Ровно 85 лет назад, 13 августа 1932 года, впервые поднялся в воздух гоночный самолет Грэнвил "Джи Би" R-1. Несмотря на забавный внешний вид, эта машинка оправдала свое назначение. Уже 3 сентября летчик Джеймс Дулиттл установил на ней мировой рекорд скорости для сухопутных самолетов, разогнавшись до 477 км/ч. Это было почти в полтора раза больше, чем у лучших тогдашних истребителей.
Такого результата удалось достичь, несмотря на применение звездообразного мотора с большим "лбом", неубирающееся шасси и крыло с расчалками, создававшими дополнительное аэродинамическое сопротивление. Разработчики "Джи Би" – братья Грэнвил сделали ставку на максимальное уменьшение размеров машины, фактически представлявшей собой хорошо закапотированный мотор с крохотной кабинкой пилота и маленькими крылышками. Таким образом достигалось снижение сопротивления трения. Этому же способствовало тщательное выравнивание и полировка всех наружных поверхновтей. Кроме того, чем меньше конструкция, тем она легче при равной прочности.
Самолет с предельно коротким фюзеляжем и высокой нагрузкой на крыло получился недостаточно устойчивым и довольно опасным. Оба построенных экземпляра – R-1 и R-2 – разбились в 1933 году, похоронив под обломками своих пилотов. Однако их концепция, несомненно, оказала влияние на других разработчиков скоростных машин, в том числе – на Николая Поликарпова, который, как раз, в 1933 году проектировал свой знаменитый истребитель И-16.
Некоторые авторы даже писали, что И-16 был чуть ли не копией "Джи Би", приспособленной под военное применение. Разумеется, это не так, хотя, сходство прослеживается. Особенно оно заметно на ЦКБ-12 – первом прототипе "ишака", впервые взлетевшем 30 декабря 1933 года. Тот же максимально укороченный фюзеляж с маленькой закрытой кабиной и широким цилиндрическим капотом, обусловленным большим диаметром мотора (кстати, наверное, мало кто знает, что И-16 был самым коротким истребителем Второй мировой войны).
Правда, Поликарпов снабдил машину значительно увеличенным, по сравнению с "Джи Би", крылом и оперением для обеспечения более-менее приемлемой для истребителя маневренности и устойчивости. Тем не менее, за счет короткого плеча выноса рулевых поверхностей И-16 получился излишне "вертлявым" и сложным в управлении, из-за чего произошло множество аварий. Летчики шутили (или не совсем шутили), что тот, кто освоил И-16, в дальнейшем сможет безбоязненно летать на чем угодно.
В общем, нельзя сказать однозначно, было ли оправданным в боевой машине заимствование концепции гоночного "летающего бочонка". Думаю, споры на эту тему будут идти еще долго.
Предшественник "Джи Би" R-1 – самолет "Джи Би" модель Z, построенный в 1929 году и достигший скорости 435 км/ч
R-1 в разрезе. Видно, что самолет имел смешанную конструкцию с деревянным крылом и оперением
Джеймс Дулиттл, установивший на "Джи Би" мировой рекорд скорости
Дулиттл вылезает из кабины "Джи Би" через откидную дверь в правом борту. В аварийной ситуации дверь сбрасывалась, но летчик Рассел Бордман, который разбился на этой машине, не успел воспользоваться парашютом
ЦКБ-12 и американский истребитель Р-45, сделанный на базе "Джи Би". Впрочем, нижний рисунок является всего лишь фантазией художника, так как военных модификаций "Джи Би" никогда не существовало даже в проекте
источник: http://vikond65.livejournal.com/655978.html
На ней летает в меру
)))ММММ…боюсь, что в меру
)))ММММ…боюсь, что в меру упитаный в данный….агрегат, не влезет. Почему…"Потому, что кто то слишком много ест!"))))))
Он не мог вылезти, а влезть —
Он не мог вылезти, а влезть — влез;)
На ней летает в меру
Коллеги, так это ж не жир, а сплошные стероиды! "Джи Би" R-1 — это летающий Халк!
А нормального истребителя из этой кукарямбы с крылышками не получится в принципе. Манёвренность, устойчивость, удобство пилота — всё никакое! Даже если И-16 и растёт корнями из впечатления от данного уродца, его конструкция настолько переработанамв сторону "нормальности", что стала практически новой.
P.S. ПМНПМ, предельно ужатый скоростной гоночный самолёт с такенным лбом — нонсенс. Мой выбор — стройное "веретёнце" с толкающим рядным жидкостником и конденсационным охлаждением без радиатора.
Кондратьев снова тонко
Кондратьев снова тонко намекнул, что советские инженеры способны только копировать идеи Великих Западных Демократий.
Между этими самолетами общего только схема — низкоплан со звездообразным двигателем.
Джеймс Дулилитл… полагаю
Джеймс Дулилитл… полагаю тот самый?
Совершенно верно, коллега.
Совершенно верно, коллега. Именно тот самый)))
Дулилитл… полагаю тот
Он, он, не сумлевайтесь.
Не, ну называть И-16 копией ДжБи — это надо большим ассоциативным мЫшлением обладать. Подогнать пофиль И-!6 тип 4, с закрытым фонарем, чтобы как можно больше быть похожим на ДжБи, тоже подлог, т.к. ЦКБ-12 такового не имел. Еднственная аналогия — по максу укороченный фюзеляж. ДА. возможно, что тут, без некоторого влияния разрекламированного сверхскоростного ДжБи не обошлось. Но копия!!??
blacktiger63 пишет:
Не, ну
[quote=blacktiger63]
[/quote]
Ну справедливости ради, Кондратьев и не говорит про "копию":
(Да: И-16 свободнонесущий и с убирающимся шасси, чем и интересен, т.к. был первым таким в массовой серии. А Джи-Би расчалочный, и шасси неубирающееся).
Вообще, на мой взгляд, влияние Джи-Би гораздо в большей степени прослеживается в семействе бипланов Боровкова и Флорова, особенно самом первом из них – "7211". Мысленно уберите верхнее крыло… что получится?
И профиль выложен именно ЦКБ-12 (только почему-то с трёхлопастным винтом от ЦКБ-12бис). У типа 4 капот заметно длиннее (задний обрез ближе к кабине).
++++++++++
++++++++++
У бочонка можно двигатель
У бочонка можно двигатель заменить на четырёхрядную звезду и снова поставить рекорд. Ну или поставить вообще Wright R-2160 Tornado (звезда 7 рядов 42 цилиндра )
Будет супер-бочка !
В 1932 в США довольно
В 1932 в США довольно прообразов И-16 среди гоночных самолетов. Кстати, эти самолеты и американское правительство хотело видеть как истребители.
Среди них есть и самолеты с коротким фюзеляжем, но не таким, как у Gee Bee, а таким как у И-16 — около 6 м. То есть проект ЦКБ-12 сборный образ гоночных самолетов США того времени.
Исключая некоторые подробности: Огромные наплывы за крылом — откуда они? Капот тип из кольцевого превратился в колпак, получилил почему-то переднюю стенку с прорезями охлаждения цилиндров.