, парочка все же будет – с поправкой на то, что Новый Орлеан у меня не пал в 1862 году, а местные предприниматели, скорее всего, не ограничились бы тем, что они построили до того. Но отличий от реальности все же будет хватать. Основные:

1) Будут несколько увеличены производственные мощности Конфедерации. При этом ничего фантастического – после вступления в войну Франции вообще открываются самые радужные перспективы по приобщению французской промышленности к постройке броненосцев в КША. Но до того – изменения будут. В частности, несколько быстрее будут достроены "Луизиана" и "Миссисипи". Кроме этого, честно говоря, особых изменений я просто не помню относительно времени постройки кораблей.

2) Вместо лютого разнобоя различных типов кораблей (хотя вы можете сказать, что они вообще все были одинаковы, с чем я не соглашусь) будут введены некоторые "обобщенные" типы, поглощающие похожие проекты броненосцев. Так, очень неудачная "Луизиана" станет однотипной с "Миссисипи", вместо бестолкового "Балтика", который после достройки боялись (это конфедераты, с их то положением!) выпускать дальше причала, будет построен другой броненосец (кстати, вполне реальный проект, который не успели реализовать). Будут и иные "обобщения" типов кораблей, вызванные уже не желанием заменить абсолютно бестолковые образцы на что-то более адекватное, а элементарной стандартизацией и так очень похожих кораблей. В частности, броненосцев типа "Ричмонд" будет аж 6 штук.

3) Будет несколько изменен состав артиллерии по калибрам. В реальности на броненосцы ВМС КША ставились 6,4- и 7-дюймовые пушки. В чем критическая разница между ними – хоть убейте не пойму (хотя 7-дюймовки обычно устанавливались на поворотных станках, а 6,4-дюймовки – на бортовых, плюс чуть более тяжелый снаряд у 7-дюймовки, конечно же), потому вместо 7-дюймовок будут введены 8-дюймовки (вполне реальные, кстати) с заметно большим бронепробитием, а под конец войны появятся опять же вполне исторические 10-дюймовые пушки.

В общем, получается примерно такая картина – я буду стараться максимально отталкиваться от реального положения со строительством броненосцев, хотя и буду вносить некоторые изменения (в основном рационализаторские). Также отмечу, что после вмешательства Франции в войну и открытия доступа к французской продукции (паровым машинам и броне) некоторые броненосцы будут модернизированы. Впрочем, об этом будет рассказано в статье.

И да, помните такую книжку, как "Война на море №15. Казематные броненосцы южан"? Если да – забудьте. Косяков различного типа в ней там немеряно. Чего только стоит броненосец "Грузия"!

Гении импровизации, или как создавались ВМС КША

Датой создания ВМС КША можно считать 21 февраля 1861 года, когда Конгресс Конфедерации утвердил создание военно-морского департамента (Confederate States Navy Department, сокращенно CSND). Он должен был состоять из пяти бюро: 

1) Рангов и команд (Bureau of Orders and Detail), фактически – оперативный штаб флота, отвечающий за разработку планов ведения войны и подготовку личного состава, глава – Сэмюэль Беррон;

2) Артиллерии и гидрографии (Bureau of Ordnance and Hydrography), фактически – технический отдел, отвечающий за проектирование новых видов вооружения и кораблей, глава – Джордж Минор;

3) Провианта и экипировки (Bureau of Provisions and Clothing), фактически – отдел снабжения, глава – Джон де Бри;

4) Медицины и хирургии (Bureau of Medicine and Surgery), глава – Уильям Августин Вашингтон Споттсвуд;

5) Береговой охраны (Bureau of Sea Coast, River and Harbor Defences), глава – Мэтью Фонтейн Мори [1].

Основными задачами ВМС КША являлись:

  • оборона гаваней, фортов и заливов;
  • срыв военно-морских операций федералов в территориальных водах Юга;
  • нападение на коммерческие суда северян.

За всей этой достаточно сложной структурой стояло бедственное положение Конфедеративного флота – в распоряжении южан оказалось крайне мало судостроительных предприятий и лишь около 30 кораблей (для сравнения, флот Севера на тот момент состоял примерно из 90 кораблей). Существовали проблемы и со снабжением – производство пороха и боеприпасов осталось в руках Союза. Казалось бы, все – ложись и умирай! Но Юг, помимо рабства и хлопка, славился также своими людьми, умеющими в сложной ситуации найти верное решение. Потому судьба ВМС КША, повисшая на волоске, зависела от того, кто возглавит CSND. И выбор президента Дэвиса и Конгресса оказался крайне удачным – секретарем военно-морского департамента, т.е. его главой стал Стивен Рассел Мэллори, человек энергичный и чрезвычайно изобретательный тогда, когда другие готовы были обхватить голову руками и тихо паниковать от уныния и безнадежности ситуации.

Стивен Рассел Мэллори собственной персоной

Чрезвычайно быстро была решена проблема снабжения (как, впрочем, была решена похожая проблема и в армии), и уже к осени 1862 года флот стал получать больше пороха и снарядов, чем расходовал. Решился вопрос с артиллерией – путем создания сети мастерских и литейных Конфедерация (флот и армия) перешла на почти полное самообеспечение нарезными дульнозарядными пушками Брука, хотя, конечно, без проблем не обошлось (недостаточные возможности промышленности Юга заставили инженера Брука импровизировать с конструкцией орудий Пэррота, имевшихся на вооружении Севера, что собственно и вызвало появление собственно орудий Брука). Хуже дело обстояло с подготовкой экипажей – большинство людей предпочитали идти в армию, чем во флот, да и после сецессии практически все специалисты остались на Севере. Потому первое время подготовка конфедеративных экипажей была не очень высокой, и во многом улучшать ее помогали отставники, служившие еще во флоте США и вернувшиеся в строй после призывов родных штатов. В конце 1862 года было решено пойти и на крайние меры, когда недостача экипажей начала угрожать боеспособности кораблей, и CSND принялись скупать рабов и назначать их на второстепенные должности на кораблях в обмен на дарование свободы после окончания войны  Тем не менее, все это не могло ликвидировать численного отставания ВМС КША от флота северян, и потому с самого начала Мэллори в решении первых двух проблем (защита берега Юга и срыв операций Севера) сделал ставку на качество, подняв вопрос о постройке на Юге броненосцев (и много чего другого – но об этом потом). При этом было решено строить одновременно большие "морские" и малые "прибрежные" и "речные" броненосцы, которые отличались размерами и вооружением, хотя Мэллори заявил, что более желательно иметь в строю большие корабли. Война внесла коррективы в его мнение, в результате чего к моменту подписания перемирия более половины броненосцев принадлежали к числу "малых". Официальная ранговая градация между кораблями не устанавливалась – и маленький "Манассас", и огромный "Нэшвилл" официально считались кораблями одного класса.

Сразу после начала разработки проектов будущих кораблей вскрылась самая плачевнейшая ситуация с судостроительной промышленностью. На момент сецессии какие-то серьезные производственные мощности имелись лишь в Портсмуте, штат Вирджиния и Новом Орлеане, штат Луизиана. При этом существовала и серьезная проблема с подрядчиками – Юг пока еще не мог производить броневые плиты достаточной толщины и в достаточном объеме, а производимые паровые машины [2] предназначались для речных колесных кораблей и не отвечали требуемым от них мощностям. В этих весьма ограниченных условиях первоначально планировалось сделать ставку на перестройку уже существующих кораблей, но оказалось, что таковых очень мало, и переделать их в броненосцы по европейскому образцу не представляется возможным. Здесь свою роль сыграл другой "гений импровизации", а именно инженер Джон Люк Портер.

Джон Люк Портер

Именно он придумал общую концепцию всех конфедеративных эрзац-броненосцев еще в 1861 году, когда начал перестраивать полусожженный федералами винтовой фрегат "Мерримак" в броненосец [3]. Он четко оценил возможности промышленности КША и требования к кораблям, и под его руководством сложилась идея низкобортного боевого броненосного корабля с казематом в средней части, способного выдержать огонь большинства орудий того времени, установленных на блокадных кораблях северян. От броненосцев Портера не требовалось пересекать моря и океаны – они должны были обеспечить защиту своих баз и прорыв блокады портов Юга, которую Север уже успел установить. При этом его первоначальный проект был изменен лишь незначительно – если Портер хотел вооружать свои корабли оружием, достаточным для поражения небронированных кораблей, то один из перспективных морских офицеров КША, коммандер Элиас Вуд [4], заметил, что

… если мы собираемся строить броненосные корабли, то это вызовет ответную реакцию Севера в виде постройки таких же броненосцев, потому будет серьезным упущением не учитывать этот фактор и не вооружать наши корабли достаточно мощными орудиями, способными пробить броню кораблей янки…

В качестве "дырокола" главный артиллерист Конфедерации, Джон Мерсер Брук предложил 8-дюймовую нарезную дульнозарядную пушку, разработанную на базе аналогичного орудия Пэррота. Это орудие стало самым массовым главным калибром броненосцев Конфедерации, хоть к концу войны уже и не было способно пробивать броню новейших мониторов северян. В качестве обычных противокорабельных пушек использовались 6,4-дюймовые орудия Брука, гранаты которых причиняли небронированным кораблям огромные разрушения. Кроме того, первоначально планировалось использовать также орудия Дальгрена, но после печального опыта "Вирджинии" (о чем будет рассказано ниже) от этих "бутылок" было решено отказаться. Таким образом, ВМС КША получили на вооружение достаточно современную и боеспособную артиллерию.

Джон Мерсер Брук, будущий "артиллерийский король" Конфедерации

Решили проблемы и с судостроительной промышленностью. Здесь сыграли свою роль несколько факторов – талант к импровизации Стивена Мэллори, патриотические чувства многих влиятельных южан и желание заработать различных предпринимателей, которые вызвались ради постройки броненосцев создавать собственные верфи на территории всей Конфедерации. В результате в 1861–1862 годах были основаны следующие судостроительные предприятия [5]:

– John T. Shirley & Co., Мемфис, Теннесси;

– Yazoo River Factory, Язу-сити, Миссисипи;

– Confederate Naval Works at Selma, Сельма, Алабама;

– Berry & Brothers, Уилмингтон, Северная Каролина;

– Cassidey Shipyard, Уилмингтон, Северная Каролина;

– Edward's Ferry, Скотленд Нэк, Северная Каролина;

– Wilnick Factory, Новый Орлеан, Луизиана;

– Tift Factory, Новый Орлеан, Луизиана;

– Howard and Ellis, Кинстон, Северная Каролина;

– Henry and Phillips, Монтгомери, Алабама;

– E.C. Murray, Новый Орлеан, Луизиана;

– Nelson and Asa F. Tift, Новый Орлеан, Луизиана;

– Chattahooche River Banks, Колумбия, Южная Каролина;

– Naval Iron Works, Колумбус, Джорджия.

Но у судостроительной промышленности Конфедерации оставались еще две крупные проблемы, связанные с паровыми машинами и производством брони. Первую помог решить талантливый 25-летний инженер, Эдвард Джозеф Келли [6], приписанный к бюро артиллерии и гидрографии. Под его руководством удалось наладить производство паровых машин достаточных мощностей. И хотя их производство шло со скрипом, и не все корабли удалось оснастить нужной машинерией, но в целом это позволило броненосцам Юга развивать скорости до 7–8 узлов вместо предполагаемых 3–4 [7] с привычными простейшими паровыми машинами. Вторая же проблема – отсутствие брони – так и не была толком решена до самого конца войны. Первые эрзац-броненосцы южан оснащались такой же эрзац-броней в виде сплющенных и прокованных железнодорожных рельс на толстой (до метра толщиной на некоторых кораблях) деревянной подкладке. Такие броневые плиты получались толщиной в 1 и 2 дюйма, из-за чего приходилось накладывать их в несколько слоев, чтобы добиться нужной защищенности – но такая многослойная броня на практике оказалась хуже, чем эквивалентная толщина монолитных железных кованых плит. Постепенно удалось наладить производство и настоящих броневых листов, которые, конечно же, были лучше "рельсовой" брони, но все равно по толщине не превышали показателя в 2 дюйма. Броневые плиты толщиной в 4, 6 и 8 дюймов стали доступны конфедератам лишь после вступления Франции в войну. Стоит отметить, что Север испытывал аналогичные трудности с производством броневых плит большой толщины, и большинство его мониторов защищались такой же многослойной защитой. Единственным, но очень весомым преимуществом Союза перед Конфедерацией было то, что его промышленность могла обеспечить достаточное количество таких тонких плит, когда Юг же постоянно испытывал недостачу брони, из-за чего часто корабли, построенные ударными темпами, месяцами ждали прибытия полного комплекта своих "доспехов".

Броненосец "Вирджиния"

"Вирджиния" вступает в строй

Свою идею броненосцев военного времени Портеру удалось проверить при переоборудовании захваченного в Норфолке федерального винтового фрегата "Мерримак", переименованного южанами в "Вирджинию". Это был истинно "первый блин комом", хоть блин и получился вроде бы удачным. "Мерримак" достался конфедератам не в целом виде, а выгоревшим по ватерлинию, с убитой паровой машиной (которую должны были как раз заменить, когда началась война). На базе этого "днища от корабля" южане с максимально быстрой при своих возможностях скоростью начали в июле 1861 года перестройку в броненосец. Не все шло хорошо – несмотря на максимально возможный ремонт, машина броненосца то и дело теряла мощность, а поставки брони постоянно задерживались. Вооружение состояло из четырех "пар" орудий – 8, 6,4-дюймовых Брука, 9-дюймовых гладкоствольных Дальгрена и 32-фунтовых гаубиц. Как показало будущее, броненосец обладал избыточной осадкой и ужасной маневренностью (поворот на 360 градусов мог занять от 30 до 40 минут, диаметр циркуляции при этом тяжело представить). Для улучшения защиты броню броненосца снаружи обмазали жиром животного происхождения, который, в теории, должен был способствовать "соскальзыванию" снарядов федералов с брони.

6,4-дюймовое орудие Брука

Боевой путь "Вирджинии" был кратким, но ярким. Сразу же после вступления в строй ее бросили в бой против блокадных сил федералов в Чесапикском заливе [8]. За один день 8 марта 1862 года "Вирджинии" удалось потопить два фрегата северян и загнать третий на мель (еще два "отмазались" от боя, используя сомнительные причины вроде "слишком сильного встречного течения, не позволившего вовремя прибыть на место сражения"), но 9 марта ей пришлось противостоять первому броненосному кораблю северян – "Монитору". Кораблям так и не удалось серьезно повредить друг друга, что доказывало превосходство брони над артиллерией. При этом ирония ситуации состояла в том, что на "Вирджинии" отсутствовали сплошные 203-мм снаряды, способные пробить броню "Монитора", а "Монитор" стрелял неполными зарядами [9], из-за чего его снаряды смогли пробить броню "Вирджинии" лишь дважды – вплотную, и на пределе возможностей (пробив броню, 9-дюймовые снаряды "Монитора" застряли в деревянной подкладке). В конце концов два корабля разошлись, и обе стороны засчитали себе эту битву победой.

Уроки того боя были проанализированы Портером со всей тщательностью (к слову, южане вообще проявили гораздо большую способность учиться на своих ошибках в ту войну). Так, в будущем предписывалось обязательно иметь на корабле бронебойные снаряды к 8-дюймовым орудиям на случай встречи с броненосцами противника. Отказался Портер и от смазывания стенок казематов животным жиром – во время боя северянам удалось воспламенить его, в результате чего прислуга орудий конфедеративного броненосца едва не задохнулась в каземате. Хуже всего показали себя орудия Дальгрена – южане стреляли из них много (по небронированным кораблям) и полным зарядом, из-за чего у двух пушек разорвало стволы еще в первый день сражения. Кроме того, из-за короткого ствола дульный срез в боевом положении находился внутри броненосца, и пламя от выстрела часто заставляло тлеть деревянные "внутренности" корабля, из-за чего приходилось заливать их водой. Из-за этого конфедераты тут же отказались от использования орудий Дальгрена на своих броненосцах. Чуть более полезными показали себя 32-фунтовые гаубицы, но их наличие в тесном каземате признали "излишеством", так как вместо них было выгоднее иметь еще две 6,4-дюймовые пушки. Кроме того, стало ясно, что текущей бронезащиты "Вирджинии" явно недостаточно, и требуется или увеличение толщины брони, или увеличение углов ее наклона для обеспечения достаточного уровня защищенности.

После пика своей славы в битве на Хемптонском рейде "Вирджиния" еще участвовала в мелких стычках, но судьбою ей было отмеряно немного времени. После начала кампании на полуострове и наступления северян южане начали отвод сил из Норфолка, который оказался под угрозой захвата. "Вирджинию" из-за ее значительной осадки отвести на реку Джеймс, к Ричмонду не представлялось возможным, и корабль пришлось сжечь. При этом с нее успели снять лишь вооружение и часть брони – но большинство плит "рельсовой" брони все же остались на корабле банально из-за недостатка времени. Таким образом, история "Вирджинии" закончилась 11 мая 1862 года. Стоит отметить также, что южане оказались заметно основательнее северян, и в отличие от прошлого раза, остатки бывшего "Мерримака" восстановлению уже не подлежали.

"Вирджиния" во всей красе. Надводную часть своих броненосцев конфедераты обычно не красили

 

«Вирджиния», Gosport Navy Yard, Портсмут, Вирджиния — 11.06.1861/???/07.03.1862

 

Водоизмещение:         нормальное 4150 тонн

Размерения:                   83,6×15,6×5,6м

Механизмы:                    1 винт, 2 ПГМ, 4 котла, 5-6 узлов

Запас топлива:                (неизвестно)

Дальность:                        (неизвестно)

Броня (железо):            пояс 1-3", палуба 1", каземат 4"

Вооружение:                   2 8/18" орудия Брука, 2 6.4/22" орудия Брука, 6 9" орудий Дальгрена, 2 12-фунтовые гаубицы

Экипаж:                              320 человек

Броненосец "Атланта"

"Атланта" после вступления в строй. На носу видно установку шестовой мины, которую в различное время снимали и устанавливали практически на всех кораблях Конфедерации

Примерно в то же время, когда Портер начал переделывать "Мерримак" в "Вирджинию", в Саванне, главном порту Джорджии, начался аналогичный процесс по переделке гражданского парохода "Фингал" [10] в "вариацию на тему" "портеровского" броненосца. Разработкой (или коррекцией по собственному усмотрению на основе базового ТТЗ) проекта занимались братья Аза и Нельсон Тифты. Постройку кораблей на собственных предприятиях в Новом Орлеане и Саванне им удалось "выбить" в кратчайшие сроки благодаря тесной дружбе с Мэллори, что многие посчитали плохим предзнаменованием (и оказались правы лишь частично). Интересна была история и самого "Фингала" – он был построен в Глазго для местных нужд и вступил в строй в 1861 году, но его очень быстро перекупил морской агент Конфедерации в Великобритании Джеймс Баллок, после чего отправил с грузом военного снаряжения и британским экипажем в Саванну в качестве блокадопрорывателя. Прорыв удался, но обратный рейс с хлопком задержался, а федералы значительно усилили наблюдение за портом Саванны. В результате корабль было решено отдать под нужды военного флота и перестроить в броненосец. Финансы на подобную операцию по большей части были взяты из нетрадиционных источников, а именно предоставлены патриотично настроенными жительницами города [11].

Джеймс Данвуд Баллок, один из "гениев импровизации" ВМС КША, защищавший интересы Конфедерации в Европе

"Атланту" перестраивали примерно по той же схеме, что и "Вирджинию", но с некоторыми отличиями. Так, каземат имел прямоугольную форму, что несколько упрощало его постройку. Для облегчения конструкции было решено уменьшить  толщину пояса до двух дюймов, что оказалось не очень удачным решением. Уже в процессе достройки вместо запланированных 2 6,4-дюймовых и 2 32-фунтовых пушек на броненосец установили 8-дюймовые и 6,4-дюймовые орудия Брука. Нововведением стало применение шестовой мины, установленной в носу, что должно было (теоретически) повысить боевые возможности корабля, но вскоре после введения в строй шестовую мину у "Атланты" забрали на нужды "малых патрульных кораблей" – первых конфедеративных миноносцев.

8-дюймовая пушка Брука на береговом станке. Помимо кораблей, это орудие активно использовалось на береговых укреплениях

На практике же "Атланта" оказалась едва ли не худшим броненосцем южан. Увеличение водоизмещения из-за установки брони оказалось слишком серьезным для слабой паровой машины, в результате чего фактически броненосец мог развить 5-6 узлов в лучшем случае. Кроме того, перегрузка вызвала деформацию корпусных конструкций, маневренность упала дальше некуда (судя по всему, даже хуже "Вирджинии"), из-за тесноты в каземате и отсутствия вентиляции во время боя пребывание на корабле являлось настоящей пыткой. В конце концов, перегрузка вызвала деформацию корпусных конструкций, и в то же время бронирование оказалось совершенно недостаточным. "Последним штрихом" стала конструкция каземата, ограничивающая углы наведения орудия до такой степени, что попадание в противника могло бы стать результатом скорее удачи, чем умелого использования. В целом, корабль можно охарактеризовать словами одного из ее офицеров:

Что за неудобный, неуклюжий, Богом забытый корабль!

Все это прекрасно понимали и сами конфедераты, из-за чего использование "Атланты" свелось к минимуму, а весь ее "боевой опыт" ограничивался несколькими перестрелками с блокирующими кораблями северян, во время которых урона врагу нанесено не было, зато враг умудрился попасть в пояс корабля конфедератов и пробил его. После деблокады Саванны объединенным флотом "Атланту" было решено перевести на Миссисипи, где слабая речная флотилия южан героически сражалась с конфедеративными кораблями. Собственно, на этом история "Атланты" и заканчивается – во время перехода вокруг Флориды 19 мая 1863 года броненосец попал в шторм и затонул, не дойдя всего пары миль до спасительной бухты Джексонвилла. Сопровождающие его корабли успели спасти лишь 34 человека из состава экипажа броненосца, остальные, вместе с коммандером Уильямом Уэббом, стали жертвой стихии и собственного корабля.

Опыт перестройки "Вирджинии" и "Атланты" фактически поставил точку в истории перестроенных  в броненосцы кораблей в ВМС КША. Помимо двух этих кораблей лишь один "Манассас" строился на базе гражданского корабля, и лишь благодаря нестандартному подходу его проектировщиков он вышел единственным удачным "перестроенным" броненосцем [12].

"Атланта" во всей своей красе. Хотя, по-моему, помимо звания самого неудачного корабля конфедератов, "Атланта" претендует еще и на звание самого некрасивого из броненосцев Юга

 

"Атланта", Nelson and Asa F. Tift, Саванна, Джорджия — 09.1861/22.11.1862

 

Водоизмещение:         нормальное 1050 тонн

Размерения:                   62,2×12,5×4,9м

Механизмы:                    1 винт, 2 ПМПД, 1 котел, 5-6 узлов

Запас топлива:                (неизвестно)

Дальность:                        (неизвестно)

Броня (железо):            пояс 2", каземат 4", палуба 1"

Вооружение:                   2 8/18" орудия Брука, 2 6.4/22" орудия Брука

Экипаж:                              145 человек

Броненосцы типа "Луизиана"

Модель броненосца "Миссисипи". Местами довольно сильно "по мотивам", но дает представление о том, каким внушительным был этот корабль, вытсупающий в альтернативе систершипом "Луизианы"

Помимо перестройки "Атланты", которая в результате получилась скорее провалом, чем удачей, братья Тифт также "выбили" у морского секретаря Мэллори постройку на собственных верфях (которые в Новом Орлеане еще предстояло построить) первого полноценного броненосца Конфедерации, построенного с нуля. При этом вместе с ними "подписался" на постройку еще одного корабля некий Мюррей, который уже имел готовую верфь на берегу Миссисипи, которая, правда, строила до того совсем небольшие корабли. Единственным условием морского секретаря стала унификация проектов этих двух заводов-строителей и участие в проектировании одного из его помощников, молодого инженера Джорджа Мансфилда [13].

Впрочем, Мансфилду практически не пришлось вмешиваться в деятельностью Азы и Нельсона Тифтов. С самого начала они пошли по простейшему пути – до войны их предприятие в Новом Орлеане специализировалось на быстрой постройке деревянных домов, и братья решили отталкиваться от этого своего опыта, поставив во главу угла практичность постройки. В результате броненосец получил простые, рубленые обводы, при виде сверху имеющие шестиугольную форму. Посередине располагался массивный каземат, рассчитанный под установку целых 12 орудий (4 8-дюймовых и 8 6,4-дюймовых), при этом предусматривалась и кое-какая элементарная вентиляция. Имея в своем распоряжении промышленные паровые машины умеренной мощности, было решено установить по три таких на каждый корабль, при этом броненосцы получались трехвинтовыми, что для того времени было, мягко говоря, нетипичным. Вообще корабли получились достаточно большими и мощными, по боевым возможностям превосходя все, что в тот момент строилось на Юге. Довершал общую картину последний штрих – братья Тифт, по совету Мансфилда, решили не мелочиться и изначально рассчитали толщину брони каземата в шесть дюймов, что делало его "крепким орешком" для большинства орудий северян. При этом оба корабля планировалось защитить не "рельсовой" броней, а полноценной кованной, пускай и тоже составной (из плит двухдюймовой толщины).

Два корабля, названных позднее "Луизианой" и "Миссисипи", были заложены осенью 1861 года. При содействии Мансфилда до морского секретаря Мэллори донесли вести о том, что потенциально эти броненосцы могут стать лучшими кораблями ВМС КША, и что их скорейший ввод в строй в интересах всего государства. В результате "Луизиана" и "Миссисипи" "съели" всю броню специального производства в 1861-1862 годах, и остальные броненосцы пришлось обшивать коваными рельсами. Из-за этого их введение в строй сильно затянулось – "Луизиану" удалось ввести в строй в марте 1862 года, а "Миссисипи" – в мае.

"Луизиана" во время заграничного плавания, 1872 год

И это оказалось чертовски вовремя! "Луизиану" ввели в строй в марте, но какое-то время существовала острая недостача экипажа. В результате коммандеру Вуду (тому самому, который выступал за наличие "бронебойных" пушек на броненосцах) пришлось тоже импровизировать, и необходимых ему людей он нашел среди… Вольнонаемных негров и рабов, выкупленных в том числе за собственные деньги у местных рабовладельцев! Это решение позволило очень быстро привести "Луизиану" в достаточно боеспособное состояние, а сам броненосец стал первым в Конфедерации кораблем со смешанным (по цвету кожи) экипажем и символом будущего единства белых и негров в КША. После усиленной боевой подготовки "Луизиане" довелось сыграть одну из ведущих ролей в ходе отражения прорыва эскадры Фаррагута в Миссисипи, где броненосец зарекомендовал себя с лучшей стороны. Несмотря на минусы – недостаточную (несмотря на принятые меры) вентиляцию, тесноту каземата и огромные размеры, "Луизиана" показала хорошую скорость и удовлетворительную маневренность, а бронезащита не была пробита ни разу за весь ход сражения. После боя коммандер Вуд, обычно сдержанный и скромный человек, спросил у Нельсона Тифта:

Когда вы достроите "Миссисипи"? Нам бы пригодился еще один такой замечательный корабль для визита в Вашингтон. Янки не смогут ничего противопоставить ему!

Наличие в Новом Орлеане "Луизианы" и "Миссисипи", а также остальных броненосцев надолго стеснили блокадные корабли северян, а после вмешательства в войну французов им и вовсе пришлось ретироваться ближе к своим базам у Атлантического побережья. "Луизиану" и "Миссисипи" зимой 1862-1863 года несколько перестроили – вместо слоеной 6-дюймовой брони каземата на заводах союзника были заказаны сплошные плиты той же толщины. Кроме того, из орудийных мастерских Брука на вооружение поступили 10-дюймовые пушки, которые незамедлительно установили на оба корабля вместо 8-дюймовых. После окончания модернизации оба корабля под защитой французских броненосцев перевели в Саванну, а затем в Уилмингтон, где формировалась боевая эскадра из лучших броненосцев Конфедерации. "Луизиана" при этом выступила в роли флагмана, хотя по факту мало что изменилось – первым лицом на корабле все еще выступал Элиас Вуд, правда, уже в звании адмирала. Участвовали "Луизиана" и "Миссисипи" в битве в Чесапикском заливе [14], в ходе которой "Миссисипи" получил тяжелые повреждения. Ближе к концу войну "Луизиана" едва не стала жертвой неудачной атаки минных катеров северян – из-за ошибки атакующих удар шестовой мины пришелся в бронепояс, что свело повреждения корабля к минимуму.

10-дюймовое орудие Брука. На близких дистанциях гарантированно пробивало башенную броню американских мониторов типа "Пассаик"

Оба броненосца с честью пережили испытания войны и составили основу "полноценного" флота Конфедерации в будущем. При этом в 1868 году они прошли вторую в своей жизни крупную модернизацию – дульнозарядные пушки были заменены на казнозарядные, паровые машины также заменили на более мощные, что позволило развивать броненосцам скорость в 10-12 узлов. После этого "Луизиана" отличилась, совершив в 1872 году визит в Европу (доказав, что она все же морской броненосец, а не прибрежный – хоть ей и пришлось на протяжении всего плавания через океан держать задраенными орудийные порты). Но ничто уже не могло остановить стремительное устаревание кораблей. "Миссисипи" еще какое-то время использовали как плавказарму, после чего в 1879 году все же сдали на слом. "Луизиану" же не постигла обычная судьба боевых кораблей той эпохи – будучи самым популярным кораблем Конфедерации, ее было решено оставить в качестве корабля-музея в Норфолке, что и было сделано в 1882 году. В 1888 году "Луизиана" была переведена на вечную стоянку к острову Свободы в Чесапикском заливе, где и находится по сей день.

"Луизиана" во всей красе. И да, зацепила она меня что-то неслабо… Один из самых моих любимых броненосцев получился

 

"Луизиана", E.C. Murray, Новый Орлеан, Луизиана – 15.10.1861/06.01.1862/20.03.1862

"Миссисипи", Nelson and Asa F. Tift, Новый Орлеан, Луизиана – 14.10.1861/24.03.1862/05.1862

 

Водоизмещение:         нормальное 3812 тонн

Размерения:                   80,7×18,2×4,1м

Механизмы:                    3 вала, 3 ПГМ, 6 котлов, 7-8 узлов

Запас топлива:                (неизвестно)

Дальность:                        (неизвестно)

Броня (железо):            пояс 2", каземат 6", палуба 1"

Вооружение:                   4 8/18" орудия Брука, 8 6.4/22" орудий Брука

Экипаж:                              426 человек

 

После модернизации 1862-1863 годов – 8-дюймовые орудия заменены на 254/15-дюймовые, слоеная броня каземата заменена на цельные бронелисты;

После модернизации 1868-1869 годов – дульнозарядные орудия заменены на казнозарядные (10/20-дюймовые и 6/20-дюймовые), установлены новые машины, скорость возросла до 10-12 узлов;

Примечания

1) В реальности отдельного бюро береговой охраны не существовало, но при этом имелась какая-то структура, выполняющая его функции. Так что я решил все же выделить эту структуру в отдельное бюро;

2) Так и не удалось точно вычленить все те заводы, которые точно могли производить машины и котлы на Юге, но примерный список предприятий, которые могли бы это сделать, выглядит так: Shelby Iron Company в Алабаме (основан в 1842 году), Palmetto Iron Works в Южной Каролине (1850 год), Churchill & Sons в Алабаме (вероятно 1859-1860 годы), Athens Steam Company в Джорджии (1856 год) и Atlanta Machine Works (1848 год). При этом большая их часть, скорее всего, все же занималась выпуском огнестрельного оружия.

3) Вообще считается, что "портеровские" броненосцы начали строить только в 1862-1863 годах, но меня терзают серьезные сомнения по поводу этого – ибо все броненосцы Юга, кроме разве что "Манассаса" и "Уилмингтона" (у меня он будет называться не так), воплощали именно его идеи, в том числе и те, что закладывались одновременно с "Вирджинией".

4) Полностью альтернативный персонаж, коммандер – звание в ВМС КША, находится между капитаном и мичманом и примерно соответствует русскому капитану II ранга.

5) Абсолютно все они реальные, возможно даже упустил несколько из них. Также некоторые предприятия были названы по собственному усмотрению, так как в реальности не имели никаких собственных названий.

6) Полностью альтернативный персонаж.

7) Фактическая скорость хода большинства броненосцев Южан, сводившая на нет их достоинства. Здесь я просто "сыграл на опережение" – в 1864 году конфедератам наконец удалось наладить производство достаточно мощных паровых машин для своих броненосцев, но это было уже, мягко говоря, поздно.

8) Детальнее об этом можно прочитать в интернете, "битва на Хемптонском рейде". Отличий от реальности здесь не планируется.

9) Из-за нескольких случаев разрыва орудий Дальгрена перед войной "Монитору" предписывалась стрельба уменьшенными зарядами, так как многие опасались выхода из строя башни в случае разрыва пушки.

10) "Fingal", я серьезно.

11) Возможно, это может показаться странным, но факт – женщины Конфедерации активно помогали своим мужчинам воевать при помощи доллара. И "Атланта" стала не единственным броненосцем, построенным на женские пожертвования.

12) О "Манассасе" будет рассказано в следующей статье.

13) Еще один полностью альтернативный персонаж.

14) О чем будет отдельная статья, и может даже не одна.

 

P.S. Что-то получилось "многабукав". Стоило бы на две части разделить эту статью, но… Пускай будет как будет.

Подписаться
Уведомить о
guest

22 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account