2

 

Мелькнула мысль: а если бы крейсеров типа "Жемчуг" в составе 2ТЭ было не 2 штука (собственно "Жемчуг" и "Изумруд", "Алмаз" за полноценный крейсер не считается), а штук 6 и они смогли бы отбить нападения японских миноносцев? На результаты самого сражения это влияет мало ("Бородинцы" и "Ослябя" – жертвы арт. огня, а не торпед), а вот на людскую историю…. Варианты практически не просчитываются.

Азартная серия

Но вместо альтернативы про 6 "жемчугов", вспомнил, что у коллеги Андрей Толстой есть подходящий крейсер.

Азартная серия

И почему бы не появились еще 6 легких крейсеров?

(Прямое копирование текста Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIX. Клипера нового строя)

***До 1892 года программа строительства «малых» крейсеров в России просто отсутствовала. Считалось, что «малые» крейсера в силу своих размеров имеют малый запас топлива для обеспечения достаточной дальности, низкую мореходность и неудовлетворительную устойчивость «артиллерийской платформы». Главный упор делался на строительство крейсеров с водоизмещением 6 тыс. тонн и выше.

В 1889 году в Великобритании был принят «Акт о морской обороне», по которой в Англии закладывались 29 новых бронепалубных крейсеров II и III рангов. Такая «активность» англичан не прошла мимо Р.В. Хорошихина.

В 1890 году ГМШ возглавил адмирал Р.В. Хорошихин. Сразу после своего вступления в должность он подал на высочайшее имя докладную записку о выделении средств на постройку крейсеров для учебного отряда. По мнению Хорошихина – «Такой отряд в мирное время давал бы резерв дельных офицеров и команд нижних чинов для перворанговых кораблей, а в военное время, сочетая в себе качества канонерской лодки и крейсера, выполнял бы задачи возложенные на них». В своей докладной записке Хорошихин упирал на то, что «в настоящее время российский флот имеет значительное количество устаревших канонерских лодок, а также паровых корветов, несущих малое вооружение, но значительную парусную оснастку». По мнению адмирала Хорошихина, по мере готовности «малых» крейсеров они должны будут со временем заменить устаревшие канонерское лодки и парусные клипера, тем самым дав казне экономию, а также офицеров и команды, подготовленные на более совершенных кораблях. По мнению адмирала Хорошихина, общее число таких крейсеров не должно было превышать 10 шт.

В 1892 году в Российском императорском флоте произошли два значительных события. Адмирал Хорошихин был назначен морским министром, а Александр III принял «10-летнюю чрезвычайную программу строительства флота». По этой весьма амбициозной программе Россия должна была до 1902 года построить 30 броненосцев, 14 «больших» крейсеров и 22 «малых» крейсера. С 1892 по 1902 только на строительство флота предполагалось истратить 600 млн. руб. Но, несмотря на грандиозность замыслов, Александр III был не чужд приступам экономии и даже скаредности. Программа строительства «учебных» крейсеров была урезана до 10, а затем об учебных кораблях и вовсе "забыли".

* * *

А между тем события неслись галопом – на Дальнем Востоке стремительно набрала силу Япония, и военное решение пока еще мирного противостояния было очевидным. Каждая из сторон рассчитывала на свою победу…. и то, что война начнется именно по её инициативе (что в конце концов так и произошло).

Готовясь к войне, МГШ не мог не заметить, что японский флот превосходит русский флот в количестве миноносцев (как равного класса, так еще есть и малые номерные миноносцы). Адекватный ответ был или в увеличении числа отечественных миноносцев, или качественном ответе – противостоять вражеским миноносцам должны были специальные противоминные корабли (минный крейсер, контрминоносец, истребитель).

Ответ было решено дать качественным – строительством противоминных кораблей, в количестве 7 штук. В 1901 году был заложен первый отечественный крейсер 3-го ранга (он же учебный крейсер) – "Алмаз".

Азартная серия

Водоизмещение – 1050 тонн. Размеры – 82,5×9,2×3,2 м. СУ – 2ПМ, 8ПК. Мощность – 9500 л.с. Скорость – 25,5 узла. Дальность хода – 2450 миль на 12 узлах. Запас топлива – 220 тонн угля. Бронирование: палуба – 20 мм, рубка – 25 мм, щиты орудий – 12 мм. Вооружение: 6×1×102/50-мм, 4×1×7,62-мм пулемета, 2×2×457-мм НТА

Азартная серия

Строя подобные корабли, чиновники считали, что убивают сразу трех зайцев: ведь появляются учебные корабли, минные крейсера и крейсера 3-го ранга. Другими словами, строящиеся корабли одновременно являлись кораблями двух классов – что неизбежно вело ко множеству смешных ситуаций (для кого как).

* * *

Примечание.

Хотя "Алмаз" и считался крейсером 3-го ранга, его небольшие размеры наводили некоторых чиновников на мысль, что что-то тут неправильно. Раз крейсер такой маленький, то надо считать его не крейсером 3-го ранга, а минным крейсером. А минный крейсер должен иметь не 102-мм орудия, а 75-мм.

Азартная серия

* * *

В 1902 году минный крейсер II класса "Алмаз" показал на сдаточных испытаниях скорость 25,8 узла. В 1903 году, ввиду возникших осложнений с Японией, "Алмаз" перевели на Дальний Восток. К удивлению многих 3-х ранговый крейсер отправили не в Порт-Артур, а во Владивосток.

В том же 1903 году началось строительство остальных шести крейсеров, продолжавших "драгоценную серию" – "Бирюза", "Сапфир", "Рубин", "Брильянт", "Золото", "Серебро".

Но по неясным причинам вся серия третьеранговых крейсеров получила азартные именования: "Игрок", "Флеш-рояль", "Казино", "Зеро", "Фортуна", "Джек-пот". Даже первенец серии – "Алмаз" – получил имя "Азарт".

Почему произошло такое наименование – неизвестно. Версий было множество:

– Крейсера строятся в счет выигрышных денег! Сторонники этой версии указывали на "конкретные источники" поступления денежных средств. "Брильянт" был выигран в казино, "Сапфир" – в карты, "Бирюза" – сыграла ставка "ноль"….. Естественно нашлись свидетели, которые утверждали, что офицеры строящихся крейсеров все выигранные деньги вкладывали в свой корабль.

– Крейсера строятся в счет спущенных денег! Великий князь тратил много сумм на азартные игры, а вот если бы он эти деньги бы потратил на флот, то были бы такие крейсера (сторонники этой версии скромно обошли вопрос "если деньги потрачены, то на что строили крейсера").

– Крейсера на самом деле водные казино! Якобы изначально было решено построить несколько плавучих казино, а чтобы все было в порядке, то все траты проходили именно как строительство крейсеров. Но что-то пошло не так – или строители не разобрали конкретный план, или еще какие были несуразности, но вместо плавучих казино оказались плавающие корабли.

– Виной всему орфографические и грамматические ошибки – "Алмаз"–"Азарт", а дальше кто-то додумал продолжение.

– Экипажи крейсеров имели страсть к азартным играм и украшали свои корабли атрибутами казино.

В общем версий много, какая из них правильная – неизвестно, но факт остался фактом – вместо правильных "драгоценных" названий почему-то прижились неправильные азартные.

 

Все 6 крейсеров III-ранга были включены в состав 2 Тихоокеанской эскадры, увеличив число крейсеров до 14 (18 единиц). Зато миноносцев была буквально пара – адмирал З.П. Рожественский считал, что миноносцам будет трудно выдержать длительный поход, вдобавок отечественные миноносцы как-то не показали себя в минных атаках.

Справедливость тяжелых условий для миноносцев была подтверждена еще до Африки – оба российских миноносца пришлось отправить домой.

Азартная серия

В Цусимском сражении "азартным крейсерам" отводилась роль как спасательных кораблей, так и роль кораблей противоминной обороны. Пришлось крейсерам 3-го ранга участвовать и в крейсерском бою. А японским крейсерам приходилось отвлекаться от первоочередных целей на своих малых противников.

Азартная серия

15 мая 1904 года русская эскадра под командованием Небогатова имеет не 4 броненосца и 1 крейсер, а 6 броненосцев ("Николай-1", "Апраксин", "Сенявин", "Орел", "Наварин", "Нахимов") и 4 крейсера. Естественно, с такими АИ-силами рассчитывать на противостояние с японским флотом не стоит, поэтому Небогатов решил сдаться. Вот только русские легкие крейсера пошли на прорыв, а на замыкающем крейсере "Адмирал Нахимов" были открыты кингстоны и поднят сигнал "Погибаю, но не сдаюсь"…..

Судьба других кораблей:

Броненосец "Сисой Великий" затонул ночью от многочисленных пробоин в носовой части (В РИ попадание торпед в корму привело к контркрену и выровняло корабль).

Крейсер "Флеш-рояль" снял экипаж с броненосца "Суворов". Вместе с крейсером "Дм. Донской" прибыл во Владивосток.

"Игрок" потопил 4 японских миноносца, когда в дело вмешалась карма или "справедливость" или рок. Игроки слишком увлеклись игрой (потоплением вражеских миноносцев), и не смогли вовремя остановиться (крейсер погиб от взрыва протаранив японский миноносец).

"Фортуна" и крейсер "Светлана" (получила иные повреждения) после боя с крейсерами "Нитайка" и "Отава" прибыли во Владивосток.

"Джек-пот" и "Казино" вместе с крейсером "Изумруд" прорвались во Владивосток.

Азартная серия

"Зеро" поврежден в бою, сдался с эскадрой Небогатова.

Ставка на азартные корабли как противоминоносные сыграла свою роль. Пусть заявленное количество 20 миноносцев (даже если не только миноносцы, но миноноски и минные катера) и не было подтверждено японцами, но то, что японский минный флот имел тяжелые потери – нет сомнений.

Азартная серия

Продолжение следует

Подписаться
Уведомить о
guest

30 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account