BGM-109 «Tomahawk»: самая классическая крылатая ракета (часть 2)

8

Часть первая
BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

Содержание:

Все ракеты семейства “Томагавк” обозначаются альфанумерическим кодом формата BGM-109, где первая литера обозначает пусковую платформу (“B” – мультиплатформенная, “R” – надводные корабли, “U” – подводные лодки, “A” – самолеты), литера “G” обозначает назначение (поражение наземных целей), и литера “М”, соответственно, управляемую ракету (missile). Число “109”, это порядковый номер проекта в сквозной номенклатуре американских ракетных программ. Конкретная модель обозначается буквенным обозначением после номера.

Таксономия “Томагавков” представляет собой определенную сложность. Некоторые обозначения моделей последовательно использовались для разных (нереализованных) проектов. Существуют также модификации (обозначенные как Block), обычно охватывающие сразу несколько моделей ракеты.

МОДЕЛИ МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ

Следует учитывать, что версии RGM (для надводных кораблей) и UGM (для подводных лодок) имеют различия в конструкции и не взаимозаменяемы.

BGM-109A TLAM-N (Tomahawk Land Attack Missile – Nuclear) – базовая версия ракеты, принятая на вооружение второй (ввиду более комплексного процесса сертификации) в марте 1983 года.

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

Первая модификация ракеты была стратегическим оружием, предназначенным для доставки ядерной боевой части на максимальную дальность. Почти три четверти ее объема занимали топливные баки, обеспечивающие предельную дальность полета в 2500 км. Система управления была ограничена комбинацией INS/TERCOM, поскольку ядерной боевой части не требовалась идеальная точность попадания.

Вооружалась BGM-109A компактной термоядерной боевой частью W80, имевшей две установки мощности: 5 килотонн (чисто ядерная, без участия термоядерного топлива) и 150 килотонн (термоядерная). Такое варьирование позволяло использовать ракету как для тактических целей – нанесение ядерных ударов вблизи линии фронта – так и для поражения стратегических объектов. Сама боевая часть весила всего 130 кг.

BGM-109B TASM (Tomahawk Anti-Ship Missile) – специализированная противокорабельная версия ракеты, принятая на вооружение в 1982 году.

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

Предназначенная для поражения неприятельских кораблей в открытом море, TASM не оснащалась системой TERCOM. Вместо этого в ее удлиненной секции наведения располагалась радиолокационная ГСН AN/DSQ-28, “позаимствованная” от противокорабельной ракеты RGM-84 “Гарпун”. В качестве боевой нагрузки, переднюю секцию фюзеляжа занимала осколочно—фугасная 454-кг боевая часть WDU-25/B (заимствованная со списанных ракет AGM-12B “Буллпап”) с полубронебойной стальной оболочкой.

Дальность действия TASM была ограничена 450 км – как из-за большого веса фугасной БЧ и меньшего запаса топлива, так и по практическим соображениям. Ввиду дозвуковой скорости ракеты полет на максимальную дальность и так занимал около получаса. За это время, цель – неприятельский корабль – могла сильно сместиться. Поэтому прибыв в заданный район, TASM набирал высоту, переводил ГСН в поисковый режим, и начинал летать “змейкой”, обшаривая море в поисках цели. Заметив цель, ракета переводила ГСН в режим сопровождения, снижалась до уровня моря и выходила в атаку, при этом выполняя несколько случайных маневров для введения ПВО цели в заблуждение.

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

С появлением TASM, американский флот наконец-то нейтрализовал преимущество в дальности советских тяжелых ПКР вроде П-500 “Базальт” и П-700 “Гранит”. Дополнительным преимуществом было то, что TASM совершал весь полет на малой высоте, и не мог быть обнаружен корабельными радарами вплоть до выхода в атаку. Однако, ракета имела важный недостаток – отсутствие системы “свой-чужой”, что делало затруднительным ее применение в присутствии нейтральных или дружественных кораблей рядом с целью. Кроме того, заимствованные от “Гарпуна” алгоритмы наведения не позволяли TASM более сложную селекцию целей, чем выбор самой крупной в группе. ВМФ США планировал решить эту проблему, добавив на TASM канал связи с палубным вертолетом корабля-носителя – который мог бы идентифицировать нужную цель своим радаром и координировать ракетную атаку – но вскоре после окончания Холодной Войны, ракеты TASM были сняты с вооружения и переделаны в TLAM-C Block III.

BGM-109C TLAM-C (Tomahawk Land Attack Missile – Conventional) – версия ракеты с конвенционной боевой частью, принята на вооружение в 1986 году.

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

Это была первая версия ракеты, оснащенная системой наведения DSMAC для точного поражения конкретных целей. Ее секция наведения сохраняла удлиненную форму (как TASM), но большую ее часть теперь занимала аппаратура точного самонаведения: блок DSMAC, высокочувствительная камера и стробоскопический прожектор. Ранние образцы ракеты оснащались системой DSMAC Block II, использовавшей аналоговую обработку изображения.

TLAM-C оснащалась 450-кг осколочно-фугасной боевой частью (такой же, как на TASM). Однако передняя секция фюзеляжа была устроена иначе, представляя собой дополнительный топливный бак, внутри которого размещалась боеголовка. За счет этого удалось увеличить запас топлива, и довести дальность полета до 1250 км.

Версия ракеты Block II имела единственный режим атаки — горизонтальный полет с плавным снижением. Таким образом, ракета всегда поражала цель в боковую проекцию, что было не слишком-то удобно.

BGM-109C TLAM-C Block IIA – модифицированная версия ракеты, принятая на вооружение в 1988 году. Оснащалась полностью цифровой DSMAC Block IIA, имевшей большую эффективность обработки изображения.

Воздушный подрыв "Томагавка" над защищенной целью

Воздушный подрыв «Томагавка» над защищенной целью

Версия Block IIA могла выполнять два дополнительных режима атаки: подскок с последующим пикированием (поражение цели сверху) и воздушный подрыв при пролете над целью (для максимизации площади осколочно-фугасного поражения).

BGM-109C TLAM-C Block III – капитальная модернизация базовой TLAM-C, предпринятая в конце 80-ых. Первые образцы поступили на вооружение в 1993 году. Все ракеты предыдущих версий (как и ракеты TASM) были переделаны в стандарт Block III к началу 2000-ых.

Ракеты версии Block III были первой модификацией, получившей систему спутниковой навигации на основе многоканального приемника системы GPS (в то время NAVSTAR). Это позволило не только повысить точность наведения, но и значительно упростить планирование полетного задания. Была также значительно усовершенствована навигация по TERCOM/DSMAC – как за счет улучшения электроники, так и за счет оптимизации программного обеспечения.

Устаревшую 450-кг боевую часть заменили на современную осколочно-фугасную боевую часть WDU-36/B в титановом корпусе, обеспечивавшую тот же поражающий эффект при меньших габаритах и весе всего 340 кг. За счет этого – а также улучшения двигателя — удалось увеличить запас топлива и довести дальность полета ракеты до 1600 км.

BGM-109D TLAM-D (Tomahawk Land Attack Missile – Dispenser) – версия ракеты Block IIB с кассетной боевой частью. Поступила на вооружение в 1988 году.

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

Боевая часть ракеты состоит из двадцати четырех контейнеров с многоцелевыми суббоеприпасами. Двадцать два контейнера несут по семь суббоеприпасов, и два оставшихся по шесть (ввиду геометрических ограничений). Всего, таким образом, TLAM-D несет 166 многоцелевых суббоеприпасов BLU-97/B Combined Effect Bomb (англ. Бомба Комбинированного Действия): каждый такой суббоеприпас состоит из кумулятивного заряда (для поражения бронетехники), окруженного насеченной оболочкой из закаленной стали (для осколочного поражения живой силы) и надетого сверху циркониевого кольца (для зажигательного эффекта).

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

Наружная обшивка боевого отделения у TLAM-D частично отсутствует, и контейнеры суббоеприпасов опустошаются прямо за борт ракеты. Сброс осуществляется попарно, с правого и левого борта. В зависимости от заложенной программы TLAM-D может сбросить всю нагрузку разом на одну цель – а может сбросить только заданную часть, и проследовать к следующей цели. Всего, может быть последовательно атаковано до пяти целей.

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

Основной задачей “Томагавков” TLAM-D является поражение “мягких” целей – скоплений войск и боевой техники, складов, ремонтных баз и позиций ПВО. Из-за значительного веса боевой части и ухудшенной аэродинамики, дальность полета ракеты не превышает 870 км.

* TLAM-D Carbon Filament — модификация под суббоеприпасы BLU-114/B, снаряженные графитовыми нитями и предназначенные для вывода из строя воздушных линий электропередач. Пролетая над линиями ЛЭП, ракета могла создать множество коротких замыканий, парализующих электросистему — но при этом не причиняя трудновосстановимого ущерба.

* TLAM-D Block III – модификация под стандарт Block III (оснащение системой навигации GPS) для TLAM-D. На вооружении с 1993 года.

BGM-109E (не поступил на вооружение) – планировавшаяся модификация TASM, с добавлением идентификатора “свой-чужой” и канала связи с носителем.

BGM-109F (не поступил на вооружение) – планировавшаяся модификация TLAM-D, предназначенная для поражения аэродромов. Должна была снаряжаться 24 стреловидными бетонобойными суббоеприпасами BLU-106/B. Оснащенные ракетными ускорителями, суббоеприпасы должны были в падении пробивать бетон летной полосы и взрываться под ним, создавая масштабное растрескивание. На вооружение не поступила, так как BLU-106/B оказались слишком дорогими для серийного производства.

BGM-109E TMMM (Tomahawk Multi-Mode Missile – не поступил на вооружение) – инициированная в 1994 году программа создания “универсального Томагавка” следующего поколения, призванного заменить как TLAM-C так и TASM. Первоначально обозначалась как Tomahawk Block IV TBIP (Tomahawk Baseline Improvement Program).

Ракета должна была иметь возможность поражать как наземные цели, так и корабли в море. Для этого ее предполагалось оснастить дополнительной головкой самонаведения – либо фотоконтрастной на основе инфракрасной цифровой камеры, либо радиолокационной на основе РЛС миллиметрового диапазона. Канал спутниковой связи с носителем обеспечивал возможность точной идентификации цели перед атакой и возможность перенацеливания ракеты в полете.

Проект TMMM считался чрезвычайно перспективным, но высокая стоимость разработки и значительная запланированная стоимость единицы привели к тому, что флот потерял интерес к TMMM, и прекратил работы над ней в мае 1996 года.

BGM-109H TMMM (Tomahawk Multi-Mode Missile – не поступил на вооружение) – планировавшаяся версия TMMM с бетонобойной боевой частью, предназначенной для поражения подземных бункеров и защищенных заглубленных сооружений.

BGM-109E TacTom (Tactical Tomahawk) – современная версия ракеты, разработанная в 1988 году для замены отмененной программы TMMM. Принята на вооружение в 2004 году.

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

Основной целью программы “Тактического Томагавка” было сделать ракету пригодной для решения тактических задач на поле боя – поражения целей в непосредственной близости от своих войск. Это требовало как усовершенствовать контроль над действиями ракеты, так и существенно снизить ее стоимость за единицу.

Первая задача была решена путем установки двустороннего помехоустойчивого канала спутниковой связи, обеспечивающего взаимодействие ракеты и носителя в полете. Память ракеты была расширена таким образом, чтобы включать до 15 предварительно запрограммированных целей. Оператор в любой момент мог вмешаться в полет ракеты, приказав ей переключиться с одной цели на другую – или же задать новую цель как набор координат GPS.

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

Вторую задачу – удешевление ракеты – удалось решить путем замены двигателя на существенно более простой и дешевый Williams F415-WR-400/402, а также изменением ряда деталей в конструкции. Количество стабилизаторов сократили с 4-ех до 3-х (двух горизонтальных и одного вертикального под корпусом). Фюзеляж ракеты сделали более легким и менее прочным: хотя это и не сказалось на ее летных характеристиках, но привело к невозможности запуска “Тактического Томагавка” через торпедные аппараты подводных лодок (облегченный корпус не выдерживал нагрузки от “водяного поршня”). Однако, ракеты этого типа все еще могут запускаться с подводных лодок через вертикальные пусковые шахты Mk-45 с оснащенных таковыми подлодок типа “Лос-Анджелес” Flight II/III (лодки серии Flight I не несут ВПУ), и типа “Вирджиния”.

В результате всех этих мер удалось сократить стоимость ракеты с 1.1-1.5 миллиона долларов до 0,5-0,75 миллиона долларов. Такое удешевление позволило значительно расширить список целей, по которым осмысленно применять “Томагавки”.

BGM-109E TacTom Block IV – версия BGM-109E с добавленным режимом барражирования в районе цели. Ракета летает туда-сюда, снимая местность под собой камерой DSMAC и пересылая снимки по спутниковой связи оператору. На основании анализа снимков оператор точно идентифицирует цель и принимает решение: продолжить ли атаку на исходно выбранную, или направить ракету к другой цели (например, если исходная цель уже оставлена неприятелем). Этот режим “ручного управления” позволяет использовать “Томагавк” для непосредственной поддержки войск, атакуя цели прямо на линии фронта.

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

BGM-109E TacTom Block V – наиболее современная модификация ракеты, предназначенная для поражения широкого спектра наземных и морских целей. Поступила на вооружение в 2021 году.

На модификации Block V, был применен широкий спектр инновационных решений и концепций, прорабатывавшихся для “Томагавка” с начала 2010-ых. С целью снижения технологических рисков и скорейшего освоения ракеты промышленностью, было решено вводить изменения в нескольких последовательных итерациях:

· Block V (базовый) – находящаяся в данный момент в ограниченном производстве версия, на которой внедрены навигационная и коммуникационная системы нового поколения.

· Block VA – проходящая испытания версия ракеты, способная поражать как наземные, так и морские цели (в т.ч. движущиеся корабли). Оснащается новой ГСН, использующей миллиметровый радар в активном и пассивном режиме для поиска и идентификации целей. Вероятно, новая ГСН будет также использоваться как дополнение DSMAC при поиске наземных целей.

Поражение корабля-мишени в море

Поражение корабля-мишени в море

· Block VB – разрабатываемая версия ракеты, которая будет оснащена мультифункциональной боеголовкой JMEWS (англ. Joint Multi-Effects Warhead System). Состоящая из двух компонентов – ведущего кумулятивного и сопровождающего пенетрационного – эта боевая часть может использоваться и против “мягких” целей, и против заглубленных сооружений.

В первом случае, оба компонента подрываются одновременно для максимизации фугасного действия. Во втором случае, в момент контакта с целью срабатывает кумулятивный заряд, который пробивает брешь в толще бетона: в эту брешь входит пенетрационный заряд, и подрывается с задержкой. По результатам испытаний, система в состоянии преодолеть более 10 метров железобетона, и полностью разрушить преграду.

В финальной итерации, ожидаемой к 2023 году, ВМФ США рассчитывает получить универсальное оружие, способное применяться против любых тактических и стратегических целей. Интерес к проекту проявил и Корпус Морской Пехоты США, рассматривающий возможность применения “Томагавков” с мобильных установок на островных и береговых плацдармах.

BGM-109H TTPV (Tactical Tomahawk Penetrator Variant) – версия TacTom, оснащенная бетонобойной боевой частью. На вооружении с 2005 года.

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

Эта версия ракеты отличается только установкой пенетрационной бетонобойной боевой части WDU-43/B, в особо прочном стальном корпусе. Ее назначением является поражение (из пикирования) заглубленных сооружений, подземных бункеров, железобетонных укрытий для техники и т.д.

МОДЕЛИ НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ

В начале 80-ых, ВВС США приняли “Томагавк” на вооружение как стратегическую крылатую ракету наземного базирования. Официально в USAF она обозначалась как GLCM (англ. Ground-Launched Cruise Missile) “Грифон” и развертывалась в Европе как быстрый и дешевый ответ на новые советские баллистические ракеты средней дальности РСД-10 “Пионер”.

Развертывание “Грифонов” проводилось на колесных пусковых трейлерах, по четыре ракеты на установке. Батарея состояла из четырех пусковых установок (т.е. суммарно 16 ракет) и двух командных трейлеров (включавших аппаратуру для установки полетного задания). Четыре батареи составляли ракетную эскадрилью, находившуюся в подчинении конкретного ракетного крыла.

В мирное время, “Грифоны” стояли в заглубленных железобетонных укрытиях, готовые к немедленному рассредоточению по тревоге. В период напряженности, пусковые установки рассредотачивались по сельской местности и тщательно маскировались.

BGM-109G GLCM “Gryphon” — единственная состоявшая на вооружении наземная версия. Принята на вооружение в 1983 году.

По сути, “Грифон” представлял собой стандартную RGM-109A TLAM-N с минимальными доработками под наземное базирование. Единственным значимым отличием была боеголовка. “Грифон” оснащался термоядерной боевой частью W84, с регулируемой мощностью (за счет установки количества нейтронных инициаторов) от 0,2 и до 150 килотонн. Дальность полета ракеты была чуть выше “оригинала”, достигая 2750 км.

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

Всего на позициях в Великобритании, Бельгии, Германии и Италии в 1983-1988 было развернуто 6 ракетных крыльев, общим числом в 400 ракет “Грифон”. С подписанием договора о запрете ракет малой и средней дальности между США и СССР в 1987 году, все “Грифоны” были сняты с вооружения и демонтированы к 1991 году.

В настоящее время, Корпус Морской Пехоты США экспериментирует с идеей запуска ракет Tactical Tomahawk Block V с наземных пусковых установок.

МОДЕЛИ ВОЗДУШНОГО БАЗИРОВАНИЯ

Еще на этапе испытаний “Томагавка”, обсуждалась возможность адаптировать эту ракету для ВВС США. Такая унификация представлялась достаточно выгодной. Однако, в USAF этот вопрос стал камнем преткновения между сторонниками переоборудования в ракетоносцы стратегических бомбардировщиков B-52 (отстаивавшими ракету AGM-86 ALCM), и сторонниками специализированных самолетов-ракетоносцев на базе гражданских авиалайнеров (выступавшими за воздушную версию “Томагавка”, AGM-109). В итоге, первая группа взяла верх, и от идеи воздушного пуска “Томагавка” отказались – на время.

AGM-109A – версия базовой TLAM-N для запуска с самолетов. Предназначалась для ношения на барабанной внутренней подвеске носителей. Проиграла конкурс более специализированной авиационной AGM-86 ALCM и не поступила на вооружение.

1BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

MRASM (Medium-Range Air-to-Surface Missile) – инициированная в 1980-ом году программа создания авиационных крылатых ракет на базе “Томагавка”. Разрабатывалась совместно ВВС и ВМФ США. Ввиду различных требований к носителям – особенно жестким для палубных самолетов флота – предполагалось, что на общей базе “Томагавка” будут созданы отдельные версии ракеты воздушного запуска для ВВС и отдельные для флота.

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

Ракеты семейства MRASM имели ряд отличий от “классических” “Томагавков”. Первым было использование более дешевого турбореактивного двигателя Teledyne CAE J402-CA-401. Вторым – замена дорогостоящей инерциальной платформы LN-35 на дешевую версию с лазерным гироскопом. Обсуждалась возможность перенести весь блок наведения в кормовую часть, чтобы высвободить носовую под модульный отсек вооружений, но в итоге от этой идеи отказались.

Версии для флота были укорочены примерно на метр, несли более легкую БЧ и имели меньшую дальность полета. Это было связано с необходимостью размещать их на подъемниках вооружений авианосцев, имевших ограниченные габариты. Также, версии для флота имели не обычное прямое, а скошенное назад стреловидное крыло – чтобы компенсировать смещение центра тяжести укороченной ракеты.

Программа не пользовалась особой популярностью со стороны ВМФ, который опасался излишних расходов и считал, что итоговая ракета будет слишком дорогой для массового использования. ВВС США также не проявили особого энтузиазма, и в 1984 году проект был закрыт. Ни одна предложенная модификация ракеты не поступила на вооружение.

BGM-109 "Tomahawk": самая классическая крылатая ракета (часть 2)

AGM-109C MRASM – ракета воздушного пуска для ВМФ США. Должна была оснащаться 454-кг фугасной боевой частью WDU-25/B.

AGM-109H TAAM (Tactical Anti-Airfield Missile) – противоаэродромная ракета воздушного пуска для ВВС. Должна была оснащаться 28 противоаэродромными суббоеприпасами BLU-106/B BKEP для поражения бетонных летных полос.

AGM-109J – точная информация отсутствует. Вероятно, вариация с кассетной боевой частью для ВМФ. Работы были прекращены на очень ранней стадии.

AGM-109I – базовый проект ракеты, оснащенной помимо обычной навигационной системы DSMAC/TERCOM еще и фотоконтрастной головкой самонаведения на базе инфракрасной телекамеры. Предназначалась для поражения как наземных целей, так и кораблей в море. В дальнейшем разделился на AGM-109K (для ВВС) и AGM-109L (для флота).

AGM-109K – версия для ВВС, оснащенная фотоконтрастной инфракрасной головкой самонаведения от ракеты Maverick и двусторонним каналом связи с носителем. Должна была нести 454-кг осколочно-фугасную боеголовку WDU-25/B.

AGM-109L – версия для ВМФ, оснащенная фотоконтрастной инфракрасной головкой самонаведения от ракеты Maverick и двусторонним каналом связи с носителем. Должна была нести 295-кг фугасно-кумулятивную боеголовку WDU-7/B.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/239187.html

The same Fonzeppelin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account