Белорусско-украинский ЗРК Т-38 «Стилет»
13
На информацию об этом ЗРК малой дальности я наткнулся в комментариях к посту в ЖЖ http://strangernn.livejournal.com/279823.html, посвященному раннему варианту ЗРК «Оса». Так что прошу любить и жаловать, Т38 «Стилет».
Весьма интересная машина, по сути своей являющаяся глубоко модернизированным ЗРК «Оса» с новыми ракетами. Модернизация проведена белорусским обьединением «Тетраэдр».
Собственно, все и начиналось с модернизации советского ЗРК дивизионного звена ПВО «Оса» АКМ. Полученный в итоге комплекс «Оса-1Т» был оснащен новой электроникой, что повысило помехозащищенность и позволило повысить эффективность по неприятельским высокоточным боеприпасам; за счет внедрения оптико-электронной станции удалось повысить канальность комплекса. Кроме этого элементы ЗРК могли размещаться на новом шасси МЗКТ 69222.
Очередным этапом модернизации, который по сути привел к созданию нового комплекса, стало использование новой зенитной управляемой ракеты (ЗУР) Т-382, разработанной киевским КБ «Луч» (из имеющейся информации несовсем понятно, разработана ли ракета в целом, или речь идет только о системе управления ракеты — ГСН и приводы).
Но немного подробнее о ЗРК Т-38 «Стилет».
ТТХ:
Максимальная наклонная дальность поражения целей 20 км
Высота поражения 0,025 – 10 км
Максимальный курсовой параметр поражаемых целей 10 км
Максимальная скорость поражаемых целей 900 м/с
Вероятность поражения цели одной ЗУР 0,90
Минимальная ЭОП обнаруживаемых целей 0,03 м²
Время свертывания / развертывания 5 мин
Общий срок эксплуатации ЗРК 25 лет
В состав ЗРК Т38 «Стилет» входят боевые и технического средства.
Состав боевых средств:
боевая машина (БМ) Т381;
зенитные управляемые ракеты (ЗУР) Т382.
Состав технических средств:
транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) Т383;
юстировочная машина (ЮМ) Т384;
машина технического обслуживания (МТО) Т385;
автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция (АКИПС) Т386;
комплект наземного оборудования (КНО) Т387.
БМ Т381 выполнена на шасси МЗКТ 69222. В отличие от шасси БАЗ-5937, использовавшегося в ЗРК «Оса», оно не является амфибийным, зато имеет возможность изменять клиренс. БМ оснащено средствами навигации, топопривязки, связи, жизнеобеспечения и электропитания комплекса.
Машина является авиатранспортабельной (самолетом Ил-76).
Рассчет машины составляет три человека.
В состав БМ Т-381 входят радиолокационные станции обнаружения и сопровождения цели (СОЦ и ССЦ), двухканальная станция визирования ракет (СВР) и двухканальная станция передачи команд (СПК), конструктивно обьединенных с пусковыми в виде антенно-пускового устройства (АПУ); цифровой вычислительный комплекс завязанный на автоматизированные рабочие места (АРМ). Также имеется комбинированная оптико-электронная система (ОЭС) с теле- и тепловизионными каналами, а также лазерным дальномером.
Состав АПУ: 1) СОЦ, 2) ССЦ, 3) СВР, 4) СПК, 5) Система стартовой автоматики и пусковое устройство, 6) ОЭС.
Дальность обнаружения цели РЛС комплекса на высоте 5000 м. составляет 40 км., на высоте 50 м. 27 км, одновремеено СОЦ может обнаруживать 48 целей; дальность сопровождения цели ССЦ 28 км; ОЭС способна обнаруживать цель типа МиГ-29 на дистанции 30 км. по телевизионному каналу и на 35 км. по тепловизионному, а брать на сопровождение соответственно на 20 и 22 км.
Комплекс двухканален по ЗУР (способен производить пуск по одной цели двух ракет залпом) и, за счет наличия ОЭС имеет возможность одновременно обстреливать две цели.
АРМ соответственно тех видов: начальника расчета, оператора поиска и оператора наведения.
ЗУР Т-382 имеет следующие характеристики:
Причем существуют изображения двух вариантов ракет, по схеме «утка» и нормальной аэродинамической схемы.
Нужно сказать, что если ЗУР-«утка» напоминает ракету 9М335 ЗРК «Панцирь», то «нормальный» вариант аналогов не имеет (разве-что немного походит на ракету воздух-воздух дальнего действия Р-33, но это мое субьективное мнение — doktorkurgan).
Технические средства комплекса выполнены на полноприводном шасси КАМАЗ, и включают в себя:
Транспортно-заряжающую машину Т-383
Юстировочную машину Т-384
Машину технического обслуживания Т385 (техобслуживание и текущий ремонт).
Автоматизированную контрольно-испытательную подвижную станцию Т-386 (контроль состояния ЗУР).
Комплект наземного оборудования Т-387 выполнен в возимом варианте (контейнеры), перевозится на бортовых автомобилях.
Батарея ЗРК управляется по принципу «ведущий/ведомый», где командир батареи выполняет роль ведущего, а начальники рассчетов — ведомых. Работа батареи ведется в единой сети, АРМ-ы получают информацию в реальном масштабе времени через радиомодемы. Процесс управления противовоздушным боем батареи автоматизирован. В случае выведения БМ «ведущего» из строя, её роль берет на себя любая другая машина батареи. Кроме того (подозреваю — doktorkurgan) ЗРК «Стилет» может быть увязан при помощи автоматизированных систем управления в единую сеть с другими комплексами (более дальнобойными), что позволяет выстраивать эшелонированную ПВО.
Резюмируя, можно сказать, что при достаточно небольших затратах удалось создать комплекс, близкий по возможностям к российскому ЗРК «Панцирь», имеющий неплохой экспортный потенциал (в силу своего модернизационного характера) в отношении стран, располагающих ЗРК «Оса».
Основная информация взята отсюда: http://www.tetraedr.com/production/production_war/detail.php?ID=11
часть фоток взята с форума на guns.ru
Не обошлось без помощи гугла.
В заключение небольшой видеоролик (правда несмотря на то, что в нем ЗРК называют «Стилетом», показывают «Осу-1Т»; разработчик на своем сайте подчеркивает, что ЗРК «Стилет» — это «Оса-1Т», вооруженная ЗУР Т-382 )