BOAR — неуправляемая ядерная авиационная ракета
Обычно про интересные и малоизвесстные образцы американского оружия у нас рассказывает коллега Fonzeppelin. Я обычно американские системы критикую. Но тут попалась интересная, на мой взгляд, тема, так что позволю себе на некоторое время отойти от антиамериканской риторики, и представить вам систему, которая являет из себя весьма простое и изящное решение некой проблемы. Итак, речь пойдет о Bombardment Aircraft Rocket , реактивной авиационной бомбе, известной под аббревиатурой BOAR.
Нужно сказать, что применение тактических ядерных боеприпасов реактивными истребителями-бомбардировщиками в 50-х годах выглядело следующим образом: ИБ-носитель выполнял при подлете к цели полупетлю, сброс спецбоеприпаса производился в расчетной точке траектории. Процесс был автоматизирован, использовалась система LABS (Low Altitude Bombing System — система бомбометания с малых высот), которая расчитывала точку сброса бомбы во время выполнения маневра.
Все это было очень замечательно, но для флота имелись свои проблемы с носителями. На начало 50-х основу авианосных сил составляли авианосцы типа "Эссекс". Более крупные "мидуэи" были заняты под стратегические носители — "нептуны" и "сэвиджи" (да и тех несли ограниченно). Основная же масса ударных самолетов корабельного базирования была представлена поршневыми AD-4 "Скайрейдер".
В принципе, была разработана модификация самолета AD-4B, расчитанная на сброс бомб с кабрирования.
Но, как я полагаю, ввиду небольшой (сравнительно с реактивными ИБ) скорости не удавалось забросить спецбоеприпас на безопасную для носителя дистанцию. Проблема требовала решение — и решение было найдено в виде оснащения ядерной бомбы (за основу взяли Мк-7) твердотопливным реактивным ускорителем.
Головным разработчиком системы являлся Научно-исследовательский артиллерийский центр (Bureau of Ordnance, отсюда второй вариант расшифровки аббревиатуры названия боеприпаса — реактивная бомба разработки указанного центра), ядерный заряд поставляла Лос-Аламосская лаборатория, корпус и хвостовое оперение — фирма "Дуглас". В процессе проектирования рассматривались четыре варианта ракеты BOAR: сверхзвуковая с ГЧ W-12, дозвуковая с W-12, сверхзвуковая с W-7 и дозвуковая с W-7 Летом 1952 г. для дальнейшей разработки был принят последний вариант, которому присвоили официальное наименование 30,5-дюймовая ракета Mk.1 Mod.0. На вооружение принята в 1956 г. В общей сложности произведено 225 единиц.
Предельная дальность пуска BOAR составляла 12 км (правда неизвестна высота пуска и КВО на такой дальности)., мощность заряда W-7 регулировалась от 10 до 70 Кт тротилового ээквивалента.
Корпус ракеты имел диаметр 775 мм и длину 4650 мм, хвостовое оперение состояло из четырех плоскостей, выполненных из сотовых панелей. При подвеске под самолёт нижние две плоскости смещались электромоторам в положение, близкое к горизонтальному. В носовой части перед ядерным зарядом устанавливались четыре ударных взрывателя и механизм автоматизированной установки уранового ядро, позади заряда — блоки автоматики подрыва и таймеры.
Полная масса ракеты BOAR составляло 1225 кг, твердотопливный двигатель (разработанный специально для BOAR) запускался через 0,5 с после сброса и развивал тягу 6800 кгс в течение 3 с. В конце активного участка траектории ракета развивала скорость 215 м/с.
Взрыв происходил по сигналу от таймера или ударного взрывателя. В автоматике подрыва предусматривались четыре режима роботы:
— полёт по траектории свободно-падающей бомбы, наземный взрыв от ударного взрывателя;
— полёт с включением РДТТ, наземный взрыв от ударного взрывателя;
— полёт с включением РДТТ, воздушный взрыв по сигналу от таймера, запускаемого в момент сброса ракеты;
— полёт с включением РДТТ, воздушный взрыв по сигналу от таймера, запускаемого в момент включения системы LABS и начало манёвра кабрирования.
В последних двух режимах ударные взрыватели служили резервом но случай отказа автоматики подрыва.
В принципе, использовать реактивную бомбу можно было с любых корабельных ИБ оснащенных соответствующим узлом подвески и системой LABS (см. картинку на заставке), но основным носителем являлся доработанный палубный штурмовик AD-4B.
Следует добавить пару моментов. Принятие на вооружение BOAR виделось временной мерой, до поступления специализированного носителя флотского ТЯО (а конкретно — бомбы Мк-7) — палубного штурмовика A4D "Скайхок". Вторым моментом является то, что с 1959-го на вооружение стала массово поступать управляемая ракета AGM-12 «Bullpup», в т.ч. и с ядерным оснащением, а её применение было несколько удобнее.
По мере списания из состава палубной авиации поршневых "скайрейдеров" необходимость в неуправляемых ядерных ракетах отпала, и в 1963-м году BOAR были официально сняты с вооружения.
Источники:
Цикл статей "Главный калибр боевой авиации: дерное оружие первого поколения" К. Кузнецова и Г. Дьяконова, журнал "Авиация и космонавтика", № 3-7 за 2013 г. (оттуда-же большинство фотографий).
Не обошлось без помощи Гугла.